Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 15 июня 2010 г. № 02-10/78-10

Резолютивная часть решения оглашена 9 июня 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 15 июня 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии Бутенко И.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля монополистической деятельности,
члены Комиссии: Белова М.Н. - специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности, Блинов К.В. - специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности,
рассмотрев дело № 02-10/78-10 по признакам нарушения ООО "Копыловское ЖКХ" (634537, Томский район, п. Копылово, ул. Песчаная, 1) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило заявление (вх. № 1926 от 14.04.2010), в котором говорится о необоснованности включения строки "Подогрев ГВС" в счета-квитанции по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
К указанному заявлению были приложены копии счетов-квитанций за ЖКУ (март 2010 г.) Петровой Е.И., Голеженко Т.Ф., Нечунаевой Т.И., в которых исполнителем коммунальных услуг является ООО "Копыловское ЖКХ".
В счетах-квитанциях указана услуга: подогрев ГВС.
Изучив представленные для рассмотрения дела документы и информацию, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19.07.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области был проведен анализ рынка снабжения тепловой энергией в горячей воде в географических границах Копыловского сельского поселения, который показал, что ООО "Копыловское ЖКХ" на указанном рынке занимает доминирующее положение.
ООО "Копыловское ЖКХ", предъявляя к оплате услуги, не предусмотренные действующим законодательством, нарушает антимонопольное законодательство, а именно часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции", которая запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Злоупотребление доминирующим положением заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права другого хозяйствующего субъекта и (или) интересы других лиц, либо они вынуждены вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.
В данном случае ущемление интересов потребителей заключается в том, что они не получают необходимую и достоверную информацию о предъявляемых услугах, о ежемесячной фактической величине потребляемой услуги.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за указанные коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РФ № 307 издано 23.05.2006, а не 23.06.2006.

В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 № 307 (далее - Правила), под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно п. 15 Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ресурсоснабжающие организации обязаны предоставлять потребителям коммунальные услуги, тарифы по которым установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулирование тарифов на горячее водоснабжение осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно ст. 9 указанного Закона организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности (п. 2), которая согласовывается с органом регулирования, и последним устанавливаются соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса (п. 7).
В случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации необходимым для реализации ее производственной программы законом закреплено право органа регулирования произвести расчет тарифов самостоятельно (п. 5).
Кроме того, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия (п. 8 ст. 9).
Таким образом, предоставляя коммунальный ресурс - горячая вода, ООО "Копыловское ЖКХ", по информации Томского УФАС, как в 2009, так и в 2010 гг. за установлением тарифа на горячее водоснабжение в порядке, предусмотренном действующим законодательством, не обращалось.
В соответствии пунктам 2, 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, пунктам 3, 7, 19 и подпункту 1 пункта 1 приложения № 2 и Правил от 23.05.2006 № 307 для определения размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг, под которыми понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме.
На территории Копыловского сельского поселения решением Совета Копыловского сельского поселения № 13.2 от 29.12.2008 установлены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг на 2009 - 2011 г., согласно которым норматив на горячее водоснабжение в месяц установлен в размере 0,121 Гкал на человека.
Однако Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в пп. "а" пункта 7 определяют, что при выборе единицы измерения используются следующие показатели в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения - куб. метр на 1 человека.
Таким образом, выставление ООО "Копыловское ЖКХ", являющегося хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке тепловой энергии в горячей воде, в адрес потребителей такой коммунальной услуги, как "Подогрев ГВС", не предусмотренной действующим законодательством, тариф на которую в порядке, предусмотренном законом, не установлен, свидетельствует об ущемлении интересов потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В связи с тем, что по состоянию на 09.06.2010 ООО "Копыловское ЖКХ" продолжает выставлять населению Копыловского сельского поселения счета к оплате за жилищно-коммунальные услуги, включающие в себя не предусмотренную действующим законодательством РФ коммунальную услугу "Подогрев ГВС", основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать факт нарушения в рассматриваемых комиссией действиях ООО "Копыловское ЖКХ" части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО "Копыловское ЖКХ" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства РФ, а именно: ООО "Копыловское ЖКХ" необходимо исключить из квитанций за жилищно-коммунальные услуги, предъявляемые к оплате потребителям - населению Копыловского сельского поселения, строку "Подогрев ГВС", выставляя при этом коммунальную услугу горячая вода в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от от 23.05.2006 № 307.
3. Передать материалы дела № 02-10/78-10 специалисту Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель Комиссии
И.В.БУТЕНКО

Члены Комиссии:
М.Н.БЕЛОВА
К.В.БЛИНОВ

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru