Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 22 апреля 2010 г. по делу № 72-07/09

О нарушении антимонопольного законодательства

г. Челябинск
пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя  Сапрыкиной Н.В.  - заместителя   руководителя    Челябинского
Комиссии:                        УФАС России;
Членов        Соболевской Т.М. - начальника   отдела   контроля   торгов  и
Комиссии:                        органов власти Челябинского УФАС России;
              Федяниной М.А.   - ведущего    специалиста-эксперта    отдела
                                 контроля    торгов    и   органов   власти
                                 Челябинского УФАС России,

в присутствии:
<...>, представителя ИП М.Н.Б. и ИП Б.В.А. (доверенности № 112668 от 26.12.2009 и № 247153 от 13.10.2009);
<...>, представителя МУП "Мемориал" (доверенность № 11 от 11.01.2010);
<...>, представителя прокуратуры г. Челябинска (приказ № 87-к от 22.01.2010, удостоверение № 069929),
в отсутствие представителей Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям, Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Челябинска (далее - Управление) и ИП К.И.М., уведомленных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) из Прокуратуры г. Челябинска поступили материалы по обращению ИП М.Н.Б. (вх. № 8081 от 03.11.2009 и вх. № 8552 от 17.11.2009) и заявление ИП Б.В.А., ИП К.И.М., ИП М.Н.Б. (вх. № 8455 от 16.11.2009) на неправомерные действия МУП "Мемориал" по взиманию платы в размере 912 рублей за регистрацию захоронений.
На заседании Комиссии представитель ИП М.Н.Б. и ИП Б.В.А. (далее - заявители) поддержал доводы, изложенные в указанных заявлениях, а также пояснил, что Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям (далее - Комитет, ответчик) наделил МУП "Мемориал" функциями органа местного самоуправления, а также передал общественные кладбища в ведение предприятия. В результате этого, ответчиком созданы преимущественные условия для указанного хозяйствующего субъекта при осуществлении им деятельности по оказанию ритуальных услуг, в частности предприятию предоставлена возможность неправомерно взимать плату за регистрацию захоронений, безосновательно отказывать иным ритуальным компаниям в оформлении разрешений на захоронение и соответственно на копку могил на кладбищах г. Челябинска, иным образом препятствовать деятельности хозяйствующих субъектов-конкурентов на территории кладбищ.
Ответчик считает, что его действия по утверждению содержания положений Устава МУП "Мемориал" и передаче предприятию кладбищ "Сосновское" и "Фатеевское" правомерны. По мнению ответчика, наделение хозяйствующего субъекта статусом специализированной службы, передача ему в ведение общественных кладбищ, действия МУП "Мемориал" во взиманию платы за регистрацию захоронений также не нарушают требования законодательства Российской Федерации.
Согласно пояснениям представителя МУП "Мемориал", привлеченного к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица, предприятие согласно с доводами ответчика и также не признает нарушения. С 2008 года МУП "Мемориал" взимает с граждан плату за регистрацию захоронений в размере 912 рублей. По мнению МУП "Мемориал", предприятие вправе применять не утвержденные органом местного самоуправления тарифы при осуществлении им на кладбище своей хозяйственной деятельности, т.к. это предусмотрено Уставом. Регистрация захоронений не является функцией органа местного самоуправления и может осуществляться предприятием на платной основе.
Прокуратура г. Челябинска, привлеченная к участию в рассмотрении дела в качестве лица, содействующего рассмотрению дела, согласна с позицией заявителей, считает, что действия ответчика противоречат требованиям антимонопольного законодательства.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
На момент утверждения Устава МУП "Мемориал" (17.02.2006) действовал Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.1991 № 948-1, в ред. Федерального закона от 02.02.2006 № 19-ФЗ (далее - Закон о конкуренции № 948-1), Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) вступил в силу 26.10.2006. В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о конкуренции № 948-1, пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Частью 3 статьи 7 Закона о конкуренции № 948-1, действовавшего на момент утверждения Устава, запрещалось совмещение функций органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции также запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2 Закона о погребении.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 24 Устава г. Челябинска Администрация г. Челябинска (далее - Администрация) входит в структуру органов местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 4 статьи 36 Устава г. Челябинска Администрация организует предоставление ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
1. Как установлено статьей 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Указанная императивная норма исключает какое-либо еще ведение кладбищами. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена.
Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования (на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение). Иначе это нивелирует государственные гарантии о бесплатном предоставлении места для погребения каждому гражданину.
Системное толкование норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием передачи ему полномочий органа местного самоуправления. С целью реализации функций, закрепленных за органами местного самоуправления в сфере похоронного дела, органами местного самоуправления могут быть созданы муниципальные бюджетные учреждения, которые не будут осуществлять деятельность, приносящую им доход, т.е. не будут являться хозяйствующими субъектами в понимании пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, которые на безвозмездной основе будут осуществлять, в том числе выделение земельных участков для захоронений, инвентаризацию захоронений и обновление книг захоронений, регистрацию захоронений умерших в регистрационной книге, контроль за соблюдением порядка захоронений, установления режима работы на муниципальных кладбищах. При этом органы местного самоуправления будут координировать деятельность муниципальных бюджетных учреждений. Данный механизм работы позволит передать в соответствии с действующим законодательством земельные участки муниципальных кладбищ в ведение муниципальным бюджетным учреждениям. При отсутствии возможности создания муниципальных бюджетных учреждений, органами местного самоуправления функции в сфере похоронного дела должны осуществляться самостоятельно.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие является коммерческой организацией, следовательно, является хозяйствующим субъектом.
Согласно Распоряжению первого заместителя Главы Администрации г. Челябинска от 02.04.1996 № 384-К, муниципальные предприятия "Мемориал" и "Ритуальные услуги" определены в качестве ведущих специализированных предприятий службы по вопросам похоронного дела.
Согласно Уставу МУП "Мемориал", утвержденному ответчиком 17.02.2006 приказом № 265, данная организация является правопреемником МП "Мемориал" и МУП "Ритуальные услуги". В соответствии с пунктом 7 Устава МУП "Мемориал" является специализированной службой по вопросам похоронного дела. При этом, согласно Уставу, в числе осуществляемых МУП "Мемориал" видов деятельности имеются конкурентные виды деятельности (копка могил и захоронений, услуги по договорам на организацию похорон, услуги по погребению (в том числе малоимущих граждан) и другие виды деятельности).
В нарушение положений действующего законодательства, ответчик передал МУП "Мемориал" общественные кладбища "Сосновское", "Фатеевское" и "Махмутовское", которые в силу положений статьи 18 Закона о погребении должны находится в ведении органов местного самоуправления.
Так, в соответствии с Постановлением Главы Администрации г. Челябинска от 29.11.1995 № 1158-п ответчиком с МП "Мемориал" заключен договор аренды земельного участка площадью 4,4591 га сроком на 6 лет от 06.12.1995 для эксплуатации кладбища "Сосновское". Впоследствии указанными лицами заключено дополнительное соглашение № 1 от 24.05.2005 к договору аренды от 06.12.1995 сроком действия до 31.12.2005. 22.09.2008 ответчиком и МУП "Мемориал" заключено дополнительное соглашение № 2 к договору аренды земельного участка сроком действия до 29.11.2044. Государственная регистрация дополнительного соглашения № 2 от 22.09.2008 осуществлена 22.10.2008.
В соответствии с Постановлением Главы Администрации г. Челябинска от 11.01.1996 № 20-п ответчиком с МП "Мемориал" заключен договор аренды от 07.02.1996 сроком на 10 лет для эксплуатации кладбища "Фатеевское". По заявлению МУП "Мемориал" заключено дополнительное соглашение № 1 б/д к договору аренды от 07.02.1996 сроком действия до 07.02.2006. 11.11.2008 указанными лицами вновь заключено дополнительное соглашение о продлении договора аренды от 07.02.1996 до 11.01.2045. Государственная регистрация дополнительного соглашения от 11.11.2008 осуществлена 11.02.2009.
В соответствии с Постановлением Главы Администрации г. Челябинска от 01.07.1999 № 867-п о предоставлении в аренду земельного участка площадью 5,7013 га сроком на 15 лет между ответчиком и МУП "Мемориал" по заявлению последнего заключен договор аренды от 22.12.2008 сроком действия до 01.07.2014 для эксплуатации кладбища "Махмутовское". Согласно пояснениям данных лиц, договор аренды кладбища, заключенный ранее, был утерян сторонами. Государственная регистрация договора аренды от 22.12.2008 осуществлена 16.02.2009.
В соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения № П83/63 от 03.02.1999 МУП "Мемориал" переданы: дом кладбища "Фатеевское", здание конторы кладбища "Градское", дом кладбища "Успенское", металлическое ограждение кладбища "Градское" (позиции N№ 1, 2, 5, 11 Приложения № 1).
В соответствии с приложением № 1 к заключенному в 2009 году соглашению о внесении дополнений и изменений в договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения № П83/63 от 03.02.1999 МУП "Мемориал" также переданы забор кладбища "Шершневское" и два дома на кладбище "Градское".
Вследствие передачи ответчиком территории кладбищ и недвижимого имущества, расположенного на территориях общественных кладбищ и неразрывно связанного с ними, а именно: административных зданий и ограждений, МУП "Мемориал" получает необоснованное преимущество перед другими хозяйствующими субъектами, оказывающими ритуальные услуги, поскольку имеет возможность осуществлять ведение общественными кладбищами и предпринимательскую деятельность с использованием указанных зданий и территории кладбищ.
Комиссией также установлено, что на основании актов Главы Администрации г. Челябинска МУП "Мемориал" переданы в бессрочное пользование иные общественные кладбища, в результате чего МУП Мемориал получило в свое ведение все кладбища города Челябинска.
Так, на основании Решения Главы Администрации г. Челябинска от 08.09.1994 № 998-п выдан государственный акт № 938 от 08.01.1998 о предоставлении в постоянное бессрочное пользование МП "Мемориал" земельного участка площадью 137,1912 га для эксплуатации кладбища "Успенское". Постановлением Главы г. Челябинска от 11.11.1997 № 1417-п "О предоставлении дополнительного земельного участка", площадь откорректирована до 139,3304 га.
На основании Постановления Главы Администрации г. Челябинска от 22.09.1995 № 221-п выдан государственный акт № 548 от 28.04.1995 о предоставлении МП "Мемориал" в постоянное бессрочное пользование земельного участка площадью 2,3519 га для эксплуатации кладбища "Смолинское".
На основании Постановления Главы Администрации г. Челябинска от 26.12.1994 № 1385-п выдан государственный акт № 499 от 16.01.1995 о предоставлении МП "Мемориал" в постоянное бессрочное пользование земельного участка площадью 6,4274 га для эксплуатации кладбища "Братское".
На основании Распоряжения Правительства РФ от 25.11.1995 № 1618-р, Главы областной администрации от 31.08.1995 № 414 выдан государственный акт № 543 от о предоставлении МП "Мемориал" в постоянное бессрочное пользование земельного участка площадью 9,2 га для эксплуатации кладбища "Новосинеглазовское".
На основании Постановления Главы Администрации г. Челябинска от 30.03.1995 № 241-п выдан государственный акт № 549 от 28.04.1995 о предоставлении МП "Мемориал" в постоянное бессрочное пользование земельного участка площадью 30,0054 га для эксплуатации кладбища "Сухомесовское".
На основании Постановления Главы Администрации г. Челябинска от 24.02.1994 № 203 выдан государственный акт № 220 от 28.03.1994 о предоставлении МП "Мемориал" в постоянное бессрочное пользование земельного участка площадью 65,9725 га для эксплуатации кладбища "Градское".
МУП "Мемориал" зарегистрировало право постоянного бессрочного пользования указанными земельными участками (свидетельства о государственной регистрации от 15.08.2008, от 21.07.2008, от 21.07.2008, от 27.02.2009, от 24.06.2008 и от 15.08.2008).
По запросу Челябинского УФАС России от 18.12.2009 № 7547/07 у МУП "Мемориал" о представлении договоров о передаче кладбищ в хозяйственное ведение МУП "Мемориал" или на иных основаниях предприятием представлены договоры аренды кладбищ "Махмутовское", "Сосновское" и "Фатеевское". Договоров о предоставлении кладбищ в постоянное бессрочное пользование не представлено.
Действия Администрации по вынесению указанных правовых актов о предоставлении в постоянное бессрочное пользование и аренду МП "Мемориал" общественных кладбищ указывать на признаки нарушения пункта 2 части 1 и части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении дела установлено, что в г. Челябинске создано МАУ "Мемориал-Сервис". Так, согласно пункту 13 Устава МАУ "Мемориал-Сервис" (утв. приказом Управления от 03.03.2010 № 11-у), автономное учреждение создано в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления г. Челябинска в сфере ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Согласно пояснений ответчика, территорию кладбищ планируется передать в ведение МАУ "Мемориал-Сервис".
Однако из подпункта 3 пункта 23, пунктов 17 и 30 Устава МАУ "Мемориал-Сервис" следует, что данная организация вправе получать доход, в том числе от оказания ритуальных услуг, следовательно, также как и МУП "Мемориал" является хозяйствующим субъектом.
Таким образом, общественные кладбища также не могут быть переданы в ведение МАУ "Мемориал-Сервис".
Из письменных пояснений Администрации и пояснений представителей ответчика и МУП "Мемориал" следует, что муниципальные кладбища по-прежнему находятся в ведении МУП "Мемориал", МАУ "Мемориал-Сервис" данные земельные участки не передавались.
В соответствии с распоряжением Администрации от 12.03.2010 № 1776 функции специализированной службы по вопросам похоронного дела переданы указанному хозяйствующему субъекту.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями органов местного самоуправления.
В действиях Управления по наделению хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления могут содержаться признаки нарушения пункта 2 части 1 и части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В целях недопущения нарушений антимонопольного законодательства необходимо выдать Администрации г. Челябинска рекомендации.
2. Согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон об архивном деле), к полномочиям муниципального образования в области архивного дела относятся хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных фондов муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и муниципальных учреждений. Частью 4 данной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно статье 3 Закона об архивном деле, архивный документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства.
В соответствии со словарем Ожегова С.И. комплектовать - означает составлять, формировать - создавать, порождать.
Согласно пункту 7 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в городе Челябинске (утв. Решением Челябинской городской Думы от 27.06.2006 № 13/18), захоронение умершего производится после оформления заказа с обязательной регистрацией в книге (журнале) захоронений по форме, установленной "Рекомендациями о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации" МДК 11-01.2002 (далее - Рекомендации), для дальнейших действий журнал захоронений ведется работниками специализированной службы по вопросам похоронного дела, находящимися в здании администрации кладбищ, и постоянно хранится в специальном архиве специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Согласно части 2 Рекомендаций, погребение - это обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) и т.д..
Из порядка организации похорон, установленного Рекомендациями, следует, что после прибытия траурной процессии на кладбище необходимо внести соответствующую запись в регистрационную книгу и получить удостоверение о захоронении и регистрационный знак для установки его на могиле после окончания похорон, только после этого возможно непосредственное захоронение тела (останков) умершего (пункты 6.114 - 6.119).
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством без регистрации в книге (журнале) захоронений погребение невозможно.
Из изложенного, а также из содержания статьи 18 Закона о погребении следует, что деятельность в области архивного дела, в том числе регистрация захоронений в соответствующие книги (журналы) на общественных кладбищах, должна осуществляться органами местного самоуправления или муниципальным бюджетным учреждением, которое не будет осуществлять деятельность, приносящую ему доход.
Необходимо отметить, что действующим законодательством не предусмотрено взимание платы за регистрацию захоронений. Более того, учитывая то, что содержание кладбищ является функцией органа местного самоуправление взимание платы за регистрацию захоронений неправомерно.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями отнесено к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

]]>
В соответствии с решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 № 3/12 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения и утверждения цен, тарифов и надбавок на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями, муниципальными учреждениями и организациями коммунального комплекса в городе Челябинске" (далее - решение Челябинской городской Думы от 26.05.2009 № 3/12) цены на тарифы и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями, устанавливают органы местного самоуправления: Глава г. Челябинска или Челябинская городская Дума.
Однако в нарушение положений действующего законодательства, ответчик наделил МУП "Мемориал" функциями органа местного самоуправления по осуществлению деятельности в области архивного дела, а именно: уполномочил оказывать услуги архивной деятельности по регистрации и учету захоронений на кладбищах города Челябинска, оформлению и выдаче документов, касающихся захоронений на кладбищах г. Челябинска (подпункт 20 пункта 11 Устава); функциями органа местного самоуправления по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным предприятием, предоставив право оказывать услуги по тарифам, установленным предприятием самостоятельно (подпункт 8 пункта 14 Устава).
В результате в нарушение решения Челябинской городской Думы от 26.05.2009 № 3/12 калькуляция регистрации захоронения утверждена директором МУП "Мемориал". Факт взимания платы за данную услугу МУП "Мемориал" не отрицается и подтверждается имеющимися в материалах дела кассовыми отчетами и квитанциями.
В калькуляцию услуги по регистрации захоронения, утвержденную МУП "Мемориал", включена статья "рентабельность", которая является отношением чистой прибыли к полной себестоимости.
Таким образом, в результате действий ответчика по утверждению подпункта 20 пункта 11, подпункта 8 пункта 14 Устава МУП "Мемориал" незаконно взимает платеж за регистрацию захоронений и получает прибыль от осуществления деятельности на территории кладбищ МУП "Мемориал" не только осуществляет содержание кладбища, но и оказывает ритуальные услуги гражданам, в том числе в рамках оказания услуг специализированной организации.
В результате действий Комитета МУП "Мемориал", в ведении которого переданы земли общественных кладбищ г. Челябинска и которое оказывает широкий спектр ритуальных услуг, наделено еще и полномочиями органа местного самоуправления.
Передача общественных кладбищ в ведение предприятия, осуществляющего предпринимательскую деятельность, предоставление предприятию указанных полномочий и прав, привело к тому, что МУП "Мемориал", являясь хозяйствующим субъектом, установил незаконный платеж для граждан за свои услуги, а именно - плату за регистрацию захоронений в размере 912 рублей и получил возможность разрешать или не разрешать захоронение осуществляемое иными хозяйствующими субъектами.
Так, в материалах дела содержится решение арбитражного суда Челябинской области от 10.12.2008, в котором подтвержден факт препятствования МУП "Мемориал" осуществлению деятельности по погребению умерших на кладбищах г. Челябинска путем установления необходимости согласования данной деятельности с предприятием. Также в материалах дела содержится представление прокурора г. Челябинска от 17.06.2009, согласно которому МУП "Мемориал" созданы препятствия осуществлению предпринимательской деятельности по оказанию услуг по захоронению ИП Кашириной.
Таким образом, ответчик предоставил возможность МУП "Мемориал" использовать общественные кладбища, не предназначенные для коммерческого использования, в целях извлечения дохода от выполнения функций органа местного самоуправления, за которые не должна взиматься плата, и с применением тарифов, не утвержденных в установленном действующим законодательством порядке.
Вследствие допущенных нарушений ограничивается конкуренция в сфере оказания ритуальных услуг, поскольку для МУП "Мемориал созданы необоснованные преимущества перед другими хозяйствующими субъектами путем у предоставления ему возможности оказывать влияние на деятельность иных хозяйствующих субъектов.
Наделение ответчиком МУП "Мемориал" функциями органа местного самоуправления по осуществлению деятельности в области архивного дела, а именно: оказание услуг архивной деятельности по регистрации и учету захоронений на кладбищах города Челябинска, оформлению и выдаче документов, касающихся захоронений на кладбищах г. Челябинска (подпункт 20 пункта 11 Устава); функциями органа местного самоуправления по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным предприятиям посредством предоставления права оказывать услуги по тарифам, установленным предприятием самостоятельно (подпункт 8 пункта 14 Устава), передача предприятию в соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения № П83/63 от 03.02.1999 следующих объектов, расположенных на территориях общественных кладбищ и неразрывно связанных с ними: дом кладбища "Фатеевское", здание конторы кладбища "Градское", дом кладбища "Успенское", металлическое ограждение кладбища "Градское" (позиции N№ 1, 2, 5, 11 Приложения № 1 к договору № П83/63 от 03.02.1999), противоречило части 3 статьи 7 Закона о конкуренции № 948-1.
Указанные действия, передача ответчиком в аренду МУП "Мемориал" общественных кладбищ "Сосновское", "Фатеевское" и "Махмутовское", которые должны находится в ведении органов местного самоуправления, а также передача предприятию в соответствии с приложением № 1 к заключенному в 2009 году соглашению о внесении дополнений и изменений в договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения № П83/63 от 03.02.1999 следующих объектов, расположенных на территориях общественных кладбищ и неразрывно связанных с ними: забор кладбища "Шершневское" и два дома на кладбище "Градское", на момент вынесения настоящего решения противоречат части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Кроме того на момент вынесения настоящего решения указанные действия ответчика и положения Устава также противоречат пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку в результате получения в ведение общественных кладбищ г. Челябинска и выполнения функций органа местного самоуправления предприятие получает возможность определять условия деятельности на муниципальных кладбищах иных хозяйствующих субъектов при осуществлении ими предпринимательской деятельности в сфере предоставления ритуальных услуг, что может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности такими хозяйствующими субъектами и к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг г. Челябинска.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:

1. Признать действия Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, выразившиеся в наделении МУП "Мемориал" функциями органа местного самоуправления по осуществлению деятельности в области архивного дела, а именно: оказание услуг архивной деятельности по регистрации и учету захоронений на кладбищах города Челябинска, оформлению и выдаче документов, касающихся захоронений на кладбищах г. Челябинска (подпункт 20 пункта 11 Устава); функциями органа местного самоуправления по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями посредством предоставления права оказывать услуги по тарифам, установленным предприятием самостоятельно (подпункт 8 пункта 14 Устава), передача предприятию в соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения № П83/63 от 03.02.1999 следующих объектов, расположенных на территориях общественных кладбищ и неразрывно связанных с ними: дом кладбища "Фатеевское", здание конторы кладбища "Градское", дом кладбища "Успенское", металлическое ограждение кладбища "Градское" (позиции № № 1, 2, 5, 11 Приложения № 1 к договору № П83/63 от 03.02.1999), противоречащими части 3 статьи 7 Закона о конкуренции № 948-1.
2. Признать действия Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, указанные в пункте 1, и действия, выразившиеся в передаче в аренду МУП "Мемориал" общественных кладбищ "Сосновское", "Фатеевское" и "Махмутовское", которые должны находится в ведении органов местного самоуправления, а также в передаче предприятию в соответствии с приложением № 1 к заключенному в 2009 году соглашению о внесении дополнений и изменений в договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения № П83/63 от 03.02.1999 следующих объектов, расположенных на территориях общественных кладбищ и неразрывно связанных с ними: забор кладбища "Шершневское" и два дома на кладбище "Градское", противоречащими на момент вынесения настоящего решения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
3. Признать действия Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, указанные в пунктах 1 и 2, противоречащими на момент вынесения настоящего решения пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
4. Выдать Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство, и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
5. Направить материалы в Прокуратуру Челябинской области для решения вопроса о наличии (отсутствии) в действиях МУП "Мемориал" по взиманию платы за регистрацию захоронений признаков нарушения действующего законодательства в порядке статьи 49 Закона о защите конкуренции.
6. Обратиться в Арбитражный суд Челябинской области с иском о признании недействительными ненормативных актов Главы Администрации г. Челябинска о предоставлении МП "Мемориал" общественных кладбищ г. Челябинска, о расторжении договоров аренды общественных кладбищ, договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения № П83/63 от 03.02.1999 в части передачи следующих объектов: дом кладбища "Фатеевское", здание конторы кладбища "Градское", дом кладбища "Успенское", металлическое ограждение кладбища "Градское" (позиции № № 1, 2, 5, И Приложения № 1 к договору № П83/63 от 03.02.1999), заключенного в 2009 году соглашения о внесении дополнений и изменений в договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения № П83/63 от 03.02.1999 в части передачи следующих объектов, указанных в приложении № 1 к данному соглашению: забор кладбища "Шершневское" и два дома на кладбище "Градское".
7. Выдать Администрации г. Челябинска рекомендации о недопущении нарушений антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель комиссии
Н.В.САПРЫКИНА

Члены Комиссии
Т.М.СОБОЛЕВСКАЯ
М.А.ФЕДЯНИНА





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 22 апреля 2010 г. по делу № 72-07/09

Об изменении акта, нарушающего антимонопольное
законодательство, и о совершении действий,
направленных на обеспечение конкуренции

г. Челябинск
пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя  Сапрыкиной Н.В.  - заместителя   руководителя    Челябинского
Комиссии:                        УФАС России;
Членов        Соболевской Т.М. - начальника   отдела   контроля   торгов  и
Комиссии:                        органов власти Челябинского УФАС России;
              Федяниной М.А.   - ведущего    специалиста-эксперта    отдела
                                 контроля    торгов    и   органов   власти
                                 Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьями 50, 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 22.04.2010 по делу № 72-07/09 о нарушении Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - Комитет) пункта 2 части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Комитету не позднее 20 рабочих дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в наделении МУП "Мемориал" функциями органа местного самоуправления по осуществлению деятельности в области архивного дела и функциями органа местного самоуправления по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями, а именно: изменить акт, нарушающий антимонопольное законодательства, исключив из Устава МУП "Мемориал" содержание подпункта 20 пункта 11 Устава, содержание подпункта 8 пункта 14 Устава в части предоставления предприятию права оказывать услуги по тарифам, установленным предприятием самостоятельно.
2. Комитету с момента получения настоящего предписания не передавать общественные кладбища г. Челябинска в ведение хозяйствующих субъектов.
3. Комитету в качестве доказательства исполнения настоящего предписания представить доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания, а именно:
3.1) не позднее 20 дней с момента получения настоящего предписания - копию документа, подтверждающего внесение соответствующих изменений в Устав МУП "Мемориал";
3.2) не позднее 2 месяцев с момента получения настоящего предписания - сведения, подтверждающие регистрацию внесения изменений в Устав МУП "Мемориал".
4. Комитету в качестве доказательства исполнения настоящего предписания представить доказательства исполнения пункта 2 настоящего предписания, а именно: не позднее 2 месяцев с момента получения настоящего предписания письменную информацию о его исполнении.
Пакеты документов, представленные в доказательство исполнения предписания, необходимо заверить печатью организации и подписью должностного лица, прошить и пронумеровать, представить с сопроводительным письмом и описью документов.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель комиссии
Н.В.САПРЫКИНА

Члены Комиссии
Т.М.СОБОЛЕВСКАЯ
М.А.ФЕДЯНИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru