Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 26 января 2010 г. по делу № 69-04/09

г. Челябинск
пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель    Семенова Е.Г.    - заместитель  руководителя   Челябинского
Комиссии:                          УФАС России;
Члены Комиссии: Расторгуева Ю.М. - начальник     отдела    антимонопольного
                                   контроля Челябинского УФАС России;
                Сатыбалдина Ю.Р. - старший   специалист  1  разряда  отдела
                                   антимонопольного  контроля  Челябинского
                                   УФАС России,

в присутствии представителей:
- ООО "Челябинскрегионгаз" - <...> (доверенность от 31.12.2009 № 987);
- ОАО "Магнитострой" - <...> (доверенность от 31.03.2009), <...> (доверенность от 22.01.2009),
рассмотрев дело № 69-04/09 по признакам нарушения ООО "Челябинскрегионгаз" (454084, г. Челябинск, ул. Калинина, 11Б) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"),
УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило заявление ОАО "Магнитострой" на действия ООО "Челябинскрегионгаз", выразившиеся в навязывании невыгодных условий договоров на поставку газа от 05.09.2007 № 3-06-26-0348, № 2-06-0001-1359 на 2009 год.
Из анализа документов (информации), а также устных и письменных пояснений участвовавших в рассмотрении дела лиц установлено следующее.
05.09.2007 между ОАО "Магнитострой" и ООО "Челябинскрегионгаз" заключены договоры на поставку газа № 3-06-26-0348, № 2-06-0001-1359 на 2008 год без протоколов разногласий.
Указанные договоры устанавливают ответственность потребителя за несанкционированный отбор газа.
Согласно пункту 8.1 указанных договоров последние вступают в силу с 01.01.2008 и действуют по 31.12.2008, а по расчетам - до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Договор на поставку газа от 05.09.2007 № 3-06-26-0348 заключался в связи с потребностью ОАО "Магнитострой" в газе для производства и поставки тепловой энергии для коммунальных нужд (отопление населения и социальных объектов).
Договор на поставку газа от 05.09.2007 № 2-06-0001-1359 заключался в связи с потребностью общества в газе для нужд производства.
14.11.2008 письмом исх. № ВР 08/4323 ООО "Челябинскрегионгаз" направило ОАО "Магнитострой" проект дополнительного соглашения от 01.11.2008 к договору на поставку и транспортировку газа от 05.09.2007 № 3-06-26-0348, согласно которому действие указанного договора продлевается на срок по 31.12.2009. Пункт 4 данного соглашения предусматривает, что если в тридцатидневный срок со дня получения настоящего дополнительного соглашения покупатель (ОАО "Магнитострой") не направит подписанный экземпляр дополнительного соглашения поставщику (ООО "Челябинскрегионгаз") и 01.01.2009 не прекратит отбор газа, то договор считается продленным по 31.12.2009.
26.11.2008 в письме исх. № ВР 20/4487 ООО "Челябинскрегионгаз" сообщило ОАО "Магнитострой" о том, что в связи с формированием ОАО "Газпром" объемов добычи и поставки газа потребителям Российской Федерации на 2009 год необходимо подписать дополнительное соглашение от 01.11.2008 о продлении договора поставки газа от 05.09.2007 № 2-06-0001-1359. Пункт 4 данного соглашения предусматривает, что если в тридцатидневный срок со дня получения настоящего дополнительного соглашения покупатель (ОАО "Магнитострой") не направит подписанный экземпляр дополнительного соглашения поставщику (ООО "Челябинскрегионгаз" и 01.01.2009 не прекратит отбор газа, то договор считается продленным по 31.12.2009.
03.12.2008 (письмо № 23-208) ОАО "Магнитострой" сообщило ООО "Челябинскрегионгаз" о своем отказе от подписания дополнительного соглашения к договору на поставку и транспортировку газа от 05.09.2007 № 3-06-26-0348 и дополнительного соглашения к договору на поставку и транспортировку газа от 05.09.2007 № 2-06-0001-1359 в редакции поставщика газа.
Указанное письмо заявителя было получено представителем ООО "Челябинскрегионгаз" Масленцевым А.И. 03.12.2008.
В указанном письме ОАО "Магнитострой" предложило ООО "Челябинскрегионгаз" подписать дополнительные соглашения к вышеуказанным договорам в своей редакции.
Так, заявитель предлагал исключить пункт 3.3 из указанных договоров, изменить пункт 3.5 договора и читать его в следующей редакции: при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком и газораспределительной организацией, покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором в соответствии с условиями пункта 17 Правил поставки газа в РФ.
19.03.2009 ОАО "Магнитострой" повторно направило в адрес ООО "Челябинскрегионгаз" письмо исх. № 81 с требованием рассмотреть дополнительные соглашения к договорам поставки газа в редакции заявителя.
В связи с нерассмотрением ООО "Челябинскрегионгаз" проектов дополнительных соглашений к договорам поставки газа от 05.09.2007 № 3-06-26-0348, № 2-06-0001-1359 ОАО "Магнитострой" обратилось с заявлением (вх. от 22.09.2009 № 6791) в Челябинское УФАС России.
В ответ на запрос Челябинского УФАС России ООО "Челябинскрегионгаз" в письменных пояснениях от 10.11.2009 № 8298 сообщило о том, что 24.09.2009 Арбитражным судом Челябинской области по делу А76-15769/2009-1-663 принято решение взыскать с ответчика ОАО "Магнитострой" в пользу истца ООО "Челябинскрегионгаз" 396041 руб. 51 коп. основного долга за поставленный газ в июне 2009, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.02.2009 по 21.07.2009 в размере 236483 руб. 90 коп., а также 208696 руб. 49 коп. штрафных санкций за недобор договорного объема газа в апреле, ноябре, декабре 2008 года.
Результатом рассмотрения направленных ООО "Челябинскрегионгаз" дополнительных соглашений к договорам от 05.09.2007 № 3-06-26-0348 и от 05.09.2007 № 2-06-0001-1359, а также переговоров сторон явилось заключение дополнительных соглашений от 25.09.2009 к указанным договорам, согласно которым были согласованы объемы поставки газа на 2009 год, пункты 2.8, 2.9 дополнены подпунктом, в соответствии с которым увеличение суточного договорного объема и соответственно месячного договорного объема производится на основании письменного уведомления (заявки) покупателем поставщика в срок до 10 числа текущего месяца поставки газа при наличии свободных ресурсов газа у поставщика и технических возможностей газотранспортной и газораспределительной систем, пункты 3.3, 3.5 и 3.8 исключены.
03.11.2009 ОАО "Магнитострой" направило в Челябинское УФАС России письмо вх. № 8112, в котором сообщило о том, что в связи с подписанием дополнительных соглашений от 25.09.2009 к договорам на поставку газа от 05.09.2007 № 3-06-26-0348, от 05.09.2007 № 2-06-0001-1359 и от 05.12.2007 № 3-06-26-2388/333 условия данных договоров считает урегулированными, претензий к ответчику не имеет.
ОАО "Магнитострой обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.09.2009 по делу А76-15769/2009.
01.12.2009 Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд вынес постановление, согласно которому указанное решение Арбитражного суда Челябинской области оставлено без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Магнитострой" - без удовлетворения.
Исходя из письменных пояснений ОАО "Магнитострой" вх. от 03.12.2009 № 9155 в 2008 году ООО "Челябинскрегионгаз" выставило к оплате штрафные санкции по договору от 05.09.2007 № 3-06-26-0348 за месячный перебор в размере 8389928,96 рублей, за месячный недобор в размере 208 696,49 рублей, которые в настоящее время взыскиваются в судебном порядке.
Материалами дела установлено, что на протяжении 2009 года ООО "Челябинскрегионгаз" выставляло ОАО "Магнитострой" штрафные санкции за недобор и перебор газа по указанным договорам. Однако, в связи с несогласием заявителя заключать договор на указанных условиях (пункты 3.3, 3.5) указанные штрафные санкции ОАО "Магнитострой" не оплачивало.
В 2008 - 2009 годы фактического ограничения или прекращения поставки газа со стороны ООО "Челябинскрегионгаз" не было, однако поставщик уведомлял заявителя об ограничении поставки газа в связи с задолженностью за газ.
Так, 06.02.2008 № ВР/08/294 ООО "Челябинскрегионгаз" направило заявителю требование об ограничении подачи газа, в котором сообщало о существенном нарушении ОАО "Магнитострой" условий договора на поставку и транспортировку газа от 05.09.2007 № 3-06-26-0348 - нарушение сроков оплаты.
14.02.2008 № ВР08/394 ООО "Челябинскрегионгаз" направило заявителю требование о прекращении подачи газа в связи с неоднократным нарушением сроков оплаты за потребленный природный газ по договору на поставку газа от 12.12.2006 № 3-06-26-4923 и договору на поставку газа от 05.09.2007 № 3-06-26-0348.
Представитель ООО "Челябинскрегионгаз" на заседании Комиссии поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях (вх. от 10.11.2009 № 8298, от 23.12.2009 № 9922), а также указал на то, что ОАО "Магнитострой" нарушило месячный срок рассмотрения проекта договора.
Кроме того, направленные заявителем в адрес ООО "Челябинскрегионгаз" дополнительные соглашения к договорам на поставку газа от 05.09.2007 № 3-06-26-0348, № 2-06-0001-1359 не могут рассматриваться в качестве протоколов разногласий, поскольку не соответствуют нормам Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162.
ООО "Челябинскрегионгаз" сообщило также, что с 03.12.2008 по 25.09.2009 между указанными сторонами шел процесс урегулирования разногласий по рассматриваемым договорам поставки газа.
Представители ОАО "Магнитострой" на заседании Комиссии поддержали позицию, изложенную в письменном пояснении (вх. от 03.12.2009 № 9155), а также указали на то, что 60 % поставляемого предприятию газа идет на потребление тепла населением, оставшийся объем газа - на производственные нужды.
В связи с чем штрафные санкции, которые выставляет заявителю ООО "Челябинскрегионгаз", не могут быть выставлены им населению.
По мнению ОАО "Магнитострой", выставленные ООО "Челябинскрегионгаз" штрафные санкции за недоборы и переборы газа не имеют экономического обоснования, поскольку в случае недобора газа потребителем поставщик может реализовать объемы газа другим покупателям.
Так, ОАО "Магнитострой" вынуждено оплачивать суммы, значительно превышающие фактический объем потребленного газа.
Заявитель считает, что в действиях ООО "Челябинскрегионгаз" содержится нарушение антимонопольного законодательства, последствия которого устранены в связи с тем, что 25.09.2009 между ООО "Челябинскрегионгаз" и ОАО "Магнитострой" были заключены дополнительные соглашения к договорам от 05.09.2007 № 3-06-26-0348 и от 05.09.2007 № 2-06-0001-1359 на взаимосогласованных условиях, которые распространили свое действие с 01.01.2009 по 31.12.2009.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения участвующих в рассмотрении дела лиц, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО "Челябинскрегионгаз" антимонопольного законодательства Российской Федерации по следующим основаниям.
1. Приказом Челябинского УФАС России от 02.04.2008 № 43 ООО "Челябинскрегионгаз" включено в "Реестр хозяйствующих субъектов Челябинской области, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 %", по позиции - услуги по поставке природного газа на территории Челябинской области с долей более 50 %. В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ООО "Челябинскрегионгаз" на данном товарном рынке признается доминирующим.
Таким образом, в силу своего доминирующего положения на соответствующем товарном рынке ООО "Челябинскрегионгаз" обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона "О защите конкуренции", в том числе не допускать действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия как навязывание хозяйствующему субъекту невыгодных условий договора и нарушение порядка ценообразования.
2. В соответствии с абзацем 2 пункта 11 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 (далее - Правила поставки газа), при несогласии с условиями договора поставки или транспортировки газа сторона, получившая оферту, обязана выслать другой стороне протокол разногласий, в случае неполучения в 30-дневный срок со дня отправления подписанного поставщиком протокола разногласий обратиться в арбитражный или третейский суд и по истечении срока действия договора, заключенного на предыдущий период, прекратить отбор газа.
Предусмотренное абзацем 3 пункта 11 Правил поставки газа положение об отборе газа как акцепте оферты заключить новый договор не соответствует пункту 3 статьи 540 ГК РФ. Отбор газа нельзя признавать за конклюдентное действие, свидетельствующее об акцепте потребителя на заключение договора.
Согласно статье 443 ГК РФ ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом.
Поскольку ОАО "Магнитострой" направило ООО "Челябинскрегионгаз" для подписания дополнительное соглашение к договору на поставку и транспортировку газа от 05.09.2007 № 3-06-26-0348 и дополнительное соглашение к договору на поставку и транспортировку газа от 05.09.2007 № 2-06-0001-1359 в своей редакции, то в силу статьи 443 ГК РФ данное обстоятельство не может свидетельствовать о согласии заявителя на заключение договора в редакции ООО "Челябинскрегионгаз".
Кроме того, установленный абзацем 2 пункта 11 Правил поставки газа 30-дневный срок не ограничивает период, в течение которого заинтересованное лицо может обратиться в арбитражный суд для урегулирования преддоговорного спора, а определяет момент возникновения данного права (постановление ФАС Уральского округа от 23.10.2003 по делу № Ф09-3025/03-ГК, постановление ФАС Уральского округа от 06.12.2005 по делу № Ф09-4030/05-С5).
На практике у покупателя газа не остается возможности оспорить в судебном порядке условия оферты, не прекращая потребления газа, поскольку в абзацем 3 пункта 11 Правил поставки газа установлено, что отбор (продолжение отбора) газа покупателем по истечении указанного 30-дневного срока и (или) срока действия договора, заключенного на предыдущий период, считается согласием стороны, получившей оферту, на заключение договора поставки (транспортировки газа на условиях поставщика (газотранспортной) или газораспределительной организации), что противоречит действующему гражданскому законодательству.
Учитывая зачастую монопольное положение организаций, осуществляющих снабжение товаром через присоединенную сеть, в пункте 3 статьи 540 ГК РФ установлено, что если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором. Данная правовая норма представляет собой исключение из общего принципа пункта 3 статьи 438 ГК РФ, согласно которому совершение конклюдентных действий, предусмотренных офертой, считается акцептом. Предусмотренное абзацем 3 пункта 11 Правил поставки газа положение об отборе газа как акцепте оферты заключить новый договор не соответствует пункту 3 статьи 540 ГК РФ. Отбор газа нельзя признавать за конклюдентное действие, свидетельствующее об акцепте потребителя на заключение договора.
Из анализа действующих нормативных правовых актов следует, что срок составления протокола разногласий к договору на поставку и транспортировку газа для ОАО "Магнитострой" не ограничен каким-либо периодом.
Так, пункт 11 Правил поставки газа не содержит указание на срок, в течение которого заявитель должен направить поставщику протокол разногласий.
Согласно статье 443 ГК РФ ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом.
Материалами дела установлено, что, получив 14.11.2008 и 26.11.2008 от ООО "Челябинскрегионгаз" проекты дополнительных соглашений от 01.11.2008 к договорам на поставку газа от 05.09.2007 № 3-06-26-0348, № 2-06-0001-1359, ОАО "Магнитострой" 03.12.2008 представило поставщику дополнительные соглашения от 01.12.2008 к указанным договорам в своей редакции.
Однако, ООО "Челябинскрегионгаз" указанные дополнительные соглашения к договорам на поставку газа от 05.09.2007 № 3-06-26-0348, № 2-06-0001-1359 не были рассмотрены и оставлены без ответа.
]]>
Исходя из устных пояснений ООО "Челябинскрегионгаз" последнее оставило без рассмотрения данные дополнительные соглашения от 01.12.2008 к договорам на поставку газа по причине того, что они были направлены в адрес поставщика по истечении тридцати дней со дня направления проекта договора, и ОАО "Магнитострой" не прекратило отбор газа.
Комиссия не принимает довод поставщика о том, что покупателем был пропущен тридцатидневный срок рассмотрения проектов договоров на поставку газа, поскольку указанный факт не находит подтверждение в материалах дела.
Кроме того, действующим законодательством срок направления протокола разногласий к договору на поставку и транспортировку газа для потребителя не ограничен каким-либо периодом (абзац 2 пункта 11 Правил поставки газа).
При этом довод ООО "Челябинскрегионгаз" о том, что направленные ОАО "Магнитострой" в адрес поставщика проекты дополнительных соглашений от 01.12.2008 к договорам на поставку газа от 05.09.2007 № 2-06-0001-1359, № 3-06-26-0348 не могут рассматриваться в качестве протоколов разногласий к указанным договорам, в силу чего договор считается заключенным в редакции поставщика газа.
В соответствии со статьей 443 Гражданского кодекса РФ ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
Законодательство Российской Федерации в области газоснабжения не запрещает потребителю газа самому направить поставщику предложение о заключении договора поставки. Так, в соответствии с пунктом 9 Правил поставки газа предложение о заключении договора поставки газа направляется, как правило, поставщиком покупателю, предварительно представившему заявку на приобретение газа.
Согласно пункту 11 Правил поставки газа согласие на заключение договора поставки газа или договора транспортировки газа (подписанный проект договора) должно быть направлено стороной, получившей предложение о заключении договора (оферту), не позднее 30 дней с момента его получения, если иной срок не определен в оферте.
Таким образом, ООО "Челябинскрегионгаз" в нарушение действующего законодательства не рассмотрело направленные ОАО "Магнитострой" проекты дополнительных соглашений от 01.12.2008 к договорам на поставку газа от 05.09.2007 № 2-06-0001-1359, № 3-06-26-0348 в установленный для этого тридцатидневный срок.
Таким образом, дополнительное соглашение к договору на поставку и транспортировку газа от 05.09.2007 № 3-06-26-0348 и дополнительного соглашения к договору на поставку и транспортировку газа от 05.09.2007 № 2-06-0001-1359 следует считать незаключенными по пунктам 3.3, 3.5 в связи с тем, что по указанным условиям между сторонами не было достигнуто соглашение.
3. Пункты 3.3 и 3.5 договора устанавливают ответственность потребителя газа за несанкционированный отбор и невыборку газа (п. 3.3 устанавливает ответственность в виде неустойки, п. 3.6 вводит применение штрафных коэффициентов).
1) Возможность договорного установления повышенной ответственности за несанкционированный отбор и невыборку газа впервые была предусмотрена Правилами поставки газа потребителям Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.1994 № 1445), которые закрепили общий гражданско-правовой порядок ответственности (п. 44 Правил) и прямо предоставили сторонам договора газоснабжения помимо права на возмещение ущерба право устанавливать дополнительные санкции за ненадлежащее исполнение обязательств в виде штрафов, пеней, неустоек (п. 48 Правил).
Этот порядок просуществовал до принятия и введения в действие части 2 ГК РФ, впервые закрепившей на уровне кодифицированного акта нормы об энергоснабжении и распространившей их на обязательства по снабжению водой, газом и т.д.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Действующие Правила поставки газа в РФ отказались от детального регулирования вопросов ответственности, закрепив, что поставщик, газотранспортная организация и газораспределительная организации и покупатель несут ответственность за нарушение данных правил в соответствии с действующим законодательством РФ и договором (пункт 41 Правил поставки газа).
В специальном нормативном правовом акте - Федеральном законе "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31.03.1999 № 69-ФЗ (далее - Закон "О газоснабжении в РФ"), в параграфе 3 главы 30 Гражданского кодекса РФ (поставка товаров), а также в иных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы газоснабжения, ответственность потребителя газа за неисполнение условий договора о количестве газа не установлена.
Следовательно, в соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям сторон договора поставки газа при определении мер ответственности потребителя за неисполнение условий договора о количестве принимаемого газа подлежат применению правила пункта 2 статьи 541, пункта 1 статьи 547 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 547 ГК РФ сторона (как снабжающая организация, так и абонент), нарушившая обязательство по договору, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 541 ГК РФ договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством РФ ответственность потребителя газа за неисполнение условий договора о количестве принимаемого газа ограничена размером реального вреда.
Исходя из того, что ответственность потребителя газа по договору газоснабжения ограничена размером реального вреда, ВАС РФ разъяснил, что предусмотренные пунктом 17 Правил поставки газа коэффициенты за перебор газа представляют собой элемент ценообразования, а не меры ответственности (Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 11.11.2003 № 7115/03). Иная правовая природа указанных коэффициентов противоречила бы положениям части 2 статьи 541 ГК РФ.
Положения действующего законодательства в области газоснабжения приняты в соответствии с данной нормой.
Так, Правила поставки газа, установив обязанность потребителей газа получать (отбирать) газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа (пункт 13), предусмотрели возможность невыборки газа (пункт 16) покупателем и его перерасхода (пункт 17), определив последствия нарушения потребителем обязанности о равномерном отборе ресурса.
При перерасходе газа его цена увеличивается в силу применения повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 17 Правил поставки газа.
Невыборка газа не влечет за собой увеличение цены на газ. Более того, законодатель установил, что в случае, если объем фактического потребления природного газа за истекший месяц меньше планового объема, определенного соглашением сторон, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за следующий месяц (пункт 3 Порядка расчетов за тепловую энергию и природный газ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 № 816).
Однако, потребитель газа несет неблагоприятные последствия в виде лишения права требовать впоследствии увеличения поставок газа свыше суточной нормы (пункт 16 Правил поставки газа РФ).
Отсутствие в действующем законодательстве экономических санкций к потребителю газа за его невыборку основано на здравом смысле и установленных Законом "О газоснабжении в РФ" принципах эффективности использования топливных ресурсов при осуществлении государственной ценовой политики в области газоснабжения (статья 20).
Так, применение экономических санкций потребителю газа за его невыборку могут повлечь нерациональное использование данного природного ресурса.
Именно по этому действующее законодательство не только не устанавливает экономических санкций за невыборку газа, но и освобождает потребителя газа от обязанности по возмещению поставщику расходов, понесенных последним при использовании энергетических ресурсов не в том объеме, который предусмотрен договором (статья 14 Федерального закона от 03.04.1996 № 28-ФЗ "Об энергосбережении").
2). В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Действующим законодательством РФ не предусмотрена обязанность потребителя газа заключить с его поставщиком договор на условиях, предусматривающих повышенную ответственность (штрафные коэффициенты, неустойку и т.п.) за несанкционированный отбор и невыборку газа, а также за неисполнение требований поставщика о переводе на резервные виды топлива.
Несогласие потребителя газа с указанными условиями договора исключает возможность их включения в договор (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.08.2006 по делу № Ф04-5300/2006 (25572-А75-28), оставленное в силе Определением Высшего Арбитражного суда РФ от 19.03.2007 № 15247/06, постановление Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2008 года № 18АП-4148/2008 по делу № А76-27475/2007, Определение ВАС от 24.06.2009 № 5481/09).
Пунктами 15, 16, 17 Правил поставки газа в РФ предусмотрены иные последствия невыборки (перебора) газа покупателем, в связи с чем, при несогласовании штрафной санкции за ненадлежащее исполнение договора покупателем, поставщик газа вправе избрать любой из предусмотренных законодательством способов защиты нарушенного права (постановление Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2008 года № 18АП-4148/2008 по делу № А76-27475/2007).
Очевидным является тот факт, что условия договора, предусматривающие повышенную, не предусмотренную действующим законодательством РФ ответственность потребителя газа за невыборку (перебор) газа, за неисполнение требований поставщика о переводе на резервные виды топлива, являются невыгодными для него.
Согласно п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.06.2008 № 30 (далее - постановление ВАС № 30) в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Таким образом, антимонопольному органу не требуется доказывать факт ущемления интересов ОАО "Новокаолиновый ГОК" в результате навязывания ему ООО "Челябинскрегионгаз" невыгодных условий договора, поскольку факт ущемления интересов в данном случае предполагается.
Кроме того, исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (п. 4 постановления ВАС РФ № 30).
Факт навязывания ООО "Челябинскрегионгаз" ОАО "Магнитострой" невыгодных условий договора доказан антимонопольным органом и подтверждается материалами дела Челябинского УФАС России № 69-04/09:
Согласно пояснениям ОАО "Магнитострой" от 22.09.2009 № 6791 ООО "Челябинскрегионгаз" 03.12.2008 были получены проекты дополнительных соглашений к договорам на поставку газа от 05.09.2007 № 3-06-26-0348, № 2-06-0001-1359. 19.03.2009 заявитель повторно направил в адрес поставщика письмо с требованием рассмотреть указанные дополнительные соглашения к договорам на поставку газа в редакции ОАО "Магнитострой", которое было получено ООО "Челябинскрегионгаз" 20.03.2008 вх. № 02/3385.
Указанные проекты дополнительных соглашений оставлены поставщиком газа без ответа.
Дополнительные соглашения к договорам на поставку газа от 05.09.2007 № 3-06-26-0348, № 2-06-0001-1359 с согласованными сторонами условиями, в том числе пункты 3.3, 3.5 были подписаны между ООО "Челябинскрегионгаз" и ОАО "Магнитострой" только 25.09.2009.
Так, сторонами были согласованы объемы поставки газа на 2009 год, пункты 3.3, 3.5, и 3.8 были исключены. Указанные дополнительные соглашения распространили свое действие на период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
При этом на протяжении 2009 года ООО "Челябинскрегионгаз" выставляло ОАО "Магнитострой" расчеты штрафных санкций за недоборы и переборы газа на основании пунктов 3.3, 3.5 договоров на поставку газа от 05.09.2007 № 3-06-26-0348, № 2-06-0001-1359, не согласованных сторонами.
Исходя из арбитражной практики, позиции Федеральной антимонопольной службы (информационное сообщение от 18.07.07) и здравого смысла длительное уклонение занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта от урегулирования возникших между сторонами разногласий признается навязыванием условий договора.
Таким образом, Челябинское УФАС России расценивает действия ООО "Челябинскрегионгаз", выразившиеся в нерассмотрении на протяжении длительного времени дополнительных соглашений от 01.12.2008 к договорам на поставку газа от 05.09.2007 № 3-06-26-0348, № 2-06-0001-1359 наряду с выставлением счетов за недоборы и переборы газа в 2009 году, как навязывание ОАО "Магнитострой" невыгодных условий договоров на поставку газа от 05.09.2007 № 3-06-26-0348, № 2-06-0001-1359, предусмотренных пунктами 3.3, 3.5, что является нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
3). В соответствии с пунктом 4 ФЗ "О газоснабжении" одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в РФ является определение основ ценовой политики в области газа.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ № 1021, которым утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, принято 29.12.2000, а не 29.12.2009.

Правительством РФ утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировки на территории РФ, которые утверждены постановлением от 29.12.2009 № 1021 (далее - Основные положения).
Указанным документом определены принципы формирования цен на газ, добываемый на территории РФ.
В соответствии с пунктом 2 Основных положений "цена на газ" - система ценовых ставок, по которым осуществляется расчет за поставляемый газ.
Цена на газ, добываемый организациями, являющимися аффилированными лицами ОАО "Газпром" (в том числе на газ, реализуемый ООО "Челябинскрегионгаз") для конечного потребителя на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из регулируемых оптовой цены на газ, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги (п. 3 Основных положений).
В соответствии с пунктом 4 Основных положений государственному регулированию подлежат все составляющие указанной цены, а именно: размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (в данном случае ООО "Челябинскрегионгаз"), взимаемой сверх регулируемой оптовой цены на газ, а также тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Таким образом, повышение ООО "Челябинскрегионгаз" цены газа за счет включения в договоры на поставку газа от 05.09.2007 № 3-06-26-0348, № 2-06-0001-1359 прямо не предусмотренных законодательством РФ элементов ценообразования (неустойки за недобор и штрафных коэффициентов за перебор газа) в условиях жесткого государственного регулирования указанной цены и ограниченного размера ответственности потребителя газа за несоблюдение условий о количестве отобранного газа является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (п. 10 статьи 10 Закона "О защите конкуренции").
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьями 49, 50 Закона "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО "Челябинскрегионгаз", выразившиеся в навязывании контрагенту - ОАО "Магнитострой" условий договоров на поставку газа от 05.09.2007 № 3-06-26-0348, № 2-06-0001-1359 (пункты 3.3, 3.5) нарушающими пункт 3 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
2. Признать действия ООО "Челябинскрегионгаз", выразившиеся во включении в договоры на поставку газа от 05.09.2007 № 3-06-26-0348, № 2-06-0001-1359 с ОАО "Магнитострой" пунктов 3.3, 3.5, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
3. В связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий (заключение 25.09.2009 с ОАО "Магнитострой" дополнительных соглашений к договорам от 05.09.2007 № 3-06-26-0348 и от 05.09.2007 № 2-06-0001-1359, которые вступают в силу с 01.01.2009 по 31.12.2009) и исключении из указанных соглашений пунктов 3.3, 3.5 предписания о прекращении нарушения пункта 3, 10 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" ООО "Челябинскрегионгаз" не выдавать.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его получения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа пунктом 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии:
Е.Г.СЕМЕНОВА

Члены Комиссии:
Ю.М.РАСТОРГУЕВА
Ю.Р.САТЫБАЛДИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru