Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 9 февраля 2010 г. по делу № 20-04/09

г. Челябинск
пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя    Козловой А.А.     - руководитель Челябинского УФАС России;
Комиссии:
Члены Комиссии: Малиновского Е.В. - главный    специалист-эксперт    отдела
                                    антимонопольного  контроля Челябинского
                                    УФАС России;
                Пузанковой Ю.Ю.   - главный    специалист-эксперт    отдела
                                    анализа  товарных  и  финансовых рынков
                                    Челябинского УФАС России

(далее - Комиссия), рассмотрев дело № 20-4/09 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") ОАО "Энергосбыт" (456550, Челябинская обл., г. Коркино, ул. В. Терешковой, д. 5),
УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило заявление Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области (далее - ЗКП) от 20.09.2009 исх. № 3239 (далее - Заявление) на действия ОАО "Энергосбыт", выразившиеся в необоснованном уклонении от заключения договора энергоснабжения и навязывании условий, невыгодных для заявителя и не относящихся к предмету договора энергоснабжения.
По мнению заявителя, ОАО "Энергосбыт" необоснованно отказывает ЗКП в заключении договора энергоснабжения двух кабинетов, занимаемых Коркинским филиалом-отделом данной организации, расположенных по адресу: Челябинская обл., г. Коркино, ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 27А, до предоставления заявителем следующих документов:
1. Технических условий сетевой организации;
2. Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и покупателем (далее - Акт РБП).
Поскольку балансодержателем указанного здания является Управление муниципального имущества Администрации Коркинского муниципального района (далее - УМИ), по мнению ЗКП, между ним и сетевой организацией данный акт не может быть составлен.
ЗКП указало на то, что ОАО "Энергосбыт" навязывает условия, невыгодные для заявителя и не относящиеся к предмету договора энергоснабжения. Поскольку в штатном расписании ЗКП не предусмотрен электрик, подготовка любых схем и актов, запрашиваемых ОАО "Энергосбыт" для заключения договора энергоснабжения, ведет к заключению договоров на выполнение работ и, следовательно, к дополнительному расходованию бюджетных средств. По мнению ЗКП, ОАО "Энергосбыт" может самостоятельно составить указанный акт, поскольку штатным расписанием данной организации предусмотрены соответствующие специалисты (инженеры). ЗКП утверждает, что, поскольку присоединение существует, и заявитель потребляет электроэнергию, то указанные требования ОАО "Энергосбыт" являются незаконными.
ОАО "Энергосбыт" в письме от 13.11.2009 исх. № 2-998 опровергло довод заявителя об уклонении данного гарантирующего поставщика от заключения с ЗКП договора энергоснабжения. ОАО "Энергосбыт" неоднократно напоминало указанному потребителю о необходимости предоставить документы, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, чего заявителем сделано не было.
В адрес Челябинского УФАС России направлено письмо ОАО "Энергосбыт" от 20.01.2010 исх. № 3-22, в котором данная организация настаивает на правомерности своих действий, которые, по ее мнению, соответствуют пункту 1.8.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6 (далее - ПТЭ), пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее - ПНД), пункту 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года № 20-э/2 (далее - МУ).
УМИ, являющееся балансодержателем здания, расположенного по адресу: Челябинская обл., г. Коркино, ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 27А, в письмах от 13.11.2009 исх. № 3145, от 15.01.2010 исх. № 60 указало на необходимость заключения отдельного договора энергоснабжения между заявителем и ОАО "Энергосбыт" в связи с увеличением объема потребляемой энергии. УМИ полагает, что заявитель также должен нести расходы по выполнению мероприятий и подготовке пакета документов для заключения договора энергоснабжения.
ООО "Коркинская энергосетевая компания" (далее - КЭСК) в письме от 18.01.2010 исх. № 1-8/35, Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в письме от 21.01.2010 исх. № 26-04-25/80 подтвердили, что с 01.05.2009 ЗКП является потребителем электроэнергии, поставляемой в том числе через объекты электросетевого хозяйства КЭСК, УМИ. Ростехнадзор указал на то, что УМИ не нарушает пункт 6 ПНД, поскольку не препятствует перетоку электроэнергии через свои объекты для ЗКП.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводам об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства со стороны ОАО "Энергосбыт" по следующим основаниям.
1. Законом "О защите конкуренции" устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольными органами мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства.
Такими нарушениями, в частности, признаются действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, которые направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов (ст. 10 Закона "О защите конкуренции").
Согласно подпункту "б" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона "О защите конкуренции" антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем данном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
На территории Коркинского муниципального района доминирующее положение на рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии занимает ОАО "Челябэнергосбыт": в частности, в 2008 году его доля на указанном товарном рынке составила 87,28 процентов, тогда как доля ОАО "Энергосбыт" - 12,72 процентов. Таким образом, ОАО "Энергосбыт" не занимает доминирующее положение на данном товарном рынке, в связи с чем данное лицо Приказом Челябинского УФ АС России от 29.09.2009 № 226 было исключено из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов.
Таким образом, ОАО "Энергосбыт" не является организацией, занимающей доминирующее положение на рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии города Коркино, к которой могут быть применены указанные меры антимонопольного реагирования, поскольку в данном случае отсутствует субъект нарушения антимонопольного законодательства (лицо, занимающее доминирующее положение на товарном рынке).
2. С 01.01.2010 Постановлением Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 14.12.2009 № 45/3 ОАО "Энергосбыт" лишено статуса гарантирующего поставщика. Следовательно, на ОАО "Энергосбыт" не лежит обязанность по заключению договора энергоснабжения (договора купли-продажи электрической энергии), предусмотренная пунктом 61 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года № 530 (далее - Правила).
3. Согласно пункту 2 ПНД Акт РБП - документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям (далее - энергопринимающие устройства), определяющий границы балансовой принадлежности. В соответствии с пунктом 1.8.1 ПТЭ у каждого потребителя должны быть акты разграничения сетей по имущественной (балансовой) принадлежности и эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и потребителем;
В соответствии с пунктом 62 Правил лицо, намеревающееся заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии), направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с указанием планируемого объема потребления электрической энергии (мощности) и приложением документов, подтверждающих выполнение необходимых для его заключения условий: присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке, обеспечение учета электрической энергии, надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя, удостоверенное федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору.
Акт РБП является не только документом, подтверждающим технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации, в данном акте отражается максимальное значение разрешенной единовременной нагрузки потребителя: абонент не может потребить электрической энергии в большем объеме, чем ее способны пропустить электрические сети КЭСК, УМИ, ЗКП.
Таким образом, указанные требования ОАО "Энергосбыт" являются технологически обоснованными. Более того, данные требования являются экономически обоснованными, поскольку в соответствии с пунктом 27 МУ тарифы на электрическую энергию, отпускаемую потребителям, дифференцируются по уровням напряжения, которые также отражаются в Актах РБП.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Следовательно, обязанность УМИ выдать ЗКП технические условия и акт разграничения без взимания дополнительной платы вытекает из статуса УМИ как владельца соответствующих объектов электросетевого хозяйства.
Доводы УМИ о необходимости получения им от ЗКП компенсаций, указанных в письмах от 13.11.2009 исх. № 3145, от 15.01.2010 исх. № 60, Комиссия оставляет без рассмотрения по существу в силу следующего. Согласно статье 23 Закона "О защите конкуренции" антимонопольный орган не имеет полномочий по рассмотрению имущественных споров. В соответствии со статьей 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных данным кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
4. В адрес Челябинского УФАС России не представлено доказательств законности требований по представлению технических условий сетевой организации, заявленных от ОАО "Энергосбыт" к ЗКП. В частности, данное требование прямо не предусмотрено Правилами. Однако, поскольку ОАО "Энергосбыт" не занимает доминирующего положения, указанные действия не являются нарушением антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:

Производство по делу № 75-04/09 по признакам нарушения ОАО "Энергосбыт" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО "Энергосбыт".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии:
А.А.КОЗЛОВА

Члены Комиссии:
Е.В.МАЛИНОВСКИЙ
Ю.Ю.ПУЗАНКОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru