Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 июня 2009 г. по делу № А14-5078-2009/111/33

(извлечение)

Индивидуальный предприниматель Г., обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением об отмене постановления Управления по экологии и природопользованию Воронежской области, г. Воронеж от 22.04.2009 № 4/17 о наложении штрафа в размере 30 000 руб.
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель административного органа в судебном заседании и представленном отзыве возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на законность и обоснованность постановления от 22.04.2009 № 4/17 о наложении штрафа за административное правонарушение.
Представитель прокуратуры Воронежской области в судебном заседании поддержал мнение представителя Управления по экологии и природопользованию Воронежской области и также возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на законность и обоснованность постановления от 22.04.2009 № 4/17 о наложении штрафа за административное правонарушение.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления по экологии и природопользованию Воронежской области от 14.04.2009 № 403 сотрудниками Управления, совместно с прокуратурой Калачеевского района Воронежской области, была проведена плановая проверка ИП Г. в области охраны окружающей среды.
По результатам проверки природоохранной деятельности составлен акт № 4/23 от 16.04.2009, которым зафиксированы выявленные нарушения ИП Г. Федеральных законов от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ.
Из представленного акта следует, что в ходе проверки, проведенной на территории трех автозаправочных станций ИП Г., расположенных по адресу: <...>, <...>; <...>, в нарушение указанных требований действующего законодательства отсутствует проект нормативов образования и лимитов на их размещение; не утверждены лимиты на размещение отходов; отсутствует паспорт опасных отходов, журнал учета образовавшихся отходов, контейнер для сбора и хранения люминесцентных ламп; отсутствует отчетность по форме 2ТП-отходы; нет документов, подтверждающих сдачу на переработку осадков и замазученного песка; отсутствует ливневая канализация на КАЗС с. Заброды; допущена замазученность территории на площади около 12 кв. м; допускается вынос разлитых нефтепродуктов талыми и дождевыми водами на рельеф местности; нет разрешения на неорганизованный сброс талых и дождевых вод; нет раздельного сбора бытовых и промышленных отходов, промасленной ветоши, емкостей из-под ГСМ.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду не осуществляется, что является нарушением ст. ст. 16, 34, 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ст. ст. 18, 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ.
Кроме того, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработаны, лимиты на размещение отходов на 2008 - 2009 гг. не получены. План мероприятий и работ по охране окружающей среды от отходов не разработан и не согласован в установленном порядке.
Государственная статотчетность по форме 2ТП-отходы не представлена, расчеты платы за размещение отходов не произведены и не согласованы.
17.04.2009 постановлением прокурора Калачеевского района Воронежской области в отношении ИП Г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, которое с приложением материалов проверки направлено в Управление по экологии и природопользованию Воронежской области.
Рассмотрев административный материал в отношении ИП Г., Управление по экологии и природопользованию Воронежской области 22.04.2009 г. вынесло постановление за № 4/17 о признании ИП Г. виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, предусмотренного ст. ст. 8.2 и 8.41 КоАП РФ и наложении на предпринимателя административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ИП Г. обратился в Арбитражный суд с настоящими требованиями.
При этом заявитель ссылается на отсутствие протокола об административном правонарушении от 17.04.2009, отсутствие в его действиях состава правонарушения, нарушение его прав и законных интересов при проведении административного производства.
Рассмотрев представленные суду доказательства, заслушав лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ) отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 16 Закона № 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Под отходами производства и потребления, согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ), понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Размещением отходов признается хранение и захоронение отходов.
В соответствии со статьей 11, статьей 14 и пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 № 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
Согласно п. 4 указанных Правил индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа на основании Методических указаний, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007 г. № 703.
Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц непроизводственной сферы по решению территориального органа Ростехнадзора разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение может осуществляться по упрощенной (декларативной) форме (п. 6 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица разрабатывают проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение согласно приложению 1 к Методическим указаниям.
Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц непроизводственной сферы разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по решению территориального органа МПР России может осуществляться по упрощенной форме.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по упрощенной форме разрабатывается в случае образования у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц отходов V, IV, III классов опасности для окружающей природной среды, а также отходов I класса опасности для окружающей природной среды, представленных только люминесцентными лампами, если суммарное количество отходов не превышает 30 тонн в год.
Как следует из материалов дела, предпринимателем заключены договоры со специализированными организациями - МП "Г" об оказании услуг по вывозу мусора с принадлежащих предпринимателю АЗС, ОАО "Д" об оказании услуг по вывозу с указанных объектов осадка уловленных нефтепродуктов.
Из вышеуказанного следует, что в ходе хозяйственной деятельности предпринимателя образуются отходы производства и потребления, а значит, индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность, связанную с обращением с отходами.
В этой связи в силу требований абзаца 3 статьи 11, статьи 18 Закона "Об отходах производства и потребления" предприниматель обязан разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.
Судом установлено и не отрицается индивидуальным предпринимателем Г., что проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов на момент проверки разработан не был.
Кроме того, для освещения принадлежащих ему АЗС в с. Заброды и г. Калач ИП Г. использует люминесцентные лампы, при замене которых образуются отходы: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (код по ФККО 35330100 13 01 1), имеющие наивысший - 1 класс опасности и подлежащие утилизации. При этом ящик для сбора люминесцентных ламп отсутствует.
Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 17.01.2005 № 1 утвержден Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", согласно которому форму № 2-ТП (отходы) представляют индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются (поступают), используются, обезвреживаются и размещаются (включая хранение и захоронение) отходы производства и потребления, а также осуществляющие деятельность по сбору отходов, их транспортированию. Учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у индивидуального предпринимателя и юридического лица, кроме радиоактивных.
Министерством природных ресурсов Российской Федерации во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 № 818, приказом от 02.12.2002 № 785 утверждена форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению, согласно которой паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом Министерства природных ресурсов Российской Федерации по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Паспорт опасного отхода составляется на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней); на отходы I - IV класса опасности для окружающей природной среды.
Согласно материалам проверки, отчетность по форме 2ТП-отходы у предпринимателя отсутствует, паспорта опасных отходов (в том числе на люминесцентные лампы) не составлены.
Также проверкой установлена замазученность территории и вынос разлитых нефтепродуктов талыми и дождевыми водами, в том числе в связи с отсутствием ливневой канализации на КАЗС с. Заброды.
Доказательств, опровергающих выводы проведенной проверки, заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах, ссылка заявителя на отсутствие в его действиях состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ является несостоятельной, поскольку опровергается представленными доказательствами.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу п. 1 ст. 16 ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В силу статьи 23 Закона № 89-ФЗ плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344.
Нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, в силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно представленным доказательствам, индивидуальным предпринимателем плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2008 году и 1 квартале 2009 года не вносилась.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела и заявителем не опровергнуты.
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (ст. 8.41 КоАП РФ).
Допущенные нарушения содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ст. ст. 8.2, 8.41 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что он не занимается производством и потреблением опасных веществ, поэтому не осуществляет сбор, складирование, использование, сжигание, переработку, обезвреживание, транспортировку, захоронение отходов является несостоятельным, поскольку деятельность предпринимателя связана с хранением образующихся отходов, то есть с их размещением (ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ).
Также является несостоятельной ссылка заявителя на несоставление протокола об административном правонарушении, поскольку в рассматриваемом случае дело об административном правонарушении возбуждалось на основании постановления прокурора.
При проведении проверки, составлении акта, вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а также при вынесении оспариваемого постановления предприниматель присутствовал лично, ему разъяснялись его права, предусмотренные административным законодательством, а также отбирались объяснения, в ходе которых он признавал факт совершения правонарушения.
Наказание за совершение правонарушения назначено предпринимателю в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, размер штрафа является минимальным. Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает.
Исходя из изложенного, в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Г., с. Воробьевка, Воронежская область об отмене постановления Управления по экологии и природопользованию Воронежской области, г. Воронеж от 22.04.2009 г. № 4/17 о наложении штрафа в размере 30 000 руб. следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 1.5, 2.1, 25.1, 27.10 КоАП РФ, ст. ст. 167 - 170, 207 - 211 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

В удовлетворении индивидуальному предпринимателю Г., с. Воробьевка, Воронежская область заявленных требований об отмене постановления Управления по экологии и природопользованию Воронежской области, г. Воронеж от 22.04.2009 г. № 4/17 о наложении штрафа в размере 30 000 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru