Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 июля 2010 г. по делу № А29-2738/2010

(извлечение)

8 июля 2010 года
(дата оглашения резолютивной части решения)
12 июля 2010 года
(дата изготовления решения в полном объеме)
Судья Арбитражного суда Республики Коми,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя П.
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Инте Республики Коми
о признании незаконными действий инспекции по выдаче справки № 1100 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 17.09.2009 г. без информации об утрате инспекцией права на взыскание задолженности по налогам и пени в принудительном порядке.
с участием сторон
от заявителя: П.
от ответчика: Л. - по доверенности № 02-37/04773 от 20.05.2008 г.

установил:

Индивидуальный предприниматель П. обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ о признании незаконными действия ИФНС России по г. Инте РК по выдаче справки № 1100 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 17.09.2009 г. без информации об утрате инспекцией права на взыскание задолженности по налогам и пени в принудительном порядке.
Заявитель в заявлении указывает, что недоимка по налогам и пени начислены за период с 2001 - 2003 годы, в судебном порядке задолженность Инспекцией не взыскивалась, следовательно, право на взыскание недоимки на дату выдачи справки налоговым органом утрачена; что в справке отражены лишь суммы задолженности по налогам и пени, момент их возникновения, в то время как информация об источниках возникновения указанной задолженности в сведениях отсутствует; наличие несуществующей задолженности создает угрозу предпринимательской деятельности, невозможность участия в аукционах.
Кроме того, П. просит восстановить срок на обжалование действий налогового органа, поскольку ошибочно полагал, что начисление недоимки и пени не связано с его предпринимательской деятельностью в связи с чем, оспаривал действия Инспекции в Интинском городском суде РК.
Налоговый орган с заявленными требованиями не согласен, указав в отзыве, что задолженность по налогам и пени учтена ими правомерно, основания для списания указанной в справке задолженности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 г. № 100 отсутствуют.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 4 названной статьи установлено, что такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Суд, ознакомившись с доводами заявителя и представленными в обоснование этих доводов документами, находит возможным ходатайство удовлетворить и восстановить пропущенный срок на обжалование действий ИФНС России по г. Инте РК по выдаче справки № 1100 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 17.09.2009 г. без информации об утрате инспекцией права на взыскание задолженности по налогам и пени в принудительном порядке.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
17 сентября 2009 г. П. обратился в ИФНС России по г. Инте РК с заявлением о выдаче справки о состоянии расчетов с бюджетом.
ИФНС России по г. Инте РК предоставила предпринимателю справку № 1100 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 17.09.2009 г., с указанием недоимки, а также оснований наличия спорной задолженности по следующим налоговым обязательствам:
- по налогу на доходы физических лиц в сумме 242,74 руб. образовалась по налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц на 2002 год; задолженность по пени - 4086,57 руб.;
- по единому социальному налогу, начисляемому в Федеральный бюджет в сумме 3010,74 руб., образовалась в результате неуплаты сумм начисленного налога по декларации по ЕСН за 2002 год (срок уплаты 15.07.2003), задолженность по пени - 2615,13 руб.;
- по единому социальному налогу, начисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 76,13 руб., образовалась в результате неуплаты сумм начисленного налога по декларации по ЕСН за 2002 год (срок уплаты 15.07.2003), задолженность по пени - 66,60 руб.;
- по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 1294,15 руб., образовалась в результате неуплаты сумм начисленного налога по декларации по ЕСН за 2002 год (срок уплаты 15.07.2003), задолженность по пени - 1131,84 руб.;
- по взносам в Пенсионный Фонд РФ в сумме 79559,00 числится согласно сведениям, переданным налоговому органу в установленном порядке государственными внебюджетными фондами по состоянию на 01.01.2001 г., задолженность по пени - 114764,32 руб.;
- пени по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 01.01.2001 года числятся в сумме 110,28 руб.;
- пени по взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования с 01.01.2001 года числятся в сумме 1874,84 руб.
Общая сумма задолженности по состоянию на 17.09.2009 г. составила 208832,34 руб.
В подтверждение факта наличия задолженности налоговым органом представлены выписки из карточек расчетов предпринимателя по налогам (сборам), налоговые декларации по спорным налогам (сборам), акты сверки расчетов плательщика, расчеты пени.
Из предоставленных налоговым органом сведений усматривается, что недоимка по указанным налогам (сборам) и пени образовалась за период с 2001 по 2003 годы, меры, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (ст. ст. 46, 47 НК РФ) по принудительному взысканию задолженности Инспекцией приняты не были, шестимесячный срок, предусмотренный ст. 115 НК РФ для обращения в суд, также истек.
Однако, в соответствии с п. 1 ст. 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации; по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Указанные правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.
Постановлением Правительства от 12.02.2001 № 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам", установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам в случае:
- ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
- смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.
При этом перечень оснований для признания безнадежной к взысканию и списанию недоимки является исчерпывающим.
Таким образом, в соответствии с Постановлением Правительства от 12.02.2001 № 100 недоимка по федеральным налогам и сборам и задолженность по пеням и штрафам могут быть признаны безнадежными к взысканию и списаны в установленном законом порядке только в случае признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника; смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.
Однако, как пояснено предпринимателем в судебном заседании, налоговым органом не обоснованно включена в справку о состоянии расчетов по налогам и сборам числящаяся за предпринимателем задолженность, возможность взыскания которой утрачена как во внесудебном, так и в судебном порядке.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Судом установлено и подтверждается представленными в дело доказательствами, в справке по состоянию на 17.09.2009, выданной П., содержатся сведения о задолженности по налогам и пени, без отражения информации о невозможности взыскания этого долга в принудительном порядке.
Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов (Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденные Приказом МНС России от 05.08.2002 № БГ-3-10/411).
Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика до тех пор, пока данные сведения не указываются в справках, получаемых налогоплательщиком для участия в различных экономических мероприятиях как тендеры, кредиты и т.п.
Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 № ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Обоснованность начисления налоговым органом сумм недоимки по налогам и пени, а также основания их возникновения отраженные в справке судом проверены, нарушений не выявлено и предпринимателем по существу не оспариваются.
В то же время, как указывает заявитель, в данном случае справка о состоянии расчетов по налогам была необходима предпринимателю для участия в аукционе по оказанию услуг по кадастровой оценке зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной собственности Республики Коми, дата проведения - 28.10.2009 г.
Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 01.09.2009 № 4381/09, налоговый орган, обеспечивая соблюдение баланса частных и публичных интересов, обязан отражать в справке объективную информацию о состоянии расчетов.
Наличие или отсутствие у налогоплательщика задолженности по налогам и сборам перед бюджетом является одним из критериев успешности его предпринимательской деятельности, добросовестности и финансовой стабильности. Поэтому включение без правовых оснований в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам в качестве задолженности по налогам и пени влечет негативные последствия для предпринимателя: нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности, создает ему препятствия для осуществления предпринимательской, а также иной экономической деятельности.
Однако в рамках действующего законодательства налоговый орган не имеет права исключить из справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам задолженность по налогам (сборам) и пеням даже в случае утраты им возможности взыскания такой задолженности, как во внесудебном, так и в судебном порядке, кроме ситуации, когда налоговым органом принимается решение о признании такой задолженности безнадежной к взысканию.
Таким образом, с учетом соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов предпринимателя, налоговому органу необходимо было отразить не только сведения о его задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
Учитывая изложенное, требования предпринимателя П. подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные ИП П. в размере 200 руб., относятся на Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Инте РК.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования индивидуального предпринимателя П. удовлетворить.
Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Инте Республики Коми в части выдачи справки № 1100 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 17.09.2009 г., без информации об утрате инспекцией права на взыскание недоимки по налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу, взносов в Пенсионный фонд РФ, взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования сумме 84 182 руб. 76 коп. и пени начисленные на данную недоимку в размере 124 649 руб. 58 коп., в принудительном порядке.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Инте Республики Коми дополнить Справку № 1100 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 17.09.2009 г., информацией об утрате Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Инте Республики Коми возможности взыскания указанных сумм недоимки сумме 84 182 руб. 76 коп. и пени в сумме 124 649 руб. 58 коп. как во внесудебном, так и в судебном порядке.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Инте Республики Коми в пользу индивидуального предпринимателя П. судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 200 руб.
Исполнительный лист выдать заявителю после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия во Второй апелляционный арбитражный суд (г. Киров).

Судья



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru