Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2008 г. по делу № А33-15977/2007

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Л.О. Петракевич,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Р.В. (Красноярский край, г. Канск)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю (Красноярский край, г. Канск)
об обязании налогового органа возвратить из бюджета 87 193,27 рублей излишне уплаченных сумм налогов (взносов) и пеней, выявленных на основании акта совместной сверки № 6516 от 02.08.2007.
В судебном заседании принимали участие представители сторон:
заявителя: К.Л. - на основании доверенности от 19.11.2007, паспорта;
ответчика: К.О. - на основании доверенности от 16.01.2008, удостоверения.
Протокол судебного заседания вела судья Л.О. Петракевич.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 19.03.2008 объявлена резолютивная часть решения.

Индивидуальный предприниматель Р.В. (далее по тексту - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю (далее по тексту - налоговый орган) об обязании налогового органа возвратить из бюджета 87 193,27 рублей излишне уплаченных сумм налогов (взносов) и пеней, выявленных на основании акта совместной сверки № 6516 от 02.08.2007.
Заявитель в судебном заседании подтвердил заявленные требования, в обоснование которых привел следующие доводы:
- 14.08.2007 заявителем с налоговым органом согласован акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 6516 от 02.08.2007, согласно которому у предпринимателя числится переплата в общей сумме 87 193,27 рублей (в том числе 72 820,18 рублей по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации; 0,32 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС; 3,21 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС; 618,38 руб. по налогу на добавленную стоимость; 511 рублей по налогу на доходы физических лиц; 23,22 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС (ФЛ); 707,75 руб. по пеням и штрафам по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС; 385,76 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС; 12 123,45 рублей по пеням и штрафам по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС (ФЛ));
- в нарушение пункта 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган не сообщал предпринимателю о фактах излишней уплаты налогов;
- 17.08.2007 предприниматель обратился в налоговый орган с заявлениями о возврате названных сумм переплаты по налогам, взносам и пеням;
- 23.08.2007 налоговый орган отказал предпринимателю в возврате переплаты в связи с тем, что в нарушение пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявления на возврат излишне уплаченных налогов поданы по истечении трех лет со дня их уплаты;
- поскольку о факте переплаты по налогам предпринимателю стало известно из акта сверки № 6516 от 02.08.2007, заявитель правомерно в рамках трехлетнего срока исковой давности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с имущественным требованием о возврате переплаты по налогам;
- факт переплаты подтверждается актом сверки расчетов № 6516 от 02.08.2007, согласованным с налоговым органом, платежными поручениями № 014 от 31.01.2003, № 015 от 31.01.2003, № 013 от 31.01.2003;
- от предоставления налоговых деклараций предприниматель был освобожден в связи с тем, что находился на упрощенной системе налогообложения, о чем свидетельствуют платежные поручения по оплате патента № 6 от 09.01.2002, № 7 от 22.03.2002 и № 043 от 06.06.2002.
Ответчик в судебном заседании заявленные требования не признал, в отзыве на заявление указав:
- заявитель не представил суду первичных документов, подтверждающих факт наличия переплаты по налогам в общей сумме 87 193,27 руб., в связи с чем основания для возврата указанной суммы отсутствуют;
- в силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права;
- поскольку в соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, заявителю по окончании налоговых периодов должно было быть известно о наличии переплаты по налогам;
- так как спорная переплата по налогам и страховым взносам образовалась в 2003 году, предпринимателем пропущен срок исковой давности для обращения в арбитражный суд с имущественным требованием о возврате из бюджета переплаты.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 13.03.2008 в 10 часов 45 минут по ходатайству налогового органа объявлялся перерыв до 19.03.2008 (14 часов 30 минут) для оценки платежных поручений, представленных заявителем в ходе судебного заседания.
Заслушав заявителя, ответчика, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
14.08.2007 заявителем с налоговым органом согласован акты сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 6517, № 6519, № 6520, № 6521, № 6522, № 6523, № 6524, № 6525, № 6527, № 6529, № 6530, № 6532, № 6534, № 6535, № 6536 от 02.08.2007, согласно которым у предпринимателя числится переплата в общей сумме 87 193,27 рублей, в том числе:
- 72 820,18 рублей по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации;
- 0,32 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС;
- 3,21 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС;
- 618,38 руб. по налогу на добавленную стоимость;
- 511 рублей по налогу на доходы физических лиц;
- 23,22 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС (ФЛ);
- 707,75 руб. по пеням и штрафам по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС (ФЛ);
- 385,76 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС (ФЛ);
- 12 123,45 рублей по пеням и штрафам по взносам в ТФОМС (ФЛ).
17.08.2007 предприниматель обратился в налоговый орган с заявлениями о возврате названных сумм переплаты по налогам и взносам.
23.08.2007 налоговый орган отказал предпринимателю в возврате переплаты в связи с тем, что в нарушение пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявления на возврат излишне уплаченных налогов поданы по истечении трех лет со дня их уплаты.
22.11.2007 предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю, об обязании налогового органа возвратить из бюджета 87 193,27 рублей излишне уплаченных сумм налогов (взносов), выявленных на основании акта совместной сверки № 6516 от 02.08.2007.
Арбитражный суд, оценив доводы сторон, и предъявленные им в обоснование своих требований и возражений доказательства, считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Статьями 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из материалов дела следует, что 14.08.2007 заявителем с налоговым органом согласованы акты сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 6517, № 6519, № 6520, № 6521, № 6522, № 6523, № 6524, № 6525, № 6527, № 6529, № 6530, № 6532, № 6534, № 6535, № 6536 от 02.08.2007, согласно которым у предпринимателя числится переплата в общей сумме 87 193,27 рублей (в том числе 72 820,18 рублей по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации; 0,32 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС; 3,21 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС; 618,38 руб. по налогу на добавленную стоимость; 511 рублей по налогу на доходы физических лиц; 23,22 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС (ФЛ); 707,75 руб. по пеням и штрафам по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС; 385,76 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС; 12 123,45 рублей по пеням и штрафам по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС (ФЛ)).
В соответствии с пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Из пояснений сторон следует, что спорная переплата образовалась в 2002 - 2003 годах. Предприниматель обратился в налоговый орган с заявлениями о возврате переплаты 17.08.2007.
Следовательно, в силу положений пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предпринимателем пропущен срок для обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов (взносов).
При таких обстоятельствах, налоговый орган правомерно отказал предпринимателю в возврате 87 193,27 рублей переплаты по налогам (взносам).
Вместе с тем пропуск срока, установленного пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, не ограничивает право налогоплательщика на взыскание сумм переплаты в судебном порядке.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.06.2001 № 173-О, в случае пропуска установленного пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации срока на обращение с заявлением о возврате налога налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы налога с порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Налогоплательщик имеет право на взыскание сумм излишне уплаченных платежей в порядке искового производства путем обращения в суд с иском о взыскании сумм излишне уплаченного налога в любом случае, независимо от истечения установленного пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации срока на обращение с заявлением о возврате, поскольку данные требования налогоплательщика имеют имущественный характер и вытекают из экономической деятельности налогоплательщика.
С учетом позиции, высказанной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 08.05.2007 по делу № 16367/06, заявление о возврате налога рассматривается судом по правилам искового производства с учетом положений главы 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом на заявителя возлагается бремя доказывания факта излишней уплаты в бюджет налога. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными поручениями, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами. Акт сверки с налоговым органом расчетов по уплате платежей в бюджет без первичных документов не может расцениваться как достаточное доказательство факта излишней уплаты налога.
Суд считает, что заявитель не подтвердил факт наличия переплаты по налогам (взносам) в общей сумме 87 193,27 рублей первичными документами, поскольку не представил суду налоговые декларации (расчеты), а также платежные поручения, сопоставление которых свидетельствовало бы о наличии переплаты в указанном размере.
Платежные поручения № 014 от 31.01.2003, № 015 от 31.01.2003, № 013 от 31.01.2003, согласно которым предприниматель уплатил 706,78 рублей единого социального налога, зачисляемого в ФФОМС, 12015,18 рублей единого социального налога, зачисляемого в ТФОМС, а также 72 797,83 рублей страховых взносов в Пенсионный фонд подтверждают лишь факт уплаты. Вместе с тем, заявитель не смог пояснить суду, в связи с чем образовалась переплата. Из постановления об отказе в возбуждении в отношении Р.В. уголовного дела от 08.01.2003 следует, что 30.12.2002 в Канский МРО УФСНП России по КК, ТАО и ЭАО поступили материалы выездной налоговой проверки, проведенной ИМНС № 8 по Красноярскому краю совместно с Канским МРО УФСНП по Красноярскому краю за 1999 - 2001 годы. Из названного постановления видно, что вопрос о возбуждении уголовного дела решался в связи с установленными выездной налоговой проверкой фактов неуплаты предпринимателем подоходного налога и налога на добавленную стоимость.
Представитель предпринимателя пояснил, что в связи с решением вопроса о возбуждении уголовного дела уплатил 72 797,83 руб. страховых взносов в Пенсионный фонд. Указанный факт заявителем не подтвержден, поскольку из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела не усматривается, что вопрос о возбуждении уголовного дела решался в связи неуплатой предпринимателем взносов в Пенсионный фонд. Согласно письму Р.В. начальнику Канского Межрайонного отдела налоговой полиции от 07.02.2003 по результатам выездной налоговой проверки принято решение № 627 от 18.12.2002, по доначисленным суммам предпринимателем уплачен подоходный налог и взносы во внебюджетные фонды. Акт и решение № 627 от 18.12.2002 по выездной налоговой проверки сторонами в материалы дела не представлены, как и доказательства того, что решение оспаривалось предпринимателем в вышестоящий налоговый орган либо суд. Следовательно, доказательства оснований возникновения переплаты по взносам в Пенсионный фонд в материалах дела отсутствуют.
Из пояснений заявителя следует, что налоговые декларации по единому социальному налогу, налогу на доходы физических лиц и налогу на добавленную стоимость представлены быть не могут, поскольку предприниматель в 2002 году находился на упрощенной системе налогообложения, что подтверждается платежными поручениями № 6 от 09.01.2002, № 7 от 22.03.2002, № 043 от 06.06.2002. При таких обстоятельствах, непонятно в связи с чем предприниматель производил уплату единого социального налога, налога на доходы физических лиц и налога на добавленную стоимость. Кроме того, по утверждениям налогового органа, налоговые декларации по единому социальному налогу предпринимателем в налоговый орган представлялись, что подтверждается данными лицевого счета.
Несмотря на подписание актов сверки расчетов, согласно которым инспекцией согласована переплата предпринимателя по налогам (взносам) в общей сумме 87 193,27 рублей, ответчик факт наличия указанной переплаты, подлежащей возврату, не признает, поскольку указанная переплата образовалась более, чем за 3 года с момента уплаты, и в налоговом органе отсутствуют первичные документы, позволяющие установить основания возникновения переплаты.
Вышеизложенное позволяет суду сделать вывод о том, что предпринимателем не доказан факт излишней уплаты налогов (взносов) в общей сумме 87 193,27 рублей.
Кроме того, суд считает, что заявитель не доказал соблюдение им срока давности для обращения в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов (взносов) в размере 87 193,27 рублей.
Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога (данная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6219/06 от 08.11.2006).
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Из анализа указанных норм следует, что о факте излишней уплаты 87 193,27 рублей налогов (взносов) налогоплательщик должен знать в момент их уплаты в размере большем, чем размер налоговых обязательств налогоплательщика.
Уплата налогов (взносов) произведена предпринимателем в 2002 - 2003 годах, в арбитражный суд с заявлением о возврате указанной суммы переплаты заявитель обратился 22.11.2007 согласно почтовому штемпелю на конверте, то есть за рамками установленного срока исковой давности.
Несостоятелен довод заявителя о том, что налоговый орган в нарушение пункта 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не сообщал предпринимателю о фактах излишней уплаты налогов, поскольку указанное обстоятельство не влияет на порядок исчисления срока исковой давности.
Следовательно, имущественные требования заявителя о возврате из бюджета 87 193,27 руб. излишне уплаченных налогов (взносов) удовлетворению не подлежат.
Государственная пошлина.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Р.В. отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в месячный срок с момента принятия решения в Третий арбитражный апелляционный суд или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья
Л.О.ПЕТРАКЕВИЧ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru