Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2010 года

Резолютивная часть решения оглашена 14 мая 2010 г.
Решение в полном объеме изготовлено 26 мая 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Гаврилов С.Г. - руководитель управления, председатель Комиссии;
Камнева Н.П.  - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Тропин Г.В.   - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело № 64 от 29.04.2010, возбужденное по заявлению Новосибирского отделения Общероссийской общественной организации (НОООО) "Деловая Россия", по признакам нарушения Департаментом труда и занятости населения Новосибирской области (630004, г. Новосибирск, ул. Ленина, 28) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии представителей Департамента труда и занятости населения Новосибирской области: <...> (по доверенности № 6 от 11.05.2010); <...> (по доверенности № 7 от 11.05.2010),

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) поступило заявление Новосибирского отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" (вх. № 1832 от 19.03.2010), в котором сообщалось, что порядок оказания услуг в сфере охраны труда в Новосибирской области (далее - Порядок), утвержденный приказом от 27.02.2009 № 68 департамента труда и занятости населения Новосибирской области, нарушает антимонопольное законодательство.
В результате рассмотрения заявления Новосибирского отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" было установлено следующее.
Согласно п. 1 указанного Порядка порядок разработан в целях оказания помощи работодателям в выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда, создания реестра юридических и физических лиц, оказывающие качественные организационные, образовательные, консультационные услуги в сфере охраны труда в Новосибирской области.
Порядок устанавливает перечень видов услуг в сфере охраны труда, требования к юридическим и физическим лицам, оказывающим эти услуги, порядок формирования и ведение реестра юридических и физических лиц, оказывающих услуги в области охраны труда в Новосибирской области (далее - Реестр), взаимодействия работодателей с юридическими и физическими лицами, внесенными в реестр, а также определяет права и обязанности юридических и физических лиц, внесенных в реестр.
Реестр ведется отделом управления охраной труда и государственной экспертизы условий труда (структурным подразделением департамента труда и занятости населения Новосибирской области).
Действие Порядка распространяется на юридических и физических лиц, оказывающих услуги в сфере охраны труда в Новосибирской области, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. При этом Трудовым кодексом РФ, Законом Новосибирской области № 109-ОЗ "Об охране труда в Новосибирской области" не предусмотрено создание органами власти реестра юридических и физических лиц, оказывающих услуги в области охраны труда. Деятельность в сфере охраны труда не лицензируется.
Согласно п. 8 Порядка к юридическим и физическим лицам, претендующим на внесение в реестр, предъявляются следующие требования:
- государственная регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Новосибирской области;
- опыт работы по заявляемым видам оказываемых услуг не менее 3 лет;
- качество оказываемых услуг (осуществление своей деятельности в строгом соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством Российской Федерации; соблюдение актуализированных (действующих) нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда; обеспечение по итогам работы полных, достоверных, соответствующих требованиям охраны труда представленных документов и материалов);
- квалификация и компетентность работников по профилю проводимых работ (образование, стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет, профессиональная подготовка и переподготовка специалистов);
- наличие соответствующей материально-технической базы.
Таким образом, в реестр юридических и физических лиц, оказывающих услуги в области охраны труда в Новосибирской области, может быть включен только ограниченный круг хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги в сфере охраны труда.
Согласно п. 14 Порядка департамент труда и занятости населения Новосибирской области публикует реестр в информационном бюллетене "Вестник Новосибирского областного центра охраны труда", на сайте департамента труда и занятости населения Новосибирской области, доводит до сведения органов государственного надзора и контроля, Федерации профсоюзов Новосибирской области, Новосибирского Союза руководителей предприятий и работодателей.
В соответствии с п. 22 Порядка к проведению работ по охране труда в организациях работодателям рекомендуется привлекать юридических и физических лиц, оказывающих услуги в сфере охраны труда, внесенных в реестр. Следовательно, хозяйствующие субъекты, включенные в реестр, получают преимущества на рынке оказания услуг в сфере охраны труда.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции. Департамент труда и занятости населения Новосибирской области, утвердив приказом № 68 от 27.02.2009 порядок оказания услуг в сфере охраны труда в Новосибирской области, создал организациям, включенным в реестр, преимущества на рынке оказания услуг в сфере охраны труда, тем самым осуществив действия, направленные на ограничение конкуренции на указанном рынке.
Решение о включения организации в реестр принимается на заседании экспертной комиссии. Приказом руководителя департамента труда и занятости населения Новосибирской области № 68 от 27.02.2009 утвержден состав экспертной комиссии по формированию реестра юридических и физических лиц, оказывающих услуги в сфере охраны труда в Новосибирской области. В состав указанной комиссии заместителем председателя комиссии включена директор АНО "Новосибирский областной центр охраны труда" <...> АНО "Новосибирский областной центр охраны труда" включен в реестр юридических и физических лиц, оказывающих качественные услуги в сфере охраны труда в Новосибирской области, под первым номером. Включение в состав комиссии директора хозяйствующего субъекта может привести к созданию преимущества для АНО "Новосибирский областной центр охраны труда", что недопустимо в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Таким образом, в результате анализа порядка оказания услуг в сфере охраны труда в Новосибирской области, утвержденного приказом № 68 от 27.02.2009 департамента труда и занятости населения Новосибирской области, установлено, что указанный порядок может привести к ограничению конкуренции. В принятии департаментом труда и занятости населения Новосибирской области акта, который может привести к ограничению конкуренции, усматриваются признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 39, пунктом 1 части 3 статьи 44 Федерального закона "О защите конкуренции", Новосибирским УФАС России было возбуждено в отношении департамента труда и занятости населения Новосибирской области дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
В объяснении по существу дела, представленном департаментом труда и занятости населения Новосибирской области (исх. № 1354/15-25/43 от 07.05.2010), указывается, что Порядок оказания услуг в сфере охраны труда в Новосибирской области утвержден для оказания помощи работодателям. По мнению департамента труда и занятости населения Новосибирской области, указанный порядок не ограничивает конкуренцию, порядком не вводятся ограничения в отношении хозяйствующих субъектов и не предоставляются преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.
На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители Департамента труда и занятости населения Новосибирской области поддержали свои доводы.
Рассмотрев материалы дела и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
Согласно ст. 217 Трудового кодекса РФ организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Трудовым кодексом РФ, Законом Новосибирской области № 109-ОЗ "Об охране труда в Новосибирской области" не предусмотрено установление органами исполнительной власти субъекта РФ особого порядка оказания услуг в сфере охраны труда и ведение реестра юридических и физических лиц, оказывающих услуги в области охраны труда. Департамент труда и занятости Новосибирской области не вправе определять порядок оказания услуг в сфере охраны труда в Новосибирской области и устанавливать на территории области реестры для организаций и предпринимателей, оказывающих услуги в сфере охраны труда, так как федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области такое право ему не предоставлено.
В п. 8 Порядка к юридическим и физическим лицам, претендующим на внесение в реестр, предъявляются требования государственной регистрации на территории Новосибирской области и наличие опыта работы в области охраны труда не менее 3 лет. Следовательно, в реестр юридических и физических лиц, оказывающих услуги в области охраны труда в Новосибирской области может быть включен только ограниченный круг хозяйствующих субъектов оказывающих услуги в сфере охраны труда.
Согласно п. 1 Порядка порядок разработан в целях оказания помощи работодателям путем создания реестра юридических и физических лиц, оказывающих качественные организационные, образовательные, консультационные услуги в сфере охраны труда в Новосибирской области. Таким образом, из смысла Порядка следует, что организации и предприниматели, оказывающие услуги в сфере охраны труда, зарегистрированные в других субъектах РФ, не могут оказывать "качественные организационные, образовательные, консультационные услуги в сфере охраны труда в Новосибирской области", так как не могут быть включены в реестр юридических и физических лиц, оказывающих качественные организационные, образовательные, консультационные услуги в сфере охраны труда в Новосибирской области.
Согласно п. 14 Порядка департамент труда и занятости населения Новосибирской области публикует реестр в информационном бюллетене "Вестник Новосибирского областного центра охраны труда", на сайте департамента труда и занятости населения Новосибирской области, доводит до сведения органов государственного надзора и контроля, Федерации профсоюзов Новосибирской области, Новосибирского Союза руководителей предприятий и работодателей. Таким образом, Департамент информирует потенциальных потребителей услуг, что только включенные в реестр хозяйствующие субъекты оказывают качественные услуги в сфере охраны труда.
В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить Трудовому кодексу РФ и иным федеральным законам.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в частности п. 5 запрещается устанавливать для приобретателей товаров ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Департамент труда и занятости населения Новосибирской области, утвердив приказом № 68 от 27.02.2009 порядок оказания услуг в сфере охраны труда в Новосибирской области, создал хозяйствующим субъектам, включенным в реестр юридических и физических лиц, оказывающих услуги в сфере охраны труда в Новосибирской области, преимущества на рынке оказания услуг в сфере охраны труда по сравнению с хозяйствующими субъектами, не включенными в реестр. Создание подобного реестра и включение в него определенных хозяйствующих субъектов, ведет к созданию ограничения конкуренции на рынке услуг в сфере охраны труда. Наличие указанного реестра может ввести в заблуждение работодателей, которые посчитают, что только хозяйствующие субъекты включенные в реестр, могут оказывать качественные услуги в сфере охраны труда в Новосибирской области.
Согласно п. 22 Порядка к проведению работ по охране труда в организациях работодателям рекомендуется привлекать юридических и физических лиц, оказывающих услуги в сфере охраны труда, внесенных в реестр. Следовательно, в нарушение п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" порядок оказания услуг в сфере охраны труда в Новосибирской области устанавливает для приобретателей товаров (работодателей) ограничение выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (организаций и предпринимателей, оказывающих услуги в сфере охраны труда).
Таким образом, Порядок оказания услуг в сфере охраны труда в Новосибирской области, утвержденный приказом № 68 от 27.02.2009 департамента труда и занятости населения Новосибирской области, является актом органа местного самоуправления, который может привести к ограничению конкуренции на рынке услуг в сфере охраны труда в Новосибирской области.
Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

]]>
решила:

1. Признать Департамент труда и занятости населения Новосибирской области нарушившим п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в принятии акта (Порядка оказания услуг в сфере охраны труда в Новосибирской области, утвержденного приказом № 68 от 27.02.2009 департамента труда и занятости населения Новосибирской области), который может привести к ограничению конкуренции, в частности устанавливает для приобретателей товаров (работодателей) ограничение выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (организаций и предпринимателей, оказывающих услуги в сфере охраны труда).
2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи Департаменту труда и занятости населения Новосибирской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
С целью устранения нарушения Департаменту труда и занятости населения Новосибирской области необходимо отменить приказ от 27.02.2009 № 68 "Об утверждении порядка оказания услуг в сфере охраны труда в Новосибирской области".
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
С.Г.ГАВРИЛОВ

Члены Комиссии:
Н.П.КАМНЕВА
Г.В.ТРОПИН





ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 26 мая 2010 г. № 22

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Гаврилов С.Г. - руководитель управления, председатель Комиссии;
Камнева Н.П.  - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Тропин Г.В.   - главный специалист-эксперт отдела контроля органов  власти,
                член Комиссии;
руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 26.05.2010 по делу № 64 от 29.04.2010 о нарушении Департаментом труда и занятости населения Новосибирской области п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

предписывает:

1. Департаменту труда и занятости населения Новосибирской области в срок до 25.06.2010 устранить нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в принятии акта, который может привести к ограничению конкуренции.
2. С целью устранения нарушения Департаменту труда и занятости населения Новосибирской области необходимо отменить приказ от 27.02.2009 № 68 "Об утверждении порядка оказания услуг в сфере охраны труда в Новосибирской области".
3. Об исполнении настоящего предписания Департаменту труда и занятости населения Новосибирской области письменно сообщить в Новосибирское УФАС России в срок до 30.06.2010 с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
С.Г.ГАВРИЛОВ

Члены Комиссии:
Н.П.КАМНЕВА
Г.В.ТРОПИН



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru