Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 16 августа 2010 г. № 6767/10

О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ

По предложению П.Астахова, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, принято решение о проведении с 1 по 8 сентября 2010 года во всех общеобразовательных учреждениях республики Недели правовых знаний, приуроченной к 20-летию со дня присоединения Российской Федерации к Конвенции ООН о правах ребенка.
Министерство образования и науки Республики Татарстан направляет методические рекомендации по проведению Недели правовых знаний, подготовленные Институтом развития образования РТ. Дополнительный информационный и методический материал размещен на сайте Министерства образования и науки РТ (раздел "День знаний") www.mon.tatar.ru.
При подготовке сценария Дня знаний 1 сентября 2010 года просим проинформировать участников праздника о проводимой Неделе правовых знаний.

Первый заместитель министра
Д.М.МУСТАФИН





Приложение

О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В соответствии с предложением Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.Астахова с 1 по 8 сентября 2010 года во всех образовательных учреждениях проводится Неделя правовых знаний, приуроченная к юбилейной дате присоединения Российской Федерации к Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 г., в России (СССР) Конвенция была ратифицирована в 1990 г.
Необходимость обращения к Конвенции по правам ребенка продиктована следующими обстоятельствами:
- Конвенция - это наиболее полный документ, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права, и дети должны быть с ним знакомы.
- Права ребенка признаются мировым сообществом как важный элемент утверждения гуманистических ценностей, духовного и нравственного развития личности.
- Компетентность в области прав человека, в том числе и прав ребенка, продиктована инициативами Российской Федерации, которая подписала ряд международных документов, закрепляющих положения Всеобщей декларации прав человека, в том числе Конвенции о правах ребенка.
- Задачи социализации школьников в современной России предполагают наличие широких и разнообразных знаний в правовой сфере, навыков конструктивного диалога и позитивного поведения при защите своих интересов.
Проведение Недели правовых знаний с 1 по 8 сентября 2010 года призвано привлечь внимание педагогов и учащихся к важному международному документу. Роль Конвенции о правах ребенка была рассмотрена в рамках правозащитной системы Российской Федерации. Мероприятия должны способствовать правовому и духовно-нравственному воспитанию школьников.
Цели и формы проводимых мероприятий определяются конкретными условиями на месте: типом учебного заведения, профилем класса, возрастом учащихся и т. д. Возможны различные варианты организации Недели правовых знаний. Например, это могут быть общешкольные мероприятия (или отдельные занятия по параллелям), посвященные Конвенции о правах детей.
Результативность мероприятий зависит от общей атмосферы в образовательном учреждении. Рекомендуется оформить тематические стенды, разместить информацию об Уполномоченном по правам человека и Уполномоченном по правам ребенка в Татарстане, основные положения Конвенции о правах ребенка, материалы о реализации данных положений в стране.
Кроме того, в местах, доступных для детей и родителей (их законных представителей), должны быть размещены тексты уставов образовательного учреждения и его детских организаций, органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением и защитой прав ребенка. Необходимо также, чтобы детям и их родителям были доступны данные служб, обеспечивающих защиту прав ребенка (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, органов социальной защиты, регионального уполномоченного по правам ребенка). Рекомендуется организовать их участие в мероприятиях Недели правовых знаний в образовательных учреждениях.
В начальной школе учащиеся получают первые представления о правах человека, ценности человеческой жизни. Здесь формируются навыки правильного поведения в школе и дома, общественных местах и на улице. В ходе занятия младшие школьники получают представление о Конвенции как о документе, защищающем права ребенка. Предпочтение отдается игровым формам, работе с иллюстрациями, рисованию.
В основной школе продолжается работа по формированию правовой культуры, развиваются навыки правомерного поведения. Основу ее составляют такие важнейшие характеристики, как знание своих прав и обязанностей, повышение ответственности за свое поведение. С учетом знаний учащихся, полученных на уроках обществознания, и жизненного опыта на занятиях целесообразно использовать комплекс познавательных и практических занятий.
В старшей школе усиливается личностно ориентированный характер овладения знаниями и рациональными способами реализации своих прав и свобод. Здесь возможна деятельностная практика, поисково-исследовательские методы - дискуссии, тренинги, практикумы, акции социального характера, моделирование, социальное проектирование и другие формы занятий.
Рекомендуемые формы занятий, которые учителя могут разработать с учетом специфики класса, школы, района:
- Лекция-беседа с презентацией: "Конвенция о правах ребенка", "Мои права", "Какие права есть у ребенка" и др.
- Акции: "Подари игрушку своему сверстнику", "Мой подарок в детский дом", выступления старших школьников перед учениками младших классов: "Я расскажу тебе...", "Твои права" и т. п.
- Конкурсы рисунков и творческих работ: "Мир глазами детей", "Я рисую мир", "Моя семья", "Мои права", "Разноцветный мир детства" и др.
- Конкурс стенгазет, в том числе электронных: "Права ребенка", "Дети на планете", "Я - за здоровый образ жизни".
- Викторины: "Знаешь ли ты свои права?", "Конвенция о правах ребенка", "Право и возраст" и др.
- Правовые игры, тренинги: "Ребенок и улица", "Я - участник дорожного движения", "Если меня обидели", "Я и другие" и т. п.
- Классные занятия: "Человек и закон", "Всемирный день ребенка", "Детство - это мир красок", "Молодежь и права человека", "Мир семьи", "Семья и ребенок" и др.
- Исследовательские и социальные проекты: "Ребенок и международное гуманитарное право", "Права ребенка и Устав школы", "Почему детям иногда плохо?", "Взрослые и дети", "Ребенок - самостоятельный субъект права", "Положения Конвенции о правах ребенка в российском законодательстве", "Ребенок и гражданство", "Родитель - ребенок, учитель - ученик" в контексте положений "Конвенции о правах ребенка" и т. п.
Обучение правам ребенка заключается не только в овладении знаниями, оно призвано формировать уважительное отношение к людям, окружающему миру, правовым нормам, вырабатывать соответствующие компетенции для правомерного поведения в обществе.
Целесообразным является формирование в школе целостной системы правового воспитания, использующей потенциал всех предметов, с одной стороны, с другой - правовое пространство школы. Уклад школы, педагогическая среда должны способствовать развитию у школьников чувства собственного достоинства, приобретению ими практического опыта правомерного поведения, необходимого в социально значимой деятельности в настоящем и будущем. Неделя правовых знаний призвана актуализировать задачи правового образования учащихся.

Кафедра истории и обществоведческих дисциплин ИРО РТ
И.М.ФОКЕЕВА,
В.И.ПИСКАРЕВ


Рекомендуемая литература
1. Болотова Е.Л. Права ребенка в современной России. - М.: Школьная пресса, 2005. - ("Воспитание школьников. Библиотека журнала"; Вып. 70).
2. Белозерова Н.В. Использование метода проектов в правовой подготовке старшеклассников. Из опыта работы / Н.В.Белозерова // Право в школе. - 2007. - № 1. - С. 58 - 59.
3. Болотова Е.Л. Права ребенка в современной России. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 96 с. ("Воспитание школьников. Библиотека журнала"; Вып. 70).
4. Знай свои права / сост. Т.Е.Заводова, Ю.П.Лежнева - Мн.: Красико-Пункт 2006. - 176 с. - (Педагогическая мастерская).
5. Кожин Ю.А. Права и ответственность ребенка по российскому законодательству. Программа элективного курса для учащихся 8 - 11 классов (17 часов) / Ю.А.Кожин // Право в школе. - 2006. - № 2. - С. 8 - 10.
6. Кожин Ю.А. Комплект заданий по элективному курсу для учащихся 8 - 11 классов "Права и ответственность ребенка по российскому законодательству" / Ю.А.Кожин // Право в школе. - 2007. - № 1. - С. 44 - 52.
7. Филатова Л.В. Использование материалов региональной прессы в правовом образовании школьников / Л.В.Филатова // Право в школе. - 2007. - № 4. - С. 38 - 40.
8. Фоминых А.М. Правовой статус ребенка в РФ / А.М.Фоминых // Право в школе. - 2008. - № 1.- С. 42 - 44.
9. Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах человека: М.: "Вита - Пресс", 1995
10. Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. С. 250.

Интернет-ресурсы

http://www.nemoskvichi.ru/st23.php Защита прав несовершеннолетних в школе.
http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_01b.shtml Психологическая готовность ребенка к школе.
http://www.pravadetey.ru/index4.html Ты и школа!
http://pcgo.narod.ru/prava_uchast_uch.htm !!! Человек имеет права с момента своего рождения !!!
http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=123961 Изучение Конвенции о правах ребенка в школе. 3.К.Шнекендорф.
http://school20-bal.m/index.php?option=com_content&task=view&id=5&Itemid=4 Права и обязанности учеников
http://www.pravoza21.ru/nesovershen.php Защита прав несовершеннолетних в школе.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru