Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 5 мая 2010 г. № 03-10/38-10

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:

    председателя Комиссии:

    Алиева Р.А.        заместителя  руководителя  Управления  -  начальника
                       отдела контроля государственных закупок  и земельных
                       отношений;

    членов Комиссии:

    Ураевой Л.Р.       заместителя      начальника     отдела      контроля
                       государственных закупок и земельных отношений;
    Константинова В.А. главного   специалиста-эксперта   отдела    контроля
                       государственных закупок и земельных отношений;
    Литосовой Л.А.     ведущего   специалиста-эксперта   отдела    контроля
                       государственных закупок и земельных отношений;
    Рылова А.Д.        специалиста-эксперта отдела контроля государственных
                       закупок и земельных отношений;
    Аникеевой О.В.     специалиста     1     разряда    отдела     контроля
                       государственных закупок и земельных отношений,

при участии представителей: заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Строймонтажуправление-2004" (далее - ООО "СМУ-2004") Т.А.Епифанцевой (доверенность без номера от 05.05.2010); заказчика - Департамента капитального строительства администрации г. Томска (далее - Заказчик) Н.В.Червинской (доверенность № 77 от 04.05.2010), А.А.Пацукова (доверенность № 78 от 04.05.2010), И.О.Семеновой (доверенность № 75 от 04.05.2010), О.Н.Огневой (доверенность № 76 от 04.05.2010) и уполномоченного органа - Управления муниципального заказа и тарифной политики администрации г. Томска (далее - Уполномоченный орган) Н.Л.Сафонова (доверенность без номера от 14.04.2010), Г.А.Московкиной (доверенность без номера от 14.04.2010),
рассмотрев дело № 03-10/38-10, возбужденное по жалобе ООО "СМУ-2004" на действия муниципального заказчика - Департамента капитального строительства администрации г. Томска при проведении открытого аукциона "Выполнение работ по разработке проекта и капитальному ремонту МДОУ "Детский сад № 50", установила:
В Томское УФАС России обратилось ООО "СМУ-2004" (вх. № 2273 от 29.04.2010) с жалобой, поданной в срок и соответствующей требованиям ст. 58 Федерального закона от 21.07.2005 № ФЗ-94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 94-ФЗ), на действия муниципального заказчика - Департамента капитального строительства администрации г. Томска, нарушающие, по мнению заявителя, законодательство в сфере размещения заказов.
В своей жалобе ООО "СМУ-2004" указывает, что при разработке и утверждении аукционной документации Заказчиком были нарушены нормы Закона 94-ФЗ, а именно:
Заявитель жалобы считает, что в нарушение положения ч. 2 ст. 34 Закона 94-ФЗ Заказчиком в документации об аукционе не были установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, к функциональным характеристикам товара, к размеру, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 21 Закона 94-ФЗ в извещении о проведении открытого аукциона должен быть указан предмет муниципального контракта с указанием количества поставленного товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
В соответствии с разделом 1 Инструкции по порядку проведения вышеуказанного открытого аукциона к заявке участника аукциона должна быть приложена копия свидетельства о допуске к определенным видам работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, содержащего весь перечень работ, являющихся предметом настоящего аукциона.
Заявитель считает, что исходя из предмета муниципального контракта, указанного Заказчиком в извещении и документации об аукционе, следует, что перечень работ в предмете контракта не определен и не определены объем и требования подлежащих выполнению работ.
Заявитель также полагает, что проектирование и строительство - разные виды работ, не относящиеся друг к другу как технологически и функционально связанные между собой, поскольку проектные работы не включают в себя работы по строительству, и, наоборот, к строительным работам не относится выполнение проектных работ. На основании вышеуказанного заявитель считает, что Заказчиком были неправомерно объединены в один лот разные виды работ, что влечет за собой ограничение конкуренции.
В заседании Комиссии Томского УФАС России представитель Уполномоченного органа представил отзыв на жалобу в письменной форме, а также устно пояснил следующее:
На основании утвержденной Заказчиком и представленной в Уполномоченный орган документации о проведении открытого аукциона, содержащей весь необходимый для размещения заказа перечень документов, Уполномоченным органом было сформировано извещение о проведении открытого аукциона и размещено на официальном сайте муниципалитета города Томска.
При рассмотрении документации сотрудниками Уполномоченного органа был задан вопрос Заказчику о правомерности включения в предмет аукциона одновременно проектных и строительных работ. В подтверждение правомерности Заказчиком было представлено Письмо Министерства экономического развития РФ от 25.09.2008 № Д05-4076 и обзор судебной практики по аналогичному вопросу (Постановление Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2008 № А40-38466/08-119-168).
В связи с чем, Уполномоченным органом было установлено, что объем проектных работ определен в техническом задании, являющемся приложением к документации об аукционе, предусмотренный п. 5.7 - 5.9 вышеуказанного технического задания, где содержится указание на то, что производство работ на объекте должно проводиться методом "под ключ" и осуществляться как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции.
При рассмотрении Комиссией Томского УФАС жалобы по существу представитель Заказчика представил в письменном виде отзыв на жалобу, а также дал следующие пояснения:
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 35 Закона 94-ФЗ Заказчиком в аукционной документации было установлено требование к участнику размещения заказа, что необходимо представить копию свидетельства о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, содержащего весь перечень работ, являющихся предметом аукциона, а именно на работы по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Данное требование было установлено в связи с тем, что работы, предусмотренные Заданием на выполнение работ (Приложение № 1 к документации об аукционе), входят в перечень видов работ, утвержденный Приказом Министра регионального развития РФ от 09.12.2008 № 274, оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и согласно ст.ст. 47, 48, 52 Градостроительного кодекса РФ должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Положения Закона 94-ФЗ не регулируют вопросы, связанные с формированием лотов для проведения торгов. Решение об объединении проектно-изыскательских и строительных работ в один лот было принято на основании Письма Министерства регионального развития РФ от 25.09.2008 № Д05-4076 и сложившейся судебной практики (Постановление Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2008 дело № А40-38466/08-119-168). Вышеуказанные документы подтверждают правомерность такого объединения при условии, что данные работы являются составной частью комплексного процесса создания готовой строительной продукции и соответствующий заказ размещается путем проведения аукциона.
Также Заказчик пояснил, что предметом аукциона являются именно работы по капитальному строительству, при этом работы по разработке проекта капитального ремонта МДОУ "Детский сад № 50" являются смежными. Данные виды работ представляют собой единый функционирующий процесс, в связи с чем Заказчик считает, что вышеуказанное размещение заказа не противоречит требованиям Закона 94-ФЗ.
Исходя из вышеизложенного, Заказчик не усматривает нарушений Закона 94-ФЗ в разработанной и утвержденной им документации по открытому аукциону "Выполнение работ по разработке проекта и капитальному ремонту МДОУ "Детский сад № 50".
Комиссия Томского УФАС России, заслушав представителей заявителя, Уполномоченного органа и Заказчика, изучив представленные в Комиссию материалы, приняв во внимание сведения, изложенные в жалобе, отзывах Уполномоченного органа и Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, на основании ч. 5 ст. 17 Закона 94-ФЗ, материалов открытого аукциона "Выполнение работ по разработке проекта и капитальному ремонту МДОУ "Детский сад № 50" установила:
08.04.2010 на официальном сайте Муниципальный заказ города Томска (http://www.admin.tomsk.ru:8086/competition/competition.do?id=211957) в сети Интернет было размещено извещение № 733 о проведении открытого аукциона на выполнение работ по разработке проекта и капитальному ремонту МДОУ "Детский сад № 50" с начальной (максимальной) ценой контракта: 52000000 рублей.
Дальнейшие действия муниципального заказчика по проведению процедуры размещения заказа приостановлены по требованию Томского УФАС России от 29.04.2010 № ЛЛ/1739.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные Заказчиком, Уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика.
Комиссия Томского УФАС России установила, что в документации об аукционе Заказчиком были установлены требования к объему проектных работ, которые определены в Задании (приложение № 1 к документации об аукционе). В п.п. 5.7 - 5.9 Задания содержится указание на то, что производство работ на объекте должно проводиться методом "под ключ" и осуществляться как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции. Так как результатом выполнения проектных работ является проект работ по капитальному ремонту МДОУ "Детский сад № 50", содержащий технические характеристики и объемы выполняемых работ по капитальному ремонту, на основании которого и будет производиться капитальный ремонт, то Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что объемы работ по предмету контракта Заказчиком были установлены.
Ч. 2 ст. 34 Закона 94-ФЗ устанавливает обязанности Заказчика, но не содержит требований ограничительного характера, то есть устанавливая требования к качеству, техническим характеристикам работ, Заказчик вправе установить эти требования в том объеме, который необходим ему для определения соответствия выполняемых работ своим потребностям. Учитывая изложенное, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что Заказчик не нарушит права участников размещения заказа, устанавливая определенный объем требований к качеству, техническим характеристикам выполняемых работ.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 21 Закона 94-ФЗ в извещении о проведении открытого аукциона должен быть указан предмет муниципального контракта с указанием количества поставленного товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Закон 94-ФЗ не предъявляет требований к составу лота. В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Комиссия Томского УФАС России установила, что Заказчиком был определен предмет муниципального контракта из двух видов работ "Выполнение работ по разработке проекта и капитальному ремонту МДОУ "Детский сад № 50" (далее - Детский сад № 50). Разработка проекта капитального ремонта Детского сада № 50 технологически и функционально связана с проведением самого капитального ремонта здания, так как результаты выполнения первой работы - проект капитального ремонта Детского сада № 50 - являются основанием для исполнения второй работы - проведение капитального ремонта здания школы. Таким образом, обе части предмета контракта представляют собой единый функционирующий процесс, технологически и функционально связанный с предметом контракта. Поэтому вышеуказанное размещение заказа, то есть включение в состав одного лота двух взаимосвязанных работ, не может противоречить требованиям антимонопольного законодательства, то есть не может являться ограничением конкуренции.
Кроме того, в соответствии с ч. 4.1 ст. 10 Закона 94-ФЗ и Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р размещение заказа на "Строительство зданий и сооружений "под ключ" (код 4520080 входит в код 450000 "Услуги строительные и объекты строительства") должно осуществляться путем проведения аукциона. Согласно п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 № 147, метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию). Также в Письме Минэкономразвития РФ № А05-4076 от 25.09.2008 указано, что объединение в один лот проектно-изыскательских и строительных работ является правомерным при условии, что данные работы являются частью комплексного процесса создания готовой строительной продукции и соответствующий заказ размещается путем проведения аукциона.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 35 Закона 94-ФЗ заявка на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе, или копии таких документов.
Комиссия Томского УФАС России установила, что Заказчиком правомерно было установлено требование к участникам размещения заказа о предоставлении в составе своей заявке копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе, а именно: копию свидетельства о допуске к определенным видам работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации и копию свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, на основании того, что данные работы являются предметом контракта, входят в перечень видов работ, утвержденный Приказом Министра регионального развития РФ от 09.12.2008 № 274, и согласно ст.ст. 47, 48, 52 Градостроительного кодекса РФ должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В ходе внеплановой проверки на основании ч. 5 ст. 17 Закона 94-ФЗ материалов размещения заказа на право заключения муниципального контракта по предмету "Выполнение работ по разработке проекта и капитальному ремонту МДОУ "Детский сад № 50" Комиссия Томского УФАС России выявила следующие недостатки документации об аукционе, которые не привели к нарушению прав участников размещения заказа и не отразились на результатах аукциона:
1. Формулировка "... к определенным видам работ..." в 9 абзаце раздела 1 "Требования к форме по содержанию заявки" Инструкции по порядку проведения открытого аукциона на выполнение работ по разработке проекта и капитальному ремонту МДОУ "Детский сад № 50" не дает однозначного понимания участникам размещения заказа, к каким именно видам работ необходим допуск и предоставляет возможность неоднозначного трактования законодательства
2. Согласно ч. 3 ст. 38 Закона 94-ФЗ муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона. Согласно ч. 5 ст. 9 Закона 94-ФЗ при заключении и исполнении государственного контракта изменение условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.
В проекте муниципального контракта (п. 6.1 ч. 6), размещенного Заказчиком в составе документации об аукционе, установлено требование: "Подрядчик обеспечивает выполнение работ материалами и оборудованием по согласованию с Заказчиком".
Установление вышеуказанного требования может привести к нарушению Закона 94-ФЗ, потому что в случае несогласования Заказчиком материалов и оборудования, используемых подрядчиком в ходе исполнения муниципального контракта, потребуется замена данных материалов и оборудования, что повлечет изменение существенных условий контракта, то есть изменение состава материалов, используемых для проведения капитального ремонта МДОУ "Детский сад № 50", что будет нарушением ч. 5 ст. 9 Закона.
На основании изложенного, руководствуясь положениями Письма Министерства экономического развития РФ от 25.09.2008 № Д05-4076, Приказом Министра регионального развития РФ от 09.12.2008 № 274, Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р, ст.ст. 47, 48, 52 Градостроительного кодекса РФ, ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", ч. 5 ст. 9, ч. 4.1 ст. 10, ч. 5 ст. 17, п. 4 ч. 4 ст. 21, ч. 2 ст. 34, п. 3 ч. 2 ст. 35, ч. 3 ст. 38, ч. 6 ст. 60 Закона 94-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Строймонтажуправление-2004" на действия муниципального заказчика - Департамента капитального строительства администрации г. Томска при проведении открытого аукциона на выполнение работ по разработке проекта и капитальному ремонту МДОУ "Детский сад № 50" необоснованной.
2. Выдать предписание Заказчику - Департаменту капитального строительства администрации г. Томска, обязательное для исполнения о недопущении впредь нарушений законодательства в сфере размещения заказов.
В соответствии с ч. 9 ст. 60 Закона № 94-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) Заказчика, Уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
Р.А.АЛИЕВ

Члены Комиссии:
Л.Р.УРАЕВА
В.А.КОНСТАНТИНОВ
Л.А.ЛИТОСОВА
А.Д.РЫЛОВ
О.В.АНИКЕЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru