ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 5 мая 2010 г. № 03-10/38-10
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
Алиева Р.А. заместителя руководителя Управления - начальника
отдела контроля государственных закупок и земельных
отношений;
членов Комиссии:
Ураевой Л.Р. заместителя начальника отдела контроля
государственных закупок и земельных отношений;
Константинова В.А. главного специалиста-эксперта отдела контроля
государственных закупок и земельных отношений;
Литосовой Л.А. ведущего специалиста-эксперта отдела контроля
государственных закупок и земельных отношений;
Рылова А.Д. специалиста-эксперта отдела контроля государственных
закупок и земельных отношений;
Аникеевой О.В. специалиста 1 разряда отдела контроля
государственных закупок и земельных отношений,
при участии представителей: заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Строймонтажуправление-2004" (далее - ООО "СМУ-2004") Т.А.Епифанцевой (доверенность без номера от 05.05.2010); заказчика - Департамента капитального строительства администрации г. Томска (далее - Заказчик) Н.В.Червинской (доверенность № 77 от 04.05.2010), А.А.Пацукова (доверенность № 78 от 04.05.2010), И.О.Семеновой (доверенность № 75 от 04.05.2010), О.Н.Огневой (доверенность № 76 от 04.05.2010) и уполномоченного органа - Управления муниципального заказа и тарифной политики администрации г. Томска (далее - Уполномоченный орган) Н.Л.Сафонова (доверенность без номера от 14.04.2010), Г.А.Московкиной (доверенность без номера от 14.04.2010),
рассмотрев дело № 03-10/38-10, возбужденное по жалобе ООО "СМУ-2004" на действия муниципального заказчика - Департамента капитального строительства администрации г. Томска при проведении открытого аукциона "Выполнение работ по разработке проекта и капитальному ремонту МДОУ "Детский сад № 50", установила:
В Томское УФАС России обратилось ООО "СМУ-2004" (вх. № 2273 от 29.04.2010) с жалобой, поданной в срок и соответствующей требованиям ст. 58 Федерального закона от 21.07.2005 № ФЗ-94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 94-ФЗ), на действия муниципального заказчика - Департамента капитального строительства администрации г. Томска, нарушающие, по мнению заявителя, законодательство в сфере размещения заказов.
В своей жалобе ООО "СМУ-2004" указывает, что при разработке и утверждении аукционной документации Заказчиком были нарушены нормы Закона 94-ФЗ, а именно:
Заявитель жалобы считает, что в нарушение положения ч. 2 ст. 34 Закона 94-ФЗ Заказчиком в документации об аукционе не были установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, к функциональным характеристикам товара, к размеру, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 21 Закона 94-ФЗ в извещении о проведении открытого аукциона должен быть указан предмет муниципального контракта с указанием количества поставленного товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
В соответствии с разделом 1 Инструкции по порядку проведения вышеуказанного открытого аукциона к заявке участника аукциона должна быть приложена копия свидетельства о допуске к определенным видам работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, содержащего весь перечень работ, являющихся предметом настоящего аукциона.
Заявитель считает, что исходя из предмета муниципального контракта, указанного Заказчиком в извещении и документации об аукционе, следует, что перечень работ в предмете контракта не определен и не определены объем и требования подлежащих выполнению работ.
Заявитель также полагает, что проектирование и строительство - разные виды работ, не относящиеся друг к другу как технологически и функционально связанные между собой, поскольку проектные работы не включают в себя работы по строительству, и, наоборот, к строительным работам не относится выполнение проектных работ. На основании вышеуказанного заявитель считает, что Заказчиком были неправомерно объединены в один лот разные виды работ, что влечет за собой ограничение конкуренции.
В заседании Комиссии Томского УФАС России представитель Уполномоченного органа представил отзыв на жалобу в письменной форме, а также устно пояснил следующее:
На основании утвержденной Заказчиком и представленной в Уполномоченный орган документации о проведении открытого аукциона, содержащей весь необходимый для размещения заказа перечень документов, Уполномоченным органом было сформировано извещение о проведении открытого аукциона и размещено на официальном сайте муниципалитета города Томска.
При рассмотрении документации сотрудниками Уполномоченного органа был задан вопрос Заказчику о правомерности включения в предмет аукциона одновременно проектных и строительных работ. В подтверждение правомерности Заказчиком было представлено Письмо Министерства экономического развития РФ от 25.09.2008 № Д05-4076 и обзор судебной практики по аналогичному вопросу (Постановление Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2008 № А40-38466/08-119-168).
В связи с чем, Уполномоченным органом было установлено, что объем проектных работ определен в техническом задании, являющемся приложением к документации об аукционе, предусмотренный п. 5.7 - 5.9 вышеуказанного технического задания, где содержится указание на то, что производство работ на объекте должно проводиться методом "под ключ" и осуществляться как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции.
При рассмотрении Комиссией Томского УФАС жалобы по существу представитель Заказчика представил в письменном виде отзыв на жалобу, а также дал следующие пояснения:
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 35 Закона 94-ФЗ Заказчиком в аукционной документации было установлено требование к участнику размещения заказа, что необходимо представить копию свидетельства о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, содержащего весь перечень работ, являющихся предметом аукциона, а именно на работы по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Данное требование было установлено в связи с тем, что работы, предусмотренные Заданием на выполнение работ (Приложение № 1 к документации об аукционе), входят в перечень видов работ, утвержденный Приказом Министра регионального развития РФ от 09.12.2008 № 274, оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и согласно ст.ст. 47, 48, 52 Градостроительного кодекса РФ должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Положения Закона 94-ФЗ не регулируют вопросы, связанные с формированием лотов для проведения торгов. Решение об объединении проектно-изыскательских и строительных работ в один лот было принято на основании Письма Министерства регионального развития РФ от 25.09.2008 № Д05-4076 и сложившейся судебной практики (Постановление Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2008 дело № А40-38466/08-119-168). Вышеуказанные документы подтверждают правомерность такого объединения при условии, что данные работы являются составной частью комплексного процесса создания готовой строительной продукции и соответствующий заказ размещается путем проведения аукциона.
Также Заказчик пояснил, что предметом аукциона являются именно работы по капитальному строительству, при этом работы по разработке проекта капитального ремонта МДОУ "Детский сад № 50" являются смежными. Данные виды работ представляют собой единый функционирующий процесс, в связи с чем Заказчик считает, что вышеуказанное размещение заказа не противоречит требованиям Закона 94-ФЗ.
Исходя из вышеизложенного, Заказчик не усматривает нарушений Закона 94-ФЗ в разработанной и утвержденной им документации по открытому аукциону "Выполнение работ по разработке проекта и капитальному ремонту МДОУ "Детский сад № 50".
Комиссия Томского УФАС России, заслушав представителей заявителя, Уполномоченного органа и Заказчика, изучив представленные в Комиссию материалы, приняв во внимание сведения, изложенные в жалобе, отзывах Уполномоченного органа и Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, на основании ч. 5 ст. 17 Закона 94-ФЗ, материалов открытого аукциона "Выполнение работ по разработке проекта и капитальному ремонту МДОУ "Детский сад № 50" установила:
08.04.2010 на официальном сайте Муниципальный заказ города Томска (http://www.admin.tomsk.ru:8086/competition/competition.do?id=211957) в сети Интернет было размещено извещение № 733 о проведении открытого аукциона на выполнение работ по разработке проекта и капитальному ремонту МДОУ "Детский сад № 50" с начальной (максимальной) ценой контракта: 52000000 рублей.
Дальнейшие действия муниципального заказчика по проведению процедуры размещения заказа приостановлены по требованию Томского УФАС России от 29.04.2010 № ЛЛ/1739.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные Заказчиком, Уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика.
Комиссия Томского УФАС России установила, что в документации об аукционе Заказчиком были установлены требования к объему проектных работ, которые определены в Задании (приложение № 1 к документации об аукционе). В п.п. 5.7 - 5.9 Задания содержится указание на то, что производство работ на объекте должно проводиться методом "под ключ" и осуществляться как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции. Так как результатом выполнения проектных работ является проект работ по капитальному ремонту МДОУ "Детский сад № 50", содержащий технические характеристики и объемы выполняемых работ по капитальному ремонту, на основании которого и будет производиться капитальный ремонт, то Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что объемы работ по предмету контракта Заказчиком были установлены.
Ч. 2 ст. 34 Закона 94-ФЗ устанавливает обязанности Заказчика, но не содержит требований ограничительного характера, то есть устанавливая требования к качеству, техническим характеристикам работ, Заказчик вправе установить эти требования в том объеме, который необходим ему для определения соответствия выполняемых работ своим потребностям. Учитывая изложенное, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что Заказчик не нарушит права участников размещения заказа, устанавливая определенный объем требований к качеству, техническим характеристикам выполняемых работ.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 21 Закона 94-ФЗ в извещении о проведении открытого аукциона должен быть указан предмет муниципального контракта с указанием количества поставленного товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Закон 94-ФЗ не предъявляет требований к составу лота. В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Комиссия Томского УФАС России установила, что Заказчиком был определен предмет муниципального контракта из двух видов работ "Выполнение работ по разработке проекта и капитальному ремонту МДОУ "Детский сад № 50" (далее - Детский сад № 50). Разработка проекта капитального ремонта Детского сада № 50 технологически и функционально связана с проведением самого капитального ремонта здания, так как результаты выполнения первой работы - проект капитального ремонта Детского сада № 50 - являются основанием для исполнения второй работы - проведение капитального ремонта здания школы. Таким образом, обе части предмета контракта представляют собой единый функционирующий процесс, технологически и функционально связанный с предметом контракта. Поэтому вышеуказанное размещение заказа, то есть включение в состав одного лота двух взаимосвязанных работ, не может противоречить требованиям антимонопольного законодательства, то есть не может являться ограничением конкуренции.
Кроме того, в соответствии с ч. 4.1 ст. 10 Закона 94-ФЗ и Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р размещение заказа на "Строительство зданий и сооружений "под ключ" (код 4520080 входит в код 450000 "Услуги строительные и объекты строительства") должно осуществляться путем проведения аукциона. Согласно п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 № 147, метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию). Также в Письме Минэкономразвития РФ № А05-4076 от 25.09.2008 указано, что объединение в один лот проектно-изыскательских и строительных работ является правомерным при условии, что данные работы являются частью комплексного процесса создания готовой строительной продукции и соответствующий заказ размещается путем проведения аукциона.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 35 Закона 94-ФЗ заявка на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе, или копии таких документов.
Комиссия Томского УФАС России установила, что Заказчиком правомерно было установлено требование к участникам размещения заказа о предоставлении в составе своей заявке копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе, а именно: копию свидетельства о допуске к определенным видам работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации и копию свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, на основании того, что данные работы являются предметом контракта, входят в перечень видов работ, утвержденный Приказом Министра регионального развития РФ от 09.12.2008 № 274, и согласно ст.ст. 47, 48, 52 Градостроительного кодекса РФ должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В ходе внеплановой проверки на основании ч. 5 ст. 17 Закона 94-ФЗ материалов размещения заказа на право заключения муниципального контракта по предмету "Выполнение работ по разработке проекта и капитальному ремонту МДОУ "Детский сад № 50" Комиссия Томского УФАС России выявила следующие недостатки документации об аукционе, которые не привели к нарушению прав участников размещения заказа и не отразились на результатах аукциона:
1. Формулировка "... к определенным видам работ..." в 9 абзаце раздела 1 "Требования к форме по содержанию заявки" Инструкции по порядку проведения открытого аукциона на выполнение работ по разработке проекта и капитальному ремонту МДОУ "Детский сад № 50" не дает однозначного понимания участникам размещения заказа, к каким именно видам работ необходим допуск и предоставляет возможность неоднозначного трактования законодательства
2. Согласно ч. 3 ст. 38 Закона 94-ФЗ муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона. Согласно ч. 5 ст. 9 Закона 94-ФЗ при заключении и исполнении государственного контракта изменение условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.
В проекте муниципального контракта (п. 6.1 ч. 6), размещенного Заказчиком в составе документации об аукционе, установлено требование: "Подрядчик обеспечивает выполнение работ материалами и оборудованием по согласованию с Заказчиком".
Установление вышеуказанного требования может привести к нарушению Закона 94-ФЗ, потому что в случае несогласования Заказчиком материалов и оборудования, используемых подрядчиком в ходе исполнения муниципального контракта, потребуется замена данных материалов и оборудования, что повлечет изменение существенных условий контракта, то есть изменение состава материалов, используемых для проведения капитального ремонта МДОУ "Детский сад № 50", что будет нарушением ч. 5 ст. 9 Закона.
На основании изложенного, руководствуясь положениями Письма Министерства экономического развития РФ от 25.09.2008 № Д05-4076, Приказом Министра регионального развития РФ от 09.12.2008 № 274, Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р, ст.ст. 47, 48, 52 Градостроительного кодекса РФ, ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", ч. 5 ст. 9, ч. 4.1 ст. 10, ч. 5 ст. 17, п. 4 ч. 4 ст. 21, ч. 2 ст. 34, п. 3 ч. 2 ст. 35, ч. 3 ст. 38, ч. 6 ст. 60 Закона 94-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Строймонтажуправление-2004" на действия муниципального заказчика - Департамента капитального строительства администрации г. Томска при проведении открытого аукциона на выполнение работ по разработке проекта и капитальному ремонту МДОУ "Детский сад № 50" необоснованной.
2. Выдать предписание
Заказчику - Департаменту капитального строительства администрации г. Томска, обязательное для исполнения о недопущении впредь нарушений законодательства в сфере размещения заказов.
В соответствии с ч. 9 ст. 60 Закона № 94-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) Заказчика, Уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Р.А.АЛИЕВ
Члены Комиссии:
Л.Р.УРАЕВА
В.А.КОНСТАНТИНОВ
Л.А.ЛИТОСОВА
А.Д.РЫЛОВ
О.В.АНИКЕЕВА