Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 апреля 2010 г. по делу № А71-1485/2010-А19

Резолютивная часть решения объявлена 5 апреля 2010 г.
Полный текст решения изготовлен 6 апреля 2010 г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судей М.Н. Кудрявцева, В.Н. Симонова под председательством судьи Н.Г. Зориной
при ведении протокола судебного заседания судьей Н.Г. Зориной,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
1. Товарищества собственников жилья "Надежда", с. Завьялово
2. Товарищества собственников жилья "Удача", с. Завьялово
к Совету депутатов муниципального образования "Завьяловский район"
о признании недействующим нормативного правового акта
при участии в судебном заседании:
от заявителей - Чувашова А.В. председателя правления
Миронова С.Р. по доверенности от 25.03.2010 г.
от ответчика - Корниловой В.К. по доверенности от 10.02.2010 г.,

установил:

Товарищество собственников жилья "Надежда" и товарищество собственников жилья "Удача" обратились в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта - решения Совета депутатов муниципального образования "Завьяловский район" № 415 от 25.11.2009 г. "О продлении действия Программы "Энергоэффективность в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве Завьяловского района на 2006 - 2009 годы" на 2010 год".
В судебном заседании 05.04.2010 г. судом на основании ст. 49 АПК РФ принято заявление ТСЖ "Надежда" и ТСЖ "Удача" о дополнении оснований заявленного требования.
Ответчик требование заявителей не признал по основаниям, изложенным в пояснениях на заявление от 09.03.2010 г.
Из представленных по делу доказательств следует, что Завьяловской районной Думой Удмуртской Республики третьего созыва 3 мая 2006 г. принято решение № 294, которым была утверждена Целевая программа "Энергоэффективность в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве Завьяловского района Удмуртской Республики на 2006 - 2009 годы".
Заказчиком указанной Программы являлась Администрация Завьяловского района, разработчиком - АНО "Агентство по энергосбережению УР".
Согласно паспорту Программы (т. 1 л.д. 10) целью Программы является повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и минимизация затрат. В качестве задач программы указаны: создание организационных, правовых и экономических условий, обеспечивающих повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и минимизацию материальных, денежных затрат; внедрение энергосберегающего оборудования и технологий; снижение удельных расходов топливно-энергетических ресурсов на их выработку, транспортировку и потребление; доведение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов до нормативного значения в каждой организации. Сроки реализации программы: 2006 - 2009 гг.
25 ноября 2009 г. Советом депутатов муниципального образования "Завьяловский район" Удмуртской Республики принято решение № 415 "О продлении действия Программы "Энергоэффективность в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве Завьяловского района на 2006 - 2009 годы" на 2010 год" (т. 1 л.д. 65). Согласно п. 1 решения действие Программы "Энергоэффективность в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве Завьяловского района Удмуртской Республики на 2006 - 2009 годы" продлено на 2010 год. Согласно п. 2 решения Администрации муниципального образования "Завьяловский район" предложено до 07.12.2009 г. разработать план мероприятий по реализации программы "Энергоэффективность в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве Завьяловского района на 2006 - 2009 годы" на 2010 год.
Несогласие заявителей с вынесенным решением послужило основанием для их обращения в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований заявители указали, что решение Совета депутатов муниципального образования "Завьяловский район" Удмуртской Республики затрагивает права и законные интересы заявителей в сфере экономической деятельности, а именно при применении тарифа теплоснабжения. Заявители на основании договоров теплоснабжения приобретают тепловую энергию для нужд населения и оплачивают ее по актам выполненных работ и счетам-фактурам, выставленным с учетом надбавки для реализации Инвестиционной программы. Постановлением № 14/27 от 26.11.2009 г. РЭК УР установлен тариф на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Регионресурсы" на 2010 г., в котором утверждена инвестиционная надбавка к тарифу. Решение № 415 от 25.11.2009 г. о продлении действия Инвестиционной программы принято с нарушением требований ст. 11 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Указанная Инвестиционная программа не согласована с Региональной энергетической комиссией Удмуртской Республики. Несоблюдение установленного Федеральным законом № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. порядка согласования и утверждения Программы и надбавки к тарифу ведет за собой нарушение общих принципов регулирования тарифов и надбавок, в том числе нарушение принципа достижения баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса. По мнению заявителей, на основании Инвестиционной программы, действие которой продлено на 2010 год, в тариф на тепловую энергию для потребителей включена инвестиционная составляющая. Заявители также считают, что при принятии решения № 415 от 25.11.2009 г. Советом депутатов муниципального образования "Завьяловский район" нарушены полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесена к вопросам местного значения поселения. Таким образом, установлением тарифов в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ должны заниматься не органы местного самоуправления района, а органы и должностные лица местного самоуправления поселения.
Совет депутатов муниципального образования "Завьяловский район", возражая против заявления, указал, что план мероприятий по реализации Программы "Энергоэффективность в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве Завьяловского района Удмуртской Республики" на 2010 год не утвержден. Кроме того, оспариваемым решением не утверждалась ни надбавка к тарифу по Инвестиционной программе, не возлагались иные обязанности на заявителей, это не повлекло и не могло повлечь нарушения их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Решение принято в пределах компетенции ответчика.
Оценив представленные по делу доказательства, суд считает, что требования заявителей удовлетворению не подлежат исходя из следующего.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со ст.ст. 191, 192 АПК РФ производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такового акта недействующим. Организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или и ной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи и части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона:
1) утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
2) утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
3) устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Пунктом 6 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ определено, что инвестиционная программа организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры - это определяемая органами местного самоуправления для организации коммунального комплекса программа финансирования строительства и (или) модернизации системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) бытовых отходов, в целях реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Статьей 11 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрен порядок разработки и утверждения программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также порядок установления надбавок для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов на подключение организаций коммунального комплекса.
Инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается на основании условий технического задания, утверждаемого главой местной администрации и разрабатываемого в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и формируемой в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации коммунального комплекса (п. 2 ст. 11 Федерального закона № 210-ФЗ).
Пунктами 3, 4 ст. 11 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что подготовка проекта инвестиционной программы и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данной программы, производятся организацией коммунального комплекса. Подготовленный проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей предоставляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования муниципального образования, который проводит проверку соответствия проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее формирование и проверку обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей.
При вынесении органом регулирования муниципального образования решения о доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса указанный орган регулирования с учетом предложений по частичному обеспечению финансовых потребностей организации коммунального комплекса за счет средств местного бюджета направляет проект инвестиционной программы организации коммунального комплекса и предоставленные этой организацией коммунального комплекса расчеты на заключение в орган регулирования субъекта Российской Федерации, после чего - в представительный орган муниципального образования (п. 10 ст. 11 Закона).
Представительный орган муниципального образования рассматривает и утверждает инвестиционную программу организации коммунального комплекса, устанавливает надбавку к ценам (тарифам) для потребителей (п. 11 ст. 11 Закона).
Из п. 12 названной нормы Федерального закона № 210-ФЗ следует, что после утверждения представительным органом муниципального образования инвестиционной программы организации коммунального комплекса, установления надбавки к ценам (тарифам) для потребителей орган регулирования муниципального образования устанавливает надбавку к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса, тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также тариф организации коммунального комплекса на подключение.
На основании указанных норм Федерального закона № 210-ФЗ суд считает, что Целевая программа "Энергоэффективность в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве Завьяловского района Удмуртской Республики на 2006 - 2009 годы", утвержденная решением Завьяловской районной Думы Удмуртской Республики № 294 от 03.05.2006 г., не соответствует понятию "инвестиционная программа организации коммунального комплекса".
Программа содержит следующие разделы: краткая характеристика Завьяловского района, характеристика топливно-энергетического комплекса бюджетной сферы и ЖКХ Завьяловского района; основные цели и задачи Программы, организационно-экономические механизмы реализации Программы, затраты на реализацию Программы и планируемый социально-экономический эффект, управление и контроль за ходом выполнения Программы, основные программные мероприятия (т. 1 л.д. 70). Вышеуказанная Программа не является инвестиционной программой организации коммунального комплекса в значении и форме, предусмотренной ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд считает, что оспариваемое решение соответствует ст. 11 Федерального закона № 210-ФЗ, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Кроме того, основанием для отказа в удовлетворении заявления является тот факт, что заявителями в нарушение ст.ст. 191, 193 АПК РФ не доказан факт нарушения оспариваемым решением их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Доказательства, свидетельствующие о том, что на основании решения о продлении Целевой программы "Энергоэффективность в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве Завьяловского района Удмуртской Республики на 2006 - 2009 годы" на 2010 год для заявителей был установлен тариф, включая инвестиционную составляющую в структуре тарифа, либо надбавка к тарифу, отсутствуют. ТСЖ "Надежда" и ТСЖ "Удача" в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении оспариваемым решением их прав и законных интересов. Судом также принимается во внимание довод ответчика о том, что план мероприятий по реализации Программы "Энергоэффективность в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве Завьяловского района Удмуртской Республики" на 2010 год не утвержден.
Судом отклоняется довод заявителей о том, что при принятии решения № 415 от 25.11.2009 г. Советом депутатов муниципального образования "Завьяловский район" нарушены полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Полномочия органов местного самоуправления по рассматриваемому вопросу определены в ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. В соответствии с пунктами 4 и 4.1 части 1 ст. 17 Федерального закона органы местного самоуправления полномочны устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также регулировать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения.
Из представленных доказательств следует, что Программой "Энергоэффективность в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве Завьяловского района Удмуртской Республики на 2006 - 2009 годы", утвержденной решением Завьяловской районной Думы Удмуртской Республики № 294 от 03.05.2006 г., не устанавливаются тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, не регулируются тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Принятие указанной Программы соответствует требованиям ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В силу пункта 8.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организации и проведению иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (п. 8.2 введен Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ).
При указанных обстоятельствах суд считает, что решение Совета депутатов муниципального образования "Завьяловский район" Удмуртской Республики от 25 ноября 2009 г. № 415 "О продлении действия Программы "Энергоэффективность в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве Завьяловского района на 2006 - 2009 годы" на 2010 год" соответствует положениям Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и не нарушает права и законные интересы заявителей. Основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на заявителей.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

решил:

1. В удовлетворении заявления о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования "Завьяловский район" № 415 от 25.11.2009 г. "О продлении действия Программы "Энергоэффективность в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве Завьяловского района на 2006 - 2009 годы" на 2010 год" отказать, признать решение Совета депутатов муниципального образования "Завьяловский район" № 415 от 25.11.2009 г. соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.
3. Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Н.Г.ЗОРИНА

Судьи
М.Н.КУДРЯВЦЕВ
В.Н.СИМОНОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru