Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2010 г. № 389

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ ОПОВЕЩЕНИЯ
И ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОБ ОПАСНОСТЯХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ
ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ, А ТАКЖЕ ОБ УГРОЗЕ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИЛИ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне" и в целях совершенствования системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Положение о системе оповещения и информирования населения Республики Саха (Якутия) об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
2. Признать утратившими силу:
2.1. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 августа 1993 года № 317 "Об организации оповещения населения при угрозе и возникновении аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий и других чрезвычайных ситуаций на территории Республики Саха (Якутия)".
2.2. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2003 года № 721 "О создании и поддержании в постоянной готовности к использованию технических средств управления и объектов гражданской обороны".
3. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Новиков В.А.) обеспечить с 2010 года финансирование затрат на эксплуатационно-техническое обслуживание территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Республики Саха (Якутия) из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) с подраздела 0309 "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона".
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия):
4.1. Задействовать при угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации в мирное и военное время местные телевизионные и радиостанции для оповещения населения.
4.2. Для оповещения населения, проживающего в районах, не охваченных территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения Республики Саха (Якутия), использовать транспортные средства службы охраны общественного порядка городов и улусов республики, оборудованные устройствами громкоговорящей связи, другие средства связи и оповещения.
4.3. Организовать контроль над созданием (реконструкцией) локальных систем оповещения потенциально опасных объектов на территории муниципального района и поддерживать их в постоянной готовности.
5. Рекомендовать операторам сотовой связи, осуществляющим деятельность на территории Республики Саха (Якутия), обеспечить постоянную техническую готовность по оповещению населения Республики Саха (Якутия) посредством SMS-сообщений.
6. Рекомендовать Окружной администрации города Якутска принять нормативный документ о сохранении радиоточек и необходимости радиофикации офисов, служебных помещений, а также помещений с круглосуточным дежурством (помещения связи, пожарной охраны, посты охраны, диспетчерские, технические помещения и кабинеты руководства) вне зависимости от здания.
7. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
9. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Скрыбыкина А.Н.

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Г.ДАНЧИКОВА





Утверждено
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 26 августа 2010 г. № 389

ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ ОПОВЕЩЕНИЯ И ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОБ ОПАСНОСТЯХ, ВОЗНИКАЮЩИХ
ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ,
А ТАКЖЕ ОБ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИЛИ О ВОЗНИКНОВЕНИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

I. Общие положения

]]>
1.1. Положение о системе оповещения и информирования населения Республики Саха (Якутия) об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - Положение) определяет назначение и задачи, а также порядок реализации мероприятий по совершенствованию систем оповещения, поддержанию их в постоянной готовности к задействованию для оповещения населения Республики Саха (Якутия) в мирное и военное время.
1.2. Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил Якутской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения.
1.3. Система оповещения Республики Саха (Якутия) включает в себя региональную автоматизированную систему централизованного оповещения (РАСЦО), местные системы оповещения городов и районов Республики Саха (Якутия), локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов и системы оповещения объектов (организаций), терминальные комплексы Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН), а также телевизионные, радио- и проводные станции вещания, студии вещания, мобильные средства оповещения с громкоговорящими устройствами, установленными на ведомственных автомобилях и используемыми по взаимной договоренности.
1.4. Создание, совершенствование и поддержание в постоянной готовности к применению системы оповещения республики является составной частью мероприятий по смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и защите территории и населения от их воздействия.

II. Основные задачи систем оповещения

2.1. Основной задачей региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения республики является обеспечение доведения сигналов оповещения или информации обо всех видах опасности до:
органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, а также руководителей органов, осуществляющих управление силами Якутской территориальной подсистемы РСЧС;
Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия);
специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны территории республики;
населения, проживающего на территории республики;
оперативных дежурных служб (диспетчеров) потенциально опасных объектов, а также объектов жизнеобеспечения, представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
2.2. Основной задачей местных систем оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и информации обо всех видах опасности до:
органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, а также руководителей органов, осуществляющих управление силами местных звеньев территориальной подсистемы РСЧС;
руководителей (дежурных диспетчерских служб) потенциально опасных и других объектов (организаций), расположенных в зоне действия местной системы оповещения;
населения, проживающего на соответствующих территориях.
2.3. Основной задачей локальных систем оповещения в районах расположения потенциально опасных объектов экономики является обеспечение доведения сигналов оповещения и информации обо всех видах опасности до:
органов управления, осуществляющих управление силами Якутской территориальной подсистемы РСЧС, на территории которой действуют потенциально опасные объекты;
Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия);
организаций и общественных объединений, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
руководителей и работников объекта;
руководителей (дежурных диспетчерских служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
работников иных организаций и населения, проживающего на территории, прилегающей к потенциально опасным объектам.
2.4. Основной задачей объектовой системы оповещения является доведение сигналов оповещения и информации обо всех видах опасности до:
органов управления, осуществляющих управление силами территориальной подсистемы РСЧС;
руководителей и работников объекта.

III. Сигналы оповещения

3.1. Оповещение органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения республики проводят органы гражданской защиты на основании соответствующих сигналов, получаемых от вышестоящих органов управления, органов военного командования по данным разведки, прогнозирования и информации из соседних субъектов Российской Федерации.
Установлены следующие сигналы оповещения:
а) "Ракетная опасность", "Авиационная опасность", "Отбой ракетной опасности", "Отбой авиационной опасности", "Радиационная опасность" и "Химическая тревога" - для оповещения Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия), а также органов гражданской защиты на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне;
б) "Воздушная тревога", "Отбой воздушной тревоги", "Радиационная опасность", "Химическая тревога" и "Угроза катастрофического затопления" - для оповещения органов гражданской защиты остальных городских округов, муниципальных районов, организаций и населения.
3.2. Сигнал "Воздушная тревога" подается с возникновением непосредственной опасности угрозы нападения противника и означает, что удар может последовать в ближайшее время. До населения этот сигнал доводится при помощи сирен, по сетям проводного вещания, радиовещания и телевидения в течение 2 - 3 минут. Сигнал повторяется несколько раз и дублируется прерывистыми гудками на предприятиях, транспорте, а также с помощью ручных сирен, электромегафонов и других звуковых средств.
3.3. Сигнал "Отбой воздушной тревоги" подается, если удар не состоялся или его последствия не представляют опасности для укрываемых. Для передачи сигнала используются сети проводного вещания, радио и телевидения, подвижные громкоговорящие установки.
В городах и других населенных пунктах, по которым противником были нанесены удары, передается информация о принимаемых мерах по ликвидации последствий нападения, режимах поведения населения и другим вопросам.
3.4. Сигнал "Радиационная опасность" передается при непосредственной угрозе радиоактивного заражения или при его обнаружении. Под непосредственной угрозой радиоактивного заражения понимается вероятность заражения данной территории в течение одного часа. Для подачи сигнала используются сети проводного вещания, радиовещания и телевидения, а также другие местные технические средства связи и оповещения.
3.5. Сигнал "Химическая тревога" подается при угрозе или обнаружении химического, а также бактериологического заражения. Для подачи сигнала используются все местные технические средства связи и оповещения. Сигнал дублируется подачей установленных звуковых, световых и других сигналов.
3.6. Сигнал "Угроза катастрофического затопления" подается при угрозе или непосредственном разрушении плотины гидротехнического узла, а также при возникновении угрозы подтопления населенных пунктов паводковыми водами на реках Республики Саха (Якутия). Население, проживающее в зоне возможного катастрофического затопления, оповещается по сетям проводного, радио- и телевизионного вещания, локальным системам оповещения, сообщениями по согласованию с операторами ОАО "МТС", ОАО "Мегафон" и ОАО "Вымпелком" в рамках соответствующих договорных отношений.
3.7. Оповещение населения о стихийных бедствиях, опасности поражения аварийно-химическими опасными веществами и других опасных для населения последствиях крупных аварий и катастроф осуществляется путем передачи экстренных сообщений о чрезвычайных ситуациях и действиях населения по местным сетям проводного, радио- и телевизионного вещания, локальным системам оповещения и вспомогательными средствами.

IV. Порядок использования систем оповещения

4.1. Решение о задействовании систем оповещения отдается:
региональной системы оповещения - председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Республики Саха (Якутия);
местных систем оповещения - органом местного самоуправления;
локальной системы оповещения - руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект.
4.2. Сигналы оповещения или информация передаются оперативным дежурным государственного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Республике Саха (Якутия)" (далее - ЦУКС) немедленно с использованием всех имеющихся в его распоряжении средств связи и оповещения.
При совпадении времени передач приоритет имеют сообщения, исходящие из федеральных органов государственной власти.
4.3. Передача сигналов оповещения или информации может осуществляться как в автоматизированном, так и неавтоматизированном режиме.
Основной режим - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения.
В неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи сети связи общего пользования.
4.4. Оповещение населения о воздушной опасности, радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, об угрозе катастрофического затопления осуществляется одновременно по автоматизированной системе централизованного оповещения с помощью дистанционно управляемых электросирен, а также с использованием действующих сетей проводного вещания, радиовещания и телевидения независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.
4.5. В целях обеспечения своевременного и надежного оповещения населения и доведения до него информации об обстановке и его действиях в сложившихся условиях установлен следующий порядок оповещения:
4.5.1. Основным способом оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера считается передача речевой информации с использованием сетей проводного вещания, радиовещания и телевидения.
Для привлечения внимания населения перед передачей речевой информации производится включение электросирен, производственных гудков и других сигнальных средств, что означает подачу предупредительного сигнала "Внимание всем!".
С получением сигнала "Внимание всем!" все население и персонал организаций обязаны включить абонентские устройства проводного вещания, радиоприемники и телевизионные приемники для прослушивания экстренного сообщения. По указанному сигналу немедленно приводятся в готовность к передаче информации все расположенные на оповещаемой территории узлы проводного вещания, радиовещательные и телевизионные станции, включается сеть наружной звукофикации.
Во всех случаях задействования систем оповещения с включением электросирен до населения немедленно доводятся соответствующие сообщения по существующим средствам проводного, радио- и телевизионного вещания.
Тексты сообщений с указанием порядка действий населения по сигналам оповещения гражданской обороны, предварительно изложенные и находящиеся на рабочих местах дикторов радио- и телевизионных студий (дежурных операторов узлов проводного вещания), передаются по команде оперативных дежурных органов гражданской защиты (дежурных РОВД, ГОВД) дикторами (дежурными операторами) с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Допускается двух-, трехкратное повторение речевого сообщения.
4.5.2. В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача кратких нестандартных речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных органов гражданской защиты.
4.5.3. Доведение информации населению, находящемуся на транспортных узлах (вокзалы, аэропорты, речные порты), и в транспортных средствах, а также оповещение указанного населения возлагается на руководителей соответствующих организаций. При этом предусматривается возможность оповещения указанного населения также и соответствующими органами гражданской защиты.
4.5.4. Для оповещения и информирования населения можно использовать локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов.
Локальные системы оповещения используются для своевременного доведения до проживающего в зоне их действия населения, работающего персонала организаций, находящихся в зоне их действия, собственного обслуживающего персонала потенциально опасных объектов (организаций), органов гражданской защиты сигнала "Внимание всем!" и информации об угрозе радиоактивного, химического, бактериологического заражений, катастрофического затопления, об угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций, а также информации о развитии событий и рекомендаций по дальнейшим действиям при авариях на потенциально опасных объектах (организациях).
4.5.5. Оповещение о начале эвакуации населения организуется по месту работы, учебы и жительства руководителями организаций и руководителями жилищно-эксплуатационных органов.
Ответственность за организацию и осуществление своевременного оповещения и информирования населения возлагается на Главное управление МЧС России по Республике Саха (Якутия).

V. Порядок совершенствования и поддержания
в готовности систем оповещения

5.1. Региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения Республики Саха (Якутия) создается, совершенствуется, реконструируется и поддерживается в постоянной готовности к задействованию Министерством транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) с привлечением сил и средств организаций и операторов связи, теле-, радиовещания, на основе заключенных договоров с ОАО "Сахателеком", государственным унитарным предприятием "Технический центр телерадиовещания", государственным унитарным предприятием "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания", филиалом федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" - государственной телевизионной и радиовещательной компанией "Саха" (далее - ГТРК "Саха" и государственным учреждением "Национальная вещательная компания "Саха" (далее - ГУ НВК "Саха"), филиалом "Российской телевизионной и радиовещательной сети - радиовещательным передающим центром Республики Саха (Якутия)" (далее - филиал РТРС РТПЦ РС (Я)).
5.2. Местные, локальные и объектовые системы оповещения должны организационно, технически и программно сопрягаться с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения Республики Саха (Якутия).
Региональная и локальные системы оповещения должны обеспечивать как циркулярное, так и выборочное (по направлениям оповещения) доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения.
Местные и объектовые системы оповещения должны обеспечивать циркулярное доведение сигналов и информации оповещения.
5.3. Для обеспечения непрерывного и своевременного оповещения и информирования населения в военное время ГТРК "Саха" и НВК "Саха" используют заблаговременно создаваемые в мирное время Правительством Республики Саха (Якутия) запасные центры вещания государственных телевизионных и радиовещательных компаний.
5.4. Проверки систем оповещения проводятся с участием представителей операторов связи, а проверки с задействованием сетей телерадиовещания, кроме того, с участием представителей телерадиокомпаний, предприятий или их филиалов, привлекаемых к обеспечению оповещения. Перерыв вещательных программ при передаче правительственных сообщений в ходе проведения проверок систем оповещения запрещается.
5.5. Запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения создаются и поддерживаются в готовности к использованию в соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" МЧС России федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях соответственно.
5.6. В целях создания, обеспечения и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения Главное управление МЧС России по Республике Саха (Якутия) совместно с органами местного самоуправления республики:
разрабатывает тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организует их запись на магнитные и иные носители информации;
обеспечивает установку на объектах телерадиовещания специальной аппаратуры для ввода сигналов оповещения и речевой информации в программы вещания;
организует и осуществляет подготовку оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб и персонала по передаче сигналов оповещения и речевой информации в мирное и военное время;
планирует и проводит совместно с операторами связи и организациями телерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов оповещения и речевой информации;
разрабатывает совместно с операторами связи и организациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурных (дежурно-диспетчерских) служб при передаче сигналов оповещения и речевой информации.
5.7. В целях обеспечения постоянной готовности систем оповещения операторы связи и организации телерадиовещания:
обеспечивают техническую готовность аппаратуры оповещения, средств связи, каналов связи и средств телерадиовещания, используемых в системах оповещения;
обеспечивают готовность студий и технических средств связи к передаче сигналов оповещения и речевой информации;
предоставляют для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения.

VI. Финансовое обеспечение деятельности систем оповещения

6.1. Финансирование создания, совершенствования (реконструкции) и содержания систем оповещения, создания и содержания запасов средств оповещения территориального уровня управления гражданской обороной является расходным обязательством государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
6.2. Финансирование создания, совершенствования (реконструкции) и содержания систем оповещения, создания и содержания запасов средств оповещения местного уровня управления гражданской обороной является расходным обязательством бюджетов муниципальных образований.
6.3. Финансирование создания, совершенствования (реконструкции) и содержания локальных систем оповещения осуществляется:
а) при строительстве новых потенциально опасных объектов - за счет средств, выделяемых на строительство данных объектов;
б) на действующих потенциально опасных объектах:
осуществляющих хозяйственную деятельность - за счет собственных средств этих объектов;
находящихся на бюджетном финансировании - за счет средств соответствующих бюджетов;
в) при создании объединенных локальных систем оповещения - за счет долевого участия.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru