Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2010 г. № 378

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ
ПОЛИТИКИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 ГОД И НА
ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2012 И 2013 ГОДОВ

В целях разработки проекта областного бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 4 Закона Ярославской области от 26 июня 2008 г. № 28-з "О бюджетном процессе"

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

2. Правительству Ярославской области при разработке проекта областного бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов обеспечить соблюдение основных направлений бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

3. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.

4. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор
Ярославской области
С.А.ВАХРУКОВ





Утверждены
постановлением
Губернатора области
от 21.07.2010 № 378

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2011 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2012 И 2013 ГОДОВ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов разработаны в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Ярославской области от 26 июня 2008 г. № 28-з "О бюджетном процессе". При подготовке учитывались положения следующих документов:
- Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах от 25 мая 2009 года;
- основных направлений бюджетной политики Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов;
- основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, одобренных Правительством Российской Федерации 25 мая 2009 года;
- основных направлений антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 30 декабря 2009 года (протокол № 42).
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов определяют стратегию действий Правительства области в части доходов, расходов бюджета, межбюджетных отношений и долговой политики и являются базой для формирования областного бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

II. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ 2009 - НАЧАЛА 2010 ГОДОВ

В основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2010 - 2012 годы был определен стратегический ориентир - содействие социальному и экономическому развитию Ярославской области при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов, стимулировании развития налогового потенциала. Следование этому ориентиру позволило продвинуться в достижении целей бюджетной политики, определенных на среднесрочную перспективу.
В начале 2009 года область столкнулась с серьезными проблемами: значительное снижение объема промышленного производства, массовые сокращения работников, долги по заработной плате, риски банкротства ведущих предприятий, недоступность кредитов; большой спад производства в машиностроительной отрасли.
Для выхода из сложившейся ситуации были приняты системные меры, указанные в основных направлениях антикризисных действий Правительства Ярославской области на 2010 год и среднесрочную перспективу, утвержденных постановлением Правительства области от 08.02.2010 № 48-п "Об утверждении основных направлений антикризисных действий Правительства Ярославской области на 2010 год и среднесрочную перспективу". Одними из основных инструментов реализации антикризисных мер, проводимых в области бюджетной политики, стали оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов, экономия бюджетных средств.
Комплекс мероприятий, направленных на снижение затрат на финансирование органов исполнительной власти области, проводимый в течение двух лет, позволил сократить расходы на содержание и обеспечение деятельности органов исполнительной власти области по сравнению с началом 2008 года на 20 процентов. Проведена оптимизация расходов на содержание и обеспечение деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований области.
Для повышения эффективности и результативности бюджетных расходов была продолжена активная работа по переходу на программно-целевой подход к формированию бюджета. Доля программных расходов в общем объеме областного бюджета в 2009 - 2010 годах составила более 50 процентов. Также привлекались средства федерального бюджета: в 2007 году поступило 4 млрд. рублей, в 2008 - 8 млрд. рублей, в 2009 - почти 21 млрд. рублей. Были реализованы проекты практически по всем федеральным целевым программам, привлечен большой объем средств для подготовки к празднованию 1000-летия Ярославля.
В 2009 году выполнены все взятые на себя социальные обязательства, обеспечено выполнение всех выплат, которые предусмотрены действующим законодательством.
Проведены мероприятия по минимизации затрат на обслуживание и управление государственного долга. Несмотря на последствия финансового кризиса, в 2009 году удалось добиться отсутствия просроченных платежей по государственному долгу области. В целях сокращения расходов на обслуживание государственного долга все долговые обязательства были погашены в срок и рефинансированы. Государственный долг незначительно увеличился по объективным причинам: рост курса иностранной валюты и размещение государственных облигаций области с дисконтом в условиях финансового кризиса, а по отношению к собственным доходам сократился на 2,8 процента.
Оказана помощь многим предприятиям области в поиске дополнительных рынков сбыта и возможностей развития, в том числе за счет государственных заказов. К концу 2009 года наметился рост объемов производства: в ноябре он составил 103 процента, в декабре - 112 процентов к соответствующему периоду предыдущего года. Системные действия привели к тому, что на начало 2010 года все бюджетообразующие предприятия Ярославской области работали.
По итогам 2009 года в регионе отмечалась положительная динамика объема инвестиций в основной капитал, проведения строительных работ, производства продукции сельского хозяйства, вследствие чего Ярославская область сохранила 4 место в Центральном федеральном округе (включая Москву и Московскую область) по уровню поступлений доходов в консолидированный бюджет в расчете на тысячу жителей.
В большинстве областей Центрального федерального округа зафиксировано снижение поступлений налогов и сборов в бюджет субъекта федерации. Значительные сокращения на 25,9 процента отмечены в г. Москве. В Ярославской области по итогам 2009 года имеет место незначительное снижение рассматриваемого показателя (98,1 процента) при его падении в целом по Центральному федеральному округу до 80,2 процента.
Ярославская область улучшила свои позиции в рейтингах по объему работ, выполненных по виду деятельности "строительство", и доходам консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, что во многом обусловлено проведением мероприятий по празднованию тысячелетия Ярославля, также в области увеличился рост прибыли прибыльных организаций.
Доходная часть бюджета выполнена на 100 процентов.
Это говорит о высокой эффективности принимаемых регионом и федеральными властями мер, направленных на использование имеющейся ресурсной и экономической базы.
Регион занимает высокие позиции в Центральном федеральном округе по размеру среднемесячной заработной платы - 4 место по итогам 2009 года, включая Москву и Московскую область.
Вместе с тем в Ярославской области одной из наиболее проблемных остается ситуация с задолженностью по выплате заработной платы. В целях погашения просроченной задолженности по заработной плате Правительством области в 2009 году осуществлялось активное взаимодействие с руководителями и собственниками организаций-должников. Взаимодействие с банковскими структурами по вопросам доступности кредитов позволило ряду предприятий получить возможность кредитования. При взаимодействии Правительства области с налоговыми и правоохранительными органами ряд проблем погашения долгов по заработной плате был решен. Итогом проделанной работы стало сокращение количества организаций-должников и объема общей задолженности по заработной плате на конец года до 72 млн. рублей (в апреле 2009 года - 261 млн. рублей), таким образом, долги по заработной плате уменьшились почти в 4 раза.
Содействие занятости населения осуществлялось согласно ведомственной целевой программе "Содействие занятости населения Ярославской области" на 2009 - 2011 годы и областной целевой программе "Обеспечение мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Ярославской области" на 2009 год, разработанной и утвержденной одной из первых в России. В рамках указанной ведомственной целевой программы численность граждан, получивших услуги в службе занятости в 2009 году, составила 485,2 тыс. человек. Число исполнителей указанной областной целевой программы в 2009 году составило более 1,9 тыс. организаций, численность участников - 34,4 тыс. человек.
Реализация указанных программ позволила Правительству Ярославской области проводить активную политику, направленную на предотвращение критической ситуации на региональном рынке труда, сохранение квалифицированного кадрового потенциала, содействие занятости работников, находящихся под риском увольнения.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств ведется оптимизация системы учреждений образования.
Экономическая ситуация в Ярославской области оказала непосредственное влияние на изменение бюджетообразующих показателей консолидированного бюджета области. Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизился на 7,3 процента (или на 2,5 млрд. рублей) и составил 31,6 млрд. рублей. Наиболее значимое сокращение поступлений произошло по неналоговым доходам, налогам, уплачиваемым субъектами малого и среднего предпринимательства, и налогу на доходы физических лиц.
По итогам 2009 года можно констатировать, что в экономике произошел выход из острой фазы кризиса. При этом бюджетная политика и налоговая политика Ярославской области продолжают выстраиваться с учетом изменений федерального законодательства, направленных на противодействие негативным эффектам финансово-экономического кризиса и создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста.
При этом в ходе реализации бюджетной и налоговой политики в 2009 - начале 2010 годов:
- в части налоговой политики:
осуществлялась работа областной межведомственной комиссии по укреплению налоговой дисциплины и легализации налогооблагаемой базы. Аналогичные комиссии образованы во всех муниципальных образованиях области. На заседаниях указанных комиссий в 2009 году рассмотрена деятельность 754 налогоплательщиков. В результате всего комплекса принятых мер на областном и местном уровнях погашена задолженность в консолидированный бюджет области в сумме 105,7 млн. рублей;
проводился мониторинг расчетов с бюджетом по основным налогам по 174 крупным и средним организациям области.
Особое внимание уделялось своевременности и полноте уплаты налога на доходы физических лиц. Для предотвращения роста задолженности финансовыми органами городов и муниципальных районов области был организован ежемесячный мониторинг уплаты налога на доходы физических лиц всех значимых для формирования доходов местного бюджета крупных и средних налогоплательщиков (в целом по области 455 налогоплательщиков).
Правительством области совместно с Управлением Федеральной налоговой службы по Ярославской области и управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Ярославской области осуществлялись следующие меры, направленные на увеличение собираемости транспортного налога и снижение уровня его задолженности:
достижение договоренности по установке 4 платежных терминалов на территории Ярославской области;
приобретение современного комплекса идентификации государственных регистрационных знаков "Автоураган"-М;
организация рабочего места налоговых органов для выявления лиц, имеющих задолженность по транспортному налогу и иным имущественным налогам, на станции государственного технического осмотра при управлении Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Ярославской области;
принятие оперативных мер по привлечению граждан к уплате начисленных платежей;

]]>
- в части расходов бюджета:
в 2009 году в Ярославской области была сформирована принципиально новая правовая база управления региональными финансами с учетом принципов бюджетирования, ориентированного на результат (далее - БОР), и финансирования государственных услуг на основе государственных заданий. В рамках областной целевой программы "Реформирование региональных финансов Ярославской области" на 2008 - 2011 годы (далее - программа реформирования финансов) было принято и доработано более 100 нормативных правовых актов и несколько десятков ненормативных приказов главных распорядителей бюджетных средств (далее - ГРБС);
расходы консолидированного бюджета за 2009 год составили в целом 52,2 млрд. рублей, по сравнению с 2008 годом расходы увеличились на 7,8 млрд. рублей (на 17,6 процента) в основном за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета и средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
основными результатами внедрения принципов БОР и программно-целевого планирования в Ярославской области стали:
- создание реестра государственных услуг Ярославской области, предоставляемых юридическим и физическим лицам органами исполнительной власти области, бюджетными учреждениями области и иными юридическими лицами, проведение оценки потребности в государственных услугах, формирование государственных заданий для всей сети бюджетных учреждений, проведение оценки эффективности деятельности бюджетных учреждений и утверждение плана по переводу их в автономные;
- формирование проекта областного бюджета на основе данных реестра расходных обязательств с разделением на действующие и принимаемые расходные обязательства, расширение использования программно-целевых методов, формирование развернутых обоснований бюджетных ассигнований с показателями результатов использования бюджетных средств;
- повышение эффективности механизмов межбюджетного выравнивания и совершенствование методик распределения финансовой помощи местным бюджетам, вовлечение муниципальных образований Ярославской области в бюджетную реформу, проведение оценки качества финансового менеджмента ГРБС и муниципальных образований области, упорядочение процедур управления государственным долгом;
результативность реализации программы реформирования финансов в 2009 году составила 104 процента, эффективность ее реализации - 117,3 процента. Конечным результатом реализации программы реформирования финансов в 2009 году явилось увеличение уровня качества управления финансами в Ярославской области с 17,6 балла до 68 баллов (из 100 возможных по оценке Министерства финансов Российской Федерации), что на 23 процента больше, чем планировалось первоначально. Министерство финансов Российской Федерации признало успешной реализацию первого этапа программы реформирования финансов и одобрило отчет Ярославской области. В итоге Ярославская область заняла третье место среди субъектов-участников конкурса по итогам первого этапа реализации программы реформирования финансов;
расходы социальной направленности составили в 2009 году 28,4 млрд. рублей, что на 3,2 млрд. рублей больше, чем в 2008 году;
в части межбюджетных отношений с органами местного самоуправления муниципальных образований области в 2009 году работа была направлена на создание условий для эффективного выполнения полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований области.
В результате проведенной работы было достигнуто выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований области и сокращена дифференциация бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями с показателя 6,13 раза до выравнивания бюджетной обеспеченности по муниципальным районам (городским округам) области и показателя 9,75 раза, по поселениям - до показателя 1,34 раза после выравнивания их бюджетной обеспеченности.
С 2009 года выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований области осуществлялось в рамках ведомственной целевой программы департамента финансов Ярославской области "Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ярославской области на 2009 - 2011 годы".
С целью обеспечения сбалансированности местных бюджетов для исполнения публичных обязательств, выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оплаты первоочередных расходов в 2009 году выделялась дотация из областного бюджета. В результате было обеспечено отсутствие просроченной кредиторской задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы.
В рамках реализации областной целевой программы реформирования финансов была разработана и утверждена постановлением Правительства области от 26.03.2009 № 244-п "О мониторинге и оценке качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных районов (городских округов) Ярославской области" Методика оценки качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных районов (городских округов) Ярославской области. В соответствии с указанной Методикой была проведена оценка качества управления муниципальными финансами за 2008 год и I полугодие 2009 года.
Управление муниципальными финансами по области было оценено как хорошее. Результаты оценки качества управления муниципальными финансами учитывались при проведении комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований области за 2008 год.
По результатам оценки деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований области за 2008 год 7 лучшим муниципальным образованиям были выделены гранты на улучшение ситуации по выявленным наиболее слабым позициям.
По результатам проведенных референдумов по объединению поселений в 2009 году была проведена работа с органами местного самоуправления вновь созданных муниципальных образований области в части составления типовых планов по ликвидационным мероприятиям администраций поселений и организации работы с четкими сроками исполнения мероприятий во вновь образованных поселениях. В результате было обеспечено 100-процентное формирование бюджетов вновь созданных поселений на 2010 год. Осуществление ликвидационных мероприятий происходило в соответствии с намеченными планами.
В 2009 году внедрена практика заключения с высокодотационными муниципальными образованиями области соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений доходов в местные бюджеты (в соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса).
В течение года оказывалась методическая помощь муниципальным образованиям области по возникающим вопросам как путем подготовки методических рекомендаций, ответов, так и проведения совещаний и видеоконференций.

III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2012 И 2013 ГОДОВ

При формировании областного бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов планируется обеспечить его социальную и инвестиционную направленность, обратив особое внимание на финансовое обеспечение приоритетных направлений деятельности Правительства Ярославской области.
Необходимо обеспечить эффективное использование федеральных и областных средств, направляемых на дальнейшую реализацию приоритетных национальных проектов - "Здоровье", "Образование", "Развитие агропромышленного комплекса", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Одно из направлений бюджетной политики на среднесрочный период - повышение качества жизни населения Ярославской области, в том числе за счет обеспечения граждан доступными и качественными услугами, с этой целью будут осуществлены:
- проведение реструктуризации государственной бюджетной сети области с разделением существующих государственных учреждений на три типа: государственные казенные, государственные бюджетные и государственные автономные;
- обеспечение перехода к оказанию в электронном виде 58 первоочередных государственных и муниципальных услуг, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р "Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде", и 32 государственных услуг из реестра государственных услуг Ярославской области, предоставляемых юридическим и физическим лицам органами исполнительной власти области, бюджетными учреждениями области и иными юридическими лицами;
- разработка клиентоориентированных (понятных и доступных для населения области) регламентов оказания государственных и муниципальных услуг (функций), которые осуществляют органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления муниципальных образований области или подведомственные им учреждения;
- окончательная доработка стандартов качества предоставляемых населению бюджетных услуг и методики оценки качества и доступности предоставляемых услуг;
- осуществление действенного контроля за качеством услуг.
В части налоговой политики в трехлетней перспективе приоритеты в области доходов остаются такими, какими они были запланированы на период 2009 - 2011 годов, - увеличение бюджетных доходов на основе экономического роста и развития налогового потенциала. Расширение налоговой базы должно происходить также за счет привлечения новых налогоплательщиков и проведения активной работы с уже имеющимися. В этой связи предстоит повысить надежность прогноза социально-экономического развития Ярославской области, качество управления государственной собственностью и эффективность работы государственного сектора.
Налоговая политика, обеспечивая в среднесрочной перспективе необходимый для выполнения обязательств объем бюджетных доходов, должна создавать благоприятные условия для модернизации экономики, инвестиций в создание новых производств и повышения производительности труда. Актуальными остаются вопросы повышения собираемости налогов и качества налогового администрирования.
Для достижения поставленных целей планируется:
- продолжить работу с крупнейшими налогоплательщиками области на базе двусторонних соглашений о взаимовыгодном сотрудничестве для обеспечения своевременного и полного поступления налоговых платежей и увеличения налогооблагаемой базы;
- осуществлять регистрацию на территории Ярославской области дочерних подразделений крупных налогоплательщиков для увеличения налогового потенциала области;
- проводить мониторинг расчетов с бюджетом крупных и средних предприятий и организаций области в целях предотвращения сокращения платежей в бюджет и роста задолженности по налогам;
- продолжить работу межведомственной комиссии по укреплению налоговой дисциплины и легализации налоговой базы при Губернаторе области и областной комиссии по вопросам обеспечения своевременной выплаты заработной платы в организациях Ярославской области;
- продолжить совместную работу органов исполнительной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований области по вопросам формирования единой региональной политики в отношении местных налогов, поддержания актуальной базы данных для исчисления земельного налога, налога на имущество физических лиц, улучшения администрирования данных налогов;
- продолжить работу по сокращению объема предоставленных налоговых льгот для организаций, деятельность которых не направлена на решение стратегических задач по социально-экономическому развитию Ярославской области;
по единому налогу на вмененный доход провести анализ налоговой нагрузки по основным видам предпринимательской деятельности по каждому муниципальному образованию, отставания роста корректирующего коэффициента (К2) от ранее рекомендованных значений для выработки единого подхода при установлении районами корректирующего коэффициента (К2), оказывающего непосредственное влияние на сумму налога;
в целях поддержки малого и среднего бизнеса на период финансового экономического кризиса сохранить пониженные налоговые ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков.
В части расходов областного бюджета постоянным направлением деятельности органов исполнительной власти области должна стать оптимизация бюджетных расходов и повышение их эффективности. Предусматривается дальнейшее развитие БОР и повышение качества управления финансами, в том числе путем реализации мероприятий программы реформирования финансов. В рамках бюджетного планирования будет обеспечена методологическая основа для формирования докладов о результатах и основных направлениях деятельности ГРБС.
Следует продолжить оптимизацию расходов областного бюджета на содержание органов исполнительной власти, которые должны соотноситься с эффективностью их деятельности и объемами полномочий.
В рамках реализации на территории Ярославской области Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предстоит осуществить реформу бюджетных учреждений.
Сохранится приоритетная направленность расходования бюджетных средств на реализацию инвестиционной политики Ярославской области, в частности, на решение следующих задач:
- создание промышленных парков;
- реализация комплексных инвестиционных планов монопрофильных муниципальных образований;
- строительство (реконструкция) объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры;
- развитие механизмов государственно-частного партнерства и реализация проектов государственно-частного партнерства;
- государственная поддержка инвестиционной деятельности.
Использование преимуществ трехлетнего бюджета будет способствовать более эффективному и ответственному планированию ассигнований, сохранению ресурсов для взвешенного принятия новых расходных обязательств.
Предусматривается обеспечить дальнейшее проведение ответственной долговой политики, направленной на поэтапное снижение уровня государственного долга области, поддержание и повышение кредитного рейтинга области.
Для достижения поставленных целей планируется:
дальнейшее расширение и усовершенствование механизмов программно-целевого БОР. Более половины расходов областного бюджета на 2011 - 2013 годы должны быть сформированы в рамках программно-целевого метода и (или) на принципах проектного управления;
совершенствование порядков формирования и финансового обеспечения государственных заданий, на основе которых предоставляются государственные услуги, и принципов нормативно-подушевого финансирования. При этом должны предусматриваться стимулы для обеспечения соответствия качества и объема предоставляемых услуг установленным в задании требованиям (при этом планируется размещать сведения в федеральной государственной информационной системе "Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)"); создание системы оценки соответствия качества предоставления государственных услуг (системы мониторинга качества предоставления государственных услуг);
в 2011 году в рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предстоит осуществить изменение правового положения существующих бюджетных учреждений и формирование нового типа учреждений - казенные учреждения. Финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений перейдет со сметного принципа на субсидии на выполнение государственного задания, значительно расширится их ответственность и самостоятельность в управлении финансовыми ресурсами. Одновременно будет создан новый тип учреждений - казенные, статус которых по сути совпадает с действующим нынешним статусом бюджетного учреждения, но с дополнительным ограничением в виде зачисления всех средств, полученных от приносящей доход деятельности, напрямую в бюджет;
совершенствование норм, обеспечивающих принятие решений по увеличению действующих или установлению новых расходных обязательств только в пределах, имеющихся для их реализации финансовых ресурсов в рамках установленных бюджетным законодательством ограничений;
в целях повышения эффективности работы по расходной части областного бюджета необходимо регламентировать общие принципы распределения выделяемых денежных средств ГРБС:
объем средств, выделяемых ГРБС на осуществление текущей деятельности при сохранении неизменности полномочий в сопоставимых показателях, должен снижаться по сравнению с предыдущим годом за счет внедрения методов совершенствования работы;
при выделении средств ГРБС на развитие подведомственной отрасли (бюджет принимаемых обязательств) должна увеличиваться доля использования программно-целевого метода и (или) принципов проектного управления;
при сокращении расходной части областного бюджета в перспективе необходимо руководствоваться ежегодно актуализируемой системой приоритетов, разрабатываемой исходя из принципа целостности реализации каждой областной и ведомственной целевой программы;
в соответствии с федеральным законодательством и проводимой Правительством области политикой по реализации мероприятий по энергосбережению необходимо продолжить работу по реализации мероприятий областной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Ярославской области" на 2008 - 2012 годы и перспективу до 2015 года. В целях совершенствования деятельности по указанному направлению планирование потребности по оплате коммунальных услуг необходимо производить на основе установленных нормативов их потребления с учетом заданий по экономии;
необходимо обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач (областных целевых программ, ведомственных целевых программ и отдельных проектов), не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов;
в рамках реализации программы реформирования финансов в целях усиления контроля за использованием средств областного бюджета и недопущения наращивания кредиторской задолженности по принятым обязательствам (особенно по заработной плате и социальным выплатам) проводить мониторинг кредиторской задолженности главных распорядителей и получателей бюджетных средств и инвентаризацию просроченной кредиторской задолженности, а также принимать меры по сокращению и ликвидации просроченной кредиторской задолженности;
обеспечить соблюдение нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований области;
осуществить управление государственным долгом области в целях оптимизации структуры государственного долга, минимизации стоимости обслуживания и обеспечения равномерной долговой нагрузки по годам;
совершенствовать методику проведения ежегодной оценки качества финансового менеджмента ГРБС в целях повышения качества планирования, управления обязательствами в процессе исполнения бюджета и результатов исполнения областного бюджета, а также повышения заинтересованности руководителей органов исполнительной власти в эффективном управлении средствами областного бюджета.
Сформированные к настоящему времени межбюджетные отношения с органами местного самоуправления муниципальных образований области в целом обеспечивают необходимые стимулы для повышения эффективности их деятельности, проведения ответственной бюджетной политики и совершенствования управления муниципальными финансами. Предстоит дальнейшее их совершенствование.
Стимулом для повышения в муниципальных образованиях области качества бюджетного процесса и финансового менеджмента является оценка результативности работы органов местного самоуправления муниципальных образований области, по итогам которой будут приниматься решения о поощрении муниципальных образований области, достигших наилучших показателей в работе. Оценка деятельности муниципальных образований области проводится на основе показателей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов".
Основными задачами политики в области межбюджетных отношений на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов являются:
достижение стабильности законодательно закрепленного разграничения расходных полномочий, доходных источников, механизмов формирования и предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований области на региональном уровне;
проведение мероприятий, направленных на повышение качества управления муниципальными финансами и создание стимулов для эффективной деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований области;
проведение мониторинга и поощрение муниципальных образований, обеспечивших достижение наилучших значений и показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области в соответствии с Указом Президента России от 28 апреля 2008 № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов";
определение приоритетных направлений развития муниципальных образований области и выделение средств из бюджета области на их поддержку.
Задачи стимулирования муниципальных образований области к развитию приоритетных, с точки зрения исполнительной власти области, отраслей должны решаться путем предоставления средств из бюджета области на развитие таких отраслей экономики и социальной инфраструктуры, как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, дорожное хозяйство. При этом следует учитывать наличие схемы территориального планирования муниципального образования области, а также приоритетность реализации комплексных инвестиционных планов монопрофильных муниципальных образований области;
продолжение реализации практик создания в областном бюджете фонда средств на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, позволяющих частично компенсировать потери местных бюджетов и смягчающих негативные последствия мирового финансового кризиса.
В целях гарантированного финансового поддержания муниципальных образований области в условиях снижения поступления в местные бюджеты налога на доходы физических лиц передача муниципалитетам дополнительных нормативов отчислений по отдельным видам налогов взамен дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности не планируется;
продолжение реализации существующей практики заключения с высокодотационными муниципальными образованиями области соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений доходов в местные бюджеты (в соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса);
осуществление информационно - методического сопровождения при укрупнении муниципальных образований области с целью повышения их финансовой самостоятельности и эффективности расходования бюджетных средств.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru