Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


АССОЦИАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 27 августа 2010 года

Вопрос 1. Ненадлежащее качество воды, порядок перерасчета платы.

В общественное движение "Ассоциация потребителей Пензенской области" в июле и августе поступали обращения жителей г. Пензы на изменение органолептических показателей качества воды: запаха и цветности. Несколько недель пензенцы в некоторых районах города опасались пить воду, которая течет из их кранов, поскольку она имела мутный цвет и пахла болотной тиной.
Как известно, изменение цвета и запаха воды было вызвано состоянием Пензенского водохранилища в связи с аномально жаркой погодой, а также состоянием водопроводных сетей.
Согласно официальным данным, опубликованным на сайте Роспотребнадзора, в ряде многоквартирных домов города исследованные пробы воды не соответствовали требованиям гигиенических нормативов. Роспотребнадзор рекомендовал употреблять воду для хозяйственно-бытовых целей только после предварительного отстаивания и кипячения.
При несоответствии воды санитарным нормам необходимо сделать перерасчет за тот летний период, когда вода была не должного качества, тем более что этот период составляет не два-три дня как в предыдущие годы, а гораздо более продолжительный период, растянувшийся на несколько недель.
При этом жителей интересует порядок снижения платы за водоснабжение.
Порядок снижения платы предусмотрен Правилами предоставления коммунальных услуг, согласно которым установлены требования к качеству каждой коммунальной услуги. В отношении холодной и горячей воды - это постоянное соответствие состава и свойств воды санитарным нормам и правилам. И отклонение состава и свойств воды от санитарных норм и правил не допускается.
При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению.
Так, при несоответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета). То есть плата не вносится вовсе за весь период, когда вода не соответствовала нормам.
При этом потребителям необходимо обращаться в управляющие компании с заявлениями о перерасчете платы за услугу водоснабжения.

Вопрос 2. Ненадлежащее качество воды, порядок перерасчета платы. Продолжение.

В связи с имевшими место изменениями свойств воды - появлением мутности и запаха, жителей Пензы интересует вопрос, как доказать начало и продолжительность периода, в течение которого имелось это несоответствие в целях проведения правильного перерасчета платы за водоснабжение.
Для расчета размера снижения платы за коммунальную услугу водоснабжения ненадлежащего качества является важным определить начало и продолжительность периода, за который будет перерасчитываться плата.
Правилами предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что датой начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается:
а) время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;
б) или время, указанное в акте проверки качества коммунальных услуг, составленном аварийно-диспетчерской службой по заявке потребителя.
При этом граждан, кто не обращался в управляющие или ресурсоснабжающие компании по качеству воды либо обратился позднее, волнует вопрос, как доказать дату начала того периода, когда вода стала не соответствовать санитарным нормам.
Полагаем, что в этом случае можно принимать за доказательство наличие заявки хотя бы от одного жителя многоквартирного дома. Заявка должна быть зарегистрирована в журнале обращений граждан в аварийно-диспетчерской службе. И с даты обращения первого жителя многоквартирного дома можно отсчитывать период, за который не должна взиматься плата за водоснабжение, не соответствующее санитарным нормам, во всем многоквартирном доме.

Вопрос 3. Прокуратура признала незаконной новую корректировку за горячую воду в 2010 году

В Общественное движение "Ассоциация потребителей Пензенской области" поступают новые обращения граждан по вопросу проведения управляющими компаниями новой корректировки за горячее водоснабжение в 2010 году.
В квитанциях вновь предъявляются к оплате значительные суммы - например, более 900 рублей на трехкомнатную квартиру. При этом в квитанциях не указывается, за какой период произведен перерасчет за горячую воду и на основании каких расчетов представлена к оплате конкретная сумма.
В связи с многочисленными обращениями жителей нами были направлены обращения в органы прокуратуры и в Управление по регулированию тарифов.
Согласно полученным ответам установлено, что новая корректировка в 2010 году также является незаконной. И несмотря на то, что в январе 2010 года в г. Пензе был установлен тариф на горячее водоснабжение, отсутствующий ранее, и теперь вместо не предусмотренной Правилами услуги "подогрев" корректировка производится в отношении услуги "горячего водоснабжения", все равно и новая корректировка произведена с нарушением закона.
Новая корректировка производилась в домах, не оборудованных общедомовым прибором учета горячей воды и частично оборудованных индивидуальными счетчиками в квартирах.
Вместе с тем, Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства России, не предусматривают корректировку платы за горячее водоснабжение для многоквартирных домов, которые не оборудованы коллективным счетчиком и частично оборудованы квартирными приборами учета горячей воды. Таким образом, действия управляющей компании, раньше всех, еще в мае, приступившей к корректировке - ООО "Надежда-6" - были признаны незаконными, и по результатам проверки ее директору прокуратурой внесено представление с требованием устранить нарушения.
Однако корректировку в 2010 году, кроме "Надежды-6", начали проводить и другие управляющие компании. Поэтому Ассоциация потребителей планирует обращение в суд с иском в защиту прав неопределенного круга потребителей в отношении новой корректировки за 2010 год. Те граждане, кому была произведена новая корректировка за 2010 год, могут обратиться в Ассоциацию потребителей и предоставить копии своих квитанций с целью приобщения их к исковому материалу в качестве доказательств противоправных действий управляющих компаний.

Вопрос 4. Корректировка платы в домах с общедомовым прибором учета для граждан, оплачивающих ГВС по нормативам потребления, неправомерна.

В Общественное движение "Ассоциация потребителей Пензенской области" поступают обращения граждан по вопросу проведения управляющими компаниями корректировки платы за горячее водоснабжение в домах, оборудованных общедомовыми счетчиками.
Считаем, что для лиц, оплачивающих коммунальные услуги по нормативам потребления, такая корректировка платы в сторону увеличения незаконна.
Для граждан, которые оплачивают услуги по нормативу, в норматив уже включен расход воды на общедомовые нужды, а также включены нормативные потери ресурсов.
Так, согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (утвержденных Постановлением Правительства) "при определении нормативов потребления коммунальных услуг (ХВС, ГВС, отопление) учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома).
Кроме того, согласно Правилам "коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, также учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей".
Следовательно, при наличии общедомового счетчика корректировка платы в сторону увеличения возможна только для потребителей, имеющих индивидуальные счетчики в квартирах, в связи с необходимостью оплаты ими расхода воды на общедомовые нужды.
Вместе с тем, согласно указанным доводам является неправомерной корректировка платы в сторону увеличения из-за дополнительных расходов воды на общедомовые нужды и нормативные потери воды для лиц, оплачивающих потребление ресурсов по нормативу, даже если многоквартирный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета.

Вопрос 5. Неправомерные требования по возврату субсидий.

В Общественное движение "Ассоциация потребителей Пензенской области" обращаются жители г. Пензы. В квитанциях по оплате жилищно-коммунальных услуг управляющими компаниями предъявлено жителям требование о возврате ранее предоставленных субсидий. У тех граждан, которые не стали возвращать субсидии, в квитанциях выставлялся долг.
Управляющие организации г. Пензы в течение 2009 года уменьшали размер платы за коммунальные услуги гражданам на размер предоставленных им субсидий. При этом были нарушены условия предоставления субсидий, выделяемых из бюджета города Пензы, установленные постановлениями главы администрации города. Генеральной управляющей компанией производилось начисление субсидий гражданам с нарушением предусмотренных правил. Общая сумма необоснованно начисленных субсидий составила значительную сумму.
Для устранения допущенных нарушений в расчете субсидий в счетах-квитанциях управляющей компанией произведен перерасчет субсидий, необоснованно начисленных гражданам, путем увеличения платежа за жилищно-коммунальные услуги. Однако порядок возврата субсидий гражданами действующими нормативными правовыми актами не определен, также как управляющей компании не предоставлено право произвольного увеличения платы граждан за жилищно-коммунальные услуги.
Согласно постановлениям главы администрации города обязанность по возврату бюджетных средств возложена именно на юридическое лицо, нарушившее условия предоставления субсидий. Правом же требовать их возврата в бюджет обладает орган местного самоуправления, являющийся распорядителем бюджетных средств, а не управляющие компании.
Несмотря на то, что прокуратурой такие действия признаны незаконными и предъявлено требование об устранении допущенных нарушений, многие граждане продолжали получать претензионные письма от управляющих компаний с требованием возврата субсидий. Поэтому в настоящее время граждане обращаются в суды с исками в защиту своих прав и требованиями аннулировать предъявленные к оплате суммы по возврату начисленных ранее субсидий.

Вопрос 6. Неправомерный отказ в предоставлении субсидий.

В Общественное движение "Ассоциация потребителей Пензенской области" обращаются жители г. Пензы в связи со следующими обстоятельствами:
Граждане, которые не оплачивали неправомерно начисленные суммы корректировки за 2009 год и у которых в квитанциях до сих пор фигурируют они в качестве долга, получают отказ в предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
При этом отказ связан как раз с наличием у граждан в квитанциях долга по оплате коммунальных услуг из-за неоплаты корректировки за 2009 год.
При этом орган, уполномоченный на предоставление субсидий, давая отказ гражданам, ссылается на положения Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Согласно Правилам субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. И граждане, имеющие задолженность, вправе обратиться за субсидией только после погашения задолженности.
Однако такой отказ в предоставлении субсидий является неправомерным, поскольку предъявляемые в квитанциях суммы корректировки нельзя расценивать как задолженность по оплате коммунальных услуг, поскольку решением суда действия по их начислению были признаны противоправными. Управляющие компании обязали аннулировать суммы корректировки за 2009 год, и, следовательно, у граждан отсутствует обязанность по их оплате. Поэтому при рассмотрении вопроса о начислении субсидий следует исходить из отсутствия у граждан задолженности по оплате коммунальных услуг, и наличие в квитанциях долга по оплате корректировки не может служить отказом в предоставлении субсидий.
В заявлении о предоставлении субсидий необходимо сослаться на решение Ленинского районного суда от 30 марта 2010 года и кассационное определение о признании противоправными действий управляющих компаний по начислению дополнительных сумм корректировок платы услуги "подогрев" за 2009 год.
В случае отказа в предоставлении субсидий действие уполномоченного органа и его решение об отказе в предоставлении субсидии могут быть обжалованы в суд.

Начальник юридического отдела
Общественного движения
"Ассоциация потребителей
Пензенской области"
Ю.С.ВАСИЛЬЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru