Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 декабря 2009 г. по делу № А03-14305/2009

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи С.М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнаул Алтайского края, г. Барнаул
к Отделению по г. Барнаулу Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, г. Барнаул
о признании незаконными действия по возвращению без исполнения исполнительного документа
с участием третьего лица - Федерального бюджетного учреждения "Лечебное исправительное учреждение № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю", г. Барнаул
при ведении протокола судебного заседания судьей С.М.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился, извещен,
от заинтересованного лица - Н.П.И., доверенность от 27.05.09 г. № 01-37 (472); Е.Н.М., доверенность от 16.06.08 г. № 01-02/1807,
от третьих лиц - ФБУЛИУ № 1 - К.В.В., доверенность от 10.07.09 г. № 118,

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края (далее по тексту - ГУ - УПФ РФ в г. Барнауле) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края о признании незаконными действий Отделения по г. Барнаулу Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю по возвращению без исполнения постановления УПФ РФ в г. Барнауле от 08.07.2009 г. № 382 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя Федерального бюджетного учреждения Лечебного исправительного учреждения № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю и обязании принять на исполнение постановление и решение.
Заявленные требования обоснованы тем, что Отделением по г. Барнаулу УФК по Алтайскому краю 03.09.09 г. с нарушением статей 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса РФ возвращено постановление ГУ - УПФ РФ в г. Барнауле без исполнения.
Отделение по г. Барнаулу УФК по Алтайскому краю заявленные требования отклонило по основаниям, указанным в отзыве.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, Арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ГУ - УПФ РФ в г. Барнауле обратилось в Отделение по г. Барнаулу УФК по Алтайскому краю с заявлением от 21.08.2009 № 8731-к о принятии исполнительного документа - постановления № 382 от 08.07.2009 года, вынесенного на основании решения Пенсионного фонда № 327 от 08.07.2009 года о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя - ФБУ ЛИУ № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю (лист дела 6).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Бюджетном кодексе РФ статья 2242.1 отсутствует, имеется в виду статья 242.1.

Отделение по г. Барнаулу УФК по Алтайскому краю письмом № 12-13/747 от 03.09.2009 года возвратило постановление без исполнения со ссылкой на то, что поступившие документы не могут быть приняты к исполнению в порядке главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ), так как в соответствии со статьей 2242.1 БК РФ решение Пенсионного фонда не является судебным актом и не может быть принято к исполнению для взыскания средств с бюджетного учреждения (лист дела 7).
Пенсионный фонд обжаловал данный отказ в арбитражный суд.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 25 Закона № 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 Закона № 167-ФЗ.
Внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает определенного предела, подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Законом № 167-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении бюджетных учреждений и не установлены правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В силу статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 БК РФ. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных БК РФ. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 17.05.2007 № 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона № 167-ФЗ, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.
Из материалов дела следует, что размер задолженности ФБУ ЛИУ № 1 УФСИН по Алтайскому краю, взыскиваемой Пенсионным фондом во внесудебном порядке, не превышает пятидесяти тысяч рублей.
Поскольку у ФБУ ЛИУ № 1 УФСИН по Алтайскому краю отсутствовали имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание судебным приставом-исполнителем, то возвращенное им постановление от 08.07.2009 № 382 правомерно направлено Пенсионным фондом для исполнения в Отделение по г. Барнаулу УФК по Алтайскому краю, через открытые счета в котором осуществляется финансирование учреждения из федерального бюджета.
Довод Отделения по г. Барнаулу УФК по Алтайскому краю о том, что предъявленное Пенсионным фондом постановление № 382 от 08.07.2009 года не может быть принято на исполнение, суд находит несостоятельным.
Главой 24.1 БК РФ установлен порядок исполнения органами Федерального казначейства исполнительных документов о взыскании денежных средств с бюджетного учреждения.
Перечень исполнительных документов, которые являются основанием для принятия органами Федерального казначейства мер по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ ограничен частью 1 статьи 242.1 БК РФ исполнительным листом и судебным приказом, то есть исполнительными документами, выдаваемыми судами.
В силу статьи 318 АПК РФ основанием выдачи исполнительного листа арбитражным судом является вступивший в законную силу судебный акт арбитражного суда. Принятие судебных актов арбитражным судам возможно только в ходе осуществления судопроизводства, в связи с рассмотрением конкретного дела.
Статьей 3 Закона № 167-ФЗ установлено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 29 АПК РФ рассмотрение дел о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций отнесено к подведомственности арбитражных судов. Рассмотрение арбитражным судом указанных дел регламентировано главой 26 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 213 АПК РФ соответствующие органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании установленных законом обязательных платежей и санкций только в том случае, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В рассматриваемом случае внесудебный порядок взыскания недоимки по страховым взносам исключает возможность обращения территориального органа Пенсионного фонда РФ в арбитражный суд и, соответственно вынесения судебного акта, а также выдачу на его основании исполнительного листа.
Следовательно, документом, на основании которого должно производиться принудительное взыскание является решение (постановление) территориального органа Пенсионного фонда РФ.
Таким образом, постановление Пенсионного фонда № 382 от 08.07.2009 года, принятое с соблюдением предоставленных ему Законом № 167-ФЗ полномочий, обладает по отношению к должнику, равно как и к иным субъектам правоотношений, обязательной юридической силой.
Данная правовая позиция отражена в постановлениях Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2009 г. (дела № 07-АП-7896/09 и 07АП-7895/09) и ФАС Северо-Западного округа от 09.07.2008 г. по делу № А44-3134/2007.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 29, 200 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконными действия Отделения по г. Барнаулу Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю по возвращению без исполнения постановления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле от 08.07.2009 г. № 382 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя Федерального бюджетного учреждения Лечебного исправительного учреждения № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю обязать устранить допущенные нарушения в десятидневный срок.
Решение суда может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru