МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПРИКАЗ
от 28 августа 2009 г. № 619
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРЕПОДАВАНИЮ МОРДОВСКИХ (МОКШАНСКОГО, ЭРЗЯНСКОГО)
ЯЗЫКОВ И МОРДОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ В 2009 - 2010 УЧЕБНОМ ГОДУ
Приказываю:
1. Утвердить:
методические рекомендации
Министерства образования Республики Мордовия по преподаванию мордовских (мокшанского, эрзянского) языков, мордовской литературы в общеобразовательных учреждениях в 2009 - 2010 учебном году.
2. Считать утратившим силу приказ
Министерства образования Республики Мордовия № 580 от 22 июля 2004 года "О выполнении решения Коллегии Министерства образования РМ от 19 мая 2004 г. "О выполнении законодательства Российской Федерации и Республики Мордовия в области языковой политики в учреждениях образования Атяшевского района".
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра Е.П.Солдатову.
Министр
Н.Е.ЮТКИНА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПО ПРЕПОДАВАНИЮ МОРДОВСКИХ (МОКШАНСКОГО, ЭРЗЯНСКОГО)
ЯЗЫКОВ И МОРДОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ В 2009 - 2010 УЧЕБНОМ ГОДУ
Многоязычное образование в Российской школе рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Знание языков народов, живущих в одном регионе, воспитывает уважение к культуре, традициям, дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащающих личность в процессе самореализации.
Сегодня перед системой образования стоит задача повышения качества языковой подготовки обучающихся, чтобы максимально использовать мощный воспитательный потенциал языков, истории, культуры народа в формировании у детей любви к своей родной земле, родному краю.
Министерство образования Республики Мордовия в 2009 - 2010 учебном году рекомендует сохранить традиционно сложившиеся объемы преподавания мордовских (мокшанского, эрзянского) языков и мордовской литературы в общеобразовательных учреждениях республики в соответствии с утвержденными программами:
- с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения в 1 - 4 классах:
+-----------------------------------------+-------------------------------+
¦ Предмет ¦ Количество часов в неделю ¦
¦ +-------+-------+-------+-------+
¦ ¦ 1 кл. ¦ 2 кл. ¦ 3 кл. ¦ 4 кл. ¦
+-----------------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦Мокшанский/эрзянский язык ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-----------------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦Мордовская литература (чтение) ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦
+-----------------------------------------+-------+-------+-------+-------+
Примечание: часы на преподавание учебных предметов "Мокшанский язык", "Эрзянский язык" и "Мордовская литература (чтение)" выделяются из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.
Используются программы:
]]>+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦ 3.¦Мосин М.В., ¦Эрзянь кель ¦ 7 кл. ¦2003¦Саранск¦
¦ ¦Пугачева Г.П. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦ 4.¦Ширманкина Р.С. ¦Эрзянь кель ¦ 8 кл. ¦2005¦Саранск¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦ 5.¦Рузанкин Н.И., ¦Эрзянь кель ¦ 9 кл. ¦1995¦Саранск¦
¦ ¦Тихонова Т.М. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦ 6.¦Кипайкина Н.А. ¦Эрзянь кель ¦10 - 11 кл.¦2002¦Саранск¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦ 7.¦Кемайкина Т.А. ¦Диктантось ды сонзэ ¦5 - 11 кл. ¦2006¦Саранск¦
¦ ¦ ¦ютавтомазо ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦ 8.¦Кемайкина Т.А., ¦Эрзянь келень урокт ¦ 8 кл. ¦2008¦Саранск¦
¦ ¦Чугунова Н.В. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦ 9.¦Ивлюшкина Н.И. ¦Эрзянь келень коряс тестт ¦ ¦2007¦Саранск¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦10.¦Чернов Е.И., ¦Тиринь вал. Учебник- ¦ 5 кл. ¦2004¦Саранск¦
¦ ¦Видманова В.П. ¦хрестоматия ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦11.¦Брыжинский М.И.,¦Тиринь вал. Учебник- ¦ 6 кл. ¦2006¦Саранск¦
¦ ¦Брыжинская Н.Н. ¦хрестоматия ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦12.¦Каторова А.М. ¦Тиринь литература. Учебник-¦ 7 кл. ¦2002¦Саранск¦
¦ ¦ ¦хрестоматия ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦13.¦Каторова А.М. ¦Тиринь литература. Учебник-¦ 8 кл. ¦2008¦Саранск¦
¦ ¦ ¦хрестоматия ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦14.¦Брыжинский А.И. ¦Тиринь вал. Учебник- ¦ 9 кл. ¦2008¦Саранск¦
¦ ¦ ¦хрестоматия ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦15.¦Чернов Е.И., ¦Тиринь литература. Учебник-¦ 10 кл. ¦2001¦Саранск¦
¦ ¦Видманова В.П. ¦хрестоматия ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦16.¦Брыжинский А.И.,¦Тиринь литература. Учебник-¦ 11 кл. ¦2002¦Саранск¦
¦ ¦Ломшин М.И., ¦хрестоматия ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Антонов Ю.Г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦17.¦Зиновьев Н.В. ¦Эрямонь вайгель: Эрзя- ¦ ¦2001¦Саранск¦
¦ ¦ ¦мокшонь литературань ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦антология ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
Укрепление и совершенствование национальной школы Республики Мордовия, организация преподавания мордовских (мокшанского, эрзянского) языков и литературы в общеобразовательных учреждениях республики Министерство образования определяет в качестве основного условия сохранения и развития культуры, языка и литературы мордовского народа.