Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мордовия


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПРИКАЗ
от 28 августа 2009 г. № 619

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРЕПОДАВАНИЮ МОРДОВСКИХ (МОКШАНСКОГО, ЭРЗЯНСКОГО)
ЯЗЫКОВ И МОРДОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ В 2009 - 2010 УЧЕБНОМ ГОДУ

Приказываю:

1. Утвердить:
методические рекомендации Министерства образования Республики Мордовия по преподаванию мордовских (мокшанского, эрзянского) языков, мордовской литературы в общеобразовательных учреждениях в 2009 - 2010 учебном году.

2. Считать утратившим силу приказ Министерства образования Республики Мордовия № 580 от 22 июля 2004 года "О выполнении решения Коллегии Министерства образования РМ от 19 мая 2004 г. "О выполнении законодательства Российской Федерации и Республики Мордовия в области языковой политики в учреждениях образования Атяшевского района".

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра Е.П.Солдатову.

Министр
Н.Е.ЮТКИНА




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПО ПРЕПОДАВАНИЮ МОРДОВСКИХ (МОКШАНСКОГО, ЭРЗЯНСКОГО)
ЯЗЫКОВ И МОРДОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ В 2009 - 2010 УЧЕБНОМ ГОДУ

Многоязычное образование в Российской школе рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Знание языков народов, живущих в одном регионе, воспитывает уважение к культуре, традициям, дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащающих личность в процессе самореализации.
Сегодня перед системой образования стоит задача повышения качества языковой подготовки обучающихся, чтобы максимально использовать мощный воспитательный потенциал языков, истории, культуры народа в формировании у детей любви к своей родной земле, родному краю.
Министерство образования Республики Мордовия в 2009 - 2010 учебном году рекомендует сохранить традиционно сложившиеся объемы преподавания мордовских (мокшанского, эрзянского) языков и мордовской литературы в общеобразовательных учреждениях республики в соответствии с утвержденными программами:
- с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения в 1 - 4 классах:

+-----------------------------------------+-------------------------------+
¦                 Предмет                 ¦   Количество часов в неделю   ¦
¦                                         +-------+-------+-------+-------+
¦                                         ¦ 1 кл. ¦ 2 кл. ¦ 3 кл. ¦ 4 кл. ¦
+-----------------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦Мокшанский/эрзянский язык                ¦   3   ¦   3   ¦   3   ¦   3   ¦
+-----------------------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦Мордовская литература (чтение)           ¦   2   ¦   2   ¦   2   ¦   2   ¦
+-----------------------------------------+-------+-------+-------+-------+

Примечание: часы на преподавание учебных предметов "Мокшанский язык", "Эрзянский язык" и "Мордовская литература (чтение)" выделяются из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.
Используются программы:

]]>
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦ 3.¦Мосин М.В.,     ¦Эрзянь кель                ¦  7 кл.    ¦2003¦Саранск¦
¦   ¦Пугачева Г.П.   ¦                           ¦           ¦    ¦       ¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦ 4.¦Ширманкина Р.С. ¦Эрзянь кель                ¦  8 кл.    ¦2005¦Саранск¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦ 5.¦Рузанкин Н.И.,  ¦Эрзянь кель                ¦  9 кл.    ¦1995¦Саранск¦
¦   ¦Тихонова Т.М.   ¦                           ¦           ¦    ¦       ¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦ 6.¦Кипайкина Н.А.  ¦Эрзянь кель                ¦10 - 11 кл.¦2002¦Саранск¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦ 7.¦Кемайкина Т.А.  ¦Диктантось ды сонзэ        ¦5 - 11 кл. ¦2006¦Саранск¦
¦   ¦                ¦ютавтомазо                 ¦           ¦    ¦       ¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦ 8.¦Кемайкина Т.А., ¦Эрзянь келень урокт        ¦  8 кл.    ¦2008¦Саранск¦
¦   ¦Чугунова Н.В.   ¦                           ¦           ¦    ¦       ¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦ 9.¦Ивлюшкина Н.И.  ¦Эрзянь келень коряс тестт  ¦           ¦2007¦Саранск¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦10.¦Чернов Е.И.,    ¦Тиринь вал. Учебник-       ¦  5 кл.    ¦2004¦Саранск¦
¦   ¦Видманова В.П.  ¦хрестоматия                ¦           ¦    ¦       ¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦11.¦Брыжинский М.И.,¦Тиринь вал. Учебник-       ¦  6 кл.    ¦2006¦Саранск¦
¦   ¦Брыжинская Н.Н. ¦хрестоматия                ¦           ¦    ¦       ¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦12.¦Каторова А.М.   ¦Тиринь литература. Учебник-¦  7 кл.    ¦2002¦Саранск¦
¦   ¦                ¦хрестоматия                ¦           ¦    ¦       ¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦13.¦Каторова А.М.   ¦Тиринь литература. Учебник-¦  8 кл.    ¦2008¦Саранск¦
¦   ¦                ¦хрестоматия                ¦           ¦    ¦       ¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦14.¦Брыжинский А.И. ¦Тиринь вал. Учебник-       ¦  9 кл.    ¦2008¦Саранск¦
¦   ¦                ¦хрестоматия                ¦           ¦    ¦       ¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦15.¦Чернов Е.И.,    ¦Тиринь литература. Учебник-¦  10 кл.   ¦2001¦Саранск¦
¦   ¦Видманова В.П.  ¦хрестоматия                ¦           ¦    ¦       ¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦16.¦Брыжинский А.И.,¦Тиринь литература. Учебник-¦  11 кл.   ¦2002¦Саранск¦
¦   ¦Ломшин М.И.,    ¦хрестоматия                ¦           ¦    ¦       ¦
¦   ¦Антонов Ю.Г.    ¦                           ¦           ¦    ¦       ¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+
¦17.¦Зиновьев Н.В.   ¦Эрямонь вайгель: Эрзя-     ¦           ¦2001¦Саранск¦
¦   ¦                ¦мокшонь литературань       ¦           ¦    ¦       ¦
¦   ¦                ¦антология                  ¦           ¦    ¦       ¦
+---+----------------+---------------------------+-----------+----+-------+

Укрепление и совершенствование национальной школы Республики Мордовия, организация преподавания мордовских (мокшанского, эрзянского) языков и литературы в общеобразовательных учреждениях республики Министерство образования определяет в качестве основного условия сохранения и развития культуры, языка и литературы мордовского народа.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru