Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тамбовская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 20 апреля 2010 г. № 1/04

    Резолютивная часть решения объявлена 8 апреля 2010 года.
    Решение в полном объеме изготовлено 20 апреля 2010 года.      г. Тамбов

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель:
Гречишникова Е.А . - руководитель управления;
члены:
- заместитель руководителя Бояршинова И.А.;
- начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.;
- специалист 1 разряда отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Краснобаева Е.В.,
рассмотрев дело от 29.11.2010 № 1/04 по признакам нарушения Некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация "Союз Тамбовских строителей" (392000, г. Тамбов, Комсомольская пл., д. 3) части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:

В соответствии с заданием Федеральной антимонопольной службы от 15.10.2009 № АК/36180 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС) была проверена деятельность саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих проектные работы, и лиц, осуществляющих строительство, на предмет наличия нарушений антимонопольного законодательства.
В ходе выполнения данного поручения исследованы документы, регламентирующие деятельность Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Союз Тамбовских строителей" (далее - НП СРО "СТС", Партнерство) - саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство капитальных объектов.
Решением общего собрания членов Партнерства (протокол № 4 от 15.06.2009) утверждены Правила саморегулирования "Требования к страхованию членами СРО гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Правила).
Указанными Правилами установлены дополнительные, не предусмотренные федеральными законами требования к страховым организациям, создающие для них барьеры к доступу на рынок финансовых (страховых) услуг, угрозу раздела данного рынка, ограничивающие страхователей - потенциальных членов Партнерства в выборе страховых организаций, оказывающих услуги страхования гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, вследствие чего может возникнуть возможность экономически необоснованного отказа от заключения договоров с определенными страховыми компаниями.
Согласно пункту 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции координация экономической деятельности - это согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 настоящей статьи, в том числе экономически или технологически необоснованному отказу от заключения договора с определенных продавцом либо созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
По данному факту Тамбовское УФАС России возбудило настоящее дело в отношении НП "Саморегулируемая организация "Союз Тамбовских строителей" по признакам нарушения части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
На рассмотрении дела присутствовали:
представители некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Союз Тамбовских строителей".
На рассмотрении дела представители Партнерства сообщили, что данные Правила разрабатывались в соответствии с рекомендациями, которые они получили от "Московского союза строителей", "Российского союза строителей", "Питерской ассоциации строителей". Устанавливая такие требования, Партнерство защищает свой компенсационный фонд, то есть все страховые выплаты, которые не покроет страховая компания, будут производиться из компенсационного фонда. Данный фонд формируется из денежных средств членов партнерства, он неприкосновенен, и в течение месяца после выплат должен быть доведен до той суммы, которая в нем была. То есть, все выплаты, которые будут произведены третьим лицам, будут пополняться за счет денежных средств членов Партнерства. Жестких требований к страховым компаниям Партнерство не предъявляет. В настоящий момент страхование осуществляется в восьми страховых компаниях, которые соответствуют указанным требованиям. Компания предоставляет необходимые документы в Партнерство, отказа не было ни одной страховой компании. Общим собранием членов Партнерства принято решение о внесении изменений в положения Правил, касающихся ограничения срока работы на рынке - не менее 8 лет, и исключен пункт, касающийся судебных процессов.
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приходит к следующим выводам.
Решением общего собрания членов Партнерства (Протокол № 4 от 15.06.2009) утверждены Правила саморегулирования "Требования к страхованию членами СРО гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Правила), которыми установлены требования к страхованию членами саморегулируемой организации гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также требования к страховым организациям, договоры страхования которых принимаются Партнерством. Согласно Протоколу № 4 от 15.06.2009 в собрании принимали участие представители 91 строительной организации.
В соответствии с пунктом 5.1 Правил по условиям договора страхования гражданской ответственности член саморегулируемой организации должен являться либо Страхователем (в этом случае у него должен иметься один экземпляр-подлинник договора), либо лицом, чья ответственность за причинение вреда застрахована по договору - Застрахованным лицом (в этом случае у него должна иметься по меньшей мере копия договора).
Пунктом 5.2 Правил определено, что помимо прочих одним из условий одобрения Партнерством договора страхования члена Партнерства в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является соответствие страховой организации, с которой заключен договор, следующим основным требованиям, в том числе:
- страховая организация работает на рынке страховых услуг не менее восьми лет;
- страховая организация не ведет судебных процессов, имеющих существенное значение для ее деятельности.
Пунктом 5.3 Правил предусмотрено требование о соответствии страховой организации таким требованиям как:
- наличие рейтинга одного из следующих рейтинговых агентств: "Эй. Эм. Бест Ко", "Стендард энд Пурс", "Фитч Инк", "Мудис Инвестор Сервис", "Эксперт Ра", "Национальное рейтинговое агентство". При этом, страховая организация имеет опыт в страховании гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам при осуществлении строительно-монтажных работ и страховании профессиональной ответственности строителей не менее 8 лет.
Пунктом 5.6 Правил предусмотрено, что Партнерство не вправе принуждать индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, претендующих на прием в Партнерство или являющихся членами Партнерства, заключить договоры страхования Гражданской ответственности исключительно со страховыми организациями, входящими в список рекомендованных страховых организаций. В случае, если страховая организация, с которой индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом заключен договор страхования, не упомянута в списке страховых организаций, рекомендуемых Партнерством, но соответствует указанным в п. 5.1 Правил условиям, договор страхования должен быть одобрен Партнерством.
Пунктом 5.1 Правил не предусмотрены требования, которым должна соответствовать страховая организация при заключении с ней договора членом Партнерства, однако пункт 5.2 Правил устанавливает такие требования.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что координация Партнерством экономической деятельности своих членов в форме установления вышеуказанных требований к страховым организациям может привести к ограничению конкуренции среди страховщиков, желающих осуществлять страхование гражданской ответственности членов Партнерства и имеющих соответствующие лицензии и Правила страхования, что свидетельствует о нарушении Партнерством части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Данный вывод Комиссии основан на следующих нормах законодательства.
В соответствии со статьей 55.3 Градостроительного кодекса РФ (далее - Кодекс) допускается приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих строительство, подготовку проектной документации.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон о СРО) саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных данным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
В соответствии со статьей 4 Закона о СРО предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации. Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации.
Таким образом, саморегулируемая организация осуществляет координацию деятельности своих членов в пределах, установленных законодательством о СРО.
При этом согласно статьи 4 Закона о СРО стандарты и правила саморегулируемых организаций должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам. Стандарты и правила саморегулируемой организации должны устанавливать запрет на осуществление членами саморегулируемой организации деятельности в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности, а также должны устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции (пункт 7).
НП СРО "Союз тамбовских строителей" - саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство. В Государственном реестре саморегулируемых организаций Партнерство зарегистрировано 03.11.2009 под № СРО-С-058-03112009.
Согласно части 1 статьи 13 Закона о СРО саморегулируемые организации вправе для обеспечения имущественной ответственности своих членов перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) иными лицами создавать системы личного и (или) коллективного страхования.
Градостроительным кодексом РФ для строительных СРО установлены специальные нормы в части страхования их членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить:
1) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;
3) документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
Саморегулируемая организация вправе разработать и утвердить:
1) стандарты саморегулируемых организаций - документ, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ;
2) правила саморегулирования - документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Правилами саморегулирования могут устанавливаться требования о страховании членами саморегулируемой организации гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также условия такого страхования.
Следовательно, действующее законодательство не предусматривает права СРО разрабатывать и устанавливать требования к страховым организациям, осуществляющим страхование ответственности членов СРО.
Кроме того, согласно части 4 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ документы саморегулируемой организации не должны:
- противоречить требованиям законодательства Российской Федерации;
- противоречить целям, указанным в части 1 статьи 55.1 настоящего Кодекса;
- привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам.
Право членов Партнерства на страхование гражданской ответственности,
которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в любой выбранной им страховой организации, имеющей лицензию на осуществление страхования соответствующего вида, основано на положениях статей 1, 421, 927 Гражданского кодекса РФ. Требования, которым должны отвечать страховые организации, соблюдение которых является условием их допуска на страховой рынок, урегулированы Федеральным законом от 27 ноября 1992 года № 4015-1 "Об организации страхового дела в РФ". Указанным законом уже установлены необходимые требования к страховщикам и порядок осуществления страховой деятельности. Дополнительных требований к страховым организациям, оказывающим услуги страхования гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, названный Закон не содержит.
Следовательно, возможность определять строительными СРО в Правилах саморегулирования способ заключения договора страхования по указанному виду страхования либо право на ограничение строительными СРО перечня страховых организаций, а также устанавливать определенные требования к страховым организациям, договоры страхования которых принимаются Партнерством, ни Градостроительным кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", ни Законом "Об организации страхового дела" не установлены.
Таким образом, требования подпунктов 4, 5 пункта 5.2 и пункт 5.3 Правил ограничивают перечень страховых организаций, в которых членами может осуществляться страхование, что приводит или может привести к ограничению возможности страховщиков конкурировать за заключение договоров страхования указанных рисков с членами саморегулируемой организации, а также к вынужденному отказу членов саморегулируемой организации от заключения договора страхования с не выбранными Партнерством страховщиками либо с теми страховщиками, кто не подпадает под требования, установленные указанными пунктами Правил.
Кроме того, пунктом 5.3 Правил предусмотрено требование о соответствии страховой организации таким требованиям как наличие рейтинга надежности одного из международных рейтинговых или Российских агентств не ниже уровня соответствующего уровню удовлетворительной надежности, а также требование о наличии опыта в страховании гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам при осуществлении строительно-монтажных работ и страховании профессиональной ответственности строителей не менее 8 лет.
Вследствие этого, право строительных организаций, претендующих вступить Партнерство, ограничено их обязанностью заключать договоры страхования с теми страховщиками, которые соответствуют определенным в Правилах требованиям. Право страховых организаций осуществлять деятельность на рынке страховых услуг, оказываемых членам строительных СРО по страхованию гражданской
ответственности, ограничено обязанностью соответствовать этим требованиям.
Такие ограничения не установлены федеральными законами.
Дополнительные по сравнению с федеральными законами требования, которым должна отвечать страховая организация, установленные в пунктах 5.2 и 5.3 Правил, вводят ограничение на свободу выбора страховой организации строительными организациями, создавая вследствие этого необоснованные препятствия страховщикам, действующим на рынке страховых услуг.
Законодательством о страховании не предусмотрена обязанность получения рейтинга как условие доступа на страховой рынок (подпункт 1), и требование о наличии опыта в страховании гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам при осуществлении строительно-монтажных работ и страховании профессиональной ответственности строителей не менее 8 лет (подпункт 2), что исключает возможность заключения договоров страхования со страховыми организациями, не подходящими под такие условия.
Таким образом, действующее законодательство РФ не предусматривает права СРО разрабатывать и устанавливать требования к страховым организациям, осуществляющим страхование ответственности членов СРО, а установление всех вышеперечисленных требований Партнерства к страховым организациям создает дополнительные для них барьеры к доступу на рынок страховых услуг и ограничивают страхователей - членов Партнерства в выборе страховщиков, что недопустимо в соответствии с антимонопольным законодательством.
Так, получение рейтинга является правом, а не обязанностью страховщика; законодательство РФ не содержит понятия "судебного процесса, имеющего существенное значение для деятельности" какого-либо юридического лица, в том числе страховой компании; "временной ценз" в 8 лет установлен произвольно и не обоснован какими-либо нормативными актами.
Между тем, законодательством РФ установлены четкие нормативные требования к страховым организациям, соблюдение которых дает им право на осуществление всех предусмотренных соответствующей лицензией видов страхования, а несоответствие которым страховой организации влечет для нее неблагоприятные последствия вплоть до прекращения деятельности (отзыва лицензии). Так, Федеральным законом "Об организации страхового дела в РФ" предусмотрено, что страховщики обязаны соблюдать установленные данным законом и нормативными правовыми актами органа страхового регулирования требования финансовой устойчивости в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, а также выдачи банковских гарантий.
Таким образом, установление Партнерством вышеуказанных требований, обязательных для членов Партнерства при страховании гражданской ответственности, относительно выбора страховых компаний для страхования гражданской ответственности членов СРО, ограничивают возможность участников рынка страхования побороться за клиентов, ограничивают право членов СРО на свободный выбор страховщика, что свидетельствует о нарушении Партнерством части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции - координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, которая приводит или может привести к ограничению конкуренции: к разделу страхового рынка по составу продавцов, необоснованному отказу от заключения договоров с определенными страховщиками, созданию препятствий доступу на рынок определенным страховщикам.
В процессе рассмотрения дела Партнерство представило решение общего собрания членов Партнерства (Протокол № 1 от 08.02.2010), которым внесло изменения в Правила саморегулирования, исключив из них положения, устанавливающие требования к страховым организациям о наличии опыта работы на рынке страховых услуг не мене восьми лет и об отсутствии судебных процессов, имеющих существенное значение для деятельности организации (подпункты 4, 5 пункта 5.2).
Руководствуясь частями 1, 3 статьи 11, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:

1. Признать Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация "Союз тамбовских строителей" нарушившим часть 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части осуществления координации экономической деятельности членов Партнерства, которая приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 статьи 11 Закона защите конкуренции, в частности: к разделу страхового рынка по составу продавцов, необоснованному отказу от заключения договоров с определенными страховщиками, созданию препятствий доступу на рынок определенным страховщикам.
2. Выдать Некоммерческому партнерству "Саморегулируемая организация "Союз тамбовских строителей" предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства РФ, а именно: исключить из Правил саморегулирования "Требования к страхованию членами СРО гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", утв. Решением общего собрания членов Партнерства 08.02.2010 (Протокол № 1) - "Требования о соответствии страховой организации" пункт 5.3. Срок исполнения предписания до 11 мая 2010 года.
3. Об исполнении предписания сообщить в Тамбовское УФАС России в срок до до 11 мая 2010 года.
4. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному возбуждать дела по части 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для возбуждения административного производства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
Е.А.Гречишникова

Члены Комиссии:
И.А.Бояршинова
Н.Н.Колодина
Е.В.Краснобаева



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru