Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тамбовская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 29 июня 2010 г. № 33/02

    Резолютивная часть решения оглашена 22 июня 2010 г.
    Решение в полном объеме решение изготовлено 29 июня 2010 г.   г. Тамбов

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель:
Гречишникова Е.А. - руководитель управления;
члены:
Мазаева С.В. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;
Колодина Н.Н. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Панина Н.И. - специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Пономарева И.А. - специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
рассмотрев дело от 01.06.2010 № 33/02 по признакам нарушения администрацией Жердевского района Тамбовской области части 1 статьи 15 Закона Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:

Администрация Жердевского района Тамбовской области в рамках рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства от 29.04.2010 N№ 18/02 - 25/02 в отношении администрации Жердевского района представила (исх. от 13.05.2010 № 1349, вх. от 18.05.2010 № 3960) действующее в настоящее время Положение о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости и другого имущества, находящегося в муниципальной собственности Жердевского района (далее - Положение), утвержденное Постановлением администрации Жердевского района Тамбовской области от 15.06.2007 № 534.
При проведении правового анализа данного Положения на соответствие требованиям антимонопольного законодательства выявлены признаки нарушения.
По данному факту Тамбовское УФАС России по собственной инициативе возбудило дело в отношении администрации Жердевского района Тамбовской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На рассмотрении дела от администрации Жердевского района Тамбовской области присутствовали следующие представители ответчика:
- начальник юридического отдела администрации Жердевского района <...>, действующий на основании доверенности (доверенность б/н от 11.06.2010);
- начальник отдела по управлению имуществом и землеустройству администрации Жердевского района <...>, действующая на основании доверенности (доверенность б/н от 11.06.2010).
Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела установила следующее.
Администрация Жердевского района Тамбовской области приняла Постановление от 15.06.2007 № 534 "Об утверждении Положения о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости и другого имущества, находящегося в муниципальной собственности Жердевского района" с целью обеспечения сохранения муниципального имущества Жердевского района, поддержания его в надлежащем состоянии, принятия мер по исполнению районного бюджета и в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, как указано в преамбуле постановления.
В последующем администрация Жердевского района Тамбовской области вносила изменения в названное постановление, а именно были приняты акты:
- Постановление от 19.05.2008 № 411 "О внесении изменений в Положение о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости и другого имущества, находящегося в муниципальной собственности Жердевского района, утвержденное Постановлением администрации Жердевского района Тамбовской области от 15.06.2007 № 534", которым в Положение внесены дополнения в пункты 7, 8, 9 и изменен пункт 10;
- Постановление от 11.08.2009 № 523 "О внесении изменений в Постановление администрации района от 15.06.2007 № 534 "Об утверждении Положения о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости и другого имущества, Постановление от 01.02.2010 № 67 находящегося в муниципальной собственности Жердевского района" и "О внесении изменений в Постановление администрации района от 15.06.2007 № 534 "Об утверждении Положения о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости и другого имущества, находящегося в муниципальной собственности Жердевского района", в соответствии с которыми вносились изменения в состав постоянно действующей конкурсной комиссии по проведению торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости и другого имущества, находящегося в муниципальной собственности Жердевского района Тамбовской области.
Постановление от 15.06.2007 № 534 "Об утверждении Положения о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости и другого имущества, находящегося в муниципальной собственности Жердевского района" продолжает действовать на время рассмотрения настоящего дела.
1. Пунктом 1.1 Положения о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости и другого имущества, находящегося в муниципальной собственности Жердевского района (далее - Положение) установлено, что оно разработано в соответствии со статьями 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации и определяет порядок проведения торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений) и другого имущества, находящегося в муниципальной собственности Жердевского района Тамбовской области, а также права и обязанностями лиц, участвующий в организации и проведении торгов.
Однако, установленный порядок и правила проведения торгов противоречат порядку, установленному антимонопольным законодательством.
Статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), введенной в действие Федеральным законом от 30 июня 2008 года № 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступившей в силу со 2 июля 2008 года, установлены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. В статью 53 Закона о защите конкуренции этим же федеральным законом также внесены дополнения, определяющие, что до установления порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона, конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", а аукционы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"."
Положение, утвержденное администрацией Жердевского района Постановлением от 15.06.2007 № 534, со 2 июля 2008 года вступило в противоречие с требованиями антимонопольного законодательства в части оснований и порядка проведения торгов.
С 7 марта 2010 года действует Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года № 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", который утвердил Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения указанных договоров и Перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров аренды может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.
Данный Приказ ФАС России является нормативным правовым документом, обязательным для применения в рассматриваемых правоотношениях, однако со вступлением его в законную силу с 7 марта 2010 года Положение, утвержденное администрацией Жердевского района Постановлением от 15.06.2007 № 534, не было отменено и остается действующим.
2. Пунктом 1.4 Положения предусмотрены случаи, когда объекты могут быть предоставлены в аренду целевым назначением (без конкурсов), включающие в том числе следующие:
по ходатайству объединений предпринимателей, союзов, ассоциаций, комиссий представительных органов местного самоуправления, для отдельных структур с целью их поддержки и становления;
для размещении предприятий и организаций, не подлежащих приватизации;
при включении муниципальных унитарных предприятий и объектов недвижимости в прогнозный план приватизации;
при объявлении конкурса на передачу прав аренды несостоявшимся или имеющим отрицательный результат;
по обращениям юридических и физических лиц о предоставлении помещений площадью до 20 квадратных метров включительно.
Указанные основания предоставления в аренду целевым назначением (без конкурсов) противоречат статье 17.1 Закона о защите конкуренции, которой определен исчерпывающий перечень оснований непроведения торгов на право заключения договора аренды.
Нарушение правил предоставления в аренду государственного и муниципального имущества, установленных антимонопольным законодательством, ведет к нарушению условий конкуренции, поскольку отдельным хозяйствующим субъектам могут быть предоставлены неправомерные преференции в нарушение установленного порядка.
3. Анализ протоколов, составленных конкурсной комиссией администрации Жердевского района при проведении торгов на право заключения договора аренды земельных участков для жилищного строительства, содержащихся в делах о нарушении антимонопольного законодательства от 29.04.2010 N№ 18/02 - 25/02 в отношении администрации Жердевского района, показывает, что администрация Жердевского района Тамбовской области проводит торги по предоставлению земельного участка для жилищного строительства также на основании Положения, утвержденного администрацией Жердевского района Постановлением от 15.06.2007 № 534.
Применение Положения к данным отношениям является неправомерным, поскольку Земельным кодексом Российской Федерации установлен иной порядок проведения торгов на право предоставления земельных участков для жилищного строительства.
Статьей 38.1 Земельного кодекса РФ определен порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства.
Несоблюдение на территории Жердевского района Тамбовской области правил и порядка проведения торгов, установленных действующим федеральным законодательством, приводит или может привести к нарушению условий конкуренции при принятии решений о предоставлении в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности Жердевского района.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, Комиссия считает, что администрация Жердевского района Тамбовской области, утвердив своим Постановлением от 15.06.2007 № 534 Положение о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости и другого имущества, находящегося в муниципальной собственности Жердевского района, допустила нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку оно приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при проведении торгов и принятии решений о предоставлении в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности Жердевского района Тамбовской области.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:

1. Признать администрацию Жердевского района Тамбовской области нарушившей требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции при принятии акта (Постановление от 15.06.2007 № 534 "Об утверждении Положения о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости и другого имущества, находящегося в муниципальной собственности Жердевского района"), который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при проведении торгов и принятии решений о предоставлении в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности Жердевского района Тамбовской области.
2. Выдать предписание администрации Жердевского района Тамбовской области о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в срок до 30 июня 2010 г., а именно: отменить постановление администрации Жердевского района Тамбовской области от 15.06.2007 № 534), как акт, нарушающий антимонопольное законодательство.
3. О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 30 июня 2010 года и представить соответствующие доказательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнять предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
Е.А.Гречишникова

Члены Комиссии:
С.В.Мазаева
Н.Н.Колодина
Н.И.Панина
И.А.Пономарева



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru