Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тамбовская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 29 июня 2010 г. № 35/02

    Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2010 года.
    Решение в полном объеме изготовлено 29 июня 2010 года.        г. Тамбов

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель:
Гречишникова Е.А. - руководитель;
члены:
Мазаева С.В. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;
Пономарева И.А. - специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
рассмотрев дело от 01.06.2010 № 35/02 по признакам нарушения Жердевским городским Советом народных депутатов Тамбовской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства сотрудники Тамбовского УФАС России осуществили выездную проверку Жердевского городского Совета народных депутатов Жердевского района Тамбовской области на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, а именно - требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Акт проверки от 12.05.2010).
В ходе проверки выявлены признаки нарушения требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в Положении о порядке сдачи в аренду муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности города Жердевки Жердевского района Тамбовской области, утвержденном Решением Жердевского городского Совета народных депутатов от 13.03.2008 № 8 "Об утверждении положения "О порядке сдачи в аренду муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности города Жердевки Жердевского района Тамбовской области".
Тамбовское УФАС России по данному факту по собственной инициативе возбудило настоящее дело в отношении Жердевского городского Совета народных депутатов Тамбовской области по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в принятии акта, который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при предоставлении в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности города Жердевки Жердевского района Тамбовской области.
На рассмотрении дела присутствовали:
- представитель администрации города Жердевки Жердевского района Тамбовской области - юрисконсульт администрации города <...>, действующий на основании доверенности (доверенность от 21.06.2010);
- председатель Жердевского городского Совета народных депутатов Тамбовской области <...>.
Председатель Жердевского городского Совета народных депутатов Жердевского района Тамбовской области <...> сообщил, что признает нарушение. 11.06.2010 Решением Жердевского городского Совета народных депутатов Жердевского района Тамбовской области № 18 было признано утратившим силу Решение Жердевского городского Совета народных депутатов Жердевского района Тамбовской области от 13.03.2008 № 8 "Об утверждении Положения о порядке сдачи в аренду муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности города Жердевки Жердевского района Тамбовской области".
Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела установила следующее.
При проверке Жердевского городского Совета народных депутатов Жердевского района Тамбовской области в период с 16 апреля 2010 года по 12 мая 2010 года выявлено, что на территории города Жердевки Жердевского района Тамбовской области действует Положение о порядке сдачи в аренду муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности города Жердевки Жердевского района Тамбовской области, утвержденное Решением Жердевского городского Совета народных депутатов от 13.03.2008 № 8 "Об утверждении Положения "О порядке сдачи в аренду муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности города Жердевки Жердевского района Тамбовской области".
В конце 2009 года Жердевский горсовет Жердевского района Тамбовской области внес незначительные изменения в часть 12 Положения (коэффициенты по исчислению арендной платы) Решением от 26.11.2009 № 54 "О внесении изменений в Положение "О порядке сдачи в аренду муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности города Жердевки Жердевского района Тамбовской области", утвержденного Решением Жердевского городского Совета народных депутатов от 13.03.2008 № 8.
Пунктом 1.1 Положения установлено, что оно разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ, законодательством Тамбовской области.
Пунктом 1.2 Положения установлено, что оно регулирует порядок предоставления в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, в том числе имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения, и имущества, закрепленными за учреждениями на праве оперативного управления, а также порядок сдачи муниципального имущества в субаренду.
Однако, установленный порядок предоставления в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности города Жердевки Жердевского района Тамбовской области, противоречит порядку, установленному антимонопольным законодательством.
Статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 "О защите конкуренции", введенной в действие Федеральным законом от 30 июня 2008 года № 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступившей в силу со 2 июля 2008 года, установлены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. В статью 53 Закона о защите конкуренции этим же федеральным законом также были внесены дополнения, определяющие, что до установления порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона, конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", а аукционы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"."
Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции установлены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, предусматривающие, прежде всего, обязательность проведения конкурсов и аукционов при заключении договоров аренды, а также договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.
Частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции также установлено, что в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:
1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;
2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;
3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждениям.
Случаи, когда необязательно проведение торгов на заключение обозначенных договоров в отношении государственного или муниципального имущества, в том числе на заключение договоров аренды, прямо поименованы в статье 17.1 Закона о защите конкуренции. Указанные исключения из общего правила составляют исчерпывающий перечень, который не подлежит расширительному толкованию.
Однако, Положение, утвержденное Решением Жердевского городского Совета народных депутатов от 13.03.2008 № 8, со 2 июля 2008 года вступило в противоречие с требованиями статьи 17.1 Закона о защите конкуренции по многим позициям.
Кроме того, с 7 марта 2010 года действует Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года № 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", который утвердил Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения указанных договоров и Перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров аренды может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.
Данный Приказ ФАС России является нормативным правовым документом, обязательным для применения в рассматриваемых правоотношениях, однако со вступлением его в законную силу с 7 марта 2010 года Положение, утвержденное Решением Жердевского городского Совета народных депутатов от 13.03.2008 № 8, также не было отменено либо изменено и остается действующим.
Примеры отдельных несоответствий Положения Закону о защите конкуренции:
1. Пунктом 5.2 Положения установлены 3 способа передачи имущества в аренду:
с проведением конкурса;
без проведения конкурса;
путем публичного предложения о заключении договора аренды.
Однако, в данном пункте не определен способ передачи имущества в аренду с проведением аукциона, являющийся основным согласно антимонопольному законодательству, но неправомерно предусмотрен способ передачи имущества в аренду путем публичного предложения о заключении договора аренды.
2. Пункт 5.3 Положения устанавливает случаи заключения договоров аренды муниципальной собственности без проведения конкурса, которые не соответствуют статье 17.1 Закона о защите конкуренции, а именно:
- заявителем является учреждение, учредителем которого является Российская Федерация, иной субъект Российской Федерации или администрация города Жердевки Жердевского района;
- заявителем является организация, созданная в процессе приватизации, и в аренду сдается муниципальная собственность, находящаяся на балансе этой организации, стоимость которой не была включена в ее уставный капитал.
В этих случаях, предусмотренных Положением, возможно предоставление имущества в аренду без торгов отдельным хозяйствующим субъектам, что является незаконной муниципальной преференцией и запрещено антимонопольным законодательством.
3. В пунктах 5.4 - 5,9 установлены порядок подачи заявления претендента на заключение договора аренды и принятий по ним решений администрации города Жердевки, который недопустим в силу требований статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
4. Пункт 3.3 Положения определяет право бюджетных учреждений Жердевского района самостоятельно, при уведомлении администрации города, сдавать в аренду муниципальную собственность, но не устанавливает требование о соблюдении антимонопольных требований об обязательном проведении торгов при этом.
5. Пунктом 6 Положения установлен порядок получения согласия администрации города на передачу в аренду муниципальной собственности, закрепленной за унитарными предприятиями, который также противоречит требованиям статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку не предполагает обязательное проведение торгов при этом.
6. Пунктом 7.1.15 Положения предусмотрено право сдачи арендуемого имущества в субаренду с согласия администрации города без учета особенностей, установленных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции и согласно которым в указанных случаях также требуется проведение торгов за исключением, когда общая площадь передаваемых во владение и (или) в пользование третьим лицам части или частей помещения, здания, строения или сооружения не может превышать десять процентов площади помещения, здания, строения или сооружения, права на которые предоставлены в соответствии с частями 1 и 3 настоящей статьи, и составлять более чем двадцать квадратных метров (часть 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).
Нарушение правил предоставления в аренду государственного и муниципального имущества, установленных антимонопольным законодательством, ведет к нарушению условий конкуренции, поскольку отдельным хозяйствующим субъектам могут быть предоставлены неправомерные преференции в нарушение установленного порядка.
Таким образом, Комиссия считает, что Жердевский городской Совет народных депутатов Жердевского района Тамбовской области, утвердив своим Решением от 13.03.2008 № 8 Положение о порядке сдачи в аренду муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности города Жердевки Жердевского района Тамбовской области, допустил нарушение требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при предоставлении в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности города Жердевки Жердевского района Тамбовской области.
Указанное Положение продолжало действовать на территории города Жердевки Жердевского района на время осуществления проверки (Акт проверки от 12.05.2010).
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона (пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).
После возбуждения дела Жердевский городской Совет народных депутатов Жердевского района Тамбовской области 11 июня 2010 года принял Решение № 18 "О признании Решения Жердевского городского Совета народных депутатов от 13.03.2008 № 8 "Об утверждении Положения о порядке сдачи в аренду муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности города Жердевки Жердевского района Тамбовской области" утратившим силу".
В качестве доказательства устранения нарушения Жердевский городской Совет народных депутатов Жердевского района Тамбовской области предоставил вышеназванное решение от 11.06.2010 № 18.
Таким образом, Жердевский городской Совет народных депутатов Жердевского района Тамбовской области до рассмотрения дела по существу в добровольном порядке принял меры по устранению допущенного нарушения антимонопольного законодательства.
Учитывая добровольное устранение нарушений и его последствий, Комиссия решила, что в деле имеются основания для прекращения рассмотрения дела.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:

1. Признать Жердевский городской Совет народных депутатов Жердевского района Тамбовской области нарушившим требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции при принятии решения от 13.03.2008 № 8 "Об утверждении Положения о порядке сдачи в аренду муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности города Жердевки Жердевского района Тамбовской области", которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при предоставлении в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности города Жердевки Жердевского района Тамбовской области.
2. Рассмотрение дела в отношении Жердевского городского Совета народных депутатов Жердевского района Тамбовской области по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
Е.А.Гречишникова

Члены Комиссии:
С.В.Мазаева
И.А.Пономарева



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru