Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тамбовская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 9 августа 2010 г. № 41/02

    Резолютивная часть решения объявлена 4 августа 2010 года.
    Решение в полном объеме изготовлено 9 августа 2010 года.      г. Тамбов

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель:
Бояршинова И.А. - и.о. руководителя управления;
члены:
Мазаева С.В. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;
Пономарева И.А. - специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
рассмотрев дело от 06.07.2010 № 41/02 по признакам нарушения Рассказовским городским Советом народных депутатов Тамбовской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Тамбовское УФАС России проверило Решение Рассказовского городского Совета народных депутатов Тамбовской области от 29.04.2009 № 908 "Об утверждении Положения "О порядке предоставления на территории города гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, из земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящихся в муниципальной собственности" (далее - Положение) на соответствие требованиям антимонопольного законодательства.
В ходе проверки выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Рассказовским городским Советом народных депутатов Тамбовской области при принятии Положения, поскольку оно противоречит порядку, установленному статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в сфере предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в городе Рассказово.
Тамбовское УФАС России по данному факту по собственной инициативе возбудило настоящее дело в отношении Рассказовского городского Совета народных депутатов Тамбовской области.
На рассмотрении дела присутствовал представитель Рассказовского городского Совета народных депутатов Тамбовской области - председатель постоянной комиссии по местному самоуправлению Рассказовского городского Совета народных депутатов Тамбовской области <...>, действующий на основании доверенности (доверенность от 30.07.2010).
Представитель Рассказовского городского Совета народных депутатов Тамбовской области <...> на рассмотрении дела сообщил, что признает нарушение, допущенное нарушение будет устранено.
Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела установила следующее.
Рассказовский городской Совет народных депутатов Тамбовской области принял Решение от 29.04.2009 № 908 "Об утверждении Положения "О порядке предоставления на территории города гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством из земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящихся в муниципальной собственности".
Согласно пункту 1 статьи 1 Положения указано, что настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 34 ЗК РФ, Законом Тамбовской области от 05.12.2007 № 316-З "О регулировании земельных отношений в Тамбовской области" и определяет процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решения.
Пунктом 2 той же статьи установлено, что земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду для следующих видов разрешенного использования:
для ведения личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, пчеловодства,
для объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения (установка павильонов, ларьков (киосков), навесов, размещения летних кафе, устройства автостоянок, некапитальных объектов для диагностики и ремонта транспортных средств), иных целей, не связанных с размещением объектов капитального строительства,
для размещения наружной рекламы,
для складирования строительных материалов,
для установки металлических гаражей (иных конструкций для хранения транспортных средств).
Согласно части 1 статьи 34 ЗК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений;
- рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока;
- не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Однако, данное Положение "О порядке предоставления на территории города гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, из земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящихся в муниципальной собственности", утвержденное Решением Рассказовского горсовета от 29.04.2009 № 908, противоречит требованиям статьи 34 ЗК РФ, а также содержит противоречивые и неопределенные положения, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при рассмотрении в городе Рассказово заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков, для целей, не связанных со строительством, и принятии по ним решений.
1. Пунктом 3 статьи 1 "Общие положения" Положения предусмотрено, что предоставление земельных участков в аренду или собственность осуществляется на торгах (в форме конкурса или аукциона) либо без торгов в случаях, установленных настоящим Положением.
Однако, пунктом 4 той же статьи установлен другой порядок предоставления земельных участков в аренду - без проведения торгов, что противоречит требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и Закона о защите конкуренции (часть 1 статьи 15), поскольку не обеспечено соблюдение условий конкуренции и равнодоступности всех заинтересованных лиц к участию в решении вопроса о предоставлении земельного участка.
Так, пунктом 4 статьи 1 Положения предусмотрено, что земельные участки, указанные в пункте 2 настоящей статьи, предоставляются в порядке, предусмотренном пунктами 6 и 7 статьи 2 настоящего Положения, в аренду, за исключением случая, если в заявлении гражданина испрашиваемое право на земельный участок определяется как собственность и такому гражданину законом допускается предоставление земельного участка с соответствующим видом разрешенного использования в собственность бесплатно.
Пункты 6 и 7 статьи 2 Положения предусматривают процедуру принятия решений о предоставлении земельных участков без рассмотрения всех возможных заявок и без проведения торгов:
пунктом 6 статьи 2 Положения установлено, что администрация города в месячный срок со дня поступления заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка;
пунктом 7 статьи 2 Положения определено, что администрация города в двухнедельный срок со дня предоставления заявителем кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в аренду и направляет ему копию постановления администрации города. Договор аренды земельного участка заключается в установленном порядке с муниципальным учреждением "ГЕО" в двухнедельный срок с момента принятия администрацией города, указанного в настоящем пункте, постановления.
Таким образом, установленным Положением порядком предоставления земельных участков в аренду или собственность, не соблюдены принципы эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, установленные статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно статье 34 ЗК РФ рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока, а также не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
В данном случае Положением установлен неправомерный приоритет для первичных заявителей по отношению к другим возможным претендентам.
2. Пунктом 1 статьи 2 Положения установлено, что граждане и юридические лица, заинтересованные в земельных участках для целей, не связанных со строительством, обращаются в администрацию города с соответствующим заявлением. В случае, если указанное заявление подано в отношении земельного участка, информация о котором не была опубликована в средстве массовой информации, в порядке, предусмотренном абзацем четвертым пункта 1 статьи 34 ЗК РФ, администрация города обеспечивает опубликование данной информации о намерении предоставить такой земельный участок.
Однако, в Положении не установлен срок, в течение которого администрация города Рассказово должна обеспечить публикацию информационного сообщения о предоставлении земельного участка.
Отсутствие в Положении указанного срока может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и (или) созданию преимущественных условий отдельным гражданам и юридическим лицам, что запрещено частью 1 и пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
3. Пунктом 8 статьи 2 Положения установлено, что в случае принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка заявителю направляется соответствующий мотивированный отказ. Основанием для отказа в предоставлении земельного участка могут быть основания, предусмотренные действующим законодательством, либо нецелесообразность предоставления испрашиваемого земельного участка, вызванная иными причинами.
Однако, в указанном пункте Положения не установлен срок, в течение которого администрация города Рассказово обязана дать ответ о невозможности предоставления земельного участка, что может привести к нарушению законных прав и интересов заявителя и необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Кроме того, основание отказа в предоставлении земельного участка по причине нецелесообразности предоставления испрашиваемого земельного участка не предусмотрено действующим федеральным законодательством, в том числе - Земельным кодексом Российской Федерации, который регулирует указанные отношения.
Согласно положениям ЗК РФ органы местного самоуправления рассматривают возможность или невозможность предоставления земельного участка по обращению граждан и юридических лиц согласно требованиям действующего законодательства, но не целесообразность его предоставления, которая определяется исключительно заявителем.
По этим основаниям применение пункта 8 статьи 2 Положения может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
4. Пунктом 3 статьи 4 Положения установлено, что организация и проведение торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков осуществляются в порядке, установленном Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков".
Однако, срок проведения торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков в Положении не установлен, что может привести к ущемлению прав и законных интересов при подаче гражданами и юридическими лицами заявлений о предоставлении земельных участков, для целей не связанных со строительством, и принятия по ним решений. Результатом этого может быть недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарном рынке и необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, что запрещено частью 1 и пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, Рассказовский городской Совет народных депутатов Тамбовской области в Положении "О порядке предоставления на территории города гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством из земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящихся в муниципальной собственности", утвержденном Решением от 29.04.2009 № 908, не обеспечил соблюдение требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при предоставлении на территории города Рассказово гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (пункт 2 части 1 статьи 15).
Таким образом, Комиссия считает, что Рассказовский городской Совет народных депутатов Тамбовской области при принятии Решения от 29.04.2009 № 908 допустил нарушение требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Указанное Решение продолжает действовать на территории города Рассказово.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:

1. Признать Рассказовский городской Совет народных депутатов Тамбовской области нарушившим требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции при принятии Решения от 29.04.2009 № 908 "Об утверждении Положения "О порядке предоставления на территории города гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством из земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящихся в муниципальной собственности".
2. Выдать предписание Рассказовскому городскому Совету народных депутатов Тамбовской области об изменении Решения № 908 от 29.04.2009 "Об утверждении Положения "О порядке предоставления на территории города гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством из земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящихся в муниципальной собственности", нарушающего антимонопольное законодательство в срок до 27 сентября 2010 года, а именно:
2.1. Привести Решение № 908 от 29.04.2009 "Об утверждении Положения "О порядке предоставления на территории города гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством из земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящихся в муниципальной собственности" в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства и Земельного кодекса Российской Федерации.
3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тамбовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
И.А.Бояршинова

Члены Комиссии:
С.В.Мазаева
И.А.Пономарева



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru