АГЕНТСТВО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ
СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
ТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И ПРОМЫСЛОВ КОРЕННЫХ
МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА КАМЧАТСКОГО КРАЯ В МЕСТАХ
ИХ КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ ДО 2025 ГОДА
1. Область применения стратегии.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 12.07.2006 № 2-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа" был образован новый субъект Российской Федерации - Камчатский край.
При этом объединившиеся субъекты имели различный уровень социально-экономического развития. Особая разница отмечается в развитии инфраструктуры объединившихся субъектов. Например, на территории бывшего Корякского автономного округа полностью отсутствует транспортная сеть не только между муниципальными районами, но и между поселениями, входящими в состав района. Значительная разница в обеспеченности населения бытовыми услугами, услугами связи, медицинскими услугами, услугами предприятий и организаций культуры и пр. Плотность населения составляет 1 чел на 13 кв. км. При этом округ является местом компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, внесенных, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 № 255, в единый Перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации. Коренные малочисленные народы Севера, населяющие Корякский округ (в соответствии с Законом Камчатского края от 29 апреля 2008 года № 46 "Об административно-территориальном устройстве Камчатского края" - административно-территориальную единицу с особым статусом) до настоящего времени ведут традиционный образ жизни, являющийся основным источником существования.
В соответствии с Федеральным законом от 30.04.1999 № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" Правительство Камчатского края инициировало разработку настоящего документа направленного на выполнение комплекса мероприятий по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов севера.
Территорию Камчатского края можно разделить на два типа территорий по степени их комфортности для жизнедеятельности населения. Степень комфортности - интегральный показатель, который оценивается по пятибалльной шкале. Это единая для всей территории Российской Федерации шкала разработана для сравнения регионов между собой.
Основные показатели, характеризующие уровень комфортности территории:
┌──────────────────┬──────────────┬─────────────┬───────────┬────────────┬──────────────┐
│ │ │ Диском- │ Гипо- │ Пре- │ │
│ Факторы/ │Экстремальные │ фортные │комфортные │ комфортные │ Комфортные │
│ условия │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
├──────────────────┼──────────────┼─────────────┼───────────┼────────────┼──────────────┤
│Повторяемость │ │ │ │ │ │
│благоприятных │ Менее 10 │ 10-20 │ 20-35 │ 34-40 │ Более 40 │
│погод, % │ │ │ │ │ │
├──────────────────┼──────────────┼─────────────┼───────────┼────────────┼──────────────┤
│Продолжительность │ │ │ │ │ │
│безморозного │ Менее 70 │ 70-90 │ 90-105 │ 105-110 │ Более 110 │
│периода, дни │ │ │ │ │ │
├──────────────────┼──────────────┼─────────────┼───────────┼────────────┼──────────────┤
│Отопительный │ Более 300 │ 275-300 │ 250-275 │ 225-250 │ Менее 225 │
│период, дни │ │ │ │ │ │
├──────────────────┼──────────────┼─────────────┼───────────┼────────────┼──────────────┤
│Средняя │ │ │ │ │ │
│температура │От - 24,2 до -│ От - 24,2 до│ От - 13,9 │ От - 7,0 до│ От - 3,7 до │
│отопительного │ 12,7 │ - 12,7 │ до -3,0 │ - 2,0 │ + 6,0 │
│периода, градусо- │ │ │ │ │ │
│дни │ │ │ │ │ │
├──────────────────┼──────────────┼─────────────┼───────────┼────────────┼──────────────┤
│Сумма активных │ │ │ │ │ │
│температур за │ │ │ │ │ │
│период со │ Менее 800 │ 800-1400 │ 1200-1600 │ 1500-2000 │ 2000-3500 │
│среднесуточной │ │ │ │ │ │
│+ 10 гр., градусо-│ │ │ │ │ │
│дни │ │ │ │ │ │
└──────────────────┴──────────────┴─────────────┴───────────┴────────────┴──────────────┘
В Камчатском крае имеются территории дискомфортные (оценка 4) и экстремальные (оценка 5). Более высокая оценка предполагает более высокие затраты на создание социально-бытовой инфраструкруы. При этом стоимостная дифференциация между соседними оценками (4 и 5) составляет 2-2,5 раза.
В соответствии с рассчитанным интегральным показателем территория Корякского округа находится в экстремальной зоне, а территория бывшей Камчатской области - в дискомфортной.
├──────────────────────────┼───────────────────────┼─────────────────────┤
│Выпуск продукции │Министерство по делам │ 1 раз в год │
│предприятиями │Корякского округа │ │
│осуществляющими сбор и │ │ │
│переработку дикоросов, │ │ │
│тыс. руб. │ │ │
├──────────────────────────┼───────────────────────┼─────────────────────┤
│Количество действующих │Агентство по туризму │ 1 раз в год │
│этнокультурных деревень, │Камчатского края │ │
│этнокультурных центров, │ │ │
│микро-поселений │ │ │
├──────────────────────────┼───────────────────────┼─────────────────────┤
│Количество туристских │Агентство по туризму │ 1 раз в год │
│посещений этнокультурных │Камчатского края │ │
│деревень, этнокультурных │ │ │
│центров, микро-поселений │ │ │
├──────────────────────────┼───────────────────────┼─────────────────────┤
│Создано факторийных форм │Министерство сельского │ 1 раз в год │
│торговли и товарообмена, │хозяйства Камчатского │ │
│а также других │края │ │
│снабженческо-сбытовых │ │ │
│сельских кооперативов │ │ │
│в местах традиционного │ │ │
│проживания коренных │ │ │
│народов │ │ │
├──────────────────────────┼───────────────────────┼─────────────────────┤
│Товарооборот факторийных │Министерство сельского │ 1 раз в год │
│форм торговли, тыс. руб. │хозяйства Камчатского │ │
│ │края │ │
├──────────────────────────┼───────────────────────┼─────────────────────┤
│Количество населенных │Агентство │ 1 раз в год │
│пунктов Камчатского края, │территориального │ │
│в которых работала │развития Камчатского │ │
│"выездная бригада" (в │края │ │
│отчетном году) │ │ │
├──────────────────────────┼───────────────────────┼─────────────────────┤
│Уровень занятости │Агентство по занятости │ 1 раз в год │
│коренного населения │Камчатского края │ │
└──────────────────────────┴───────────────────────┴─────────────────────┘
11. Механизм корректировки Стратегии в процессе реализации.
Учитывая характер обозначенных в п. 8 рисков реализации стратегии вероятно, что в период практической реализации стратегии возникнет необходимость внесению корректив в Стратегию. В связи с этим целесообразно наделить Совет по вопросам коренных малочисленных народов Севера проживающих на территории Камчатского края, образованный в соответствии с Постановлением
Правительства Камчатского края от 28.04.2008 № 125 функциями организационной структуры управления реализацией стратегии. При этом совет будет иметь право определять приоритетность выполнения мероприятий и согласовывать изменение объемов финансовых средст, необходимых для реализации мероприятий стратегии. Агентство территориального развития Камчатского края будет являться органом, ответственным за своевременное внесение соответствующих документов на рассмотрение и согласование Совета.
12. Картографический план размещения объектов Стратегии.
См. данный графический объект