Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 ноября 2009 г. по делу № А33-12101/2009

Резолютивная часть решения объявлена 9 ноября 2009 года. В полном объеме решение изготовлено 16 ноября 2009 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе
председательствующего А.Ф. Гурского,
судей Е.А. Ивановой, Е.М. Шайхутдинова,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального
предпринимателя Гаппель Петра Петровича
к Красноярскому городскому Совету депутатов
об оспаривании нормативного правового акта в части,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, администрации г. Красноярска, Управления Федеральной
антимонопольной службы по Красноярскому краю, департамента транспорта
администрации г. Красноярска,
при участии в судебном заседании представителей
заявителя: Шипковской Т.Ю. по доверенности от 15.03.2007;
ответчика: Рукосуевой Т.Г. по доверенности от 09.12.2008;
третьих лиц: (администрации г. Красноярска) Гулиевой И.А. по доверенности от 29.12.2008;
(департамента транспорта администрации г. Красноярска) Глинской Л.А. по доверенности
от 03.06.2009; Семенова Л.Б. по доверенности от 09.06.2009;
прокурора: Кулябовой Ю.А. - служебное удостоверение ТО № 077097;
при ведении протокола судебного заседания председательствующим А.Ф. Гурским,

установил:

индивидуальный предприниматель Гаппель Петр Петрович (Гаппель П.П.) обратился в арбитражный суд с заявлением к Красноярскому городскому Совету депутатов о признании недействующими:
- абзацев 3, 5, 11 и последнего абзаца пункта 1.2;
- пункта 1.7;
- подпунктов 6, 9, 10, 11, 12, 17 (в части указания на законы, стандарты, нормативы и принятые договорные обязательства) пункта 2.1;
- подпункта 3, 12 в части "и диспетчерской службы организатора перевозок", подпункта 14, дефиса 4 подпункта 19 в части "согласованного с организатором пассажирских перевозок", дефиса 5 подпункта 19, последнего предложения подпункта 19, дефиса 1 подпункта 22;
- пункта 3.4;
- дефиса 2 пункта 9.2 в части указания на законы, стандарты, нормативы и принятые договорные обязательства;
- дефиса 3 пункта 9.2;
- предложения 1 пункта 9.3;
- пункта 9.4 в части указания на законы, стандарты, нормативы и принятые договорные обязательства;
Правил организации транспортного обслуживания населения, утвержденных Решением Красноярского городского Совета от 25.05.2006 № 10-196 "О Правилах организации транспортного обслуживания населения в городе Красноярске".
Определением от 16.11.2009 производство по настоящему делу в части признания недействующими дефиса 5 подпункта 22 пункта 3.3; пункта 4.3; пункта 4.5; второго предложения пункта 4.6; названия раздела 2 Правил организации транспортного обслуживания населения, утвержденных Решением Красноярского городского Совета от 25.05.2006 № 10-196 "О правилах организации транспортного обслуживания населения в городе Красноярске" было прекращено.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю.
Как следует из материалов дела, Решением Красноярского городского Совета от 25.05.2006 № 10-196 "О Правилах организации транспортного обслуживания населения в городе Красноярске" утверждены Правила организации транспортного обслуживания населения, согласно которым: организатор пассажирских перевозок - Глава города, уполномоченные Главой города органы администрации города, муниципальные учреждения, осуществляющие организацию и регулирование перевозок пассажиров, контроль за соблюдением законодательства в сфере пассажирских перевозок; перевозка транспортом общего пользования - перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, если эта организация на основании действующих правовых актов, выданного разрешения (лицензии) или договора (контракта) с организатором пассажирских перевозок обязана осуществлять пассажирские перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица; согласование маршрута - принятие организатором пассажирских перевозок решения о допуске перевозчика к работе на маршруте, в том числе на конкурсной основе; центральная диспетчерская служба - структура, созданная организатором пассажирских перевозок для осуществления централизованного управления и контроля за движением подвижного состава пассажирского транспорта всех пассажирских перевозок по маршрутам города (абзац 3, 5, 11 и последний абзац пункта 1.2); порядок открытия новых, изменения и закрытия существующих маршрутов устанавливается Главой города или уполномоченным Главой города органом администрации города (пункт 1.7); организатор пассажирских перевозок: устанавливает предельное количество транспортных средств, одновременно работающих на каждом маршруте. Ограничение количества транспортных средств устанавливается при недостаточной пропускной способности дорог, остановочных пунктов, автовокзалов, автостанций и по другим основаниям, обусловливающим безопасность дорожного движения; устанавливает (определяет) порядок согласования перевозчикам маршрутов и расписаний движения транспортных средств; осуществляет централизованное управление движением подвижного состава пассажирского транспорта, контроль за его работой на маршрутах, учет и анализ выполненных объемов перевозок; координирует работу перевозчиков на маршрутах, в том числе их диспетчерских служб; согласовывает перевозчикам маршруты и расписания движения транспортных средств с выдачей соответствующих документов; обеспечивает контроль за исполнением перевозчиками законов, правил, стандартов, нормативов и принятых договорных обязательств (подпункты 6, 9, 10, 11, 12, 17 пункта 2.1); перевозчики пассажиров обязаны: согласовать с организатором пассажирских перевозок маршрут и расписание движения транспортных средств; обеспечить выполнение водителями, осуществляющими пассажирские перевозки по маршрутам, указаний работников своих диспетчерских служб и центральной диспетчерской службы организатора перевозок; представлять организатору перевозок информацию и документы, необходимые для осуществления контроля за соблюдением законодательства в сфере пассажирского транспорта; обеспечить наличие у водителей транспортных средств: расписания движения транспортного средства, согласованного с организатором пассажирских перевозок; документа, подтверждающего согласование маршрута с организатором пассажирских перевозок. Наименование перевозчика (наименование юридического лица или фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя), указанное в документе, подтверждающем согласование маршрута, и в расписании, должно совпадать с наименованием перевозчика в лицензионной карточке; обеспечить соответствие подвижного состава требованиям по безопасности перевозки пассажиров. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, должны: соответствовать категории и классу, предусмотренным государственными стандартами, и пассажировместимости, установленной организатором пассажирских перевозок (подпункты 3, 12, 14, дефис 4 подпункта 19, дефис 5 подпункта 19, последнее предложение подпункта 19, дефис 1 подпункта 22 пункта 3.3); перевозчик не вправе без уведомления заказчика (организатора) перевозок отменить назначенные на маршруте рейсы или изменить расписание, за исключением случаев, когда выполнение рейсов по расписанию невозможно при возникновении не зависящих от перевозчика помех по неблагоприятным дорожным или погодно-климатическим условиям, угрожающим безопасности движения или безопасности перевозки пассажиров; о предстоящем плановом изменении или прекращении движения на маршруте перевозчик обязан уведомить пассажиров и заказчика (организатора) перевозок. Уведомление заказчика (организатора) перевозок производится в письменном виде, пассажиров - путем публикации в средствах массовой информации не позднее чем за 10 дней до начала осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа согласно измененному расписанию (пункт 3.4); контроль за работой пассажирского транспорта осуществляется путем проведения проверок выполнения перевозчиками, водителями, кондукторами, пассажирами законов, правил, стандартов, нормативов и принятых договорных обязательств; соблюдения расписания движения подвижного состава по маршрутам (дефисы 2, 3 пункта 9.2); обо всех выявленных в ходе проверки нарушениях лицо, осуществляющее проверку, производит отметку в путевом листе с указанием места и времени проведения проверки (предложение 1 пункта 9.3); в случае обнаружения в ходе проверки нарушений перевозчиками законов, правил, стандартов, принятых договорных обязательств представители уполномоченного органа администрации города обязаны направить сообщения о выявленных нарушениях в уполномоченные контрольно-надзорные органы (пункт 9.4).
Заявитель полагает, что приведенные положения не соответствуют: Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Трудовому кодексу Российской Федерации, Федеральным законам от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Закону Красноярского края от 22.12.1998 № 5-230 "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае", Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 "О правилах дорожного движения, Положению "Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденному Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, Положению "Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", утвержденному Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, а также нарушают его права и законные интересы, возлагая, как на перевозчика, дополнительные обязанности.
Ответчик заявленные требования не признал, так как по его мнению, нормативный правовой акт, оспариваемый в части, принят Красноярским городским Советом в пределах предоставленных полномочий и соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Третьи лица и прокурор поддержали позицию ответчика.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный акт.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Как следует из оспариваемого нормативного правового акта, он был принят в целях обеспечения безопасности пассажирских перевозок, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, упорядочения процесса регулирования отношений в сфере организации транспортного обслуживания населения и регулирует отношения, связанные с созданием условий для предоставления транспортных услуг населению, а также организацией транспортного обслуживания населения в границах города Красноярска.
В силу пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
При этом, одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В соответствии со статьей 11 Закона Красноярского края от 22.12.1998 № 5-230 "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае" органы местного самоуправления выполняют функции заказчика и организатора пассажирских перевозок, привлекая на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории соответствующего муниципального образования; обеспечивают безопасность пассажирских перевозок на территории соответствующего муниципального образования.
Таким образом, органы местного самоуправления, в целях обеспечения безопасности дорожного движения вправе вводить определенные ограничения в области деятельности городского автомобильного и электрического транспорта, путем принятия соответствующих нормативных правовых актов.
Предметом регулирования Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, являются гражданско-правовые отношения, связанные с оказанием транспортных услуг населению, то есть отношения, вытекающие из договоров между потребителями транспортных услуг и хозяйствующими субъектами, такие услуги оказывающими, в то время как Закон Красноярского края от 22.12.1998 № 5-230 "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае", Правила организации транспортного обслуживания населения направлены на регламентацию властно-подчиненных отношений между органами государственной власти и местного самоуправления с одной стороны и перевозчиками - с другой.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят ответчиком в пределах его компетенции, следовательно, довод заявителя об обратном подлежат отклонению, так как основан на неверном понимании им положений законодательства, которым, по мнению заявителя, противоречит оспариваемый нормативный акт.
В абзаце 3 пункта 1.2 Правил организации транспортного обслуживания населения раскрыто значение термина "организатор пассажирских перевозок", согласно которому это Глава города, уполномоченные Главой города органы администрации города, муниципальные учреждения, осуществляющие организацию и регулирование перевозок пассажиров, контроль за соблюдением законодательства в сфере пассажирских перевозок.
Аналогичное определение содержится и в Законе Красноярского края от 22.12.1998 № 5-230 "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае".
По мнению арбитражного суда осуществление организации и регулирования перевозок пассажиров, контроль за соблюдением законодательства в сфере пассажирских перевозок является одной из составляющих организации транспортного обслуживания населения, следовательно, приведенная норма не противоречит Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Так как оспариваемый нормативный правовой акт не регулирует правоотношения, регламентированные Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, то, соответственно, противоречить им не может.
В абзаце 5 пункта 1.2 Правил организации транспортного обслуживания населения раскрыто значение термина "перевозка транспортом общего пользования", согласно которому это перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, если эта организация на основании действующих правовых актов, выданного разрешения (лицензии) или договора (контракта) с организатором пассажирских перевозок обязана осуществлять пассажирские перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица.
Аналогичное определение содержится и в Законе Красноярского края от 22.12.1998 № 5-230 "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае".
В соответствии с пунктом 62 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
По мнению арбитражного суда оспариваемый абзац не противоречит ни приведенной норме закона, ни статье 798 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой содержится общее понятие перевозки транспортом общего пользования, а согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Заключение перевозчиком договора (контракта) с организатором пассажирских перевозок позволяет осуществлять контроль за перевозчиками, осуществляющими перевозки транспортными средствами, оборудованными для перевозок менее восьми человек, а также является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках.
В абзаце 11 пункта 1.2 Правил организации транспортного обслуживания населения раскрыто значение термина "согласование маршрута", согласно которому это принятие организатором пассажирских перевозок решения о допуске перевозчика к работе на маршруте, в том числе на конкурсной основе.
Согласно пункту 55 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства автомобильного транспорта № 200 от 31.12.1981 расписания движения автобусов для городских и пригородных маршрутов ежегодно утверждаются по согласованию с местными Советами народных депутатов, транспортными управлениями (управлениями пассажирского автомобильного транспорта).
В соответствии со статьями 6, 7, 9, 12 Закона Красноярского края "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае" от 22.12.1998 № 5-230 к ведению органов местного самоуправления относятся городские и внутрирайонные пассажирские перевозки.
Организация коммерческих перевозок по регулярным маршрутам и маршрутными такси осуществляется посредством согласования их маршрутов.
Перевозчик, осуществляющий коммерческие перевозки по регулярным маршрутам и перевозки маршрутными такси, обязан согласовать маршрут, график и расписание движения транспортных средств с соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления.
Организатор пассажирских перевозок (орган государственной власти или местного самоуправления либо уполномоченное ими юридическое лицо, осуществляющее организацию, контроль и регулирование перевозок пассажиров) согласовывает маршруты, графики и расписания движения транспортных средств для коммерческих перевозок и перевозок маршрутными такси.
Таким образом, довод заявителя о том, что действующими нормативными актами не предусмотрено согласование маршрутов с органами местного самоуправления не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В последнем абзаце пункта 1.2 Правил организации транспортного обслуживания населения раскрыто значения термина "центральная диспетчерская служба", согласно которому это принятие структура, созданная организатором пассажирских перевозок для осуществления централизованного управления и контроля за движением подвижного состава пассажирского транспорта всех пассажирских перевозок по маршрутам города.
В силу пунктов 171, 177 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства автомобильного транспорта № 200 от 31.12.1981 для централизованного контроля и управления движением автобусов и легковых таксомоторов в областных (краевых) центрах и столицах автономных республик в составе транспортных управлений (управлений пассажирского автомобильного транспорта) организуются центральные диспетчерские станции (ЦДС).


ЦДС оборудуются средствами проводной радиотелефонной и индуктивной связи, автоматики, телемеханики и вычислительной техники.
Основными задачами ЦДС являются:
- улучшение качества транспортного обслуживания пассажиров за счет повышения регулярности движения, оперативного контроля за состоянием обслуживания пассажиров на линии, оперативного регулирования движением подвижного состава с соблюдением безопасности движения;
- повышение эффективности использования автобусов и легковых таксомоторов за счет рационального использования резерва автобусов на наиболее загруженных направлениях, увеличения количества выполняемых заказов и своевременного переключения легковых таксомоторов на стоянки повышенного спроса;
- принятие мер по оказанию своевременной технической помощи автобусам на линии;
- ведение учета и составление отчетности по выполненным перевозкам и подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию их организации.
Таким образом, нормами действующего законодательства предусмотрено наличие не только диспетчерских служб перевозчиков, но и наличие центральной диспетчерской станции, которая осуществляет функции по координации работы перевозчиков, обеспечению регулярности движения на территории города.
Доказательств того, что центральная диспетчерская станция наделена полномочиями хозяйствующего субъекта и что ее функционирование каким-либо образом ограничивает конкуренцию, арбитражному суду на момент рассмотрения настоящего дела по существу не представлено.
В соответствии с пунктом 1.7 Правил организации транспортного обслуживания населения порядок открытия новых, изменения и закрытия существующих маршрутов устанавливается Главой города или уполномоченным Главой города органом администрации города.
Согласно пункту 5.1 Положения "Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", утвержденному Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, открытие автобусного маршрута осуществляется после обследования маршрута комиссией в соответствии с п.п. 4.15 - 4.19.
С целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной власти, производится обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами.
Соответствие маршрутов требованиям безопасности движения определяется на основании:
- информации о маршруте, представляемой владельцем автобусов, осуществляющим перевозку пассажиров на обследуемом маршруте;
- данных о дорожных условиях на маршруте (параметрах и состоянии проезжей части, обочин, элементах плана и профиля дороги, интенсивности и составе движения, состоянии искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, наличии средств организации движения и т.п.), представляемых дорожными, коммунальными и другими организациями, в ведении которых находятся дороги, искусственные сооружения, железнодорожные переезды и т.д.;
- сведений о местах концентрации дорожно-транспортных происшествий, их причинах, представляемых органами Государственной автомобильной инспекции;
- непосредственного обследования, путем визуального осмотра и инструментальных измерений в процессе проведения контрольных проездов по маршруту.
Результаты обследования оформляются актом, в котором дается заключение комиссии о возможности эксплуатации действующих и открытии новых автобусных маршрутов. В случае выявления их несоответствия требованиям безопасности (пункт 4.1 настоящего Положения) в акте отражаются предложения комиссии о проведении неотложных и перспективных мероприятий, направленных на улучшение условий движения и предупреждение дорожно-транспортных происшествий на маршруте.
Акты обследования передаются в соответствующие органы исполнительной власти, утвердившие состав комиссии по обследованию автобусных маршрутов, для решения вопроса об открытии или продолжении эксплуатации маршрута, принятия мер по совершенствованию организации перевозок и повышению их безопасности, организации контроля за устранением недостатков в состоянии, оборудовании и содержании автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений. Копии актов направляются в дорожные, коммунальные и другие организации, в ведении которых находятся дороги, улицы, искусственные сооружения, железнодорожные переезды, для проведения неотложных мероприятий по устранению выявленных недостатков. Копии актов передаются также владельцам автобусов, осуществляющим перевозки на обследуемых маршрутах, для обеспечения соответствия подвижного состава дорожным условиям, использования для проведения инструктажей водителей, уточнения схем опасных участков, нормирования (корректировки) скоростей движения автобусов.
В случае несоответствия действующих автобусных маршрутов требованиям безопасности дорожного движения органами исполнительной власти соответствующих территорий, по которым проходят автобусные маршруты, на основе представлений комиссий по обследованию автобусных маршрутов могут приниматься решения о временном прекращении автобусного движения на этих маршрутах или закрытии маршрута. Представление рассматривается в трехдневный срок. Решение о прекращении автобусного движения вступает в силу немедленно после его принятия, о чем информируются владельцы автобусов, осуществляющие перевозки на соответствующих маршрутах, население (с помощью средств массовой информации и объявлений, вывешиваемых на остановках соответствующих маршрутов).
Статьей 6 Закона Красноярского края "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае" от 22.12.1998 № 5-230 установлено, что маршруты пассажирского транспорта открываются по согласованию с органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Порядок открытия маршрутов регламентируется действующими правилами организации пассажирских перевозок, правилами и нормативными актами, издаваемыми органами государственной власти и местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
Учитывая, что городские и внутрирайонные пассажирские перевозки относятся к ведению органов местного самоуправления оспариваемый пункт приведенным нормам действующего законодательства не противоречит.
В силу подпункта 6 пункта 2.1 Правил организации транспортного обслуживания населения организатор пассажирских перевозок устанавливает предельное количество транспортных средств, одновременно работающих на каждом маршруте. Ограничение количества транспортных средств устанавливается при недостаточной пропускной способности дорог, остановочных пунктов, автовокзалов, автостанций и по другим основаниям, обусловливающим безопасность дорожного движения.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Согласно статье 21 данного Закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
В соответствии со статьей 7 Закона Красноярского края "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае" от 22.12.1998 № 5-230 в целях обеспечения безопасности дорожного движения уполномоченные органы исполнительной власти края, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции устанавливают предельное количество транспортных средств, осуществляющих перевозки по одному маршруту. В необходимых случаях определение перевозчика и транспортных средств для обслуживания таких маршрутов может осуществляться путем объявления конкурса между перевозчиками.
Ограничение на количество транспортных средств устанавливается при недостаточной пропускной способности дорог, остановочных пунктов, автовокзалов, автостанций и по другим основаниям, обусловливающим безопасность дорожного движения.
Таким образом, установление предельного количества транспортных средств, одновременно работающих на каждом маршруте; ограничение количества транспортных средств при недостаточной пропускной способности дорог, остановочных пунктов, автовокзалов, автостанций и по другим основаниям, обусловливающим безопасность дорожного движения, находится в компетенции органа местного самоуправления, так как является способом административно-правового регулирования вопросов безопасности дорожного движения, указанное касается и согласования маршрутов. Закрепление данных требований, по мнению арбитражного суда, направлено не на ограничение свободы перевозчиков, а имеет своей целью установление единых критериев, допускающих ограничение их права лишь в той мере, которая необходима для безопасной и своевременной перевозки пассажиров и обеспечения безопасности иных участников дорожного движения.
В силу абзацев 9, 12 пункта 2.1, подпункта 3, дефисов 4, 5, последнего предложения подпункта 19 пункта 3.3 Правил организации транспортного обслуживания населения организатор пассажирских перевозок устанавливает (определяет) порядок согласования перевозчикам маршрутов и расписаний движения транспортных средств; согласовывает перевозчикам маршруты и расписания движения транспортных средств с выдачей соответствующих документов; перевозчики пассажиров обязаны: согласовать с организатором пассажирских перевозок маршрут и расписание движения транспортных средств; обеспечить наличие у водителей транспортных средств: расписания движения транспортного средства, согласованного с организатором пассажирских перевозок документа, подтверждающего согласование маршрута с организатором пассажирских перевозок. Наименование перевозчика (наименование юридического лица или фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя), указанное в документе, подтверждающем согласование маршрута, и в расписании, должно совпадать с наименованием перевозчика в лицензионной карточке.
Согласно пунктам 51, 52, 55 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства автомобильного транспорта № 200 от 31.12.1981 расписание является основой организации движения автобусов на маршрутах и обязательно для выполнения всеми линейными работниками пассажирского автотранспорта. Им определяется количество рейсов, время движения автобусов между остановочными пунктами.
Автотранспортные предприятия и организации обязаны составлять следующие виды расписаний движения:
- сводное маршрутное расписание для городских, пригородных и междугородных сообщений в табличной форме;
- станционное расписание движения автобусов по контрольному пункту (для конечных и промежуточных пунктов маршрутов);
- рабочие маршрутные расписания, выдаваемые для исполнения каждому водителю при выезде из гаража или на диспетчерском пункте.
Расписания движения автобусов для городских и пригородных маршрутов ежегодно утверждаются по согласованию с местными Советами народных депутатов, транспортными управлениями (управлениями пассажирского автомобильного транспорта).
В соответствии со статьей 6 Закона Красноярского края от 22.12.98 № 5-230 "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае" маршруты пассажирского транспорта открываются по согласованию с органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Расписание движения транспортных средств по регулярным маршрутам утверждается организатором перевозок. Изменение перевозчиком расписания движения допускается только по согласованию с организатором.
В силу статьи 9 данного Закона перевозчик, осуществляющий коммерческие перевозки по регулярным маршрутам и перевозки маршрутными такси, обязан согласовать маршрут, график и расписание движения транспортных средств с соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления.
В соответствии со статьей 12 указанного Закона организатор пассажирских перевозок утверждает расписание движения транспортных средств по регулярным маршрутам, согласовывает маршруты, графики и расписание движения транспортных средств для коммерческих перевозки перевозок маршрутными такси.
Таким образом, оспариваемые положения не противоречат нормам действующего законодательства. Ссылка заявителя, в обоснование своих доводов, на Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" не принимается арбитражным судом, так как ограничения, установленные оспариваемым нормативным правовым актом, в равной мере распространяются на всех субъектов предпринимательской деятельности, выразивших желание заняться перевозками пассажиров.
Согласно подпунктам 10, 11, 17 пункта 2.1, дефисам 2, 3 пункта 9.2, пункту 9.4 Правил организации транспортного обслуживания населения организатор пассажирских перевозок: осуществляет централизованное управление движением подвижного состава пассажирского транспорта, контроль за его работой на маршрутах, учет и анализ выполненных объемов перевозок; координирует работу перевозчиков на маршрутах, в том числе их диспетчерских служб; обеспечивает контроль за исполнением перевозчиками законов, правил, стандартов, нормативов и принятых договорных обязательств. Контроль за работой пассажирского транспорта осуществляется путем проведения проверок: выполнения перевозчиками, водителями, кондукторами, пассажирами законов, правил, стандартов, нормативов и принятых договорных обязательств; соблюдения расписания движения подвижного состава по маршрутам. В случае обнаружения в ходе проверки нарушений перевозчиками законов, правил, стандартов, принятых договорных обязательств представители уполномоченного органа администрации города обязаны направить сообщения о выявленных нарушениях в уполномоченные контрольно-надзорные органы.
В силу статьи 12 Закона Красноярского края от 22.12.1998 № 5-230 "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае" организатор пассажирских перевозок: регулярно изучает потребности населения в пассажирских перевозках; осуществляет координацию работы перевозчиков на маршрутах; обеспечивает контроль за исполнением перевозчиками законов, правил, стандартов, нормативов и принятых договорных обязательств, обеспечивает регулярность движения транспортных средств.
Статьей 11 данного Закона установлено, что органы местного самоуправления выполняют функции заказчика и организатора пассажирских перевозок, привлекая на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории соответствующего муниципального образования.
Перевозчики привлекаются к выполнению краевых и муниципальных программ пассажирских перевозок на конкурсной основе. С победителем конкурса заключается договор на выполнение программы перевозок пассажиров (статья 8).
Таким образом, между организатором пассажирских перевозок (органом местного самоуправления) и перевозчиком заключается договор на оказание услуг, предметом которого выступает безопасная и качественная перевозка пассажиров. Исполнение обязательств по такому договору и контролируется органом местного самоуправления. Указанные договорные отношения не связаны с обязательствами перевозчика по заключенным им трудовым договорам или договорам перевозки, заключенным с пассажирами.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемые положения нормам действующего законодательства не противоречат.
Статьей 13 Закона Красноярского края от 22.12.1998 № 5-230 "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае" предусмотрено, что перевозчик пассажиров обязан: выполнять перевозки пассажиров в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и края, условиями заключенных договоров (контрактов); представлять организатору перевозок информацию для контроля перевозок пассажиров и обеспечивать беспрепятственный допуск представителей органов управления и контроля на объекты, обеспечивающие пассажирские перевозки.
Следовательно, подпункты 12, 14 пункта 3.3 Правил организации транспортного обслуживания населения, согласно которым перевозчики пассажиров обязаны обеспечить выполнение водителями, осуществляющими пассажирские перевозки по маршрутам, указаний работников своих диспетчерских служб и центральной диспетчерской службы организатора перевозок; представлять организатору перевозок информацию и документы, необходимые для осуществления контроля за соблюдением законодательства в сфере пассажирского транспорта, также нормам действующего законодательства не противоречат.
Кроме того, получение перевозчиком лицензии не означает право перевозчика осуществлять пассажирские перевозки без учета требований законодательства, регулирующего вопросы организации пассажирских перевозок.
В соответствии с дефисом 1 подпункта 22 пункта 3.3 Правил организации транспортного обслуживания населения перевозчики пассажиров обязаны обеспечить соответствие подвижного состава требованиям по безопасности перевозки пассажиров. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, должны соответствовать категории и классу, предусмотренным государственными стандартами, и пассажировместимости, установленной организатором пассажирских перевозок.
Государственным стандартом Российской Федерации "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 № 47-ст (ГОСТ Р 51709-2001) требования которого являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды, установлены категории и классы автотранспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров.
Исходя из анализа вышеприведенных норм действующего законодательства в их системной взаимосвязи, арбитражный суд пришел к выводу, что установление таких оценочных критериев, как категория, класс, пассажировместимость автобусов, следует отнести к способу реализации органом местного самоуправления права на организацию транспортного обслуживания населения, включающую в себя мероприятия по обеспечению стабильности, регулярности, организованности и безопасности пассажирских перевозок.
Пункт 3.4 Правил организации транспортного обслуживания населения, согласно которому перевозчик не вправе без уведомления заказчика (организатора) перевозок отменить назначенные на маршруте рейсы или изменить расписание, за исключением случаев, когда выполнение рейсов по расписанию невозможно при возникновении не зависящих от перевозчика помех по неблагоприятным дорожным или погодно-климатическим условиям, угрожающим безопасности движения или безопасности перевозки пассажиров. О предстоящем плановом изменении или прекращении движения на маршруте перевозчик обязан уведомить пассажиров и заказчика (организатора) перевозок. Уведомление заказчика (организатора) перевозок производится в письменном виде, пассажиров - путем публикации в средствах массовой информации не позднее чем за 10 дней до начала осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа согласно измененному расписанию, повторяет положения статьи 18 Закона Красноярского края от 22.12.1998 № 5-230 "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае".
В соответствии с предложением 1 пункта 9.3 Правил организации транспортного обслуживания населения обо всех выявленных в ходе проверки нарушениях лицо, осуществляющее проверку, производит отметку в путевом листе с указанием места и времени проведения проверки.
В соответствии с подпунктом 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки, в том числе, путевой лист.
В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.
Между тем, данные Правила не предусматривают запрета на передачу путевого листа иным лицам, проводящим соответствующие проверки. Кроме того, Обязательными реквизитами и порядком заполнения путевых листов, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 допускается размещение на путевом листе дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.
Таким образом, оспариваемый пункт нормам действующего законодательства также не противоречит.
Довод заявителя о том, что в оспариваемом нормативном правовом акте допущены "некорректные", по его мнению формулировки, не может являться основанием для признания нормативного правового акта недействующим.
Кроме того, заявителем не указано какие именно его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены оспариваемым нормативным правовым актом, доказательств нарушения прав и законных интересов не представлено.
Необходимость подтверждения наличия нарушенного права при обращении в суд вытекает из статей 4, 192, 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом возложение на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанности доказать соответствие этого акта другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и наличие обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, не освобождает заявителя от обязанности доказывать нарушение оспариваемым актом своих прав и законных интересов.
Между тем, для признания нормативного правового акта недействующим необходимо наличие двух обстоятельств одновременно: несоответствие его нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд пришел к выводу о том, что Правила организации транспортного обслуживания населения, утвержденные Решением Красноярского городского Совета от 25.05.2006 № 10-196 "О Правилах организации транспортного обслуживания населения в городе Красноярске", в оспариваемой части соответствует положениям действующих нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, приняты ответчиком в соответствии с его компетенцией, прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушают.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленного требования отказать.
Признать абзацы 3, 5, 11 и последнего абзаца пункта 1.2; пункт 1.7; подпункты 6, 9, 10, 11, 12, 17 (в части указания на законы, стандарты, нормативы и принятые договорные обязательства) пункта 2.1; подпункты 3, 12 в части "и диспетчерской службы организатора перевозок", подпункт 14, дефис 4 подпункта 19 в части "согласованного с организатором пассажирских перевозок", дефис 5 подпункта 19, последнее предложение подпункта 19, дефис 1 подпункт 22 пункта 3.3; пункт 3.4; дефис 2 пункта 9.2 в части указания на законы, стандарты, нормативы и принятые договорные обязательства; дефис 3 пункта 9.2; предложение 1 пункта 9.3; пункт 9.4 в части указания на законы, стандарты, нормативы и принятые договорные обязательства Правил организации транспортного обслуживания населения, утвержденных Решением Красноярского городского Совета от 25.05.2006 № 10-196 "О Правилах организации транспортного обслуживания населения в городе Красноярске", соответствующими Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Трудовому кодексу Российской Федерации, Федеральным законам от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закону Красноярского края от 22.12.1998 № 5-230 "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае", Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 "О правилах дорожного движения, Положению "Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденному Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, Положению "Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", утвержденному Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Председательствующий
А.Ф.ГУРСКИЙ

Судьи
Е.А.ИВАНОВА
Е.М.ШАЙХУТДИНОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Определением ВАС РФ от 25.05.2010 № ВАС-5923/10 отказано в передаче дела № А33-12101/2009 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного решения.
Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.01.2010 по делу № А33-12101/2009 данное решение оставлено без изменения.
Название документа
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 16.11.2009 № А33-12101/2009
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений Правил организации транспортного обслуживания населения, утвержденных Решением Красноярского городского Совета от 25.05.2006 № 10-196>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru