Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 июля 2008 г. по делу № А33-5546/2008

Судья Арбитражного суда Красноярского края Медведева О.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению арбитражного управляющего Анищенко А.В. (г. Красноярск)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Красноярскому краю (п. Березовка Красноярского края)
о признании незаконным бездействия регистрирующего органа
при участии:
от регистрирующего органа: Бипперта А.А. - представителя по доверенности от 18.02.2008;
от арбитражного управляющего: Сосновской М.С. - представителя по доверенности от 01.05.2008,
при ведении протокола судебного заседания судьей Медведевой О.И.
Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании 1 июля 2008 года. В полном объеме решение изготовлено 7 июля 2008 года.

установил:

арбитражный управляющий Анищенко А.В. обратился в арбитражный суд с жалобой о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Красноярскому краю, выразившегося в невнесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации муниципального предприятия "Коммунсервис".
Определением от 12.05.2008 заявление принято к производству; назначено предварительное судебное заседание.
В предварительном судебном заседании 03.06.2008 судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено ходатайство заявителя об уточнении обращения, в котором он просит считать его заявлением о признании незаконным бездействия регистрирующего органа.
Представитель регистрирующего органа представил письменный отзыв на заявление и документы, подтверждающие его позицию. В представленном отзыве указано следующее:
- 18.02.2008 в регистрирующий орган поступило письмо Анищенко А.В. о направлении определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в отношении МП "Коммунсервис" для внесения записи в Единого государственного реестра юридических лиц;
- 24.04.2008 регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов, т.к. представленное определение суда не было оформлено и заверено надлежащим образом;
- указанное решение направлено в адрес конкурсного управляющего по адресу, указанному в сопроводительном письме от 18.04.2008, и согласно уведомлению о вручении получено им 08.05.2008;
- решение от 24.04.2008 об отказе в государственной регистрации является законным и обоснованным.
Определением от 03.06.2008 рассмотрение дела назначено в настоящее судебное заседание.
Представитель заявителя поддержала заявление арбитражного управляющего; с учетом уточнения его предмета в предварительном судебном заседании 03.06.2008 просит признать незаконным бездействие регистрирующего органа по незанесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации МП "Коммунсервис".
Представитель регистрирующего органа возражал против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено:
Решением Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-32219/2005 от 21.06.2006 муниципальное предприятие Березовского района "Коммунсервис" признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство; конкурсным управляющим утвержден Анищенко А.В.
Определением от 10.04.2008 по делу № А33-32219/2005 конкурсное производство в отношении МП "Коммунсервис" завершено.
18.04.2008 Анищенко А.В. обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 15 по Красноярскому краю с заявлением о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
24.04.2008 регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов.
Основанием для отказа послужило представление определения суда от 18.04.2008 по делу № А33-32219/2005, не оформленного и заверенного надлежащим образом (не прошито, не пронумеровано, количество листов не подтверждено подписью заявителя; на второй странице отсутствовал штамп специалиста суда).
Полагая, что бездействие регистрирующего органа, выразившееся в невнесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации муниципального предприятия "Коммунсервис", не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, т.к. не соответствует статье 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Анищенко А.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. В качестве правового основания он ссылается на статью 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из буквального толкования данной нормы, ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) могут быть признаны недействительными по заявлению граждан, организаций и иных лиц при наличии следующих условий:
1) если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
2) если их применение нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо незаконно возлагает на них обязанности, препятствующие осуществлению такой деятельности.
По мнению заявителя, нарушение закона при государственной регистрации выразилось в бездействии регистрирующего органа, выразившемся в невнесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом № 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
Согласно статье 2 Закона государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О правительстве Российской Федерации". В силу пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 506 от 30.09.2004, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, - государственную регистрацию юридических лиц.
В силу статьи 4, подпункта "л" пункта 1, пунктов 2, 4 и 5 статьи 5 Закона о регистрации в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что заявитель обратился в регистрирующий орган в связи с завершением конкурсного производства в отношении МП "Коммунсервис" и необходимостью внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленным федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В силу статьи 187 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение, вынесенное арбитражным судом, подлежит немедленному исполнению, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации или арбитражным судом.
Статьей 149 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое в течение пяти дней с даты его получения должно быть представлено конкурсным управляющим в орган, осуществляющий государственную регистрацию. Определение о завершении конкурсного производства является основанием для внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
Определение о завершении конкурсного производства в отношении МП "Коммунсервис" вынесено арбитражным судом 10.04.2008. Определением конкурсному управляющему общества предложено в пятидневный срок с даты получения определения представить его в налоговый орган для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации предприятия с предоставлением доказательств внесения такой записи в арбитражный суд.
Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что для государственной регистрации при ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляются определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства и документ об уплате государственной пошлины.
В силу статьи 9 Закона о регистрации документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 "Об утверждении форм и требований и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" установлено, что Федеральная налоговая служба разрабатывает и направляет для утверждения в Министерство финансов Российской Федерации формы документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, в том числе не отнесенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" к компетенции Правительства Российской Федерации, а также по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации разрабатывает методические разъяснения по порядку заполнения указанных документов.
Федеральной налоговой службой утверждены Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица. Согласно абзацу 3 раздела 1 Методических разъяснений каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в регистрирующий орган в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8, пунктом 5 статьи 22 Закона о регистрации государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Подпунктом а) пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации предусмотрено, что одним из оснований для отказа в государственной регистрации является непредставление определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Из материалов дела следует, что конкурсный управляющий МП "Коммунсервис" Анищенко А.В. 18.04.2008 обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 15 по Красноярскому краю с заявлением о регистрации юридического лица в связи с ликвидацией с приложенным к нему определением суда от 10.04.2008. 24.04.2008 регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица. Основанием для отказа в государственной регистрации послужило то, что представленное арбитражным управляющим Анищенко А.В. определение суда от 10.04.2008 по делу № А33-32219/2005 не было оформлено и заверено надлежащим образом (не прошито, не пронумеровано, количество листов не подтверждено подписью заявителя; на второй странице отсутствовал штамп специалиста суда).
Расценив данное обстоятельство в качестве непредставления документов, необходимых для государственной регистрации, решением от 24.04.2008 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации МП "Коммунсервис" в связи с ликвидацией. Данное обстоятельство подтверждается заверенной регистрирующим органом копией определения суда от 10.04.2008, представленной арбитражным управляющим с заявлением, и не оспаривается представителей управляющего.
С учетом изложенного регистрирующий орган обоснованно расценил факт представления арбитражным управляющим ненадлежащим образом оформленных документов в качестве непредставления в регистрационный орган документов, необходимых для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации МП "Коммунсервис", отказав заявителю в государственной регистрации в порядке подпункта а) пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
При таких обстоятельствах действия регистрирующего органа соответствуют Федеральному закону № 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", так как на заявителя возлагается обязанность по представлению в регистрирующий орган документов, заверенных надлежащим образом. Кроме того, оспариваемое бездействие не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку связано с принятием регистрирующим органом обоснованного решения об отказе в государственной регистрации.
На основании изложенного суд не находит оснований для удовлетворения заявления арбитражного управляющего Анищенко А.В.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

В удовлетворении заявления арбитражного управляющего Анищенко А.В. о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Красноярскому краю, выразившегося в невнесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации муниципального предприятия "Коммунсервис", отказать.
Проверено на соответствие требованиям Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.

Судья
О.И.МЕДВЕДЕВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 07.07.2008 № А33-5546/2008
<В признании незаконным бездействия регистрирующего органа по невнесению в ЕГРЮЛ записи о ликвидации отказано, т.к. факт представления арбитражным управляющим ненадлежащим образом оформленных документов обоснованно расценен в качестве непредставления документов, необходимых для внесения записи о ликвидации, что послужило основанием для отказа в государственной регистрации в порядке подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru