Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 25 января 2010 г. по делу № А33-6413/2009

Резолютивная часть решения объявлена 21 января 2010 года. В полном объеме решение изготовлено 24 января 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Чурилиной Е.М,
судей: Плотникова А.А., Раздобреевой И.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Белая ворона-плюс"
к администрации г. Ачинска
об оспаривании в части Постановления Главы г. Ачинска от 31.12.2008 № 445-п,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска,
прокуратуры Красноярского края,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: Матвеева Ю.Н., действующего на основании доверенности от 07.11.2008,
представителя ответчика: Бердышева А.Л., действующего на основании доверенности от 27.07.2009 № 01-17-029,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Бердышева А.Л., действующего на основании доверенности от 11.01.2009 № 39,
прокурора Балыковой Е.С., действующей на основании служебного удостоверения ТО 080215, выданного 17.04.2009,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Чурилиной Е.М,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Белая ворона-плюс" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации г. Ачинска об оспаривании Постановления Главы г. Ачинска от 31.12.2008 № 445-п "Об утверждении перечня имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки данных субъектов в г. Ачинске" в части включения в указанный перечень под порядковым номером 90 нежилого помещения № 84, площадью 280,40 кв.м., расположенного по адресу: г. Ачинск, микрорайон 8, дом 1.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 22.04.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09.06.2009 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.11.2009 решение Арбитражного суда Красноярского края от 09.06.2009 отменено, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 01.12.2009 назначено судебное разбирательство по делу.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Белая ворона-плюс" зарегистрировано 11.12.2003 в Едином государственном реестре юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю за основным государственным регистрационным номером 1032401058931, расположено по адресу: 662150, Красноярский край, г. Ачинск, 8-й мкр, 1.
Между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска и обществом с ограниченной ответственностью "Белая ворона-плюс" заключен договор аренды от 01.07.2004 № 1043, согласно пункту 1.1 которого комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска предоставляет обществу с ограниченной ответственностью "Белая ворона-плюс" в аренду нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Ачинск, микрорайон 8, дом 1, помещение № 84, общей площадью 280,40 кв.м, из них 127,7 кв.м - для размещения кафе (в границах красной линии, согласно прилагаемому плану); 108,4 кв.м для размещения подсобных помещений и 44,3 кв.м - для размещения СМИ (в границах синей линии, согласно прилагаемому плану).
Согласно акту приема-передачи арендуемых помещений от 01.07.2004, утвержденному председателем комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ачинска, обществу с ограниченной ответственностью "Белая ворона-плюс" передано арендуемое нежилое помещение площадью 280,40 кв.м., расположенное по адресу: г. Ачинск, микрорайон 8, дом 1, помещение № 84.
В соответствии с пунктом 8.2 договора в редакции соглашения от 28.07.2007 об изменении договора аренды от 01.07.2004 № 1043 срок действия договора аренды продлен до 01.06.2014.
Решением Ачинского городского Совета депутатов от 25.11.2008 № 43-334-р, опубликованным 05.12.2008 в газете "Ачинская газета", утвержден Порядок формирования, ведения и опубликования перечня имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки данных субъектов в г. Ачинске.
Постановлением Главы города Ачинска от 31.12.2008 № 445-п, опубликованным 14.01.2009 в газете "Ачинская газета", утвержден перечень имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки данных субъектов в г. Ачинске.
Согласно приложению к указанному постановлению в перечень имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки данных субъектов в городе Ачинске, под порядковым номером 90 включено нежилое помещение № 84 в доме № 1 микрорайона 8 города Ачинска, площадью 280,40 кв.м.
Полагая, что Постановление Главы города Ачинска "Об утверждении перечня имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки данных субъектов в г. Ачинске" от 31.12.2008 № 445-п в части включения в перечень под порядковым номером 90 нежилого помещения № 84, площадью 280,40 кв.м., расположенного по адресу: г. Ачинск, микрорайон 8, дом 1, не соответствует законодательству, а также нарушает права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью "Белая ворона-плюс", общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Учитывая, что оспариваемое в части Постановление Главы города Ачинска от 31.12.2008 № 445-п является нормативным правовым актом, заявленное обществом требование арбитражный суд рассматривает по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Статья 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания нормативного правового акта недействующим требуется одновременно наличие двух условий:
- несоответствие нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу;
- нарушение нормативным правовым актом прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконном возложении каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
По пункту 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.07.2006 № 182-О закрепил правоположение, согласно которому суд должен иметь в виду, что в делах, возникающих из публичных правоотношений, приоритетные задачи судопроизводства определяются интересами законности, защиты прав и свобод граждан.
Согласно статье 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации задачами судопроизводства в арбитражных судах являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, заявитель оспаривает Постановление Главы города Ачинска от 31.12.2008 № 445-п "Об утверждении перечня имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки данных субъектов в г. Ачинске".
Постановлением Главы города Ачинска Красноярского края "Об отмене Постановления Главы города Ачинска от 31.12.2008 № 445-п" от 29.05.2009 № 14-п, опубликованным 03.06.2009 в газете "Ачинская газета" № 22, Постановление Главы города Ачинска от 31.12.2008 № 445-п "Об утверждении перечня имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки данных субъектов в г. Ачинске" отменено.
Указанное Постановление вступило в силу в день, следующий за днем его официального опубликования (04.06.2009).
Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что в связи с отменой Постановления Главы города Ачинска от 31.12.2008 № 445-п в соответствии с пунктом 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" производство по делу подлежит прекращению.
Согласно пункту 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 80, если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать, поэтому производство по делу об оспаривании такого акта подлежит, прекращению (пункт 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 182-О положения пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 192 и частью 5 статьи 195 данного Кодекса - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, с учетом изложенного, арбитражному суду необходимо установить - нарушает ли оспариваемый в части нормативный правовой акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ) предусмотрено право субъекта малого или среднего предпринимательства, соответствующего установленным статьей 3 Закона требованиям, по своей инициативе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.
Из буквального толкования части 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ следует, что под арендуемым имуществом понимается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, арендуемое субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу указанного закона.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Статья 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 № от 23.07.2008 № 160-ФЗ) определяет, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), соответствующие следующим условиям:


1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
При этом в соответствии с пунктом 9 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия", утвержденных Постановлением Росстата от 14.01.2008 № 3 средняя численность работников малого предприятия включает: среднесписочную численность работников; среднюю численность внешних совместителей; среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для микропредприятий - 60 млн. рублей; малых предприятий - 400 млн. рублей; средних предприятий - 1000 млн. рублей.
Как следует из материалов дела (выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 07.11.2008, сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (по состоянию на 01.01.2009), налоговой декларации по налогу, уплаченному в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2008 год) учредителем заявителя является физическое лицо; средняя численность работников за предшествующий год - сорок два человека; выручка от реализации товаров (работ, услуг) за 2008 год составила 371 338 рублей.
Изложенное свидетельствует о том, что общество с ограниченной ответственностью "Белая ворона-плюс" является субъектом малого предпринимательства. Данное обстоятельство администрацией г. Ачинска не оспаривается.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества. При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со статьей 1 Закона Красноярского края от 30.10.2008 № 7-2279 "Об установлении предельного значения площади и срока рассрочки оплаты недвижимого имущества, приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на его приобретение" предельное значение площади арендуемого недвижимого имущества для отчуждения государственного имущества Красноярского края или имущества муниципальных образований путем реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства установлено в размере не более 1000 квадратных метров.
Из материалов дела (в том числе договора аренды от 01.07.2004 № 1043, реестра платежей по арендной плате общества с 01.08.2005 по 01.08.2008, платежных поручений, имеющихся в деле, актов сверки арендной платы) следует, что имущество (нежилое помещение № 84, площадью 280,40 кв.м., расположенное по адресу: г. Ачинск, микрорайон 8, дом 1) находится у общества с ограниченной ответственностью "Белая ворона-плюс" во временном владении и пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ (05.08.2008) в соответствии с договором аренды от 01.07.2004 № 1043; плата за аренду указанного помещения перечисляется обществом надлежащим образом; площадь арендуемых помещений не превышает установленное Законом Красноярского края предельное значение площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности (1000 кв.м.).
При этом реализовать преимущественное право на приобретение указанного арендуемого имущества в собственность общество не смогло в связи с отказом комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска Красноярского края, изложенным в его письме от 09.04.2009 № 3234.
Из письма комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска от 09.04.2009 № 3234, представленного заявителем в материалы дела, следует, что общество с ограниченной ответственностью "Белая ворона-плюс" обращалось в комитет с заявлением № 2275 о льготном выкупе арендуемого недвижимого имущества - нежилого помещения № 84, площадью 280,40 кв.м., расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, микрорайон, 8, дом 1. Изложенное обстоятельство подтверждено представителем администрации г. Ачинска и комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска в судебном заседании.
Однако, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска Красноярского края, со ссылкой на оспариваемый в части нормативный правовой акт, указал обществу с ограниченной ответственностью "Белая ворона-плюс" на то, что указанное имущество не подлежит отчуждению, в том числе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих это имущество, в связи с включением его в перечень имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки данных субъектов в г. Ачинске.
Таким образом, единственным основанием отказа в реализации заявителем права, предусмотренного Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ) явилось включение указанного имущества в соответствующий перечень.
Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети Интернет на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4.2. статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, не подлежит отчуждению, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.
Согласно пункту 3 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Пунктом 4.1. статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" определено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливается, в том числе муниципальными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 9 Устава города Ачинска, принятого решением Ачинского городского Совета депутатов от 28.01.1997 № 5-е, в систему муниципальных правовых актов входят Устав города, правовые акты, принятые на местном референдуме; нормативные и иные правовые акты городского Совета; постановления и распоряжения Главы города Ачинска, акты иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 9 Устава города Ачинска городской Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Красноярского края, Уставом города, а также по вопросам организации и деятельности городского Совета принимает решения и иные правовые акты. Глава города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Красноярского края, Уставом города, нормативными правовыми актами городского Совета, издает распоряжения и постановления по вопросам организации работы администрации города Ачинска, по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города.
В соответствии со статьей 34 Устава города Ачинска городской Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами края, Уставом города принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города, а также решения по вопросам организации деятельности городского Совета. Муниципальные правовые акты городского Совета оформляются в форме решений, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории города, а также решений по вопросам организации деятельности городского Совета.
Порядок формирования, ведения и опубликования перечня имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки данных субъектов в г. Ачинске (далее по тексту - Порядок формирования) утвержден Решением Ачинского городского Совета депутатов № 43-334-р от 25.11.2008. Указанный нормативный правовой акт является действующим, в связи с чем подлежит обязательному исполнению.
В соответствии с пунктом 22 Порядка формирования перечень представляет собой список объектов муниципальной собственности, включенных в реестр муниципальной собственности города Ачинска, содержащий следующую информацию: наименование имущества, подлежащего передаче в качестве объекта аренды, и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества); целевое назначение; рыночную стоимость, сведения о правах третьих лиц на это имущество.
Пунктом 1.2 Порядка формирования определен порядок формирования перечня имущества города Ачинска, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, которое может состоять из:
- муниципального имущества города Ачинска, свободного от прав третьих лиц;
- муниципального имущества города Ачинска, арендуемого субъектами малого и (или) среднего предпринимательства непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ на основании заявления данного субъекта;
- муниципального имущества города Ачинска, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства непрерывно менее трех лет, до дня вступления в силу Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ;
- муниципального имущества города Ачинска, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства непрерывно в течение трех и более лет, арендная плата за пользование которым с 01.07.2007 перечислялась ненадлежащим образом;
- муниципального имущества города Ачинска, арендуемого субъектами малого и (или) среднего предпринимательства непрерывно в течение трех и более лет, общая площадь которого превышает предельное значение площади, установленное законом Красноярского края для реализации этими субъектами преимущественного права приобретения имущества в собственность;
- муниципального имущества города Ачинска, в отношении которого субъектами малого и среднего предпринимательства утрачено преимущественное право приобретения в собственность, в силу пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ.
Как следует из приложения к Постановлению Главы города Ачинска от 31.12.2008 № 445-п в перечень имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки данных субъектов в городе Ачинске, под порядковым номером 90 включено нежилое помещение № 84 в доме № 1 микрорайона 8 города Ачинска, площадью 280,40 кв.м.
Вместе с тем, указанное имущество не является свободным от прав третьих лиц в связи с его использованием обществом с ограниченной ответственностью "Белая ворона-плюс" с 01.07.2004 по договору аренды от 01.07.2004 № 1043.
Изложенное свидетельствует о несоответствии постановления Главы г. Ачинска от 31.12.2008 № 445-п действующему законодательству.
Кроме того, пунктом 2.1 Порядка формирования предусмотрено, что формирование и ведение Перечня осуществляется комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города с соблюдением требований, установленных в пункте 1.2 настоящего Порядка.
Согласно пунктам 2.3, 2.6 и 3.1 Порядка формирования проект решения городского Совета об утверждении перечня готовит комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска, который в течение трех дней с момента подготовки проекта решения городского Совета об утверждении перечня, внесении в него изменений, обязан направить проект в администрацию города Ачинска для согласования и передачи его на утверждение в городской Совет депутатов. Принятие городским Советом решения об утверждении перечня, о внесении в него изменений, а также опубликование такого решения осуществляется в соответствии со статьями 12 и 34 устава города Ачинска.
Таким образом, утверждение перечня имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки данных субъектов в г. Ачинске, входит в компетенцию городского Совета, администрация города Ачинска лишь согласовывает его передачу на утверждение в городской Совет депутатов.
Вместе с тем, Перечень имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки данных субъектов в г. Ачинске, утвержден Постановлением Главы города Ачинска № 445-п от 31.12.2008, что противоречит нормативно установленному порядку его принятия.
Изложенное свидетельствует о несоответствии оспариваемого в части Постановления Главы г. Ачинска от 31.12.2008 № 445-п действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Постановлением Главы города Ачинска Красноярского края от 29.05.2009 № 149-п Постановление Главы города Ачинска от 31.12.2008 № 445-п "Об утверждении перечня имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки данных субъектов в г. Ачинске" отменено.
С учетом изложенного, принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированную в Определении от 12.07.2006 № представленные заявителем доказательства невозможности реализации принадлежащего ему права на приобретение в собственность недвижимого имущества по причине незаконного включения указанного имущества в Перечень, утвержденный оспариваемым в части Постановлением Главы города Ачинска от 31.12.2008 № 445-п, суд приходит к выводу о нарушении оспариваемым в части нормативным правовым актом прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Белая ворона-плюс", что свидетельствует о невозможности прекращения производства по делу.
Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению. Оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим.
Исходя из части 2 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений: о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
Руководствуясь статьями 167 - 170 и 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Требования удовлетворить.
Признать недействующим постановление Главы города Ачинска № 445-п от 31.12.2008 "Об утверждении перечня имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки данных субъектов в г. Ачинске" в части включения в указанный перечень под порядковым номером 90 нежилого помещения № 84, площадью 280,40 кв.м, расположенного по адресу: город Ачинск, микрорайон 8, дом 1, как несоответствующее Федеральному закону от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Председательствующий
Е.М.ЧУРИЛИНА

Судьи
А.А.ПЛОТНИКОВ
И.А.РАЗДОБРЕЕВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.04.2010 по делу № А33-6413/2009 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 25.01.2010 № А33-6413/2009
<О признании недействующим Постановления Главы города Ачинска от 31.12.2008 № 445-п "Об утверждении перечня имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки данных субъектов в г. Ачинске" в части включения в указанный перечень под порядковым номером 90 нежилого помещения № 84, площадью 280,40 кв. м, расположенного по адресу: г. Ачинск, микрорайон 8, дом 1>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru