Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тюменская область

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.12.2009 по делу № А70-9770/2009 данное решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.




АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 ноября 2009 г. по делу № А70-9770/2009

Резолютивная часть решения объявлена 6 ноября 2009 года
Решение в полном объеме изготовлено 9 ноября 2009 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Минеева О.А., судей Стафеева С.А., Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шафиковой Е.И., рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Амазония"
к Тобольской городской Думе
о признании абзаца 8 пункта 5 Решения Тобольской городской Думы № 160 от 25.09.2007 "О земельном налоге" в редакции Решения Тобольской городской Думы № 120 от 23.06.2009 в части слов: "в том числе строящиеся объекты любого функционального использования на период строительства (кроме жилищного строительства)" недействующим, противоречащим Земельному кодексу Российской Федерации (ст. ст. 65, 66), Градостроительному кодексу Российской Федерации (ст. ст. 34, 36), Налоговому кодексу Российской Федерации (ст. ст. 390, 391, 394).
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - Крук Т.Н., паспорт 71 02 619355 от 26.07.2002, на основании доверенности от 11.01.2009 № 2;
от ответчика - Дегтярева Е.В., паспорт 71 00 147419, на основании доверенности от 13.10.2009 № 5;

установил:

В Арбитражный суд Тюменской области поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью "Амазония" (далее - заявитель, Общество) к Городской Думе города Тобольска о признании абзаца 8 пункта 5 Решения Тобольской городской Думы № 160 "О земельном налоге" в части слов: "в том числе строящиеся объекты любого функционального использования на период строительства (кроме жилищного строительства)" недействующим, противоречащим Земельному кодексу Российской Федерации (ст. ст. 65, 66), Градостроительному кодексу Российской Федерации (ст. ст. 34, 36), Налоговому кодексу Российской Федерации (ст. ст. 294, 390, 391).
Протокольным определением от 12.10.2009 суд произвел замену ответчика - Городской Думы города Тобольска на Тобольскую городскую Думу (далее - ответчик, Дума), согласно Уставу города Тобольска.
14.10.2009 заявитель представил в суд дополнение к исковому заявлению, в котором просит суд признать абзац 8 пункта 5 Решения Тобольской городской Думы № 160 "О земельном налоге" в редакции Решения Тобольской городской Думы № 120 от 23.06.2009 в части слов: "в том числе строящиеся объекты любого разрешенного использования на период строительства (кроме жилищного строительства)" недействующим, противоречащим Земельному кодексу РФ (ст. ст. 65, 66), Градостроительному кодексу РФ (ст. ст. 34, 36), Налоговому кодексу РФ (ст. ст. 294, 390, 391). Определением от 19.10.2009 судом названные измененные требования приняты к рассмотрению.
В судебном заседании 03.11.2009 заявитель представил в суд заявление об уточнении требований, согласно которому просит суд признать абзац 8 пункта 5 Решения Тобольской городской Думы № 160 "О земельном налоге" в редакции Решения Тобольской городской Думы № 120 от 23.06.2009 в части слов: "в том числе строящиеся объекты любого функционального использования на период строительства (кроме жилищного строительства)" недействующим, противоречащим Земельному кодексу РФ (ст. ст. 65, 66), Градостроительному кодексу РФ (ст. ст. 34, 36), Налоговому кодексу РФ (ст. ст. 294, 390, 391). Судом названные уточненные требования приняты к рассмотрению (протокол судебного заседания от 03.11.2009).
В судебном заседании 03.11.2009 заявитель устно ходатайствовал об уточнении заявленных требований. Указал, что в заявлении была допущена опечатка, просил суд проверить оспариваемый акт не на соответствие статье 294 Налогового кодекса Российской Федерации, а на соответствие статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации. Судом названные уточнения требований приняты к рассмотрению (протокол судебного заседания от 03.11.2009).
Таким образом, суд рассматривает требования Общества с ограниченной ответственностью "Амазония" к Тобольской городской Думе о признании абзаца 8 пункта 5 Решения Тобольской городской Думы № 160 от 25.09.2007 "О земельном налоге" в редакции Решения Тобольской городской Думы № 120 от 23.06.2009 в части слов: "в том числе строящиеся объекты любого функционального использования на период строительства (кроме жилищного строительства)" недействующим, противоречащим Земельному кодексу Российской Федерации (ст. ст. 65, 66), Градостроительному кодексу Российской Федерации (ст. ст. 34, 36), Налоговому кодексу Российской Федерации (ст. ст. 390, 391, 394).
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, представил суду отзыв на заявление (л.д. 60 - 61), а также дополнение к нему (л.д. 67 - 69).
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика требования не признал на основании изложенных в отзыве доводов.
В судебном заседании, начатом 03.11.2009, объявлялся перерыв до 06.11.2009.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Тобольской городской Думой было принято решение от 25.09.2007 № 160 "О земельном налоге" (л.д. 37 - 40), которым были установлены налоговые ставки, порядок и сроки уплаты земельного налога за земельные участки, находящиеся в пределах границ муниципального образования городской округ город Тобольск (пункт 1).
Согласно пункту 5 названного решения установлены следующие налоговые ставки в процентах кадастровой стоимости, исходя из функционального использования земельных участков:
0,05 - Земельные участки под индивидуальными гаражами;
0,1 - Земельные участки сельскохозяйственного использования: личные подсобные хозяйства, пастбища, сенокосы, садовые, огородные, дачные объединения. Земельные участки под домами индивидуальной жилой застройки; земельные участки, выделяемые на период жилищного строительства; под жилыми домами многоэтажной и повышенной этажности застройки. Земельные участки под объектами оздоровительного и рекреационного назначения, благоустройства; под образовательными учреждениями и организациями, под объектами здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами;
0,3 - Земельные участки под объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
0,4 - Земельные участки под объектами пассажирского автотранспорта; под объектами общественного питания и бытового обслуживания; под объектами торговли, под автостоянками;
0,75 - Земельные участки под объектами пищевой, легкой промышленности; объектами по производству строительных материалов; объектами промышленного строительства, транспорта (кроме пассажирского автотранспорта), под административно-управленческими и общественными объектами, объектами пенсионного обеспечения. Земельные участки под автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса; под лесами в городском округе г. Тобольск, под древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в лесной фонд;
1,2 - Земельные участки под объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок; под объектами связи;
1,5 - Земельные участки под прочими объектами промышленности, под объектами: игорного бизнеса, ночными клубами; пунктами приема металлолома; финансово-кредитными организациями и учреждениями; земельные участки под объектами, полностью или частично используемыми не по назначению, оговоренному кадастровой картой (планом); земельные участки под объектами, функционирующими без разрешения уполномоченных органов, в случаях, если наличие такого разрешения предусмотрено действующим законодательством; прочие земельные участки, не поименованные в предыдущих разделах п. 5 настоящего решения.
Решение от 25.09.2007 № 160 "О земельном налоге" официально опубликовано в газете "Тобольская правда" от 09.10.2007 № 155 (17583) на страницах № № 3 - 4 (л.д. 41 - 42) и вступило в силу на территории муниципального образования городской округ город Тобольск с 01.01.2008 (пункт 13 решения).
Тобольской городской Думой было принято решение от 10.10.2008 № 139 "О внесении изменений в решение городской Думы от 25.09.2007 № 160 "О земельном налоге" (л.д. 33), которым в решение Думы от 25.09.2007 № 160 "О земельном налоге" (с изменениями, принятыми решением городской Думы от 29.01.2008 № 2) были внесены изменения, в том числе: абзац 8 пункта 5 дополнен словами: ", в том числе, строящиеся объекты любого функционального использования на период строительства (кроме жилищного строительства)" (пункт 1.4).
Решение Думы от 10.10.2008 № 139 "О внесении изменений в решение городской Думы от 25.09.2007 № 160 "О земельном налоге" официально опубликовано в газете "Тобольская правда" от 31.10.2008 № 168 (17796) на странице N 6 (л.д. 34) и вступило в силу с 01.01.2009 (пункт 3 решения).
Тобольской городской Думой было принято решение от 23.06.2009 № 120 "О внесении изменений в решение городской Думы от 25.09.2007 № 160 "О земельном налоге" (л.д. 31), которым в решение Думы от 25.09.2007 № 160 "О земельном налоге" (с изменениями, принятыми решениями городской Думы от 29.01.2008 № 2, от 10.10.2008 № 139) были внесены изменения (пункты 1.1 - 1.3), вступившие в силу с 01.01.2009 (пункт 3), а также изменение в абзац 8 пункта 5 (пункт 1.4), вступающее в силу с 01.01.2010 (пункт 4). Решение Думы от 23.06.2009 № 120 "О внесении изменений в решение городской Думы от 25.09.2007 № 160 "О земельном налоге" официально опубликовано в газете "Тобольская правда" от 30.06.2009 № 100 (17948) на странице № 5 (л.д. 32).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Тобольской городской Думы № 139 издано 10.10.2008, а не 10.10.2007.

Таким образом, на момент рассмотрения судом настоящего дела решение Тобольской городской Думы от 25.09.2007 № 160 действует в редакции последнего решения Тобольской городской Думы от 23.06.2009 № 120, однако абзац 8 пункта 5 решения "О земельном налоге" действует и оспаривается заявителем в редакции решения Тобольской городской Думы от 10.10.2007 № 139.
Абзац 8 пункта 5 Решения Тобольской городской Думы от 25.09.2007 № 160 "О земельном налоге" в редакции Решения Тобольской городской Думы от 23.06.2009 № 120 в части слов: "в том числе, строящиеся объекты любого функционального использования на период строительства (кроме жилищного строительства)" является оспариваемым нормативным положением, которое заявитель просит признать недействующим.


Судом установлено, что заявителю с 28.01.2008 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 72:24:03 04 13:0040, общей площадью 7800,22 кв. м, расположенный по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, 10 микрорайон, № 62 (свидетельство о государственной регистрации права от 28.01.2008 серии 72НК 741872).
Указанный земельный участок приобретался заявителем в собственность для строительства торгово-офисного центра.
Заявитель указывает, что производил начисление земельного налога по земельному участку и уплачивал налог за 2008 год в соответствии с Решением Тобольской городской Думы от 25.09.2007 № 160 "О земельном налоге" в размере 0,4% от кадастровой стоимости земельного участка.
При расчете земельного налога заявитель использовал кадастровую стоимость земельного участка в размере 85883987,14 руб. на основании кадастрового плана земельного участка от 04.12.2007 № 24/07-2-1237, выданного Тобольским межрайонным отделом Управления Роснедвижимости по Тюменской области.
Межрайонной инспекцией ФНС России № 7 по Тюменской области были вынесены решения от 15.10.2008 № 850, от 04.03.2009 № 184, от 07.08.2009 № 603, согласно которым заявителю, со ссылкой на оспариваемую правовую норму, было указано на неправомерность исчисления и уплаты земельного налога по ставке 0,4% от кадастровой стоимости земельного участка и предложено уплатить земельный налог, исчисленный по ставке 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Заявитель утверждает, что оспариваемое положение нарушает основной принцип земельного и градостроительного законодательства - целевое использование земельных участков, в результате чего в отношении земельных участков, предоставленных для строительства объектов любого функционального использования на период строительства (кроме жилищного строительства), установлена неоправданно высокая налоговая ставка, что, по мнению заявителя, противоречит статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 34, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 390, 391, 394 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, коллегия судей исходит из следующего.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12, статьей 15 Налогового кодекса РФ земельный налог отнесен к местным налогам.
В силу статей 16, 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установление, изменение и отмена местных налогов относится к компетенции представительного органа муниципального образования.
В соответствии с Уставом города Тобольска (л.д. 25 - 30) Тобольская городская Дума является представительным органом муниципального образования город Тобольск, к ее исключительной компетенции относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ (подпункт 3 пункта 1 статьи 24).
Статьей 57 Конституции РФ определено, что каждый должен уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1). Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2).
Таким образом, решение Тобольской городской Думы № 160 от 25.09.2007 "О земельном налоге" принято в рамках полномочий Тобольской городской Думы, предусмотренных законодательством РФ.
Заявителем оспаривается нормативное положение, согласно которому в отношении земельных участков под строящимися объектами любого функционального использования на период строительства (кроме жилищного строительства) установлена ставка земельного налога, равная 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии со статьей 394 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на дату принятия Думой решения № 139 от 10.10.2008, которым было введено оспариваемое положение) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков (пункт 1). Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (пункт 2).
Как следует из пункта 5 решения Думы "О земельном налоге", ответчиком установлены дифференцированные налоговые ставки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли, в том числе, земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, представительный орган муниципального образования вправе самостоятельно определять ставки земельного налога в зависимости от разрешенного использования земельного участка в пределах, установленных пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ.
Поскольку земельные участки, предоставленные для строительства объектов любого функционального использования на период строительства (кроме жилищного строительства), не относятся к земельным участкам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ, они относятся к прочим земельным участкам (подпункт 2 пункта 1 статьи 394) и применение в отношении указанных земельных участков налоговой ставки в размере 1,5% их кадастровой стоимости суд находит соответствующим статье 394 Налогового кодекса РФ.
Заявитель указывает, что при принятии нормативного акта ответчиком были нарушены требования статей 34, 36 Градостроительного кодекса РФ, статьи 85 Земельного кодекса РФ, регламентирующих требования к режимам использования земель. Заявитель утверждает, что отнесением всех земельных участков, на которых имеются любые объекты незавершенного строительства, к одному виду использования, Думой был нарушен основной принцип земельного и градостроительного законодательства РФ - целевое назначение земельного участка.
Данный довод заявителя судом отклоняется, поскольку решением Думы "О земельном налоге" не устанавливаются режимы и виды использования земельных участков.
Определение вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ осуществляется на основании Правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований.
Устанавливая максимально возможную налоговую ставку в размере 1,5% в отношении земельных участков под строящимися объектами и объектами незавершенного строительства на период строительства (кроме жилищного строительства), ответчик исходил из аналогичных норм налогового законодательства, когда в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическим и юридическим лицам на условиях осуществления на них строительства, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом повышающего коэффициента. Данная норма призвана стимулировать застройщиков к завершению строительства и государственной регистрации прав на построенные объекты недвижимости в кратчайшие сроки.
Заявитель находит оспариваемое нормативное положение противоречащим статьям 390, 391 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со статьями 390, 391 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Между тем, как следует из статьи 17 Налогового кодекса РФ, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога являются элементами налогообложения.
В соответствии со статьей 53 Налогового кодекса РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения; налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются настоящим Кодексом. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы; налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных настоящим Кодексом.
Исходя из этого, довод заявителя о несоответствии оспариваемого положения статьям 390, 391 Налогового кодекса РФ судом отклоняется, поскольку Решение Тобольской городской Думы от 25.09.2007 № 160 "О земельном налоге" не устанавливает налоговую базу по земельному налогу или порядок ее определения, а осуществляет регулирование иного элемента налогообложения - налоговых ставок по земельному налогу.
Суд также отклоняет ссылки заявителя в обоснование требований на Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316; Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39; Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Минэкономразвития от 28.06.2007 № 215; распоряжение Правительства Тюменской области от 30.11.2006 № 1281-рп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тюменской области", поскольку данные акты касаются кадастровой оценки земельных участков. Однако кадастровая стоимость определяет налоговую базу по земельному налогу, а не налоговые ставки.
Заявитель считает, что оспариваемое положение противоречит статьям 65, 66 Земельного кодекса РФ, статьям 34, 36 Градостроительного кодекса РФ и просит арбитражный суд проверить его на соответствие указанным нормам.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Как следует из статьи 66 Земельного кодекса РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Статьей 34 Градостроительного кодекса РФ определен порядок установления территориальных зон.
Статья 36 Градостроительного кодекса РФ посвящена градостроительному регламенту, который в соответствии с пунктом 9 статьи 1 Кодекса определяется как устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Как следует из части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд осуществляет проверку нормативного правового акта (его отдельного положения) на соответствие федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса РФ нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 5). Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законы о налогах субъектов РФ, принятые в соответствии с настоящим Кодексом, нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах именуются - "законодательство о налогах и сборах" (пункт 6).
В силу статьи 2 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ.
В соответствии со статьей 6 Налогового кодекса РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса.
Пунктом 4 статьи 12 Налогового кодекса РФ установлено, что местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
В соответствии со статьей 3 Земельного кодекса РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
В силу статьи 4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (градостроительные отношения).
Таким образом, решение Тобольской городской Думы от 25.09.2007 № 160 "О земельном налоге", устанавливающее налоговые ставки, порядок и сроки уплаты земельного налога за земельные участки, находящиеся в пределах границ муниципального образования городской округ город Тобольск, относится к законодательству о налогах и сборах. В связи с этим актами, имеющими по отношению к нему большую юридическую силу, могут являться лишь акты законодательства о налогах и сборах, к которым ни Земельный кодекс РФ, ни Градостроительный кодекс РФ, имеющие свой круг подлежащих правовому регулированию отношений, не относятся.
Судом не установлено несоответствие оспариваемого нормативного положения статьям 390, 391, 394 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
За обращение в суд с настоящими требованиями заявитель по платежному поручению от 02.09.2009 № 111 (л.д. 8) уплатил в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 2000 руб. В связи с отказом заявителю в удовлетворении требований, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ данные судебные расходы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать абзац 8 пункта 5 Решения Тобольской городской Думы № 160 от 25.09.2007 "О земельном налоге" в редакции Решения Тобольской городской Думы № 120 от 23.06.2009 в части слов: "в том числе строящиеся объекты любого функционального использования на период строительства (кроме жилищного строительства)" соответствующим статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 34, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 390, 391, 394 Налогового кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Амазония" о признании абзаца 8 пункта 5 Решения Тобольской городской Думы № 160 от 25.09.2007 "О земельном налоге" в редакции Решения Тобольской городской Думы № 120 от 23.06.2009 в части слов: "в том числе строящиеся объекты любого функционального использования на период строительства (кроме жилищного строительства)" недействующим отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия (изготовления в полном объеме), может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа через Арбитражный суд Тюменской области.
Копии решения в течение десяти дней со дня его принятия направить в арбитражные суды в Российской Федерации, Конституционный суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Министерство юстиции Российской Федерации.
Вступившее в законную силу решение направить для опубликования в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", а также в издании "Тобольская правда".

Председательствующий судья
О.А.МИНЕЕВ

Судьи
С.А.СТАФЕЕВ
О.А.БЕЗИКОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.12.2009 по делу № А70-9770/2009 данное решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.11.2009 по делу № А70-9770/2009
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца 8 пункта 5 решения Тобольской городской Думы от 25.09.2007 № 160 (ред. от 23.06.2009) "О земельном налоге" в части слов "в том числе строящиеся объекты любого функционального использования на период строительства (кроме жилищного строительства)">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru