Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 января 2010 г. по делу № А23-6084/09А-9-292

Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 18 января 2010 года.
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Храпченкова Ю.В., при ведении протокола секретарем Крицкой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Акимутина Николая Дмитриевича, г. Людиново Калужской области,
к Отделу государственного экологического контроля Управления охраны окружающей среды министерства экологии и благоустройства Калужской области о признании незаконным и отмене постановления от 25.11.2009 № 7А по делу об административном правонарушении,
при участии в заседании:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Акимутина Н.Д., паспорт;
представителя Герасимова С.Н. на основании доверенности от 16.12.2008 № 40-01/106275;
от ответчика - представителя Березиной И.М. по доверенности от 16.12.2009 № ВК-628/1-09; представителя Ермаченкова В.В. по доверенности от 16.12.2009 № ВК-628/2-09,

установил:

Индивидуальный предприниматель Акимутин Николай Дмитриевич обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Отделу государственного экологического контроля Управления охраны окружающей среды министерства экологии и благоустройства Калужской области о признании незаконным и отмене постановления от 25.11.2009 № 7А по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования по мотивам, изложенным в заявлении, ссылаясь на отсутствие события вменяемого предпринимателю административного правонарушения. По мнению представителей заявителя, административным органом не доказан факт осуществления индивидуальным предпринимателем выброса в атмосферный воздух вредных веществ, а также то, что источником этого выброса является принадлежащая Акимутину Н.Д. котельная, тем более, что в течение 2009 года данная котельная заявителем не использовалась, а отопление производственных площадей осуществлялась с помощью электрической энергии.
Ответчик в своем письменном отзыве и его представители в судебном заседании требования заявителя не признали, ссылаясь на факт наличия состава правонарушения в действиях предпринимателя, а также на отсутствие оснований для отмены оспариваемого постановления. По мнению ответчика, основанием для назначения административного наказания является именно отсутствие необходимого разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, а не уровень выбросов загрязняющих веществ. Кроме того, ответчик считает, что использование солярки в качестве топлива уже само по себе подразумевает наличие негативного воздействия на окружающую среду, так как при сгорании такого топлива всегда имеется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения представителей сторон, суд установил следующее.
Акимутин Николай Дмитриевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304402417400219.
Как следует из материалов дела, на основании Плана проведения проверок природопользователей Калужской области по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды на 2009 год министерством экологии и благоустройства Калужской области был издан приказ от 20.10.2009 № 78-09 о проведении в отношении индивидуального предпринимателя Акимутина Н.Д. плановой проверки соблюдения требований природоохранного законодательства при осуществлении им хозяйственной деятельности в деревообрабатывающем цехе, расположенном по адресу: Калужская область, г. Людиново, ул. 1-я Лесная, д. 1. Проведение проверки поручено главному специалисту отдела государственного экологического контроля управления охраны окружающей среды - государственному инспектору Калужской области по охране природы Ермаченкову В.В. в период с 02.11.2009 по 26.11.2009.
В ходе проверки было установлено, что для отопления производственного помещения индивидуальный предприниматель Акимутин Н.Д. использует стационарную котельную, работающую на жидком топливе (солярке), не имея при этом нормативов выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и специального разрешения на выбросы. Данный факт был отражен в акте проверки от 19.11.2009 № 7.
По результатам проверки 19.11.2009 государственным инспектором Калужской области по охране природы Ермаченковым В.В. был составлен протокол об административном правонарушении № 7А. Рассмотрев материалы административного дела, государственный инспектор Калужской области по охране природы Ермаченков В.В. вынес постановление от 25.11.2009 № 7А по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому индивидуальному предпринимателю Акимутину Н.Д. назначено административное наказание в виде штрафа в размере 4000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился в Арбитражный суд Калужской области с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности в судебном заседании, в том числе, проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Часть 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
При этом под вредным (загрязняющим) веществом согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, а под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
Таким образом, объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях включает в себя две составляющие: осуществление выброса вредных веществ в атмосферный воздух или иное вредное воздействие на него и отсутствие при этом соответствующего разрешения, устанавливающего предельно допустимые выбросы.
Следовательно, административный орган при привлечении лица к административной ответственности за указанное правонарушение обязан доказать не только факт отсутствия необходимого разрешения, но и факт выброса лицом, привлекаемым к административной ответственности, в атмосферный воздух загрязняющих веществ.
Доказательствами по делу об административном правонарушении согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Между тем, ни в протоколе об административном правонарушении от 19.11.2009 № 7А, ни в акте проверки от 19.11.2009 № 7, ни в других документах административного дела не зафиксировано, что в момент проверки принадлежащая индивидуальному предпринимателю Акимутину Н.Д. стационарная котельная эксплуатировалась, и при ее эксплуатации осуществлялся выброс вредных веществ в атмосферный воздух. Более того, указанные протокол и акт проверки содержат вывод административного органа об отсутствии нарушений по результатам отбора проб и сделанным анализам.
Суд не принимает во внимание ссылку административного органа на протокол исследования атмосферного воздуха и промышленных выбросов № КХА ВЗ-4 в подтверждение того факта, что принадлежащая предпринимателю котельная эксплуатировалась в момент проверки, поскольку данный документ был оформлен 20.11.2009, то есть уже после составления в отношении Акимутина Н.Д. протокола об административном правонарушении. К тому же в материалах дела имеется еще один протокол исследования атмосферного воздуха и промышленных выбросов, датированный тем же числом, но имеющий другой номер - № КХА, данные которого не совпадают с данными, содержащимися в протоколе № КХА ВЗ-4.
Кроме того, суд критически относится к представленному в качестве доказательства наличия события административного правонарушения, вменяемого Акимутину Н.Д., акту проверки № 7, поскольку указанный документ датирован 19.11.2009, хотя проверка согласно этому акту была проведена в период с 02.11.2009 по 25.11.2009.
Таким образом, с учетом правила, установленного в ч. 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, арбитражный суд приходит к выводу о том, что административным органом не представлено исчерпывающих доказательств подтверждающих наличие события административного правонарушения и позволяющих установить объективную сторону состава правонарушения, вменяемого индивидуальному предпринимателю Акимутину Н.Д.
Это обстоятельство, по мнению арбитражного суда, исключает возможность привлечения индивидуального предпринимателя Акимутина Н.Д. к административной ответственности, исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому оспариваемое заявителем постановление является незаконным и подлежит отмене в соответствии с ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконны и отменить постановление от 25.11.2009 № 7А по делу об административном правонарушении, вынесенное государственным инспектором Отдела государственного экологического контроля Управления охраны окружающей среды министерства экологии и благоустройства Калужской области Ермаченковым Виктором Васильевичем, предусматривающее наложение наказание в виде штрафа в размере 4000 рублей на индивидуального предпринимателя Акимутина Н.Д.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья
Ю.В.Храпченков




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Центрального округа от 24.06.2010 по делу № А23-6084/09А-9-292 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Калужской области от 18.01.2010 по делу № А23-6084/09А-9-292
Заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, удовлетворены, поскольку в суд не представлены исчерпывающие доказательства, подтверждающие наличие события административного правонарушения.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru