Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тамбовская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 11 августа 2010 г. № 13/04

    Резолютивная часть решения объявлена 30 июля 2010 года.
    Решение в полном объеме изготовлено 11 августа 2010 года.     г. Тамбов

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - и.о. руководителя управления Бояршинова И.А.;
члены Комиссии:
- заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
- специалист 1 разряда отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Краснобаева Е.В.,
рассмотрев дело № 13/04 от 30.06.2010 по признакам нарушения Столовским сельским Советом народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области (393516, Тамбовская область, Тамбовский район, с. Столовое, ул. М.Горького, 3) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:

При осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства было выявлено Решение Столовского сельского Совета народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области (далее - Столовский сельсовет) от 26.11.2009 № 84 "Об утверждении стандарта уровня платежей граждан и тарифов на коммунальные услуги на 2010 год" (далее - Решение).
Согласно указанному Решению Столовский сельсовет утвердил тарифы на вывоз твердых бытовых и жидких бытовых отходов (далее - ТБО и ЖБО) на 2010 год, осуществляемые ООО ЖКХ "Столовское", а также тарифы на ремонт и содержание жилья на 2010 год, осуществляемые ТСЖ "Столовчане".
В соответствии с приложением 2 к указанному Решению тариф на вывоз ТБО и ЖБО на 2010 год составил (плата в руб./чел.) 31,98 и 124,39 соответственно. Тариф на текущий ремонт и содержание жилья для благоустроенного многоквартирного дома на 2010 год, согласно приложению 4 решения, составил (руб./кв.м с НДС) 0,56 и 5,06 соответственно.
По данному факту было возбуждено настоящее дело.
На рассмотрении дела присутствовали:
- председатель Столовского сельсовета,
- председатель ТСЖ "Столовчане",
- директор ООО ЖКХ "Столовское".
На рассмотрении дела председатель Столовского сельсовета пояснила, что тарифы на вывоз ТБО и ЖБО для ООО ЖКХ "Столовское" и тарифы на ремонт и содержание жилья для ТСЖ "Столовчане" на 2010 год были утверждены по аналогии с прошлыми годами. При их утверждении из-за невнимательности не были учтены организационно-правовые формы организаций. Фактически никакого отношения к формированию указанных тарифов Столовский сельсовет не имеет. ООО ЖКХ "Столовское" и ТСЖ "Столовчане" сами формируют указанные тарифы.
Председатель ТСЖ "Столовчане" сообщила, что тарифы на ремонт и содержание жилья рассчитываются исходя из количества расходов в новом году. Данные тарифы сначала обсуждаются на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, затем утверждаются правлением ТСЖ.
Директор ООО ЖКХ "Столовское" сообщил, что тарифы на вывоз ТБО и ЖБО складываются на основании расценок ООО "Тэко-Сервис" и дополнительных расходов на налоги и заработную плату дворника.
Комиссия Тамбовского УФАС России в результате анализа имеющихся материалов и рассмотрения дела установила следующее.
Решением Столовского сельского Совета народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области от 26.11.2009 № 84 "Об утверждении стандарта уровня платежей граждан и тарифов на коммунальные услуги на 2010 год" установлены тарифы на вывоз ТБО и ЖБО на 2010 год, осуществляемые ООО ЖКХ "Столовское", а также тарифы на ремонт и содержание жилья на 2010 год, осуществляемые ТСЖ "Столовчане". Согласно Решению тариф на вывоз ТБО и ЖБО на 2010 год составил (плата в руб./чел.) 31,98 и 124,39 соответственно. Тариф на текущий ремонт и содержание жилья для благоустроенного многоквартирного дома на 2010 год, согласно приложению 4 решения, составил (руб./кв.м с НДС) 0,56 и 5,06 соответственно.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491) (далее - Правила) собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг, работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В статье 161 ЖК РФ установлено, что одним из способов управления многоквартирным домом является товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ).
Согласно статье 135 ЖК РФ ТСЖ признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 152 ЖК РФ для достижения целей, предусмотренных уставом, товарищество собственников жилья вправе заниматься следующими видами хозяйственной деятельности:
1) обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме;
2) строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме;
3) сдача в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме.
ТСЖ является хозяйствующим субъектом в понимании статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), поскольку осуществляет деятельность, приносящую ему доход.
Согласно пункту 33 Правил размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанной организации, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, размеры платы за содержание и ремонт жилья в многоквартирном доме, в котором образовано ТСЖ, устанавливаются на общем собрании собственников помещений.
Столовский сельсовет, установив тарифы на ремонт и содержание жилья на 2010 год для ТСЖ "Столовчане", тем самым препятствует самостоятельному осуществлению хозяйственной деятельности указанного ТСЖ, что недопустимо в соответствии с нормами жилищного законодательства и противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Установление тарифов на ремонт и содержание жилья со стороны органа местного самоуправления для ТСЖ "Столовчане" может привести к созданию неравных условий деятельности хозяйствующих субъектов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.10.2008 № 25080-СК/14 (далее - Письмо Минрегионразвития) услуга по вывозу ТБО входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулированию в соответствии с указанным законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) ТБО.
Федеральный закон не относит услуги по сбору и вывозу ТБО, а также услуги по выгребу (откачке) ЖБО к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию.
Как разъяснено в Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.10.2008 № 25080-СК/14 указанные услуги являются конкурентными и их стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем.
Таким образом, тарифы на услуги по вывозу ТБО и ЖБО в силу норм действующего законодательства не подлежат регулированию со стороны государственной власти и местного самоуправления и устанавливаются хозяйствующими субъектами самостоятельно.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов" заказ на услугу по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия. Цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем.
ООО ЖКХ "Столовское" осуществляет деятельность по вывозу ТБО и ЖБО, по поставке тепловой энергии, по предоставлению услуг водоснабжения и водоотведения, а значит, является хозяйствующим субъектом согласно статье 4 Закона о защите конкуренции, поскольку осуществляет деятельность, приносящую ему доход.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 7 Устава Столовского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области установлено, что органы местного самоуправления сельсовета обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Столовский сельсовет, установив в Решении тарифы на вывоз ТБО и ЖБО для ООО ЖКХ "Столовское", тем самым необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта - ООО ЖКХ "Столовское".
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Таким образом, действия Столовского сельсовета по установлению в Решении тарифов на ремонт и содержание жилья для ТСЖ "Столовчане", тарифов на вывоз ТБО и ЖБО для ООО ЖКХ "Столовское" препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов (ТСЖ "Столовчане", ООО ЖКХ "Столовское"), что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами и услуг по вывозу ТБО и ЖБО соответственно.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:

1. Признать Столовский сельский Совет народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции при принятии Решения от 26.11.2009 № 84 "Об утверждении стандарта уровня платежей граждан и тарифов на коммунальные услуги на 2010 год", которое приводит или может привести к ограничению, недопущению и устранению конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами и услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов.
2. Выдать Столовскому сельскому Совету народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области предписание об изменении Решения от 26.11.2009 № 84 "Об утверждении стандарта уровня платежей граждан и тарифов на коммунальные услуги на 2010 год", нарушающего антимонопольное законодательство в срок до 20 сентября 2010 года, а именно исключить из указанного Решения пункты, устанавливающие тарифы на ремонт и содержания жилья и тарифы на вывоз ТБО и ЖБО (пункт 2, пункт 4, приложение 2, приложение 4).
3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тамбовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Председатель Комиссии
И.А.Бояршинова

Члены Комиссии:
С.В.Мазаева
Е.В.Краснобаева




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Примечание к документу

Решение Тамбовского УФАС РФ от 11.08.2010 № 13/04
<О нарушении антимонопольного законодательства>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru