Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тамбовская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2010 г. № 19/03

    Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2010 года.
    Решение изготовлено в полном объеме 5 марта 2010 года.        г. Тамбов

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А., члены Комиссии - заместитель руководителя, начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В., начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Чибисова Т.Л., заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Л.Д., специалист 1 разряда отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Редина Л.А.,
рассмотрев дело № 19/03 от 24.11.2009 по признакам нарушения ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания" (далее - ОАО "ТОСК"), юридический адрес: 392000, г. Тамбов, ул. Студенецкая, д. 10, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), в присутствии:
представителей ответчика по делу - ОАО "ТОСК" - Погосян С.С. (доверенность от 01.01.2010 № 5), Гуляева Д.Ю. (доверенность от 01.01.2010 № 1), представителя заявителя - товарищества собственников жилья "Маяк" (далее - ТСЖ "Маяк") - председателя Дорощука О.В. (паспорт ...), установила:

В Тамбовское УФАС России поступило обращение ТСЖ "Маяк" (вх. от 19.08.2009 № 5666) о нарушении ОАО "ТОСК" антимонопольного законодательства несоблюдением порядка приостановления оказания услуги электроснабжения, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, д. 92/2.
Заявителем указано, что между ОАО "ТОСК" и ТСЖ "Маяк" заключен договор энергоснабжения от 01.01.2008 № 2225.
ОАО "ТОСК" письмом от 19.06.2009 исх. № 10861 уведомило ТСЖ "Маяк" о введении частичного ограничения режима потребления электрической энергии 02.07.2009 в случае неоплаты задолженности в срок до 26 июня 2009 года в размере 81377 руб., сложившейся в период с марта по июнь 2009 года. ТСЖ "Маяк", считая что указанная в уведомлении задолженность отсутствовала, указанный в срок ее не погасило, и 02.07.2009 с 11 ч. 45 мин. до 18 ч. 30 мин. ОАО "ТОСК" было введено ограничение режима потребления электрической энергии в указанном многоквартирном доме.
Порядок приостановления или ограничения услуги электроснабжения ТСЖ "Маяк" должен соответствовать пункту 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель при наличии у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено.
ОАО "ТОСК", приостанавливая оказание услуги электроснабжения, должно было соблюсти порядок приостановления коммунальной услуги, определенный Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. Данный порядок нарушен ОАО "ТОСК", так как не выдержан месячный срок приостановления услуг электроснабжения 02.07.2009 после направления 19.06.2009 уведомления № 10861.
Действия ОАО "ТОСК" по несоблюдению порядка приостановления ТСЖ "Маяк" услуги электроснабжения, установленного пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, ущемляют интересы ТСЖ "Маяк" и граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме.
Постановлением Комитета по государственному регулированию тарифов Тамбовской области от 12.10.2006 № 36-э "О присвоении статуса гарантирующего поставщика и определении зон деятельности гарантирующих поставщиков, действующих на территории Тамбовской области" с 01.09.2006 ОАО "ТОСК" присвоен статус гарантирующего поставщика по отношению к потребителям, технологически присоединенным к электрическим сетям ОАО "Тамбовская сетевая компания", ОАО "Тамбовские коммунальные системы", МУП "Мичуринские городские электрические сети", МУП "Городские электрические сети" г. Кирсанова, Уваровского филиала "Электрические сети" ООО "Тамбоврегионтеплоэнерго".
Следовательно, ОАО "ТОСК" занимает доминирующее положение на товарном рынке купли-продажи электрической энергии в границах, определенных балансовой принадлежностью электрических сетей ОАО "Тамбовские коммунальные системы" в г. Тамбове.
Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
В действиях ОАО "ТОСК" по несоблюдению порядка приостановления заявителю услуги электроснабжения, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, усматривались признаки нарушения требований части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", что явилось основанием для возбуждения данного дела.
Определением о назначении дела № 19/03 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. от 08.12.2009 № 58-3-06/4915) рассмотрение дела № 19/03 было назначено на 22.12.2009.
На рассмотрение дела 22.12.2009 представитель ТСЖ "Маяк" не явился. ТСЖ "Маяк" не извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела № 19/03, уведомление о вручении не возвращено в Тамбовское УФ АС России.
Определением от 22.12.2009 рассмотрение дела № 19/03 отложено на 28.01.2010.
22.12.2009 ОАО "ТОСК" заявлено ходатайство (вх. № 10978) об истребовании из прокуратуры Октябрьского р-на г. Тамбова материалов проверки обоснованности введения ограничения режима потребления электроэнергии ТСЖ "Маяк" в июле 2009 года, подтверждающих отсутствие нарушений законодательства в действиях ответчика по делу.
Тамбовским УФАС России сделан запрос (исх. от 28.12.2009 № 58-306/5305) в прокуратуру Октябрьского р-на г. Тамбова с просьбой предоставить материалы надзорного производства № 620ж-2009 по заявлению председателя ТСЖ "Маяк" Дорощука О.В.
Прокуратурой Октябрьского р-на г. Тамбова представлены запрошенные документы (вх. от 15.01.2010 № 278), из которых установлено, что в адрес начальника Тамбовского отделения ОАО "ТОСК" было направлено предостережение о недопустимости нарушения требований жилищного законодательства (исх. от 26.06.2009 № 620ж-2009).
На рассмотрение дела 28.01.2010 представитель ОАО "ТОСК" Гуляев Д.Ю. заявил, что результатом проверки соблюдения законодательства ОАО "ТОСК" при введении ограничения режима потребления электроэнергии явилось не предостережение о недопустимости нарушения требований жилищного законодательства, а отказ в возбуждении дела об административном правонарушении. Представителем ОАО "ТОСК" Гуляевым Д. Ю заявлено ходатайство (вх. от 28.01.2009 № 630) об отложении рассмотрения дела № 19/03 в связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств по делу.
Ходатайство представителя ОАО "ТОСК" Гуляева Д.Ю. удовлетворено, рассмотрение дела № 19/03 отложено на 16.02.2010.
ОАО "ТОСК" письмом (вх. от 15.02.2010 № 1122) выражена правовая позиция ОАО "ТОСК" по делу № 19/03. ОАО "ТОСК" указало, что оно правомерно и обоснованно ввело ограничение режима электропотребления в отношении многоквартирного дома, находящегося под управлением ТСЖ "Маяк", так как ТСЖ "Маяк" является юридическим лицом, а следовательно, отношения между ОАО "ТОСК" и ТСЖ "Маяк" в части купли-продажи электрической энергии регулируются Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее - Правила функционирования розничных рынков электрической энергии). ТСЖ "Маяк" имело задолженность перед ОАО "ТОСК" за приобретенную электрическую энергию, которая подтверждена решением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.11.2009 по делу № А64-6045/08-7.
На рассмотрении дела 16.02.2010 представитель ОАО "ТОСК" Гуляев Д.Ю. заявил, что 05.02.2010 ОАО "ТОСК" обратилось в Прокуратуру с просьбой представить документ, подтверждающий отказ в возбуждении дела об административном правонарушении. Прокуратурой дан ответ (исх. от 11.02.2010 № 620ж-2009) о невозбуждении в отношении ОАО "ТОСК" дела об административном правонарушении, который, по мнению представителя ОАО "ТОСК", является доказательством отсутствия нарушения ОАО "ТОСК" антимонопольного законодательства.
Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, Комиссия установила следующие обстоятельства.
ТСЖ "Маяк" является некоммерческой организацией, объединением собственников, созданным для совместного управления комплексом недвижимого имущества и обеспечения коммунальными услугами жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, д. 92/2.
Между ОАО "ТОСК" и ТСЖ "Маяк" сложились фактические договорные отношения по поставке ОАО "ТОСК" электроэнергии для жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева - Магистральная, д. 92/2, так как сторонами в окончательной форме условия договора энергоснабжения от 01.01.2008 № 2225 не согласованы.
ТСЖ "Маяк" в отношениях по предоставлению гражданам услуг энергоснабжения не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов собственников квартир многоквартирного дома, которые являются потребителями услуг энергоснабжения.
Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого товариществом собственников жилья с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам РФ, что подтверждается также разъяснениями уполномоченного органа - Министерства регионального развития РФ в письме от 13.02.2007 № 2479-РМ/07 и в письме от 29.11.2007 № 21492-СК.
За март, апрель и май 2009 года у ТСЖ "Маяк" сформировалась задолженность перед ОАО "ТОСК" в размере 81377 руб. Задолженность сформировалась в 2008 году (за период с 01.01.2008 по 31.09.2008 - в размере 86594,76 руб.), а произведенная в 2009 году оплата была засчитана в счет неоплаты предыдущих периодов 2008 года. Указанная задолженность подтверждена решением Арбитражного суда Тамбовской области от 13.01.2009 и постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 по делу № А64-6045/08-7.
В связи с образовавшейся задолженностью ОАО "ТОСК" направило в адрес ТСЖ "Маяк" уведомление от 19.06.2009 № 1086, в котором указано, что между ОАО "ТОСК" и ТСЖ "Маяк" заключен и действует договор энергоснабжения от 01.01.2008 № 2225. Уведомление содержало требование об оплате в срок до 26 июня 2009 года задолженности в размере 81377 руб., состоящей из остатка фактического потребления за март 2009 года в сумме 27873 руб. 20 коп., а также фактического потребления за апрель 2009 года в сумме 26056 руб. 80 коп. и за май 2009 года в сумме 27447 руб. Таким образом, у ТСЖ "Маяк" имелась зодолженность менее, чем за три периода платежа. ТСЖ "Маяк" предлагалось добровольно ввести ограничение режима потребления электрической энергии в многоквартирном доме по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, д. 92/2, с 29 июня по 2 июля 2009 года. Уведомление содержало также предупреждение о введении полного ограничения подачи электроэнергии с 11 часов 02.07.2009 в случае неисполнения в течение трех рабочих дней со дня введения ограничения требования по оплате задолженности, включая предусмотренную договором неустойку (штраф, пени). ТСЖ "Маяк" оплата задолженности не была произведена. ОАО "ТОСК" 02.07.2009 с 11 ч. 45 мин. до 18 ч. 30 мин. введено полное ограничения услуги электроснабжения в указанном многоквартирном доме.
Пунктом 78 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии установлено, что приостановление подачи электрической энергии в рамках оказания коммунальной услуги осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Подпунктом а) пункта 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.
Уведомление исх. от 19.06.2009 № 10861 направлено ОАО "ТОСК" в адрес ТСЖ "Маяк" необоснованно, так как у последнего отсутствовала задолженность за 6 периодов платежа. Следовательно, в действиях ОАО "ТОСК" содержатся нарушения пункта 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Порядок приостановления или ограничения услуги электроснабжения ТСЖ "Маяк" должен соответствовать пункту 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которому исполнитель при наличии задолженности вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг в следующем порядке:
а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено;
б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;
в) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг.
ОАО "ТОСК" при введении ограничения режима потребления электрической энергии ТСЖ "Маяк" обязано было соблюсти порядок приостановления коммунальной услуги, установленный пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Данный порядок нарушен ОАО "ТОСК", так как не выдержан месячный срок приостановления услуги электроснабжения после направления уведомления № 10861 (уведомление направлено 19.06.2009, электроснабжение приостановлено 02.07.2009).
Несоблюдение ОАО "ТОСК" требований пунктов 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам привело к необоснованному приостановлению предоставления услуги электроснабжения в многоквартирном доме по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, д. 92/2.
Комиссия пришла к выводу, что приостановление ОАО "ТОСК" предоставления услуги электроснабжения с нарушением требований пунктов 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам ущемляет интересы ТСЖ "Маяк" и граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, д. 92/2.
Комиссия установила, что действия ОАО "ТОСК", выразившиеся в нарушении пунктов 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, которые привели к ущемлению интересов ТСЖ "Маяк" и граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, д. 92/2, являются нарушением части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" в части злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке купли-продажи электрической энергии.
Учитывая изложенное, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 49 Закона "О защите конкуренции", Комиссия решила:

1. Признать ОАО "ТОСК" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребления доминирующим положением на рынке купли-продажи электрической энергии действиями по несоблюдению пунктов 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, которые привели к ущемлению интересов ТСЖ "Маяк" и жителей многоквартирного дома по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, д. 92/2 необоснованным приостановлением предоставления услуги электроснабжения ТСЖ "Маяк" 02.07.2009.
2. Выдать ОАО "ТОСК" предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением, а именно: о доведении до сведения лиц, ответственных за введение ограничения режима потребления электрической энергии, информации о необходимости соблюдения порядка введения ограничения режима потребления электрической энергии, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" при введении ограничения режима потребления электрической энергии ТСЖ, ЖСК и управляющим организациям.
3. Передать материалы дела уполномоченному лицу для решения вопроса о возбуждении в отношении ОАО "ТОСК" и должностного лица ОАО "ТОСК" дела об административном правонарушении по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения, предписания антимонопольного органа частью 2 статью 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
Е.А.Гречишникова

Члены Комиссии:
С.В.Мазаева
Т.Л.Чибисова
Л.Д.Попова
Л.А.Редина




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Тамбовского УФАС РФ от 05.03.2010 № 19/03
<О нарушении антимонопольного законодательства>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru