Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тамбовская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 23 июня 2010 г. № 26/02

    Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2010 года.
    Решение в полном объеме изготовлено 23 июня 2010 года.        г. Тамбов

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель:
Гречишникова Е.А. - руководитель;
члены:
Мазаева С.В. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;
Колодина Н.Н. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Козлова Н.Е. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Пономарева И.А. - специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
рассмотрев дело от 25.05.2010 № 26/02 по признакам нарушения Рассказовским городским Советом народных депутатов Тамбовской области части 1 и пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Тамбовское УФАС России проверило Решение Рассказовского городского Совета народных депутатов Тамбовской области от 26.08.2004 № 616 "О Положении "О предоставлении земельных участков для строительства в г. Рассказово" на соответствие требованиям антимонопольного законодательства.
В ходе проверки выявлены признаки нарушения части 1 и пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в Положении о предоставлении земельных участков для строительства в г. Рассказово в части статей 14 и 15, в которых установлен иной порядок выбора земельного участка для строительства в отличие от Земельного кодекса Российской Федерации.
Тамбовское УФАС России по данному факту по собственной инициативе возбудило настоящее дело в отношении Рассказовского городского Совета народных депутатов Тамбовской области по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в принятии акта, который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами при рассмотрении заявлений о предоставлении земельных участков для строительства на территории города Рассказово.
На рассмотрении дела присутствовал представитель Рассказовского городского Совета народных депутатов Тамбовской области - председатель постоянной комиссии по вопросам местного самоуправления и депутатской этики городского совета народных депутатов <...>, действующий на основании доверенности (доверенность от 14.04.2010 № 01/10-22).
Представитель Рассказовского городского Совета народных депутатов Тамбовской области на рассмотрении дела <...> сообщил, что признает нарушение, допущенное нарушение будет устранено.
Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела установила следующее.
Рассказовский городской Совет народных депутатов Тамбовской области принял Решение от 26.08.2004 № 616 "О Положении "О предоставлении земельных участков для строительства в г. Рассказово" (изменение от 24.06.2009 № 956).
Согласно статьи 1 Положения указано, что настоящее Положение определяет процедуру предоставления земельных участков гражданам, юридическим лицам для строительства, в том числе и порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Однако, в данном Положении не соблюдены требования антимонопольного законодательства, а именно в части статей 14 и 15 Положения.
Статьей 14 Положения установлено, что "в целях рассмотрения вопроса о целесообразности строительства объекта на территории г. Рассказово администрацией города создается постоянно действующая комиссия по выбору земельного участка. Комиссию по выбору земельного участка возглавляет заместитель главы администрации города". Также указанной статьей определены органы и службы, представители которых должны включаться в названную комиссию.
Статьей 15 Положения установлено следующее: "Комиссия по выбору земельного участка рассматривает варианты размещения объекта строительства, делает выводы, предложения, в пределах своих полномочий принимает решение, оформленное протоколом, на основании которого заявитель оформляет акт выбора земельного участка, а при необходимости акт размещения охранной зоны".
Данный порядок выбора земельного участка противоречит части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку не предусмотрен федеральными законами и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при рассмотрении обращений граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков для строительства на территории города Рассказово.
Земельным Кодексом Российской Федерации, который регулирует указанные отношения, установлен иной порядок выбора земельных участков для строительства, и в котором не предусмотрено рассмотрение органом местного самоуправления вопроса о целесообразности строительства объекта на территории г. Рассказово как основание для оформления заявителем акта выбора земельного участка.
Так, порядок выбора земельного участка для строительства установлен в статье 31 Земельного Кодекса Российской Федерации:
- гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (часть 1 статьи 31 ЗК РФ);
- орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (часть 2 статьи 31 ЗК РФ);
- органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (часть 3 статьи 31 ЗК РФ).
Исходя из положений статей 31, 32 ЗК РФ, целесообразность строительства объекта на территории города определяется заявителем (часть 1 статьи 31 ЗК РФ), но не органом местного самоуправления.
Таким образом, установление Рассказовским городским Советом народных депутатов в Решении от 26.08.2004 № 616 "О Положении "О предоставлении земельных участков для строительства в г. Рассказово" (с изменениями) обязательного рассмотрения вопроса о целесообразности строительства объекта на территории г. Рассказово как основание для оформления заявителем акта выбора земельного участка (статьи 14 и 15 Положения) является необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, неустановленные статус и полномочия комиссии по выбору земельного участка, отсутствие порядка ее работы и принятия решений также могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при рассмотрении заявлений о предоставлении земельных участков для строительства.
Земельный кодекс Российской Федерации, в том числе в части статьи 31 "Выбор земельных участков для строительства", введен в действие Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ.
На время принятия Решения Рассказовского городского Совета народных депутатов от 26.08.2004 № 616 "О Положении "О предоставлении земельных участков для строительства в г. Рассказово" требования земельного законодательства в указанной части действовали.
Также на время принятия названного решения Рассказовского горсовета действовали требования антимонопольного законодательства, запрещающие принимать акт, который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и которым может быть создано необоснованное препятствование деятельности хозяйствующих субъектов.
Так, в августе 2004 года действовал Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", который утратил силу с 26.10.2006 со вступлением в законную силу Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Частью 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 также запрещалось федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещалось необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещено органам местного самоуправления запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, Комиссия считает, что Рассказовский городской Совет народных депутатов Тамбовской области, утвердив своим Решением от 26.08.2004 № 616 Положение о предоставлении земельных участков для строительства в г. Рассказово, допустил нарушение требований части 1 и пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части статей 14 и 15 Положения, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами при рассмотрении заявлений о предоставлении земельных участков для строительства на территории города Рассказово.
Указанное Положение продолжает действовать на территории города Рассказово.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:

1. Признать Рассказовский городской Совет народных депутатов Тамбовской области нарушившим требования части 1 и пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части статей 14 и 15 Положения, утвержденного Решением от 26.08.2004 № 616 "О Положении "О предоставлении земельных участков для строительства в г. Рассказово", что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами при рассмотрении заявлений о предоставлении земельных участков для строительства на территории города Рассказово.
2. Выдать предписание Рассказовскому городскому Совету народных депутатов Тамбовской области о прекращении нарушения части 1 и пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в срок до 30 июня 2010 года, а именно:
2.1. Изменить акт, нарушающий антимонопольное законодательство (Решение от 26.08.2004 № 616 Рассказовского городского совета народных депутатов Тамбовской области "О Положении "О предоставлении земельных участков для строительства в г. Рассказово"), исключив статьи 14 и 15 Положения.
3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тамбовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
Е.А.Гречишникова

Члены Комиссии:
С.В.Мазаева
Н.Н.Колодина
Н.Е.Козлова
И.А.Пономарева




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Тамбовского УФАС РФ от 23.06.2010 № 26/02
<О нарушении антимонопольного законодательства>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru