ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 10 декабря 2009 г. № 45р
Резолютивная часть решения объявлена 8 декабря 2009 года.
Решение изготовлено в полном объеме 10 декабря 2009 года. г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Бояршинова И.А., члены Комиссии - начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Чибисова Т.Л., заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Л.Д., специалист 1 разряда отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Редина Л.А.
рассмотрев дело № 45р по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе по факту выявленного 21 октября 2009 года размещения наружной рекламы алкогольной продукции в виде надписей "Вино", "Водка", запрещенной законодательством, и рекламы пива в виде надписи "Пиво" без предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива на входной двери в кафе "Шаурма", расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. Державинская, д. 28 "а",
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - индивидуального предпринимателя <...>, установила:
21 октября 2009 года в ходе осуществления государственного контроля соблюдения участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что на входной двери в кафе "Шаурма", расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Державинская, д. 28 "а", размещена рекламная конструкция следующего содержания: "Холодные закуски. Шаурма. Воздушные слойки. Вино. Соки-воды. Пиво. Водка. Шашлык. Чай-кофе".
Хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность в кафе "Шаурма", является ООО "Шаурма" (ОГРН 1066829049033, адрес: г. Тамбов, ул. Державинская, д. 28 "а").
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона "О рекламе" реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее десяти процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Реклама пива на рекламной конструкции, размещенной на входной двери в кафе "Шаурма" не сопровождалась предупреждающей надписью о вреде чрезмерного потребления пива. Таким образом, при распространении указанной рекламы пива, имелись признаки нарушения части 3 статьи 22 Закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе", реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
В данном случае рекламная конструкция размещена на конструктивном элементе здания - входной двери в кафе "Шаурма".
Таким образом, при распространении рекламы алкогольной продукции, размещенной на рекламной конструкции, размещенной на входной двери в кафе "Шаурма", имелись признаки нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе", что явилось основанием для возбуждения в отношении ООО "Шаурма" данного дела.
На рассмотрении дела 17.11.2009 генеральный директор ООО "Шаурма" <...> заявила, что рекламный щит, расположенный на входной двери в кафе "Шаурма" (г. Тамбов, ул. Державинская, д. 28 "а"), следующего содержания: "Холодные закуски. Шаурма. Воздушные слойки. Вино. Соки-воды. Пиво. Водка. Шашлык. Чай-кофе" принадлежит индивидуальному предпринимателю Бочаровой О.И. согласно договору от 04.02.2008, заключенному между ООО "Шаурма" и ИП <...>, которая также осуществляет торговую деятельность в помещении по адресу: г. Тамбов, ул. Державинская, д. 28 "а". В соответствии с договором аренды нежилого помещения № 2 от 01.11.2009, заключенного между <...> и ИП <...>, нежилое помещение площадью 6 кв.м, расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. Державинская, д. 28 "а", находится во временном пользовании ИП <...>.
Определением от 17 ноября 2009 года рассмотрение дела было отложено для получения дополнительных доказательств по делу и привлечения к рассмотрению дела лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства - индивидуального предпринимателя <...>.
На рассмотрении дела 08.12.2009 присутствовала индивидуальный предприниматель <...>, которая предоставила копию выписки из ЕГРИП и пояснила, что рекламный щит, расположенный на входной двери в кафе "Шаурма" (г. Тамбов, ул. Державинская, д. 28 "а") следующего содержания: "Холодные закуски. Шаурма. Воздушные слойки. Вино. Соки-воды. Пиво. Водка. Шашлык. Чай-кофе" в 2008 году был куплен у ООО "Шаурма", согласно договору купли-продажи от 04.02.2008. ИП <...> заявила также, что надписи на щите она считала ассортиментным перечнем товара, а не рекламой, и что целью этого щита не было привлечение внимания потребителей именно к пиву или водке. Надписи "пиво", "водка", "вино" были удалены с рекламного щита сразу же, после возбуждения дела в Тамбовском УФАС России, о чем свидетельствует представленная фотография.
Комиссия, исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.
Реклама алкогольной продукции и пива в виде надписей "Водка", "Вино", "Пиво" на рекламной конструкции, размещенной на входной двери в кафе "Шаурма" (г. Тамбов, ул. Державинская, д. 28 "а") распространялась в нарушение пункта 5 части 2 статьи 21, части 3 статьи 22 Закона "О рекламе".
В соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Следовательно, указанная реклама алкогольной продукции и пива в соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе" является ненадлежащей.
В помещении, расположенном по адресу: г. Тамбов, ул. Державинская, д. 28 "а" хозяйственную деятельность осуществляют и ООО "Шаурма" и индивидуальный предприниматель <...>, однако, рассматриваемая рекламная конструкция принадлежит индивидуальному предпринимателю <...> согласно договору от 04.02.2008, заключенному между ООО "Шаурма" и ИП <...>.
В соответствии со статьей 38 Закона "О рекламе" за нарушение части 3 статьи 22 и пункта 2 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе" несет ответственность рекламораспространитель. Рекламораспространителем является ИП <...>. Таким образом, лицом, отечественным за нарушение части 3 статьи 22 и пункта 2 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе" является ИП <...>.
ООО "Шаурма" является ненадлежащим ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 30, 37 - 45 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции и пива в виде надписей "Водка", "Вино", "Пиво" на рекламном щите, размещенном на входной двери в кафе "Шаурма" (г. Тамбов, ул. Державинская, д. 28 "а"), поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 21, части 3 статьи 22 Закона "О рекламе".
2. В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы добровольно прекращено, предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.