Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 февраля 2010 г. по делу № А79-473/2010

Резолютивная часть решения оглашена 17 февраля 2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19 февраля 2010 года.
Арбитражный суд в составе председательствующего судьи,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "ДюПон Химпром" г. Новочебоксарск
к Чувашской таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы г. Чебоксары
о признании незаконным и отмене постановления № 10406000-117/2009 от 14.01.2010
при участии:
от общества - Е. (копия доверенности в деле)
от таможни - А., М. (копии доверенностей в деле)

установил:

закрытое акционерное общество "ДюПон Химпром" г. Новочебоксарск (далее - Заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Чувашской таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы г. Чебоксары (далее - ответчик, Таможня) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 10406000-117/2009 от 14.01.2010 (далее - оспариваемое постановление), которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде предупреждения за осуществление производственной деятельности в пределах зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа.
Заявление мотивировано тем, что распоряжением Федеральной таможенной службы от 22.11.2007 № 397-р в отношении общества установлена специальная упрощенная процедура таможенного оформления, предусматривающая временное хранение товаров, ввозимых заявителем на таможенную территорию Российской Федерации.
Чувашская таможня со ссылкой на вышеуказанное распоряжение издает приказ от 28.12.2007 № 238 о создании на территории общества постоянной зоны таможенного контроля.
Установив хранение на территории склада, определенного как площадь зоны хранения товаров под таможенным контролем, товаров, не находящихся под таможенным контролем, таможня возбудила дело об административном правонарушении и, впоследствии оспариваемым постановлением привлекло общество к административной ответственности.
Однако, по мнению общества, указанное хранение товаров, не находящихся под таможенным контролем, на территории зоны для хранения находящихся под таможенным контролем товаров, не является противоправным деянием.
Так, заявитель считает, что у таможни отсутствовали основания для создания постоянной зоны таможенного контроля на территории общества, поскольку пунктом 3 распоряжения № 397-р от 22.11.2007 установлены требования к Чувашской таможне:
- о проверке системы учета коммерческой деятельности общества;
- о производстве таможенного оформления товаров с применением специальной упрощенной процедуры;
- о направлении в главное управление организации таможенного контроля ФТС России информации о выявленных фактах, влекущих за собой в соответствии с пунктом 14 Правил отмену настоящего распоряжения.
При этом не подразумевалось создание на территории общества постоянной зоны таможенного контроля (далее - ПЗТК), следовательно, распоряжение ФТС не могло послужить созданием такой ПЗТК.
Кроме того, Чувашская таможня не уведомила общество о создании постоянной зоны таможенного контроля на его территории.
В связи с чем просило признать незаконным и отменить оспариваемое постановление.
В судебном заседании представитель общества поддержал требования в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.
На вопрос суда ответил, что общество до настоящего времени руководствовалось и в дальнейшем планирует руководствоваться распоряжением таможни № 397 от 22.11.2007 "Об установлении специальной упрощенной процедуры в отношении ЗАО "ДюПон Химпром".
Представители таможни требования не признали и указали, что распоряжением ФТС России от 22.11.2007 № 397-р в отношении общества установлена специальная упрощенная процедура таможенного оформления, предусматривающая временное хранение товаров, ввозимых заявителем на таможенную территорию Российской Федерации и находящихся под таможенным контролем, на складе общества.
На основании статьи 362 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) Чувашская таможня в целях проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств издала приказ от 28.12.2007 № 238 о создании на территории общества постоянной зоны таможенного контроля. Данная ПЗТК обозначена табличкой с надписью "Зона таможенного контроля" на русском и английском языках.
20.11.2009 при применении системы управления рисками был проведен таможенный досмотр товара, находящегося под таможенным контролем, в ходе которого выявлено хранение на территории ПЗТК общества кроме указанного товара, товаров, не находящихся под таможенным контролем и не числящихся в документах отчета как помещенные на хранение. В частности, установлено хранение белого мешка с зимней мужской обувью, коробок со сланцами, технической резины, лампочек, процессоров от компьютера и т.д. Разрешение на хранение перечисленного товара в пределах ПЗТК таможня не давала.
Тем самым, в нарушение положений статьи 362 ТК РФ общество в пределах зоны таможенного контроля осуществляло производственную деятельность (хранение товаров) без разрешения таможенного органа, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.5 КоАП РФ.
Относительно доводов заявителя об отсутствии оснований для создания зоны таможенного контроля на территории общества, указали, что в соответствии со статьей 68 ТК РФ и названным распоряжения ФТС России в отношении общества установлена упрощенная процедура таможенного оформления, которая предусматривает временное хранение товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и находящихся под таможенным контролем, на складе ЗАО "ДюПон Химпром", расположенном в части склада гербицидов на площади 139 кв.метров, принадлежащем обществу. В силу пункта 2 статьи 100 и статьи 117 ТК РФ склады временного хранения являются зоной таможенного контроля. Пункт 1 статьи 362 ТК РФ устанавливает, что зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.
Следовательно, на складе общества, где будут храниться товары, на время, необходимое для производства таможенного оформления, должна быть создана зона таможенного контроля и склад получателя товара должен соответствовать установленным ТК РФ требованиям.
Полагают, что названные нормы ТК РФ и распоряжение ФТС России № 397-р являются основанием для создания зоны таможенного контроля, при этом общество обязано выполнять их требования в целях соблюдения условий установленной специальной упрощенной процедуры.
Далее считают, что отсутствие сведений о надлежащем уведомлении заявителя о создании ПЗТК не является основанием для отмены оспариваемого постановления, поскольку общество своими действиями фактически подтверждает извещение его о создании ПЗТК. Так, общество с 2007 года представляет в таможню периодические отчеты по товарам, перемещаемым через таможенную границу, и осуществление на данной территории таможенного контроля. Из Актов досмотра от 17.11.2009, от 18.12.2009, подписанных представителем общества, явственно следует, что осуществлялся досмотр ПЗТК в обществе. Приложенные к актам фотографии указывают на обозначение пределов ПЗТК соответствующими табличками.
Также отметили, что при назначении обществу административного наказания принято во внимание добровольное устранение вредных последствий, а само наказание назначено в минимальном размере в пределах санкции статьи 16.5 КоАП РФ.
В связи с чем просили в удовлетворении заявления обществу отказать.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Закрытое акционерное общество "ДюПон Химпром" зарегистрировано Государственной регистрационной палатой при Министерстве экономики РФ 13.02.1998 № Р-7109.16 и 04.12.2002 включено в Единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН 1022100912008.
На основании заявления общества от 20.09.2007 распоряжением Федеральной таможенной службы от 22.11.2007 № 397-р в отношении общества установлена специальная упрощенная процедура таможенного оформления, которая предусматривает временное хранение товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации заявителем и находящихся под таможенным контролем, на складе заявителя (г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, 101), расположенном в части склада гербицидов на площади 139 кв. метров, и принадлежащем обществу на праве собственности.
Чувашская таможня со ссылкой на вышеуказанное распоряжение издала приказ от 28.12.2007 № 238 о создании постоянной зоны таможенного контроля на территории ЗАО "ДюПон Химпром" с 28.12.2007, определив пределы ПЗТК на части указанного склада гербицидов, площадью 139 кв. метров, с обозначением ПЗТК табличкой с надписью "Зона таможенного контроля" на русском и английском языках.
20.11.2009 при применении системы управления рисками был проведен таможенный досмотр по ГТД № 10406030/191109/000335 товара - тифенсульфурон метил технический на территории ПЗТК ЗАО "ДюПон Химпром", который был размещен по ДО-1 № 10406030/171109/0000022 от 17.11.2009. При этом было установлено, что на ПЗТК ЗАО "ДюПон Химпром" также находился товар трифенсульфурон метил технический на 9 паллетах и трибенурон метил технический на 2 паллетах, которые размещены на ПЗТК по ДО-1 № 10406030/171109/0000021 от 17.11.2009.
Кроме того, в ходе таможенного досмотра на территории ПЗТК общества помимо вышеназванных товаров обнаружены товары, не находящиеся под таможенным контролем и не числящиеся в документах отчета как помещенные на хранение, а именно: белый мешок с зимней мужской обувью; спец. одежда зимняя с каской и обувью; спец. одежда летняя, мужская; комбинезон (Тайвик) в белой упаковке; коробки со сланцами; полуботинки мужские; коробки и мешок с резиновыми сапогами; зимние мужские куртки различных фасонов; розетки, вилки, техническая резина, лампочки; моток кабели из медной проволоки; белый шланг; монитор; рукава полиэтиленовые; лампы дневного света; три процессора от компьютера; большой манометр; противопожарная сигнализация; защитная маска в коробке.
Данные обстоятельства зафиксированы в Акте таможенного досмотра № 10406030/201109/0000634 от 20.11.2009, с приложением к нему фотографий. Акт составлен с участием представителя общества П., которому была вручена его копия.
Посчитав, что общество неправомерно производило на территории названной ПЗТК несанкционированные таможенным органом операции с товарами, не находящимися под таможенным контролем, должностное лицо таможни определением от 23.11.2009 № 10406000-117/2009 возбудило в отношении ЗАО "ДюПон Химпром" дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.5 КоАП РФ, с проведением по нему административного расследования, и письмом от 23.11.2009 № 05-12/164 пригласило законного представителя общества для дачи объяснений по существу дела.
Письмом от 09.12.2009 общество в рамках дела об административном правонарушении сообщило таможне, что соблюдает распоряжение ФТС России № 397-р, однако это распоряжение не определяет часть его склада как ПЗТК, следовательно, хранение иного товара на складе, не является противоправным деянием. Кроме того, общество никогда не информировалось о создании у него ПЗТК и само оно с такой инициативой не выступало.
Опрошенный должностным лицом отдела административных расследований таможни в качестве свидетеля по административном у делу сотрудник таможни Ю. факты, изложенные в Акте таможенного досмотра от 20.11.2009 подтвердил и указал, что ПЗТК общества огорожена металлической решеткой по периметру, имеется входная дверь с запорным устройством, развешаны таблички с информацией "Зона таможенного контроля".
Дополнительно проведенным таможенным досмотром 17.12.2009 было зафиксировано обозначение ПЗТК общества и размещенного на ней товара табличкой "Зона таможенного контроля", о чем составлен соответствующий Акт № 10406030/181209/000696.
Письмом от 09.12.2009 № 20-14-117/8322 таможня уведомила законного представителя общества о необходимости явки к 15 час. 00 мин. 23.12.2009 для ознакомления с материалами дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении. Одновременно в данном письме содержалось разъяснение прав и обязанностей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Согласно почтовому уведомлению письмо обществом было получено 16.12.2009
В назначенное время 23.12.2009 должностное лицо таможни в присутствии представителя общества Е., действующего на основании доверенности от 22.12.2009 на представление интересов ЗАО "ДюПон Химпром" в деле об административном правонарушении № 10406000-117/2009, составило протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.5 КоАП РФ.
Определением от 24.12.2009 таможня продлила срок рассмотрения дела об административном правонарушении до 15.01.2010 и назначило его рассмотрение на 09. час. 00 мин. 14.01.2010, о чем письмом от 24.12.2009 № 20-14-117/8721 уведомило законного представителя общества (согласно почтовому уведомлению письмо было получено адресатом 13.01.2010).
14.01.2010 также в присутствии представителя общества Е., действующего на основании доверенности от 22.12.2009 на представление интересов ЗАО "ДюПон Химпром" в деле об административном правонарушении № 10406000-117/2009, должностное лицо таможни по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесло постановление по делу об административном правонарушении, которым признало общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.5 КоАП РФ, и назначило ему административное наказание в виде предупреждения. При этом общество возражало против доводов таможни по основаниям, аналогично приведенным в заявлении в суд. Копия постановления в тот же день была вручена представителю Е. под роспись, а также письмом от 15.01.2010 № 20-14-117/00189 направлена обществу по почте.
Не согласившись с постановлением таможни, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев заявление общества, проанализировав и оценив материалы дела и доводы заявителя, суд не находит оснований для отмены оспариваемого постановления по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 68 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в сентябре - ноябре 2007 года) федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, в порядке, определяемом федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, может устанавливать специальные упрощенные процедуры таможенного оформления. При этом специальные упрощенные процедуры таможенного оформления устанавливаются для лиц, осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, и могут предусматривать подачу периодической таможенной декларации (статья 136), выпуск товаров при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров (статья 150), проведение таможенного оформления на объектах таких лиц, хранение товаров на своих складах и другие упрощенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом.
Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления не могут содержать положения, освобождающие лиц от соблюдения требований и условий, установленных настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также от соблюдения таможенных режимов (часть 4 статьи 68 ТК РФ).
Обществу установлена специальная упрощенная процедура таможенного оформления, которая предусматривает временное хранение товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации заявителем и находящихся под таможенным контролем, на определенном складе заявителя.
Статья 117 ТК РФ указывает, что с разрешения таможенного органа временное хранение может осуществляться на складе получателя товаров при применении специальных упрощенных процедур для отдельных лиц.
Согласно пункту 1 статьи 100 ТК РФ временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения, если иное не установлено настоящей главой. Складами временного хранения являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям, установленным статьей 107 настоящего Кодекса.
Склады временного хранения являются зоной таможенного контроля (пункт 2 статьи 100 ТК РФ).
Статья 16.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границы зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной коммерческой деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно.
Объективную сторону данного правонарушения составляют нарушение установленных статьей 362 ТК РФ обязанностей по осуществлению производственной и иной коммерческой деятельности, перемещению товаров и (или) транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, за исключением таможенных, через границы таможенных зон и в их пределах только с разрешения таможенных органов Российской Федерации. Ответственность по данной статье наступает только за те несанкционированные действия, на совершение которых в соответствии с ТК РФ разрешение таможенного органа обязательно.
На основании пункта 1 статьи 362 ТК РФ зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением. Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах, определенных в соответствии с настоящим Кодексом.
Пункт 4 данной статьи устанавливает, что осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. В указанных случаях доступ в зоны таможенного контроля разрешается с предварительного уведомления таможенных органов.
Таким образом, осуществление производственной деятельности, к которой относится и хранение товаров, продукции, их перемещение через зону таможенного контроля или в ее пределах, возможно только с разрешения (а в установленных случаях, после уведомления об этом) таможенного органа.
Совершение названных действий в зоне таможенного контроля без разрешения (уведомления или присутствия) таможенного органа подпадает под признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.5 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается факт хранения товаров, не находящихся под таможенным контролем, перемещение их в пределах и за границы склада временного хранения, который в силу требований статьи 100 ТК РФ является зоной таможенного контроля.
Доводы заявителя об отсутствии оснований для создания постоянной зоны таможенного контроля на территории его склада и не уведомлении его о создании ПЗТК не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления, поскольку, как уже выше отмечалось, ответственность по статье 16.5 КоАП РФ наступает при осуществлении производственной деятельности без разрешения таможенного органа в зоне таможенного контроля, независимо от того, является ли она временной зоной таможенного контроля, либо постоянной зоной таможенного контроля.
Определенная распоряжением ФТС России № 397-р часть склада гербицидов заявителя, площадью 139 кв. метров, в качестве склада временного хранения, в любом случае на основании статьи 100 ТК РФ относится к зоне таможенного контроля.
Более того, из Актов таможенного досмотра от 20.11.2009 и 17.12.2009 усматривается, что территория склада огорожена и обозначена табличкой "Зона таможенного контроля" на русском и английском языках. Также само общество на протяжении длительного промежутка времени (2007 - 2009 годы) использовало данный склад для временного хранения полученных товаров, находящихся под таможенным контролем, и применяло установленную ему упрощенную процедуру таможенного оформления и подавая соответствующие отчеты о принятии товаров на временное хранение. Помимо этого, само же общество письмом от 30.11.2009 № 113009-04 просило таможню дать разрешение на получение российских товаров (согласно акту таможенного досмотра № 10406030/20110/000634), находящихся в ПЗТК. Все это свидетельствует, что общество было осведомлено о нахождении у него на складе именно зоны таможенного контроля.
Нарушений норм КоАП РФ таможней при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено. Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом, с соблюдением сроков давности привлечения к административной ответственности. Протокол об административном правонарушении составлен после надлежащего извещения законного представителя общества о времени и месте его составления. Заявитель имел возможность воспользоваться предоставленными ему КоАП РФ правами. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют.
В связи с чем основания для признания оспариваемого постановления незаконным и отмене не имеется.
Уплаченная заявителем государственная пошлина в размере <...> по платежному поручению № 67 от 22.01.2010 подлежит возврату, поскольку в силу пункта 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

закрытому акционерному обществу "ДюПон Химпром" г. Новочебоксарска отказать в удовлетворении заявления к Чувашской таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы г. Чебоксары о признании незаконным и отмене постановления № 10406000-117/2009 от 14.01.2010 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Закрытому акционерному обществу "ДюПон Химпром" г. Новочебоксарска возвратить из федерального бюджета <...> государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 67 от 22.01.2010.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 10.06.2010 по делу № А79-473/2010 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда ЧР от 19.02.2010 по делу № А79-473/2010
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Чувашской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы о привлечении его к административной ответственности за нарушение режима зоны таможенного контроля>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru