Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 июня 2009 г. № 3-48/09

(извлечение)

Приморский краевой суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приморского края о признании противоречащим закону и недействующим постановления Законодательного Собрания Приморского края от 28 мая 2003 г. № 354 "О краевой целевой программе "Защита от наводнений населенных пунктов, народнохозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае", опубликованного в Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края № 23 от 2 июня 2003 г.,

установил:

в суд обратился прокурор Приморского края с данным заявлением, указывая, что 28.05.2003 постановлением Законодательного Собрания Приморского края № 345 утверждена краевая целевая программа "Защита от наводнений населенных пунктов, народнохозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае" на 2003 - 2010 годы, которой установлен перечень инвестиционных проектов строительства объектов защиты от наводнений муниципальных образований края.
Предусмотренный Программой порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности (дамбы, берегоукрепляющие сооружения и другие объекты) не соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Так, ресурсное обеспечение Программы (раздел 5) одним из источников финансирования объектов строительства предусматривает средства внебюджетного финансово-инвестиционного фонда защиты края от наводнений. Однако в соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации не предусматривает целевые внебюджетные фонды за исключением территориальных государственных внебюджетных фондов. Утвержденное постановлением Администрации Приморского края от 20.03.1995 № 136 Положение о внебюджетном финансово-инвестиционном фонде защиты Приморского края от наводнений признано утратившим силу постановлением Губернатора Приморского края от 14.05.2003 № 161.
Также ресурсное обеспечение Программы предусматривает финансирование за счет средств федерального бюджета. Однако действие федеральной целевой программы "Защита от наводнений населенных пунктов, народно-хозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае на 1995 - 2000 годы" постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2000 № 653 ограничено окончанием 2001 года. Также с превышением полномочий постановлением Законодательного Собрания Приморского края от 28.05.2003 № 345 мероприятия краевой целевой программы "Защита от наводнений населенных пунктов, народнохозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае" на 2003 - 2010 годы включены в федеральные целевые программы, как, например, "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 и до 2010 года", "Экология и природные ресурсы России на 2002 - 2010 годы (пункт 4.2 Программы).
Предусмотренный Программой механизм ее реализации мотивирован полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансированию мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем, согласно ст. 22 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ст. 18 Закона Приморского края от 02.12.1999 № 74-КЗ "О защите населения и территории Приморского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", финансирование краевых целевых программ по защите населения и территории Приморского края от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 ст. 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществление бюджетных инвестиций из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности, которые не относятся (не могут быть отнесены) соответственно к государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, не допускается. Законом о бюджете субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов. В соответствии со ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Однако в нарушение ст. ст. 79, 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечнем инвестированных мероприятий по защите от наводнений территорий муниципальных образований объекты капитального строительства и их правообладатель не определены, перечнем первоочередных инвестиционных мероприятий Программы предусмотрено капитальное строительство объектов муниципальной собственности за счет средств федерального бюджета, бюджета Приморского края. При этом в ряде случаев финансирование строительства объектов муниципальной собственности за счет средств бюджета муниципального образования Программой не предусмотрено.
Поэтому он просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия решения суда постановление Законодательного Собрания Приморского края от 28 мая 2003 г. № 345 "О краевой целевой программе "Защита от наводнений населенных пунктов, народнохозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае" на 2003 - 2010 годы".
В последующем от прокурора Приморского края поступило заявление об уточнении требований.
В уточненных требованиях указано, что пунктом 1 постановления Законодательного Собрания Приморского края от 28.05.2003 № 345 утверждена краевая целевая программа "Защита от наводнений населенных пунктов, народнохозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае" на 2003 - 2010 годы, отдельные положения которой в настоящее время противоречат действующему законодательству.
Так в разделе 5 "Ресурсное обеспечение программы" подразделе 5.1 "Финансовые ресурсы" абзацах 6 и 9 Программы предусмотрено финансирование программных мероприятий за счет внебюджетного финансово-инвестиционного фонда защиты края от наводнений.
Однако в соответствии со ст. 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации все государственные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулируемых в бюджетной системе Российской Федерации. В силу ст. 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетную систему субъектов Российской Федерации образуют бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Образование иных внебюджетных фондов помимо государственных бюджетной системой Российской Федерации не предусмотрено. Согласно ст. 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок составления и рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля и утверждения отчета об их исполнении. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации формировать средства внебюджетных фондов, не входящих в структуру бюджетной системы субъектов Российской Федерации, законом не предусмотрены.
Также разделом 5 "Ресурсное обеспечение программы" подразделом 5.1 "Финансовые ресурсы" абзацем 7 Программы в составе внебюджетных источников финансирования предусмотрены средства от реализации защищенных от наводнений территорий в собственность или предоставления их в долгосрочную аренду собственникам создаваемых на этих территориях производств, жилых и культурно-бытовых объектов и сельскохозяйственных угодий.
Однако в соответствии со ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от использования находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества, к которому в соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся и земельные участки, являются доходами соответствующих бюджетов.
Разделом 5 "Ресурсное обеспечение программы" подразделом 5.1 "Финансовые ресурсы" абзацем 8 Программы в числе источников внебюджетного финансирования программных мероприятий предусмотрены средства от обязательного и добровольного страхования зданий и сооружений, промышленного и сельскохозяйственного производства на затапливаемых наводнениями территориях.
Однако в соответствии со ст. ст. 947, 954 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. ст. 2, 10 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" за счет страховых взносов формируются страховые фонды, предназначенные для возмещения убытков и выплаты страховых сумм участвующим в страховании лицам при наступлении страхового случая.
Согласно абзацу 5 раздела 1 "Анализ исходного состояния проблемы, подлежащей решению на программной основе", абзацу 12 подраздела 5.1 "Финансовые ресурсы" и подразделу 5.2 "Материальные ресурсы" раздела 5 "Ресурсное обеспечение программы" краевой целевой программы "Защита от наводнений населенных пунктов, народнохозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае" на 2003 - 2010 годы мероприятиями программы является строительство защитных противопаводковых сооружений. Приложением 1 к Программе установлен перечень мероприятий, предусматривающий, в том числе, объемы инвестиций из федерального, краевого и местных бюджетов, а также внебюджетных источников.
В соответствии с п. 7 ст. 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществление бюджетных инвестиций из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности, которые не относятся (не могут быть отнесены) соответственно к государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не допускается.
Федеральным законом о федеральном бюджете может предусматриваться предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов.
В соответствии с п. 7 ст. 79 и ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление указанных субсидий осуществляется в соответствии с долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета, с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и решениями Президента Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 подраздела 4.1 "Управление строительством и эксплуатацией защитных объектов" раздела 4 "Механизм осуществления программы" краевой целевой программы "Защита от наводнений населенных пунктов, народнохозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае" на 2003 - 2010 годы в программные мероприятия включены мероприятия федеральных целевых программ "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья" на 1996 - 2005 и до 2010 года, "Экология и природные ресурсы России на 2002 - 2010 годы".
Однако федеральной целевой программой "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" в редакциях, действовавших с 21.11.2007 и по настоящее время, предусмотрено финансирование бюджета Приморского края из федерального бюджета только на завершение строительства сооружений защиты от наводнений водозабора г. Партизанска и только на 2008 год (в сумме 57,6 млн рублей). Вместе с тем такое мероприятие приложением 1 к краевой целевой программе "Защита от наводнений населенных пунктов, народнохозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае" на 2003 - 2010 годы не предусмотрено.
Предусмотренное в приложении 1 к оспариваемой Программе перечнем финансирование из федерального бюджета мероприятий защиты от наводнений площади 483 га г. Владивостока (№ 1.1 Перечня), 534 га г. Находки (№ 1.2 Перечня), 524 га г. Уссурийска (№ 1.3 Перечня) и 842 га г. Спасск-Дальнего (№ 1.4 Перечня) соответствовало мероприятиям федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья" до ее изменения постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2007 № 801 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 № 480". С 21.11.2007 указанные мероприятия и их финансирование из федерального бюджета федеральной целевой программой "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья" на период до 2013 года, федеральной целевой программой "Экология и природные ресурсы России на 2002 - 2010 годы", иными федеральными долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и решениями Президента Российской Федерации, не предусмотрены. Также федеральным законодательством не предусмотрено финансирование из федерального бюджета на период 2006 - 2010 годы и иных объектов защиты от наводнений и регулирования стока и русла рек, установленных Перечнем мероприятий краевой целевой программы "Защита от наводнений населенных пунктов, народнохозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае" на 2003 - 2010 годы (N№ 1.5 - 1.11, 2.2, 3.1 - 3.3, 3.5 - 3.13, 3.15).
Кроме того, согласно п. 7 ст. 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование из краевого бюджета объектов капитального строительства муниципальной собственности может быть произведено только в порядке предоставления межбюджетных трансфертов в виде субсидий и, соответственно, только на условиях софинансирования бюджетных инвестиций из местных бюджетов.
Ряд объектов капитального строительства, установленных Перечнем мероприятий краевой целевой программы, предусматривает инвестиции федерального, краевого бюджетов при отсутствии финансирования из местных бюджетов. При этом собственник объектов капитального строительства Программой не обозначен, что создает правовую неопределенность в сфере возможности бюджетного финансирования мероприятий Программы, учитывая законодательный запрет на осуществление бюджетных инвестиций из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации в объекты капитального строительства муниципальной собственности (N№ 1.8, 1.11, 3.1, 3.2, 3.9, 3.10, 3.11).
Поэтому прокурор Приморского края просит признать противоречащими закону и недействующими следующие положения краевой целевой программы "Защита от наводнений населенных пунктов, народнохозяйственных объектов сельскохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае" на 2003 - 2010 годы, утвержденной п. 1 постановления Законодательного Собрания Приморского края от 28.05.2003 № 345:
1. абзацы 6, 7, 8 и 9 подраздела 5.1 "Финансовые ресурсы" раздела 5 "Ресурсное обеспечение программы";
2. в Приложении 1 в разделе 1 "Защита от наводнений городов и поселков городского типа":
- в подразделе 1.1 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 740,5, графу 4 "федеральный бюджет" 195,8, графу 5 "краевой бюджет" 65,9;
- в подразделе 1.2 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 643,5, графу 4 "федеральный бюджет" 83,9, графу 5 "краевой бюджет" 389,4;
- в подразделе 1.3 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 666,9, графу 4 "федеральный бюджет" 114,1, графу 5 "краевой бюджет" 349,2;
- в подразделе 1.4 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 542,1, графу 4 "федеральный бюджет" 64,7, графу 5 "краевой бюджет" 285,0;
- в подразделе 1.5 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 419,9, графу 4 "федеральный бюджет" 223,7, графу 5 "краевой бюджет" 56,9;
- в подразделе 1.6 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 742,9, графу 4 "федеральный бюджет" 374,0, графу 5 "краевой бюджет" 248,1;
- в подразделе 1.7 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 148,7, графу 4 "федеральный бюджет" 74,0, графу 5 "краевой бюджет" 36,7;
- в подразделе 1.8 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 106,3, графу 4 "федеральный бюджет" 406,3;
- в подразделе 1.9 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 260,6, графу 4 "федеральный бюджет" 130,0, графу 5 "краевой бюджет" 62,4;
- в подразделе 1.10 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 145,4, графу 4 "федеральный бюджет" 7,8, графу 5 "краевой бюджет" 104,1;
- в подразделе 1.11 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 87,3, графу 4 "федеральный бюджет" 43,7, графу 5 "краевой бюджет" 21,2;
3. в Приложении 1 в разделе 2 "Защита от наводнений народнохозяйственных объектов":
- в подразделе 2.2 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 111,9, графу 4 "федеральный бюджет" 35,2, графу 5 "краевой бюджет" 36,4;
4. в Приложении 1 в разделе 3 "Защита от наводнений сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий":
- в подразделе 3.1 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 315,1, графу 4 "федеральный бюджет" 164,8, графу 5 "краевой бюджет" 103,3;
- в подразделе 3.2 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 118,6, графу 4 "федеральный бюджет" 44,2, графу 5 "краевой бюджет" 62,1;
- в подразделе 3.3 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 70,5, графу 4 "федеральный бюджет" 26,0, графу 5 "краевой бюджет" 36,0;
- в подразделе 3.5 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 185,8, графу 4 "федеральный бюджет" 68,7, графу 5 "краевой бюджет" 97,9;
- в подразделе 3.6 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 8,9, графу 4 "федеральный бюджет" 3,3, графу 5 "краевой бюджет" 4,5;
- в подразделе 3.7 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 22,4, графу 4 "федеральный бюджет" 2,9, графу 5 "краевой бюджет" 10,5;
- в подразделе 3.8 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 40,3, графу 4 "федеральный бюджет" 14,9, графу 5 "краевой бюджет" 16,9;
- в подразделе 3.9 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 350,0, графу 4 "федеральный бюджет" 125,1, графу 5 "краевой бюджет" 181,9;
- в подразделе 3.10 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 38,0, графу 4 "федеральный бюджет" 15,9, графу 5 "краевой бюджет" 22,1;
- в подразделе 3.11 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 145,5, графу 4 "федеральный бюджет" 23,5, графу 5 "краевой бюджет" 99,6;
- в подразделе 3.12 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 52,5, графу 4 "федеральный бюджет" 19,4, графу 5 "краевой бюджет" 22,5;
- в подразделе 3.13 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 231,6, графу 4 "федеральный бюджет" 105,1, графу 5 "краевой бюджет" 91,0;
- в подразделе 3.15 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 76,1, графу 4 "федеральный бюджет" 28,2, графу 5 "краевой бюджет" 33,2.
В судебном заседании прокурор С. поддержала заявление по указанным основаниям, отказавшись от требования в части признания противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца 9 подраздела 5.1 "Финансовые ресурсы" раздела 5 "Ресурсное обеспечение программы", т.к. в нем не содержатся правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений.
Представитель Законодательного Собрания Приморского края Ж. с заявлением в уточненном виде согласилась, пояснив, что Законодательное Собрание Приморского края постановлением от 25 февраля 2009 г. № 1459 удовлетворило протест прокурора от 28 января 2009 г. на оспариваемое постановление. Губернатору Приморского края было предложено внести проект постановления Законодательного Собрания Приморского края "О внесении изменений в постановление Законодательного Собрания от 28 мая 2003 г. № 345 "О краевой целевой программе "Защита от наводнений населенных пунктов, народнохозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае" на 2003 - 2010 годы" на рассмотрение Законодательного Собрания. До настоящего времени от Губернатора Приморского края в Законодательное Собрание проект не поступил, т.к. находится в стадии разработки.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. "з" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится осуществление мероприятий по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
На основании ст. 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 18 Закона Приморского края от 2 декабря 1999 г. № 74-КЗ (в ред. Закона Приморского края от 26.06.2006 № 380-КЗ) "О защите населения и территории Приморского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" также предусматривает, что финансирование краевых целевых программ по защите населения и территории Приморского края от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Приморского края.
Раздел 5 Программы (Ресурсное обеспечение программы) одним из источников финансирования программных мероприятий предусматривает средства внебюджетного финансово-инвестиционного фонда защиты края от наводнений.
Между тем, ст. 10 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающая структуру бюджетной системы Российской Федерации, не предусматривает целевые внебюджетные фонды за исключением территориальных государственных внебюджетных фондов. Утвержденное постановлением Администрации Приморского края от 20 марта 1995 г. № 136 Положение о внебюджетном финансово-инвестиционном фонде защиты Приморского края от наводнений признано утратившим силу постановлением Губернатора Приморского края от 14 мая 2003 г. № 161.
Поэтому установление одного из источников финансирования программных мероприятий за счет средств внебюджетного финансово-инвестиционного фонда защиты края от наводнений противоречит закону.
Также противоречит федеральному законодательству установление источников финансирования программы за счет средств, полученных от реализации или предоставления в аренду создаваемых на защищенных от наводнений территориях производств, жилых и культурно-бытовых объектов и сельскохозяйственных угодий, а также за счет средств от обязательного (государственного) и добровольного (коммерческого) страхования зданий и сооружений, промышленного и сельскохозяйственного производства на затапливаемых наводнениями территориях. Поскольку в первом случае доходы должны поступать в соответствующий бюджет, а во втором случае за счет страховых взносов формируются страховые фонды, предназначенные для выплаты страховых сумм при наступлении страхового случая.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. № 340 утверждена федеральная целевая программа "Защита от наводнений населенных пунктов, народно-хозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае на 1995 - 2000 годы". Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 1999 г. № 1389 срок реализации указанной Федеральной целевой программы был продлен на 2001 г. с выделением средств из федерального бюджета.
В настоящее время федеральное законодательство не предусматривает выделение средств федерального бюджета на вышеназванную Программу. Поэтому суд считает, что предусмотренное Программой ресурсное обеспечение за счет средств федерального бюджета противоречит федеральному законодательству.
Согласно п. 7 ст. 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование из краевого бюджета объектов капитального строительства муниципальной собственности может быть произведено только в порядке предоставления межбюджетных трансфертов в виде субсидий и, соответственно, только на условиях софинансирования бюджетных инвестиций из местных бюджетов.
Ряд объектов капитального строительства, установленных Перечнем мероприятий краевой целевой программы, предусматривает инвестиции федерального, краевого бюджетов при отсутствии финансирования из местных бюджетов. При этом собственник объектов капитального строительства Программой не обозначен, что создает правовую неопределенность в сфере возможности бюджетного финансирования мероприятий Программы, учитывая законодательный запрет на осуществление бюджетных инвестиций из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации в объекты капитального строительства муниципальной собственности (N№ 1.8, 1.11, 3.1, 3.2, 3.9, 3.10, 3.11).
Заявление прокурора Приморского края является обоснованным и подлежит удовлетворению. При этом суд считает возможным согласиться с отказом прокурора от заявленного требования в части признания недействующим абзаца 9 подраздела 5.1 "Финансовые ресурсы" раздела 5 "Ресурсное обеспечение программы", т.к. в нем не содержатся нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора Приморского края о признании противоречащим закону и недействующим постановления Законодательного Собрания Приморского края от 28 мая 2003 г. № 345 "О краевой целевой программе "Защита от наводнений населенных пунктов, народнохозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае" на 2003 - 2010 годы" удовлетворить.
Признать противоречащими закону и недействующими следующие положения краевой целевой программы "Защита от наводнений населенных пунктов, народнохозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае" на 2003 - 2010 годы", утвержденной постановлением Законодательного Собрания Приморского края от 28 мая 2003 г. № 345: абзацы 6, 7, 8 подраздела 5.1 "Финансовые ресурсы" раздела 5 "Ресурсное обеспечение программы"; в Приложении 1 в разделе 1 "Защита от наводнений городов и поселков городского типа": в подразделе 1.1 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 740,5, графу 4 "федеральный бюджет" 195.8, графу 5 "краевой бюджет" 65,9; в подразделе 1.2 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 643,5, графу 4 "федеральный бюджет" 83,9, графу 5 "краевой бюджет" 389,4; в подразделе 1.3 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 666,9, графу 4 "федеральный бюджет" 114,1, графу 5 "краевой бюджет" 349,2; в подразделе 1.4 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 542,1, графу 4 "федеральный бюджет" 64,7, графу 5 "краевой бюджет" 285,0; в подразделе 1.5 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 419,9, графу 4 "федеральный бюджет" 223,7, графу 5 "краевой бюджет" 56,9; в подразделе 1.6 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 742.9, графу 4 "федеральный бюджет" 374,0, графу 5 "краевой бюджет" 248,1; в подразделе 1.7 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 148,7, графу 4 "федеральный бюджет" 74,0, графу 5 "краевой бюджет" 36,7; в подразделе 1.8 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 106,3, графу 4 "федеральный бюджет" 406,3; - в подразделе 1.9 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 260,6, графу 4 "федеральный бюджет" 130,0, графу 5 "краевой бюджет" 62,4; в подразделе 1.10 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 145,4, графу 4 "федеральный бюджет" 7,8, графу 5 "краевой бюджет" 104,1; в подразделе 1.11 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 87,3, графу 4 "федеральный бюджет" 43,7, графу 5 "краевой бюджет" 21,2; в Приложении 1 в разделе 2 "Защита от наводнений народнохозяйственных объектов": в подразделе 2.2 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 111,9, графу 4 "федеральный бюджет" 35,2, графу 5 "краевой бюджет" 36,4; в Приложении 1 в разделе 3 "Защита от наводнений сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий": в подразделе 3.1 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 315,1, графу 4 "федеральный бюджет" 164,8, графу 5 "краевой бюджет" 103,3; в подразделе 3.2 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 118,6, графу 4 "федеральный бюджет" 44,2, графу 5 "краевой бюджет" 62,1; в подразделе 3.3 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 70,5, графу 4 "федеральный бюджет" 26,0, графу 5 "краевой бюджет" 36,0; в подразделе 3.5 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 185,8, графу 4 "федеральный бюджет" 68,7, графу 5 "краевой бюджет" 97,9; в подразделе 3.6 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 8,9, графу 4 "федеральный бюджет" 3,3, графу 5 "краевой бюджет" 4,5; в подразделе 3.7 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 22,4, графу 4 "федеральный бюджет" 2,9, графу 5 "краевой бюджет" 10,5; в подразделе 3.8 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 40,3, графу 4 "федеральный бюджет" 14,9, графу 5 "краевой бюджет" 16,9; в подразделе 3.9 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 350,0, графу 4 "федеральный бюджет" 125,1, графу 5 "краевой бюджет" 181,9; в подразделе 3.10 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 38,0, графу 4 "федеральный бюджет" 15,9, графу 5 "краевой бюджет" 22,1; в подразделе 3.11 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 145,5, графу 4 "федеральный бюджет" 23,5, графу 5 "краевой бюджет" 99,6; в подразделе 3.12 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 52,5, графу 4 "федеральный бюджет" 19,4, графу 5 "краевой бюджет" 22,5; в подразделе 3.13 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 231,6, графу 4 "федеральный бюджет" 105,1, графу 5 "краевой бюджет" 91,0; в подразделе 3.15 по строке 2006 - 2010 годы - графу 3 "всего" 76,1, графу 4 "федеральный бюджет" 28,2, графу 5 "краевой бюджет" 33,2 со дня вступления в законную силу решения суда.
Обязать Законодательное Собрание Приморского края после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о решении в "Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края" и "Приморской газете".
Взыскать с Законодательного Собрания Приморского края государственную пошлину 2000 руб.
На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи жалобы или представления в Приморский краевой суд.

Председательствующий
И.Н.МИШАНИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Приморского краевого суда от 05.06.2009 № 3-48/09
<О признании противоречащими закону и недействующими некоторых положений Постановления Законодательного Собрания Приморского края от 28.05.2003 № 345 "О краевой целевой программе "Защита от наводнений населенных пунктов, народнохозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае" на 2003 - 2010 годы">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru