АДМИНИСТРАЦИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2009 г. № 265
О РАЗРАБОТКЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2009 - 2012 ГОДЫ
(в ред. Постановлений администрации Тульской области
от 13.07.2009 № 521
, от 21.12.2009 № 929
,
от 03.09.2010 № 819
)
В целях реализации Постановления
администрации Тульской области от 27.10.2008 № 673 "Об утверждении Концепции демографической политики Тульской области на период до 2025 года", в соответствии с Постановлением
администрации Тульской области от 27.06.2007 № 303 "О порядке разработки и реализации долгосрочных целевых программ", на основании статьи 34
Устава (Основного Закона) Тульской области администрация Тульской области постановляет:
1. Утвердить Концепцию
долгосрочной целевой программы по улучшению демографической ситуации в Тульской области на 2009 - 2012 годы (приложение).
2. Комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству (Филимонова Ю.Г.) в срок до 30 апреля 2009 года разработать и согласовать в установленном порядке проект постановления администрации Тульской области "Об утверждении долгосрочной целевой программы по улучшению демографической ситуации в Тульской области на 2009 - 2012 годы" (далее - Программа).
3. Определить государственным заказчиком Программы комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.
4. Контроль за выполнением Постановления возложить на заместителя губернатора Тульской области Чмуневича А.А.
5. Постановление вступает в силу со дня подписания.
Губернатор Тульской области
В.Д.ДУДКА
Приложение
к Постановлению администрации
Тульской области
от 25.04.2009 № 265
КОНЦЕПЦИЯ
ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2012 ГОДЫ
(в ред. Постановлений администрации Тульской области
от 13.07.2009 № 521
, от 21.12.2009 № 929
,
от 03.09.2010 № 819
)
1. Содержание проблемы и обоснование ее решения
программно-целевым методом
Демографическое развитие Тульской области характеризуется рядом неблагоприятных факторов: естественной убылью населения, высоким уровнем смертности, демографическим старением населения. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области, численность постоянного населения области на 01.01.2009 составила 1552,1 тыс. человек (на 01.01.2007 - 1580,5 тыс. человек, на 01.01.2008 - 1566,3 тыс. человек).
Темпы убыли населения несколько сократились за последние годы, в 2003 году численность населения уменьшилась на 1,51 процента, в 2004 году - на 1,40 процента, в 2005 году - на 1,37 процента, в 2006 году - на 1,21 процента, в 2007 и 2008 годах - на 0,9 процента. За период 2003 - 2008 годов численность жителей области стала меньше на 117,7 тыс. человек, среднегодовая убыль населения за указанный период составила 19,6 тыс. человек.
Естественная убыль обусловлена чрезмерно высоким уровнем смертности населения за счет большой доли населения старшего возраста.
Доля жителей в возрасте 60 лет и старше на начало 2008 года составляла 22,5 процента и была самой высокой в стране (Российская Федерация - 17,2 процента; Центральный федеральный округ - 20,0 процента). Удельный вес населения пенсионного возраста в области на начало 2008 года являлся также самым высоким в стране (26,9 процента), существенно превосходя показатели по Российской Федерации (21,0 процента) и по Центральному федеральному округу (23,9 процента).
Суммарный показатель рождаемости (число детей, которые были бы рождены в среднем одной женщиной репродуктивного возраста при условии сохранения уровня рождаемости во всех возрастах неизменным) на протяжении последних лет значительно ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства населения. В 2007 году он составлял 1,155 рождения против 2,15, необходимых для простого численного замещения поколения родителей их детьми. Большинство рождающихся в Тульской области детей являются первенцами. Среди общего числа родившихся в 2007 году вторыми по очередности рождений были 31,6 процента новорожденных, третьи и последующие рождения составляли 8,4 процента. С 2006 года сохраняется тенденция увеличения рождаемости.
(таблица в ред. Постановления
администрации Тульской области от 03.09.2010 № 819)
(см. текст в предыдущей редакции
)
--------------------------------
<*> Сноска исключена с 21 декабря 2009 года. - Постановление
администрации Тульской области от 21.12.2009 № 929.
(см. текст в предыдущей редакции
)
Направления финансирования Программы из бюджета Тульской области (прочие расходы):
организация мероприятий, направленных на укрепление института семьи;
улучшение работы медико-социальных учреждений Тульской области;
совершенствование организации медицинской помощи и питания в муниципальных общеобразовательных и государственных образовательных учреждениях Тульской области.
Софинансирование мероприятий Программы из бюджетов муниципальных образований осуществляется на основе соглашений, заключенных департаментом здравоохранения Тульской области и департаментом образования Тульской области с органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Тульской области.
Управление реализацией Программы предполагается осуществлять на трех уровнях:
стратегический уровень: межведомственная комиссия по вопросам семьи, детей и демографической политике при губернаторе Тульской области, действующая на основании Постановления
губернатора Тульской области от 7 ноября 2006 года № 85-пг "О межведомственной комиссии по вопросам семьи, детей и демографической политике при губернаторе Тульской области";
тактический уровень: государственный заказчик - комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству;
оперативный уровень: органы исполнительной власти Тульской области - исполнители Программы.
Межведомственная комиссия по вопросам семьи, детей и демографической политике при губернаторе Тульской области осуществляет следующие функции:
рассматривает материалы о ходе реализации мероприятий Программы;
подготавливает рекомендации по эффективному выполнению мероприятий Программы с учетом хода реализации Программы и тенденций социально-экономического развития Тульской области. Государственный заказчик - комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству:
осуществляет координацию деятельности по реализации Программы;
ежегодно при необходимости уточняет механизм реализации Программы, плановые значения показателей, расходы на реализацию мероприятий Программы;
осуществляет мониторинг реализации Программы.
Для осуществления мониторинга Программы государственный заказчик производит сбор данных для определения фактических значений показателей непосредственного и конечного результатов, составляет и представляет для оценки результативности и эффективности реализации Программы ежеквартальные и годовые отчеты о ходе ее реализации; производит оценку рисков реализации Программы и разрабатывает решения по их минимизации.
(в ред. Постановления
администрации Тульской области от 03.09.2010 № 819)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Органы исполнительной власти Тульской области - исполнители Программы - в рамках своей компетенции:
вносят предложения об уточнении показателей, расходов на реализацию мероприятий Программы, а также о совершенствовании механизма ее реализации;
обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
осуществляют управление деятельностью исполнителей мероприятий Программы в рамках выполнения программных мероприятий;
осуществляют отбор исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы в соответствии с действующим законодательством.
4. Социально-экономический эффект реализации
долгосрочной целевой программы
Оценка эффективности реализации Программы проводится на основе сравнения достигнутых значений показателей с плановыми значениями.
Программой планируется:
стабилизация общего коэффициента рождаемости на уровне 9,2 в расчете на тысячу человек населения;
(в ред. Постановления
администрации Тульской области от 21.12.2009 № 929)
(см. текст в предыдущей редакции
)
увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 65,01 года в 2007 году до уровня 65,92 года в 2012 году;
увеличение удельного веса лиц, выработавших стойкую мотивацию на ведение здорового образа жизни, от числа опрошенных в результате социологического опроса с 10 процентов в 2008 году до 30 процентов в 2012 году;
(в ред. Постановления
администрации Тульской области от 21.12.2009 № 929)
(см. текст в предыдущей редакции
)
увеличение до 70 процентов доли муниципальных общеобразовательных и государственных образовательных учреждений Тульской области, в которых условия для организации медицинской помощи учащимся и воспитанникам соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, увеличение до 52 процентов доли муниципальных общеобразовательных и государственных образовательных учреждений Тульской области, в которых условия для организации питания учащихся и воспитанников соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям.
(в ред. Постановления
администрации Тульской области от 21.12.2009 № 929)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Социальный эффект от реализации Программы выражается в увеличении рождаемости, что является актуальным фактором улучшения демографической ситуации в Тульской области. Плановые значения рождаемости в абсолютном выражении составляют не менее 14000 человек ежегодно.