Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 июля 2009 г. по делу № А14-6623-2009/192/33

(извлечение)

Администрация Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ОГПН по Воробьевскому району Воронежской области о назначении административного наказания № 85 от 28.05.2009.
В заявлении заявитель указывает на отсутствие вины администрации в совершении правонарушения ввиду отсутствия финансирования из бюджета.
Административный орган требования заявителя не признает, ссылаясь на правомерность своих действий.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 06.05.2009 № 65 инспектором ОГПН по Воробьевскому району проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности администрацией Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района. В ходе проверки административным органом установлено нарушение администрацией сельского поселения требований Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, в частности:
- не разработан план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории сельского поселения;
- не обеспечены связь и оповещение населения о пожаре;
- не организованы обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности;
- не производится социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране;
- водоемы не обеспечены пирсами для установки пожарных автомобилей;
- не обеспечено для целей пожаротушения прицепной пожарной мотопомпой;
- территория населенного пункта в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями, а также участки, прилегающие к жилым домам своевременно не очищаются от горючих отходов, мусора и сухой травы;
- план эвакуации административного здания не соответствует требованиям ГОСТ Р12.2.143-2-2002;
- знаки пожарной безопасности на путях эвакуации административного здания не соответствуют требованиям нормативных документов;
- электрические распределительные коробки в здании администрации эксплуатируются без защитных крышек;
- административное здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией;
- не установлены указатели пожарных водоемов;
- допущена эксплуатация глухих решеток на окнах административного здания.
Результаты проверки отражены в акте проверки № 65 от 25.05.2009.
По результатам проверки 25.05.2009 административным органом в присутствии главы администрации Х. составлен протокол об административном правонарушении № 85. Постановлением от 28.05.2009 № 85 администрация Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Администрация не согласилась с вынесенным постановлением, что явилось основанием для обращения в суд с заявленными требованиями. При этом заявитель указывает на отсутствие вины в совершении правонарушения.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения сторон, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечить своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, что предусмотрено частью 1 статьи 38 вышеназванного Федерального закона.
Требования пожарной безопасности, обязательны для применения и выполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и должностными лицами, установлены в Правилах (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313.
Согласно п. 94 Правил при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Из пункта 31 ППБ 01-03 следует, что сельские населенные пункты с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 должны иметь прицепную пожарную мотопомпу.
В соответствии с п. 21 Правил территории населенных пунктов, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.
Согласно п. 16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
Исходя из требований п. 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.
Кроме того, в соответствии с п. 90 Правил у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Как следует из материалов дела, в нарушение указанных правил на территории Никольского 1-го сельского поселения водоемы не обеспечены пирсами для установки пожарных автомобилей, не обеспечено для целей пожаротушения прицепной пожарной мотопомпой, территория населенного пункта в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями, а также участки, прилегающие к жилым домам своевременно не очищаются от горючих отходов, мусора и сухой травы, не установлены указатели пожарных водоемов, допущена эксплуатация глухих решеток на окнах административного здания.
Кроме того, в нарушение ст. ст. 63, 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, Норм пожарной безопасности "Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования. НПБ 160-97", Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), Правил устройства электроустановок (ПУЭ) не разработан план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории сельского поселения, не обеспечены связь и оповещение населения о пожаре, не организованы обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности, не производится социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, план эвакуации административного здания не соответствует требованиям ГОСТ Р12.2.143-2-2002, знаки пожарной безопасности на путях эвакуации административного здания не соответствуют требованиям нормативных документов, электрические распределительные коробки в здании администрации эксплуатируются без защитных крышек, административное здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.
Согласно статье 19 Закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
Доказательств принятия всевозможных и своевременных мер, направленных на недопущение нарушений требований пожарной безопасности, материалы дела не содержат.
Ссылка заявителя о недостаточности финансирования первичных мер пожарной безопасности в границах сельского поселения, судом отклоняется, поскольку отсутствие финансирования на проведение противопожарных мер не освобождает администрацию от соблюдения требований закона и не является основанием для освобождения от административной ответственности за неисполнение данной обязанности.
Факт нарушения администрацией требований пожарной безопасности установлен, подтверждается материалами проверки и не оспаривается главой администрации.
Процессуальных нарушений со стороны административного органа при проведении проверки, составления протокола и вынесении оспариваемого постановления судом не установлено.
На основании изложенного, суд считает, что администрация Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области правомерно признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и правомерно привлечена к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
С учетом обстоятельств дела, привлечения заявителя к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности впервые, принятие главой администрации мер по защите жизни и здоровья граждан и имущества от пожаров, а также, недостаточное финансирование на "Пожарную охрану" в бюджете сельского поселения на 2009 г., требования заявителя подлежат удовлетворению в части размера назначенного наказания. Суд считает возможным в качестве меры административной ответственности применить к администрации Никольского 1-го сельского поселения предупреждение.
В силу пункта 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и изменить постановление № 85 от 28.05.2009 Отделения государственного пожарного надзора по Воробьевскому району Воронежской области в части наложения административного штрафа на администрацию Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области в сумме 10 000 рублей.
Назначить администрации Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области административное наказание в виде предупреждения.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.07.2009 по делу № А14-6623-2009/192/33
Суд при рассмотрении заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности установил, что заявитель правомерно признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru