Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 октября 2009 г. по делу № А33-11288/2009

Резолютивная часть решения объявлена 24 сентября 2009 года.
В полном объеме решение изготовлено 1 октября 2009 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Л.О. Петракевич, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сервисная компания "Инженерно-Энергетические технологии"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска
о признании недействительным решения № 15 от 26.05.2009 о принятии обеспечительных мер, о запрете на отчуждение (передачу в залог) имущества,
при участии:
представителя заявителя: Г. на основании доверенности от 09.09.2008, паспорта;
представителя ответчика: Н. на основании доверенности от 21.07.2009 № 11-03/21899, удостоверения,
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.О. Петракевич,

установил:

общества с ограниченной ответственностью "Сервисная компания "Инженерно-Энергетические технологии" (далее по тексту - ООО "СК "Инженерно-Энергетические технологии", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска (далее по тексту - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения № 15 от 26.05.2009 о принятии обеспечительных мер, о запрете на отчуждение (передачу в залог) имущества.
Заявление принято к производству суда. Определением от 06.07.2009 возбуждено производство по делу.
Заявитель в судебном заседании заявленное требование подтвердил, в обоснование своей позиции привел следующие доводы:
- оспариваемое решение № 15 от 26.05.2009 о принятии обеспечительных мер принято инспекцией во исполнение решения № 46 от 21.05.2009, принятого налоговым органом по результатам проведения в отношении общества выездной налоговой проверки. В качестве основания для применения обеспечительных мер налоговым органом указано на установление в ходе проверки факта направленности действий налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды, отраженного в решении № 46 от 21.05.2009. Вместе с тем, данный вывод инспекции носит предположительных характер, решение № 46 от 21.05.2009 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения на момент принятия налоговым органом обеспечительных мер не вступило в законную силу, в настоящее время данное решение обжалуется обществом в Арбитражном суде Красноярского края;
- основания для принятия инспекцией обеспечительных мер отсутствовали. Оспариваемое решение не содержит ссылки на установленные налоговым органом факты сокрытия заявителем имущества, его реализацию, или иные обстоятельства, позволившие налоговому органу прийти к выводу о том, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения и взыскание недоимки, пеней и штрафов.
Заявитель в судебном заседании пояснил, что на доводе о несоблюдении налоговым органом очередности наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика, установленной подпунктом 1 пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, не настаивает.
Ответчик в судебном заседании заявленное требование не признал по следующим основаниям:
- решение инспекции № 46 от 21.05.2009 вступило в законную силу 14.07.2009, в связи с принятием Управлением Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю решения № 12-0507 по апелляционной жалобе налогоплательщика. Действующее законодательство о налогах и сборах не предусматривает в качестве основания для принятия налоговым органом обеспечительных мер необходимости вступления в законную силу решения, принятого по итогам проверки;
- учредителем и руководителем заявителя является Ф., являющийся также учредителем и руководителем общества с ограниченной ответственностью "Инженерно-Энергетические технологии". В период проведения Арбитражным судом Красноярского края в отношении ООО "Инженерно-Энергетические технологии" процедур несостоятельности руководителем организации выведены активы должника в иные юридические лица. Данные обстоятельства позволяют налоговому органу полагать о возможности совершения Ф. аналогичных действий в отношении имущества ООО "СК "Инженерно-Энергетические технологии", что повлечет затруднение или сделает невозможным дальнейшее исполнение решения инспекции № 46 от 21.05.2009 и взыскание недоимки, пеней и штрафов, начисленных указанным решением.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска проведена выездная налоговая проверка ООО "СК "Инженерно-Энергетические технологии" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц.
21.05.2009 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска принято решение № 46 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно резолютивной части которого обществу предложено уплатить 1 710 120.50 рублей налога на прибыль, 316 405.39 рублей пени; 675 911.39 рублей налога на добавленную стоимость, 382 826.54 рублей пени; 3141.90 рублей пени по налогу на доходы физических лиц.
Кроме того ООО "СК "Инженерно-Энергетические технологии" привлечено к ответственности на основании:
- пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на прибыль в виде 171 012.05 рублей штрафа, за неуплату налога на добавленную стоимость в виде 134 752.73 рублей штрафа;
- пункта 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде 67 рублей штрафа;
- пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов в виде 50 рублей штрафа.
На основании указанного решения 26.05.2009 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска принято решение № 15 о принятии обеспечительных мер, о запрете на отчуждение (передачу в залог) имущества, согласно которому в отношении налогоплательщика применены обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения решения инспекции № 46 от 21.05.2009 на сумму 4 172 610 рублей, в виде:
- запрета на отчуждение основных средств в размере 165 000 рублей;
- запрета на отчуждение готовой продукции в размере 4 007 610 рублей.
Не согласившись с решением Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска № 15 от 26.05.2009, считая его нарушающим права и законные интересы общества, 01.07.2009 ООО "СК "Инженерно-Энергетические технологии" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статей 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган, который принял акт, решение.
Как следует из материалов дела, оспариваемое решение № 15 от 26.05.2009 принято налоговым органом на основании решения № 46 от 21.05.2009 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с пунктом 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.
Обеспечительными мерами может быть в том числе запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа.
Обеспечительные меры, предусмотренные пунктом 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, направлены на оперативную защиту интересов бюджета с целью предотвращения ситуаций, когда вследствие истечения определенного времени на процедуру принудительного взыскания налогов во внесудебном порядке может возникнуть затруднительность либо невозможность исполнения принятого решения налогового органа по причине отчуждения (иного вывода) налогоплательщиком своих активов.
Из анализа пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что основанием для принятия налоговым органом обеспечительных мер являются достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.
Следовательно, условием для принятия обеспечительных мер является наличие таких оснований, и, принимая обеспечительные меры, налоговая инспекция обязана доказать невозможность или затруднительность исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Такой вывод согласуется с положениями статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагающих обязанность доказывания законности оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, на орган, который принял это решение.
Из содержания оспариваемого решения № 15 от 26.05.2009 о принятии обеспечительных мер усматривается, что основанием для его принятия послужило установление инспекцией в ходе выездной налоговой проверки факта направленности действий налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды.
Вместе с тем суд считает, что сам по себе данный факт, а также обстоятельства и размер сумм доначисленных налогов, пеней и штрафов, взыскиваемых на основании решения инспекции № 46 от 21.05.2009, не могут свидетельствовать о затруднительности или невозможности в дальнейшем исполнения указанного решения инспекции.
В оспариваемом решении № 15 от 26.05.2009 не отражено, что при его принятии налоговым органом исследовались обстоятельства, связанные с тем, что непринятие таких мер может затруднить или сделать в дальнейшем невозможным исполнение решения № 46 от 21.05.2009 и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в этом решении. В решении № 15 от 26.05.2009 отсутствуют ссылки на доказательства, подтверждающие наличие таких обстоятельств. Доказательств того, что налогоплательщиком могут быть предприняты меры по сокрытию своего имущества и (или) его ликвидации инспекцией не представлено.
В ходе рассмотрения настоящего дела налоговый орган сослался на наличие у него информации о том, что учредителем и руководителем заявителя является Ф., являющийся также учредителем и руководителем общества с ограниченной ответственностью "Инженерно-Энергетические технологии". В период проведения Арбитражным судом Красноярского края в отношении ООО "Инженерно-Энергетические технологии" процедур несостоятельности руководителем организации выведены активы должника в иные юридические лица. Данные обстоятельства позволили налоговому органу полагать о возможности совершения Ф. аналогичных действий в отношении заявителя, что повлечет затруднение или сделает невозможным дальнейшее исполнение решения инспекции № 46 от 21.05.2009 и взыскание недоимки, пеней и штрафов, начисленных указанным решением.
Из материалов дела следует, что учредителем и руководителем ООО "СК "Инженерно-Энергетические технологии" является Ф., являющийся также учредителем и руководителем общества с ограниченной ответственностью "Инженерно-Энергетические технологии", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 16.01.2009, выпиской из устава общества с ограниченной ответственностью "Инженерно-Энергетические технологии".
Согласно данным бухгалтерского баланса общества с ограниченной ответственностью "Инженерно-Энергетические технологии" на 31 марта 2008 года внеоборотные активы общества составляли 160 000 рублей; оборотные активы - 8 279 000 рублей, в том числе: запасы - 6 871 000 рублей, готовая продукция и товары для перепродажи - 6 154 000 рублей; краткосрочные обязательства - 1 010 000 рублей.
02.02.2009 Федеральная налоговая служба обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "Инженерно-Энергетические технологии" несостоятельным (банкротом) (дело № А33-2129/2009).
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 19.02.2009 по делу № А33-2129/2009 заявление принято к производству.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 30.04.2009 по делу № А33-2129/2009 в отношении должника введена процедура наблюдения.
Согласно данным бухгалтерского баланса общества с ограниченной ответственностью "Инженерно-Энергетические технологии" на 31 марта 2009 года внеоборотные активы общества составили 31 000 рублей; оборотные активы - 4 073 000 рублей, в том числе: запасы - 3 115 000 рублей, готовая продукция и товары для перепродажи - 3 109 000 рублей; краткосрочные обязательства - 61 000 рублей.
Произошедшее уменьшение показателей бухгалтерского учета общества с ограниченной ответственностью "Инженерно-Энергетические технологии" налоговым органом расценено как умышленное уменьшение активов руководителем должника.
Судом не принимается данный довод инспекции, исходя из следующего. Налоговый орган не представил суду доказательств того, что имущество реализовано ООО "Инженерно-Энергетические технологии" умышленно. Такие обстоятельства в ходе рассмотрения дела о банкротстве не устанавливались. Кроме того, указанный вывод налогового органа сделан в отношении иного юридического лица. Факт создания и осуществления руководства ООО "СК "Инженерно-Энергетические технологии" и ООО "Инженерно-Энергетические технологии" одним и тем же физическим лицом не является основанием для принятия налоговым органом спорных обеспечительных мер.
На основании решения налогового органа № 46 от 21.05.2009 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения с ООО "СК "Инженерно-Энергетические технологии" подлежит взысканию в сумме 4 172 610 рублей налоговых платежей, в отношении которых налоговым органом приняты спорные обеспечительные меры.
Вместе с тем, из оценки показателей бухгалтерского учета ООО "СК "Инженерно-Энергетические технологии" за 1 квартал и 6 месяцев 2009 года, следует, что:
1) за 1 квартал 2009 года внеоборотные активы общества составили 165 000 рублей; оборотные активы - 26 561 000 рублей, в том числе: запасы - 12 781 000 рублей, готовая продукция и товары для перепродажи - 11 743 000 рублей, дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты - 13 099 000 рублей;
2) за 6 месяцев 2009 года оборотные активы общества составили 16 644 000 рублей, в том числе: запасы - 8 653 000 рублей, готовая продукция и товары для перепродажи - 6 099 000 рублей, дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты - 7 891 000 рублей.
При данных обстоятельствах, суд пришел к выводу о наличии у налогоплательщика на момент принятия налоговым органом оспариваемого решения имущества на сумму 26 726 000 рублей, что значительно превышает сумму, начисленную по результатам выездной налоговой проверки. Доказательств, свидетельствующих о недостоверности данных бухгалтерского учета общества либо фактического отсутствия имущества, налоговым органом не представлено. Доводы налогового органа о том, что заявитель может скрыться или скрыть свое имущество, суд считает несостоятельными, основанными на предположениях.
На основании изложенного, требование ООО "СК "Инженерно-Энергетические технологии" о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска № 15 от 26.05.2009 о принятии обеспечительных мер, о запрете на отчуждение (передачу в залог) имущества) подлежит удовлетворению.
Государственная пошлина за рассмотрение настоящего заявления составляет 2000 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на ответчику.
Платежным поручением № 196 от 29.06.2009 ООО "СК "Инженерно-Энергетические технологии" уплатило 2000 рублей государственной пошлины.
Таким образом, по итогам рассмотрения дела по существу с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска в пользу ООО "СК "Инженерно-Энергетические технологии" подлежит взысканию 2000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Требование общества с ограниченной ответственностью "Сервисная компания "Инженерно-Энергетические технологии" удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска № 15 от 26.05.2009 о принятии обеспечительных мер, о запрете на отчуждение (передачу в залог) имущества, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Сервисная компания "Инженерно-Энергетические технологии".
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Сервисная компания "Инженерно-Энергетические технологии" 2000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Разъяснить, что со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья
Л.О.ПЕТРАКЕВИЧ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.01.2010 по делу № А33-11288/2009 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 01.10.2009 № А33-11288/2009
<Решение инспекции о принятии обеспечительных мер в виде запрета отчуждения имущества, основанное лишь на выводах по результатам выездной проверки о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, является недействительным, так как противоречит пункту 10 статьи 101 Налогового кодекса РФ>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru