Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 5 мая 2009 г. № 3071/9

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Министерство образования и науки Республики Татарстан направляет для использования в работе методические рекомендации по организации обучения иностранному языку в дошкольных образовательных учреждениях.

Первый заместитель министра
Д.М.МУСТАФИН





Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В связи с увеличением количества дошкольных образовательных учреждений, оказывающих дополнительные образовательные услуги по обучению детей иностранному (английскому, немецкому, французскому) языку, разъясняем следующее.
Дошкольный период детства рассматривается педагогами и психологами как благоприятный в обучении детей иностранному языку. Основной целью обучения дошкольников иностранным языкам является личностное развитие ребенка.
Для успешного овладения дошкольником иностранным языком должны быть соблюдены следующие условия:
1. Учет уровня развития ребенка и определение его готовности к обучению иностранному языку на данном возрастном этапе;
2. Формирование лингвистического опыта, развитие коммуникативной и социокультурной компетенции ребенка (лингвострановедческий аспект обучения);
3. Использование приемов и средств обучения, способствующих общему умственному развитию детей (знаков, символов, пиктограмм);
4. Интеграция обучения иностранному языку с другими знаниями, умениями и навыками, приобретенными детьми;
5. Преобладание игровой направленности обучения и сюжетная организация занятий;
6. Опора на родной язык обучающихся.
В настоящее время практикуются два подхода к изучению иностранных языков в детском саду.
Первый, наиболее распространенный - обучение иностранному языку на специально организованных дополнительных занятиях два раза в неделю. Этот подход рекомендуется использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста:
- в старшей группе при максимальной недельной нагрузке 15 занятий проводятся два занятия в неделю продолжительностью до 25 минут;
- в подготовительной к школе группе при максимальной недельной нагрузке 17 занятий проводятся два занятия в неделю продолжительностью до 30 минут.
Недопустимо проводить занятия по обучению иностранному языку за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон, в соответствии с СанПиН 2.4.1.1249-03 они должны проводиться во вторую половину дня. В старших и подготовительных к школе группах занятия по обучению иностранному языку могут проводиться в первую половину дня, при условии переноса в этот день одного из обязательных занятий на вечерний отрезок времени.
Занятия с детьми по иностранному языку рекомендуется проводить подгруппами.
Второй подход к обучению иностранным языкам в дошкольном образовательном учреждении - билингвальное обучение, т.е. организация воспитательно-образовательного процесса с использованием второго языка. Этот вариант возможен при условии, когда один из двух воспитателей, постоянно работающих в группе, владеет иностранным языком. В данном случае формирование навыков иноязычной речи у детей дошкольного возраста осуществляется не только в процессе общения, но и на основе предметно-практических видов деятельности. Среди них творческие изобразительные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация), конструирование, ручной труд, элементы бытовой (хозяйственной) трудовой деятельности детей (труд на свежем воздухе, предполагающий также ознакомление детей со свойствами живой и неживой природы, оказание посильной помощи взрослым в наведении порядка в группе, выполнение обязанностей дежурного), физическая деятельность детей (выполнение утренней гимнастики, участие в физкультминутке, подвижные игры в группе и на прогулке), деятельность, связанная с осуществлением режимных моментов в повседневной жизни детей (одевание - раздевание, подготовка к приему пищи, ко сну).
Для повышения качества усвоения языка в работе с детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется применять одновременно оба подхода - одно занятие в неделю и "погружение" в языковую среду в неорганизованных видах деятельности, в средней группе - только второй подход.
Принимая во внимание цели и задачи обучения ребенка иностранному языку, вне зависимости от выбранной формы обучения, в дошкольном учреждении необходимо позаботиться о создании развивающей языковой среды. Все используемые приемы, средства обучения, наглядный и раздаточный материал и другое оборудование должны поддерживать развивающий и обучающий характер иноязычной среды.
Понятие языковой развивающей среды включает как собственно языковое окружение (языковая среда), так и физическое окружение ребенка на занятиях (предметная среда). Очень полезным представляется создание специальной комнаты (кабинета) для занятий иностранным языком. В такой комнате могут быть карты, различные детские рисунки, игрушки - герои английских (немецких, французских и др.) детских историй и сказок, фотографии с изображением главных достопримечательностей Лондона, Нью-Йорка (Берлина, Парижа) и т.д. Если в группе практикуется билингвальное обучение, в помещении достаточно выделить небольшой уголок, оформленный аналогичным образом.
Проблему перерыва в обучении иностранному языку (летне-оздоровительный период, каникулярное время, отпуск родителей, длительная болезнь ребенка) можно решать за счет использования видео- или аудиокассет по изучению английского языка.
Со второго и третьего года обучения возможно использование компьютерных программ для наиболее эффективного результата при наличии такой возможности в дошкольном учреждении. Полезен просмотр видеофильмов, мультфильмов, компьютерных презентаций по ознакомлению со страной изучаемого языка.
Уровень владения иностранным языком детей - выпускников дошкольного учреждения можно определить путем тестирования понимания иноязычной речи и говорения. Проведение диагностики осуществляется в конце учебного года. Ее цель - установление взаимосвязей общего характера, влияющих на успешность или обусловливающих просчеты образовательного процесса, причины низкого качества образовательной услуги.
Хорошими показателями освоения иностранного языка считаются умения:
- ситуативно понимать речь взрослого и других детей;
- выполнять указания по ходу действия игры или другой деятельности;
- реагировать на вопрос (вопросы) участников общения;
- подбирать простые формы ответов (частичное повторение реплики, употреблять слова типа "да", "нет", "хорошо");
- задавать вопрос;
- стремиться использовать в речи краткое описание предмета;
- давать отдельные осмысленные высказывания и цепочку высказываний, связанных между собой логически;
- рассказать стихотворение, рифмовку, считалку на иностранном языке, спеть песенку.
В обучении дошкольников иностранному языку большое значение имеет работа с родителями, которая заключается в постоянном контакте с ними, освещении успехов детей, консультировании по изучению иностранного языка дома. Рекомендуются индивидуальные беседы, игровые тренинги, семинары-практикумы, досуги, совместные праздники.
Детей, имеющих проблемы в речевом развитии, рекомендуется обучать иностранному языку только после коррекции этих нарушений, либо обучать в отдельной группе по специальной методике.
Преподавателям иностранного языка, не имеющим специального (дошкольного) образования, работающим с детьми дошкольного возраста, необходимо взаимодействовать со специалистами в области дошкольного образования.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


<Письмо> Минобрнауки РТ от 05.05.2009 № 3071/9
"О направлении методических рекомендаций"

Письмо
Приложение. Методические рекомендации по обучению детей иностранным языкам в дошкольных образовательных учреждениях

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru