Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 августа 2009 г. по делу № А79-6072/2009

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СДК-сервис" г. Новочебоксарска, общества с ограниченной ответственностью "Дорога" г. Новочебоксарска, общества с ограниченной ответственностью "Светофор-Сервис" г. Чебоксары, общества с ограниченной ответственностью "Диагностический центр" пос. Кугеси Чебоксарского района, общества с ограниченной ответственностью "АВТО-ПРОФИ" г. Чебоксары, индивидуального предпринимателя Ф. Батыревского района
к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике г. Чебоксары, Министерству финансов Чувашской Республики г. Чебоксары, Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Чувашской Республике г. Чебоксары, Управлению Федерального казначейства по Чувашской Республике г. Чебоксары
об оспаривании решений, действий (бездействий) государственных органов
при участии:
от заявителей - Б. (копии доверенностей в деле), руководитель ООО "Диагностический центр" П., представитель ООО СДК-Сервис" И.И. по доверенности б/н от 08.07.2009
от ответчиков - К. - представитель УГИБДД МВД Чувашии (копия доверенности в деле), И.А. - представитель МВД по Чувашии (копия доверенности в деле), М. - представитель УФК по ЧР (копия доверенности в деле)

установил:

общество с ограниченной ответственностью "СДК-сервис" г. Новочебоксарска (далее - ООО "СДК-сервис), общество с ограниченной ответственностью "Дорога" г. Новочебоксарска (далее - ООО "Дорога"), общество с ограниченной ответственностью "Светофор-Сервис" г. Чебоксары (далее - ООО "Светофор-Сервис"), общество с ограниченной ответственностью "Диагностический центр" пос. Кугеси Чебоксарского района (далее - ООО "Диагностический центр"), общество с ограниченной ответственностью "АВТО-ПРОФИ" г. Чебоксары (далее - ООО "АВТО-ПРОФИ"), индивидуальный предприниматель Ф. Батыревского района (далее - ИП Ф.) (все вместе далее - заявители) обратились в арбитражный суд с заявлением к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике г. Чебоксары (далее - МВД по Чувашии), Министерству финансов Чувашской Республики г. Чебоксары (далее - Минфин Чувашии), Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Чувашской Республике г. Чебоксары (далее - УГИБДД по ЧР), Управлению Федерального казначейства по Чувашской Республике г. Чебоксары (далее - УФК по Чувашии) (все вместе далее - ответчики) об оспаривании решений, действий (бездействий) государственных органов.
Заявление мотивировано тем, что заявители на основании идентичных по условиям государственных контрактов привлечены УГИБДД по ЧР к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, организуемом и проводимом на территории Чувашской Республики.
По мнению заявителей при проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния ТС с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, заключении соответствующих контрактов, исполнении обязанностей по контрактам, осуществлении по ним расчетов перечисленные государственные органы нарушают положения действующих в сфере указанных правоотношений законов и нормативных правовых актов, а также права и законные интересы заявителей, которые объединили свои требования в настоящем заявлении.
Заявители указывают, что согласно статье 17 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства (далее - ТС) подлежат обязательному техническому осмотру (ГТС); порядок проведения обязательного ГТО устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данного положения Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 № 880 (далее - Постановление № 880) утверждены: Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним ГИБДД МВД РФ и Положение о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре.
Пунктами 1 и 3 Постановления № 880 предусмотрено, что обязательный государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним организуется и проводится Госавтоинспекцией (ГИБДД МВД России). При этом госавтоинспекция может привлекать в установленном порядке на конкурсной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 05.07.1999 № 162 "О введении государственного технического осмотра ТС с использованием средств технического диагностирования" во исполнение пункта 10 Постановления № 880 на территории Чувашской Республики с 01.01.2000 был введен государственный технический осмотр ТС с использованием средств технического диагностирования.
Заявители, имея необходимые производственно-технические базы и необходимый персонал, ранее пройдя конкурс, предусмотренный Постановлением № 880, участвуют в проверке технического состояния ТС с использованием средств технического диагностирования при ГТО, проводимого в Чувашской Республике.
Проведение ГТО ТС осуществляется согласно Постановлению № 880 на платной основе.
Приказом МВД РФ, Минфина РФ и Минтранса РФ от 03.08.2001 № 708/61н/126 установлен порядок взимания и распределения средств, получаемых в виде платы за проведение ГТО ТС, которым определено, что плата за ГТО взимается в полном размере перед предоставлением ТС на осмотр путем наличных или безналичных платежей в банковские учреждения, при этом по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации оплата ГТО может производится непосредственно его исполнителю.
Тарифы на проведение ГТО ТС с использованием средств технического диагностирования утверждены постановлением Республиканской службы по тарифам Чувашской Республики от 09.04.2008 № 10-4/п.
Как определено пунктами 6 и 18 Положения о проведении конкурса, утвержденного Постановлением № 880, по итогам конкурса с его победителями заключается договор в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, а проекты такого договора подготавливаются по форме, утвержденной Минтрансом РФ по согласованию с МВД РФ.
По смыслу части 1 статьи 421, статьи 422, части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также из положений пунктов 3.1 и 3.2 Типового договора органа ГИБДД субъекта РФ с юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), привлекаемым к участию в проверке технического состояния ТС с использованием средств технического диагностирования при ГТО, утвержденного 19.05.1999, ценой договора на участие в проверке технического состояния ТС с использованием средств технического диагностирования при ГТО является совокупная плата, внесенная за все ТС, представленные на ГТО за период действия договора (календарный год). Данная цена договора в соответствии с частью 1 и 2 статьи 307, части 2 статьи 308, статьями 309 и 408 ГК РФ должна быть оплачена заказчиком - УГИБДД МВД по Чувашии в полном объеме.
Заключение договора согласно перечисленным нормативным правовым актам и исполнение его заказчиком - УГИБДД МВД по Чувашии обеспечило бы заявителям полное, своевременное и бесспорное возмещение их затрат на проведение проверок технического состояния ТС с использованием средств технического диагностирования при ГТО.
Как указано в решении Верховного Суда РФ от 25.01.2007 № ГКПИ06-1623 и определении Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 17.04.2007 № КАС07-115 данные затраты в виде платы за проведение ГТО компенсируются не на основе бюджетного финансирования, а непосредственно владельцами транспортных средств, являющимися заказчиками работ (услуг) по проверке технического состояния принадлежащих им ТС.
Вопреки названным нормативным правовым актам указанные конкурсы стали проводиться МВД Чувашии ежегодно.
Кроме того, очередной конкурс был проведен МВД Чувашии на основании Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94), а не в соответствии с Постановлением № 880.
Однако в названных судебных актах Верховный Суд РФ пришел к выводу, что нормы Закона № 94-ФЗ к таким правоотношениям не применяются.
По итогам проведенного в 2009 году конкурса заявители с УГИБДД МВД по Чувашии заключили государственные контракты от 10.03.2009, которыми предусмотрено, что источником финансирования этих контрактов является бюджет субъекта РФ - Чувашской Республики, и этому источнику присвоен код бюджетной классификации - 18803022026700014226.
Эти неправомерные действия по заключению государственных контрактов по Закону № 94, а не по Постановлению № 880, послужили основанием для неоднократного обращения заявителей в УГИБДД МВД Чувашии, в Прокуратуру ЧР и Минфин ЧР.
По мнению заявителей указанные решения и действия МВД по Чувашии и УГИБДД МВД по Чувашии при проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния ТС с использованием средств технического диагностирования при ГТО на 2009 год во исполнение и в соответствии с Законом № 94, в котором участвовали заявители, и заключение по итогам конкурса не договоров, а государственных контрактов, необоснованны и незаконны, нарушают их права, как сторон договорных отношений, предусмотренных ГК РФ и Постановлением № 880.
Во-вторых, заявители указывают, что приказом МВД РФ, Минфина РФ и Минтранса РФ от 03.08.2001 № 708/61н/126 утвержден порядок взимания и распределения средств, получаемых в виде платы за проведение ГТО ТС (далее - Порядок).
Пункт 4 Порядка во взаимосвязи с положениями Бюджетного кодекса РФ, Постановления № 880 и приказа МВД РФ от 15.03.1999 № 190, устанавливает, что указанные средства направляются целевым назначением на финансирование затрат на проведение ГТО с использованием средств технического диагностирования, находящихся в распоряжении (собственности) специализированных подразделений Госавтоинспекции, создаваемых за счет средств целевых бюджетных фондов Госавтоинспекции, в соответствии с бюджетной сметой расходов.
Специализированные подразделения УГИБДД МВД Чувашии не имеют в своем распоряжении необходимой производственно-технической базы, на основе которой может осуществляться проверка ТС при ГТО, поэтому к такой проверке и привлечены заявители, обладающие необходимыми производственно-техническими базами.
В связи с чем считают, что все средства, поступающие в составе платы за проведение ГТО в Чувашской Республики, при том, что в тариф на проведение ГТО ТС включена стоимость работ по проверке технического состояния ТС с использованием технического диагностирования, должны направляться для осуществления расчетов с заявителями за проведенные ими работы в соответствии с договорами на участие в проверке технического состояния ТС, для целей компенсации затрат заявителей по проведению такой проверки.
На основании вышеизложенного заявители считают, что при проведении ГТО:
- УГИБДД МВД Чувашии не несут расходов и не осуществляют никаких затрат по проведению проверки технического состояния ТС с использованием средств технического диагностирования, поскольку к этому привлечены заявители; никаких платных услуг, финансируемых за счет соответствующего бюджета, не оказывает;
- эти работы и услуги заказываются и оплачиваются средствами собственников ТС, а не финансируются за счет бюджета Чувашской Республики;
- никаких потребностей субъекта РФ (Чувашской Республики), государственного заказчика (УГИБДД МВД Чувашии), обеспечиваемых за счет средств бюджета Чувашской Республики, не может возникнуть и не возникает.
По мнению заявителей такие выводы, помимо обязательных для применения названных выше судебных актов Верховного Суда РФ, позволяют сделать и положения статьи 57 Бюджетного кодекса РФ.
Постановлением № 880 и приказом МВД РФ, Минфина РФ и Минтранса РФ от 03.08.2001 № 708/61н/126 не установлены дополнительно к ГК РФ ограничения условий исполнения обязательств, возникающих из договора, в том числе количественные ограничения в части цены договора, стоимости работ и порядка расчетов.
Напротив, частями 2, 4.1 статьи 9 Закона № 94 предусмотрено, что цена государственного контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения.


Такое ограничение также реализовано и в заключенных с заявителями государственных контрактах, в пунктах 3.6 которых установлено, что оплата производится за счет средств Республиканского бюджета.
В результате заключения государственных контрактов, по мнению заявителей, УФК по ЧР и Минфин Чувашии необоснованно относят плату за ГТО к неналоговым платежам бюджета Чувашской Республики и незаконно применяют положения бюджетного законодательства о расходных обязательствах в части установления лимитов средств, направляемых на осуществление расчетов с заявителями, что создает для них препятствия по возмещению понесенных затрат.
В дополнение к перечисленным основаниям заявители представили расшифровку кода бюджетной классификации 188 1 13 03 020 02 0000 130, по которому производится оплата за проведение ГТО, и пришли к выводу, что данные денежные средства отнесены к прочим доходам от оказания платных услуг получателями средств бюджетов субъектов РФ и компенсации затрат бюджетов субъектов РФ.
Расходам бюджета Чувашской Республики по заключенным государственным контрактам на участие в проверке технического состояния ТС при ГТО на 2009 год присвоен код бюджетной классификации 188 03 02 202 67 00 014 226.
Из положений Закона Чувашской Республики от 05.10.2007 № 55 "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2008 и на плановый период 2009 и 2010 годов" следует, что денежные средства по КБК 188 1 13 03 020 02 0000 130 с нормативом 100% зачисляются в республиканский бюджет Чувашской Республики; бюджетные ассигнования по КБК 02 202 67 00 014 226 направляются на обеспечение функционирования органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны.
На основании своих выводов, приведенных положений законов и нормативных актов, статей 6, 12, 14 Бюджетного кодекса РФ и условий пунктов 3.6 заключенных государственных контрактов заявители считают, что подтверждается признание органами государственной власти Чувашской Республики получаемых за ГТО денежных средств прочими доходами от оказание платных услуг, незаконное зачисление их в республиканский бюджет и придание им статуса и правового регулирования, предусмотренного для категории расходных обязательств и бюджетных ассигнований, а также установление ограничений на осуществление в полном объеме расчетов с заявителя по произведенным работам и оказанным услугам, что нарушает права заявителей.
На основании изложенного просят:
- признать незаконными решения и действия МВД Чувашии и УГИБДД МВД Чувашии по проведению конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния ТС с использованием средств технического диагностирования при ГТО в Чувашской Республике на основании Закона № 94, по заключению УГИБДД МВД Чувашии с Заявителями по итогам конкурса государственных контрактов в соответствии с Законом № 94;
- признать незаконными решения и действия Минфина ЧР и УФК по ЧР, связанные с отнесением денежных средств, поступающих в составе платы за проведение ГТО в Чувашской Республике, к неналоговым доходам республиканского бюджета Чувашской Республики, фактическим зачислением указанных денежных средств в республиканский бюджет Чувашской Республики и последующим приданием расчетам с Заявителями по оплате работ по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования статуса и правового регулирования, предусмотренного для категорий расходных обязательств и бюджетных ассигнований, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, в части установления лимитов средств, направляемых на осуществление расчетов с Заявителями за выполненные работы по государственным контрактам.
- обязать УГИБДД МВД Чувашии как единственно уполномоченный орган осуществлять проведение конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния ТС с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре в соответствии с Постановлением № 880, а порядок взимания и распределения средств, получаемых в виде платы за проведение государственного технического осмотра ТС в Чувашской Республике осуществлять в соответствии с приказом МВД РФ, Минфина РФ и Минтранса РФ от 03.08.2001 № 708/61н/126.
В судебном заседании представители заявителей требования, изложенные в заявлении, поддержали полностью, и просили их удовлетворить.
Дополнили, что и ранее, в том числе и в 2008 году, также эти средства Минфином ЧР и УФК по ЧР относились к неналоговым доходам республиканского бюджета Чувашской Республики, фактически зачисляли указанные денежные средства в республиканский бюджет Чувашской Республики и в последующем придавали этим расчетам с Заявителями по оплате работ по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования статуса и правового регулирования, предусмотренного для категорий расходных обязательств и бюджетных ассигнований, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, устанавливали лимиты средств, направляемых на осуществление расчетов с Заявителями за выполненные работы по государственным контрактам.
Однако в 2008 году им по их заявлениям были перечислены денежные средства сверх выполненных заказов, указанных в договорах (контрактах).
В 2009 году им отказывают в перечислении этих сумм из республиканского бюджета.
Представители ответчиков в судебном заседании требования не признали и пояснили, что их действия соответствуют требованиям вышеуказанных заявителями нормативных актов.
По делу объявлен перерыв с 14 по 20 августа 2009 года.
Представитель МВД по ЧР считает, что согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявителями пропущен срок для обжалования действий ответчиков.
Представители заявителей полагают, что ими не пропущен этот срок. Однако в случае признания этого срока пропущенным, просят его восстановить.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением № 880 (в редакции постановления от 31 декабря 2005 года № 862) предусмотрено, что Госавтоинспекция может привлекать в установленном порядке на конкурсной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре (пункт 3); проведение государственного технического осмотра транспортных средств осуществляется на платной основе (пункт 7).
Постановление принято высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации во исполнение полномочия, предоставленного ему пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения" (в редакции Федерального закона от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ), согласно которому порядок проведения обязательного государственного технического осмотра устанавливается Правительством Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением Верховный Суд Российской Федерации от 3 августа 2001 года по делу № ГКПИ01-1225 пункты 7 и 8 этого Постановления, предусматривающие взимание платежей за проведение государственного технического осмотра признаны соответствующими требованиям федерального закона.
В силу пункта 1 Порядка взимания и распределения средств, получаемых в виде платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, утвержденного приказом МВД РФ, Минфина РФ и Минтранса РФ от 3 августа 2001 г. № 708/61н/126, плата за государственный технический осмотр взимается в полном размере перед представлением транспортных средств на осмотр путем наличных или безналичных платежей в банковские учреждения Российской Федерации собственниками или представителями собственников транспортных средств, которые от имени собственников пользуются и (или) распоряжаются транспортными средствами в установленном гражданским законодательством Российской Федерации порядке.
По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации оплата стоимости работ по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования может производиться непосредственно их исполнителю.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2002 года № 94-О, основанном на правовых позициях, сформулированных в ранее принятых постановлениях, подтверждена конституционность пункта 2 статьи 17 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 880.
Как видно из пункта 1 Положения, утвержденного указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, оно определяет основные условия проведения конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при обязательном государственном техническом осмотре, функции, права и обязанности организаторов и участников конкурса, основные требования к представляемым участниками документам, процедуре их рассмотрения и оформления результатов конкурса.
Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 года № 207-ФЗ), на который ссылаются заявители в обоснование своих требований, имеет иную сферу регулирования и не распространяется на отношения, связанные с выбором юридических лиц и предпринимателей для их участия в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при обязательном государственном техническом осмотре. Этот Федеральный закон, согласно его статье 1 (пункт 2), применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В силу его статьи 5 под размещением таких заказов понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Из анализа взаимосвязанных статей 6, 70 - 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что оплата товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам осуществляется в соответствии с расходными обязательствами публичного образования за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников финансирования.
Оспариваемое Положение не регулирует вопросы, касающиеся проведения конкурса на право заключения государственного или муниципального контракта на закупки товаров, работ или услуг за счет бюджетных средств. В нем регламентированы действия по отбору юридических лиц и предпринимателей, отвечающих предъявляемым требованиям, в целях привлечения их к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре.
Государственный технический осмотр, частью которого является проверка технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования, выступает в качестве необходимого составного элемента технического обслуживания, проводимого владельцами транспортных средств во исполнение возложенной на них пунктом 2 статьи 16 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" обязанности по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии. Плата за проведение государственного технического осмотра, в том числе привлеченным к участию в указанной проверке юридическим лицам и предпринимателям, как сказано выше, производится не на основе бюджетного финансирования, а непосредственно владельцами транспортных средств, являющимися заказчиками работ (услуг) по проверке технического состояния принадлежащих им технических средств. Несостоятельна ссылка заявителя (в подтверждение довода об оплате договора за счет среда в бюджета) на пункт 3 и 4 Порядка взимания и распределения средств, получаемых в виде платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, утвержденного приказом МВД России, Минфина России, Минтранса России от 3 августа 2001 года № 708/61н/126. Из анализа этого нормативного правового акта во взаимосвязи с положениями Порядка установления размеров платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, утвержденного тем же приказом от 3 августа 2001 года, следует, что органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливается размер платы за проведение государственного технического осмотра, в состав которой входит стоимость работ по проверке технического состояние транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, если такая проверка предусмотрена; плата взимается в полном размере путем наличных или безналичных платежей в банковские учреждения Российской Федерации собственниками или представителями собственников транспортных средств; оплата стоимости работ по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования может производиться непосредственно их исполнителю либо за счет средств, поступающих в составе платы за проведение государственного технического осмотра.
Таким образом, оспариваемое Положение и Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ регулируют различные отношения, в связи с чем нормы этого Федерального закона по настоящему делу неприменимы, поэтому ссылки на них заявителей являются обоснованными.
Поэтому решения и действия МВД по ЧР и УГИБДД МВД по ЧР по проведению конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при ГТО в Чувашской Республике на 2009 год на основании Закона № 94-ФЗ и по заключению УГИБДД МВД по ЧР с Заявителями по итогам конкурса государственных контрактов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ являются незаконными.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пропущенный заявителями срок обжалования решений и действий ответчиков в части признания незаконными решений и действий МВД по ЧР и УГИБДД МВД по ЧР по проведению конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при ГТО в Чувашской Республике на 2009 год на основании Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" судом восстанавливается, поскольку фактически этот срок ими пропущен только на 10 дней (протокол от 25.02.2009 о признании конкурса несостоявшимся участвовавшие заявители узнали в этот же день (л.д. 85 - 86, том 1), а с заявлением заявители обратились в суд 05 июня 2009 года).
Суд полагает, что в части требований по заключению УГИБДД МВД по ЧР с Заявителями по итогам конкурса государственных контрактов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ и обязании провести конкурс на основании Постановления № 880 этот срок заявителями не пропущен.
В остальной части требований заявителями этот срок пропущен, поскольку о том, что Минфин ЧР и УФК по ЧР относили денежные средства, поступающие в составе платы за проведение ГТО в Чувашской Республике, к неналоговым доходам республиканского бюджета Чувашской Республики, фактически зачисляли эти указанные денежные средства в республиканский бюджет Чувашской Республики и в последующем придавали этим расчетам с Заявителями по оплате работ по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования статуса и правового регулирования, предусмотренного для категорий расходных обязательств и бюджетных ассигнований, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, заявители знали согласно их пояснениям еще ранее, в том числе и в 2008 году, когда им перечисляли эти средства на их расчетные счета в связи с выполнением заказов, сверх указанных в договоре. Также заявители знали еще ранее в 2008 году об установлении Минфином ЧР лимитов средств, направляемых на осуществление расчетов с Заявителями за выполненные работы по государственным контрактам, а также порядка взимания и распределения средств, получаемых в виде платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств в Чувашской Республике в соответствии с требованиями приказа МВД РФ, Минфина РФ и Минтранса РФ от 03.08.2001 № 708/61н/126 "Об утверждении нормативных правовых актов, подготовленных во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 № 880".
МФ ЧР и УФК по ЧР по данному делу фактически, устанавливая лимиты, исполняют требования приказа МВД РФ, Минфина РФ и Минтранса РФ от 3 августа 2001 г. № 708/61н/126 "Об утверждении нормативных правовых актов, подготовленных во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 № 880", Закона Чувашской Республики от 05.10.2007 № 55 "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2008 и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Тем более, орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Кабинет Министров ЧР) не принял решения об оплате стоимости работ по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования производить непосредственно их исполнителям, как это предусмотрено приказом МВД РФ, Минфина РФ и Минтранса РФ от 03.08.2001 № 708/61н/126.
Поэтому при таких обстоятельствах суд удовлетворяет требования заявителей только частично.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление удовлетворить частично.
Признать незаконными решения и действия Министерства внутренних дел по Чувашской Республике и Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Чувашской Республике по проведению конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при ГТО в Чувашской Республике на 2009 год на основании Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", по заключению Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Чувашской Республике с Заявителями по итогам конкурса государственных контрактов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ.
Обязать Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Чувашской Республике как единственно уполномоченный орган осуществить проведение конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 № 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Обществу с ограниченной ответственностью "СДК-сервис" г. Новочебоксарска, обществу с ограниченной ответственностью "Дорога" г. Новочебоксарска, обществу с ограниченной ответственностью "Светофор-Сервис" г. Чебоксары, обществу с ограниченной ответственностью "Диагностический центр" пос. Кугеси Чебоксарского района, обществу с ограниченной ответственностью "АВТО-ПРОФИ" г. Чебоксары, индивидуальному предпринимателю Ф. Батыревского района отказать в удовлетворении заявления о признании незаконными решения и действия Министерства финансов Чувашской Республики и Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике, связанные с отнесением денежных средств, поступающих в составе платы за проведение ГТО в Чувашской Республике, к неналоговым доходам республиканского бюджета Чувашской Республики, фактическим зачислением указанных денежных средств в республиканский бюджет Чувашской Республики и последующим приданием расчетам с Заявителями по оплате работ по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования статуса и правового регулирования, предусмотренного для категорий расходных обязательств и бюджетных ассигнований, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, в части установления лимитов средств, направляемых на осуществление расчетов с Заявителями за выполненные работы по государственным контрактам, а также порядка взимания и распределения средств, получаемых в виде платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств в Чувашской Республике осуществлять в соответствии с приказом МВД РФ, Минфина РФ и Минтранса РФ от 03.08.2001 № 708/61н/126 "Об утверждении нормативных правовых актов, подготовленных во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 № 880".
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение одного месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 12.02.2010 по делу № А79-6072/2009 данное решение и Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2009 оставлены без изменения.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2009 по делу № А79-6072/2009 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда ЧР от 20.08.2009 по делу № А79-6072/2009
<Об удовлетворении заявления в части признания незаконными решения и действия Министерства внутренних дел по Чувашской Республике и Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Чувашской Республике по проведению конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при ГТО в Чувашской Республике на 2009 год>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru