Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 июня 2010 г. по делу № А79-2126/2010

Резолютивная часть оглашена 03 июня 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 10 июня 2010 года.

Арбитражный суд в составе: судьи,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Кугесьского районного потребительского общества,
к администрации Атлашевского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики,
о признании действия (бездействие) администрации Атлашевского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, выразившимся в необоснованном отказе Кугесьскому райпо, предоставленного законом права на приобретение недвижимого имущества незаконным, и обязании администрации Атлашевского сельского поселения обеспечить проведение оценки рыночной стоимости, принять решение об условиях приватизации и в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества направить Кугесьскому райпо проект договора купли-продажи указанного помещения площадью 146,75 кв. м, арендуемого Кугесьским райпо, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, п. Н.Атлашево, ул. 70 Лет Октября, д. 4 на условиях рассрочки оплаты на пять лет с зачетом при оплате расходов Кугесьского райпо на неотделимые улучшения имущества,
третье лицо - администрация Чебоксарского района Чувашской Республики,
при участии:
от заявителя - Ю. по доверенности № 2 от 11.01.2010, Ч. по доверенности от 08.04.2010
от администрации сельского поселения - главы Атлашевского сельского поселения Чебоксарского района Е.
от третьего лица - Щ. по доверенности от 11.01.2010 года,

установил:

Кугесьское районное потребительское общество (далее - заявитель, Кугесьское райпо) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к администрации Атлашевского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - администрация) о признании действия незаконным и обязании администрации обеспечить проведение оценки рыночной стоимости, принять решение об условиях приватизации и заключить договор купли-продажи помещения, площадью 120 кв. м, арендуемого Кугесьским районным потребительским обществом, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, п. Новое Атлашево, ул. 70 лет октября, д. 4 на условиях рассрочки оплаты на пять лет с зачетом при оплате расходов Кугесьского райпо на неотделимые улучшения имущества.
В ходе рассмотрения дела заявителем уточнены заявленные требования. Просит признать действие (бездействие) администрации Атлашевского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, выразившимся в необоснованном отказе Кугесьскому райпо, предоставленного законом права на приобретение недвижимого имущества незаконным, и обязании администрации Атлашевского сельского поселения обеспечить проведение оценки рыночной стоимости, принять решение об условиях приватизации и в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества направить Кугесьскому райпо проект договора купли-продажи указанного помещения площадью 146,75 кв. м, арендуемого Кугесьским райпо, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, п. Н.Атлашево, ул. 70 Лет Октября, д. 4 на условиях рассрочки оплаты на пять лет с зачетом при оплате расходов Кугесьского райпо на неотделимые улучшения имущества.
Данное уточнение судом принято в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявление мотивировано тем, что 22 июля 2008 года принят Федеральный закон № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Во исполнение данного закона принят Закон Чувашской Республики от 23.09.2008 г. за № 47 под таким же названием, определяющий предельные значения площади отчуждаемого имущества и сроки рассрочки его оплаты покупателем.
Кугесьское районное потребительское общество в течение длительного времени арендует под магазин, находящееся в собственности Атлашевского сельского поселения Чебоксарского района помещение, расположенное по адресу: Чебоксарский район, поселок Новое Атлашево, улица 70 лет Октября, дом № 4, площадью 40,00 кв. м. При этом существенных нарушений договорных обязательств Кугесьским райпо не допускались, площадь арендуемого помещения не превышает предельное значение 10000 кв. м, определяемого Законом Чувашской Республики, и Кугесьское райпо не располагает сведениями о включении арендуемого им помещения в перечень имущества, предназначенного для передачи во временное владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, согласно Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Кроме того, Кугесьское райпо, в соответствии со статьей 4 Федерального закона № 209-ФЗ можно отнести к категориям субъектов среднего предпринимательства, так как: в его уставном (складочном) фонде не участвуют лица, перечисленные в части 1 статьи 4 данного закона; средняя численность работников менее 250 человек, а именно, в 2008 году в Кугесьском райпо работали 204 человека, в 2009 году 197 человек; балансовая стоимость активов на 01 октября 2009 года составляла 30520 тысяч рублей, выручка от реализации товаров (работ, услуг) за 2008 год составляла 128902 тыс. рублей, а за 9 месяцев 2009 года-93086 тыс. рублей.
В соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ Кугесьское райпо обладает преимущественным правом на приобретение арендуемого имущества по цене, равной его рыночной стоимости. При этом, согласно статьи 5 данного Федерального закона, право выбора порядка оплаты (единовременно или в рассрочку) приобретаемого арендуемого имущества, а также срока рассрочки, в установленных законами пределах, при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, принадлежит субъекту малого или среднего предпринимательства, то есть Кугесьскому райпо
В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 данного закона требованиям, вправе по своей инициативе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о намерении реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
03 декабря 2009 года Кугесьским райпо было направлено письмо в адрес администрации с просьбой признать его соответствующим условиям, установленным статьей 4 Федерального закона № 209-ФЗ отнесения к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства, и заявило о своем намерении приобретения арендуемого под магазин помещения, расположенного по адресу: Чебоксарский район, поселок Новое Атлашево, улица 70 лет Октября, дом № 4 общей площадью 40,00 кв. м по рыночной стоимости с рассрочкой оплаты на пять лет.
03.02.2010 года главой Атлашевского сельского поселения дан ответ. Согласно которому помещение, находящееся в аренде Кугесьского райпо, расположенное по адресу: п. Новое Атлашево, ул. 70 лет октября, д. 4 находится в процессе оформления и оценки для предоставления на право аренды через торги.
Не согласившись с действиями администрации, Кугесьское райпо обратилось в суд с вышеуказанным заявлением.
В ходе судебного заседания представители Кугесьского райпо поддержали заявленные требования по вышеизложенным доводам. Пояснили, что все действия администрации направлены на воспрепятствование реализации Кугесьским райпо преимущественного права на приобретение в собственность нежилого помещения и являются злоупотреблением правом.
Глава администрации Атлашевского сельского поселения требования заявителя не признал ввиду следующих обстоятельств.
Данное помещение в соответствии с постановлением главы Атлашевского сельского поселения от 31.12.2008 № 123 "Об утверждении Перечня муниципального имущества Атлашевского сельского поселения для предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства" включено в указанный перечень.
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" муниципальное имущество, включенное в такой перечень, не подлежит отчуждению в частную собственность субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих это имущество. Предоставить в аренду нежилое помещение Кугесьскому райпо, он согласен на выгодных для него условиях.
Данное помещение было включено в перечень в связи с тем, что оно используется как магазин в п. Н.Атлашево. Вблизи него проживает преимущественно престарелое население. В связи с чем администрация пытается сохранить профиль использования данного нежилого помещения, именно под магазин.
Представитель третьего лица просил суд отказать в удовлетворении требований заявителя по тем же основаниям. Пояснил, что процедура включения спорного нежилого помещения в перечень муниципального имущества Атлашевского сельского поселения для предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства соблюдена.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Кугесьское районное потребительское общество зарегистрировано в качестве юридического лица 08.06.1992 года администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики и включено в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике за ОГРН <...>.
По договору аренды от 01.12.2007 года, заключенному между администрацией (арендодатель) и Кугесьским райпо (арендатор), арендодатель на основании распоряжения главы сельского поселения от 01.12.2007 года № 48/1-р предоставил арендатору за плату во временное владение и пользование нежилое помещение, расположенное по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, п. Н.Атлашево, ул. 70 лет Октября, д. 4 под магазин. (л.д. 31 - 35). Действие договора с 01.12.2007 года по 01.11.2008 года.
Впоследствии на основании дополнительных соглашений действие договора аренды продлено до 01.04.2009 года (л.д. 38 - 44). В настоящее время Кугесьское райпо также использует данные помещения под магазин.
Аналогичные договора были заключены 06.07.2005 года и 26.02.2007 года.
03 декабря 2009 года Кугесьским райпо было направлено письмо в адрес администрации с просьбой признать его соответствующим условиям, установленным статьей 4 Федерального закона № 209-ФЗ отнесения к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства, и заявило о своем намерении приобретения арендуемого под магазин помещения, расположенного по адресу: Чебоксарский район, поселок Новое Атлашево, улица 70 лет Октября, дом № 4 общей площадью 40,00 кв. м по рыночной стоимости с рассрочкой оплаты на пять лет.
03.02.2010 года главой Атлашевского сельского поселения дан ответ. Согласно которому помещение, находящееся в аренде Кугесьского райпо, расположенное по адресу: п. Новое Атлашево, ул. 70 лет октября, д. 4 находится в процессе оформления и оценки для предоставления на право аренды через торги.
Кугесьское райпо не согласившись с ответом, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Проанализировав все обстоятельства дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Кугесьского райпо по следующим основаниям.
На основании статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на нее какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств, определен частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В случае установления названных обстоятельств арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного акта недействительным (часть 2 статьи 201 Кодекса).
В пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании незаконными оспариваемых действий органа местного самоуправления являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным действием гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) предусмотрено, что субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу данного Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в пункте 1 названной статьи; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Частью 4.1 данного закона установлено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 названной статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Постановлением главы администрации Атлашевского сельского поселения № 123 от 31.12.2008 года утвержден перечень муниципального имущества Атлашевского сельского поселения для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства. В указанный перечень включены: нежилые комнаты, 1970 года постройки, общей площадью 120 кв. м, по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, п. Новое Атлашево, ул. 70 лет Октября, д. 4.
Данное постановление опубликовано в средствах массовой информации "Ведомости Чебоксарского района" № 02 (61) от 27 февраля 2009 года.
В соответствии с ч. 4.2 ст. 18 Закона № 209-ФЗ государственное и муниципальное имущество, включенное в перечень муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.
Учитывая, что спорные нежилые помещения включены в перечень муниципального имущества Атлашевского сельского поселения для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, то его отчуждение из муниципальной собственности в собственность Кугесьского райпо невозможна.
Кроме того, суд отмечает, что согласно представленному в суд договору аренды от 01.12.2007 года и дополнительным соглашениям, заключенным между администрацией м Кугесьским райпо, последнее длительное время арендует спорные помещения.
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 4 Информационного письма от 05.11.2009 № 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разъяснено следующее: судам необходимо иметь в виду, что договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок не менее года, может являться основанием для возникновения права на приобретение этого имущества только в том случае, если он был зарегистрирован в установленном законом порядке либо имеется вступившее в законную силу решение суда о регистрации сделки (пункт 3 статьи 165 ГК РФ).
В соответствии с абзацем 2 п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 № 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" суд также может признать наличие у арендатора права на приобретение и в том случае, если после опубликования Закона субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены иные действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение (например, имущество, являющееся объектом договора аренды, было внесено в уставный капитал хозяйственного общества или передано унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства).
Установлено, что постановление главы администрации Атлашевского сельского поселения № 123 вынесено 31 декабря 2008 года, то есть до подачи заявления Кугесьского райпо о приобретении недвижимого имущества в собственность (письма от 21.01.2009 года, от 03.12.2009 года), которое 11 января 2009 года было направлено в администрацию Чебоксарского района для опубликования его в средствах массовой информации. Ввиду необходимости проведения технической работы по верстке материала, опубликовано оно 27 февраля 2009 года.
Как установлено, в ходе судебного заседания данное помещение включено в перечень ввиду сохранения его профиля использования для реализации товаров населению в условиях района.
Следовательно, судом не установлено воспрепятствование администрацией реализации своего права Кугесьским райпо. Доказательств такого в суд не представлено.
При таких обстоятельствах, отказ администрации Атлашевского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в предоставлении права на приобретение недвижимого имущества является законным и обоснованным, и не нарушает права и интересы заявителя в сфере осуществления им предпринимательской деятельности. Администрация предложила Кугесьскому райпо новый договор аренды вышеуказанных нежилых помещений от 20.05.2010 года, что соответствует требования законодательства.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления Кугесьского районного потребительского общества к администрации Атлашевского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании действия (бездействия) администрации Атлашевского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, выразившимся в необоснованном отказе Кугесьскому райпо, предоставленного законом права на приобретение недвижимого имущества незаконным, и обязании администрации Атлашевского сельского поселения обеспечить проведение оценки рыночной стоимости, принять решение об условиях приватизации и в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества направить Кугесьскому райпо проект договора купли-продажи указанного помещения площадью 146,75 кв. м, арендуемого Кугесьским райпо, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, п. Н.Атлашево, ул. 70 Лет Октября, д. 4 на условиях рассрочки оплаты на пять лет с зачетом при оплате расходов Кугесьского райпо на неотделимые улучшения имущества, отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда ЧР от 10.06.2010 по делу № А79-2126/2010
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании действия (бездействия) администрации Атлашевского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, выразившегося в необоснованном отказе на приобретение недвижимого имущества, незаконным>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru