Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


Направлено письмом от 25 августа 2010 г. № 02-14/8281

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 24 августа 2010 г. № 1277н

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 7 ДЕКАБРЯ 2009 Г. № 1467 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ (РАБОТ), ОКАЗЫВАЕМЫХ КОМИТЕТОМ
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И ПОДВЕДОМСТВЕННЫМИ
ЕМУ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ"

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена повторная юридическая экспертиза постановления Главы Администрации Волгоградской области от 7 декабря 2009 г. № 1467 "Об утверждении перечня государственных услуг (работ), оказываемых Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области и подведомственными ему государственными учреждениями" (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения повторной юридической экспертизы является изменение федерального законодательства.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утвержден перечень государственных услуг (работ), оказываемых Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области и подведомственными ему государственными учреждениями (далее - Перечень услуг).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Постановления являются общественные отношения, возникающие в сфере охраны окружающей среды на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Водным кодексом Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (в редакции от 27.12.2009 № 374-ФЗ);
- Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" (в редакции от 24.07.2009 № 209-ФЗ);
- Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в редакции от 17.12.2009 № 314-ФЗ);
- Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции от 30.12.2008 № 309-ФЗ);
- Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (в редакции от 27.12.2009 № 374-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 27.07.2010 № 191-ФЗ);
- Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции от 27.12.2009 № 374-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 689 "Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю";
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р "О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах" (в редакции от 10.03.2009 № 219);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 06.03.2009 № 1863-ОД "О стандартах качества оказания государственных услуг Волгоградской области".
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 1 Закона Российской Федерации "О недрах" установлено, что законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1.1 указанного выше Закона Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами.
Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Абзацами 2 и 4 раздела 2 "Цели и задачи административной реформы. Сроки и этапы ее реализации" Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р, определено, что целями административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах являются:
- повышение качества и доступности государственных услуг;
- повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.
В соответствии с абзацем 8 раздела 2 "Цели и задачи административной реформы. Сроки и этапы ее реализации" названной Концепции для достижения указанных целей необходимо среди прочих решение задачи разработки и внедрения стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти.
Согласно пункту 2 статьи 26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 4 Закона Волгоградской области "О стандартах качества оказания государственных услуг Волгоградской области" определено, что перечни государственных услуг по соответствующим отраслям разрабатываются органами исполнительной власти Волгоградской области, в ведении которых находится оказание государственных услуг, и утверждаются Главой Администрации Волгоградской области.
Следовательно, исследуемое Постановление издано в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39 Устава (Основного закона) Волгоградской области глава администрации области в пределах своих полномочий издает правовые акты в форме постановлений и распоряжений.
Таким образом, Глава Администрации Волгоградской области как высшее должностное лицо Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем издания нормативного правового акта в форме постановления.
На момент проведения юридической экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
Однако в тексте рассматриваемого Постановления выявлено несоответствие федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Согласно пункту 6 Перечня услуг в указанный перечень включена услуга по установлению лимитов на размещение отходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, не подлежащим федеральному государственному контролю в области охраны окружающей среды (государственному экологическому контролю).
Вместе с тем в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Абзац 8 статьи 5 указанного выше Федерального закона к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относит установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами.
Согласно абзацу 13 статьи 5 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
В соответствии с абзацем 9 статьи 6 указанного выше Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне.
Пункт 2 статьи 21 Федерального закона "Об охране окружающей среды" лимиты на размещение отходов к нормативам качества окружающей среды не относит.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается во вторжении субъекта Российской Федерации в компетенцию Российской Федерации в части установления лимитов на размещение отходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Содержание и форма исследуемого нормативного правового акта соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 9 декабря 2009 г. № 231.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что постановление Главы Администрации Волгоградской области от 7 декабря 2009 г. № 1467 "Об утверждении перечня государственных услуг (работ), оказываемых Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области и подведомственными ему государственными учреждениями" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем учесть замечания Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Временно исполняющий
обязанности
начальника Управления
О.А.ИСАМОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.

Экспертное заключение Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 24.08.2010 № 1277н
"На постановление Главы Администрации Волгоградской области от 7 декабря 2009 г. № 1467 "Об утверждении перечня государственных услуг (работ), оказываемых Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области и подведомственными ему государственными учреждениями"
(направлено письмом от 25.08.2010 № 02-14/8281)

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru