ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 января 2010 г. по делу № 33-59/2010
(извлечение)
П. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ о включении в спецстаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью.
Решением комиссии по назначению пенсий (в форме протокола) ГУ - УПФ по Павловскому району № 113 от 25.06.2009 г. П. было отказано в назначении пенсии, ввиду отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии - 25 лет.
При этом в специальный стаж не были засчитаны следующие периоды: с 09.11.1983 г. по 11.11.1985 г. прохождение службы в армии; с 27.10.1990 г. по 02.09.1992 г. в должности старшего пионерского вожатого в Бабковской основной общеобразовательной школе; с 02.01.1987 г. по 11.01.1987 г., с 15.06.1987 г. по 04.07.1987 г., с 03.01.1988 г. по 11.01.1988 г., с 06.06.1988 г. по 25.06.1988 г., с 02.01.1989 г. по 11.01.1989 г., с 24.03.1989 г. по 02.04.1989 г., с 05.06.1989 г. по 04.07.1989 г. нахождение в ученических отпусках.
П. обратился в суд с иском, в котором просит суд признать отказ в назначении пенсии незаконным, обязать ответчика включить в педагогический стаж спорные периоды работы и обязать ответчика назначить пенсию по старости, в связи с педагогической деятельностью с момента обращения, т.е. с 08.04.2009 г.
Решением Павловского районного суда Воронежской области от 28.10.2009 г. исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ по Павловскому району просит отменить решение суда, в связи с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с правилами, установленными пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного срока назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" № 516 имеет дату 11.07.2002, а не 1.07.2002.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утверждены Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. № 781, а в части не урегулированной данными Правилами, соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 1.07.2002 г. № 516.
Как следует из материалов дела, П. с 15.08.1983 г. работал учителем физкультуры в Даньковской восьмилетней школе, а с 28.10.1983 г. был уволен в связи с призывом в Советскую Армию.
Согласно записи военного билета МН № <...>, П. проходил военную службу в составе Вооруженных Сил СССР в период с 09.11.1983 г. по 11.11.1985 г.
Постановлением СМ СССР № 1367 от 17.12.1959 г. "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет указанным работникам.
В пп. "г" п. 1 положения указано, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Указанное Постановление на основании Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953 отменено и не применяется с 01.10.1993 г.
Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П по вопросам пенсионного обеспечения сделан вывод о том, что вносимые законодателем изменения не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан. У граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняется ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
При этом данные периоды времени в соответствии с п. 3 Положения засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным постановлением, приходятся на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Суд обоснованно руководствовался вышеназванными нормами и пришел к правильному выводу о незаконности действий ответчика по отказу во включении в специальный стаж периода службы в армии по призыву.
В период работы П. с 27.10.1990 г. по 02.09.1992 г. действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с п. 2 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Таким образом, П. имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать его прав.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Судом установлено, что П. в период с 27.10.1990 г. по 02.09.1992 г. работал в должности старшего пионерского вожатого в Бабковской основной общеобразовательной школе, что подтверждается копией трудовой книжки.
Суд обоснованно включил указанный период работы в педагогический стаж, дающий право на льготную пенсию, поскольку истцом выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на досрочную пенсию по старости.
С 02.01.1987 г. по 11.01.1987 г., с 15.06.1987 г. по 04.07.1987 г., с 03.01.1988 г. по 11.01.1988 г., с 06.06.1988 г. по 25.06.1988 г., с 02.01.1989 г. по 11.01.1989 г., с 24.03.1989 г. по 02.04.1989 г., с 05.06.1989 г. по 04.07.1989 г. истец находился в ученических отпусках.
Согласно п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работником просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных заведениях, если ему предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
С учетом конституционно-правового смысла норм, касающихся условий реализации права на пенсионное обеспечение и переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции РФ, однако вносимые законодателем изменения в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
С учетом включения данного периода в специальный стаж у П. имеется 25 лет необходимого специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с чем судом принято правильное решение о признании отказа ГУ-УПФ РФ в г. Воронеже незаконным и возложении обязанности на ответчика в назначении пенсии с момента обращения истца за ее назначением, т.е. с 08.04.2009 г.
Материальный закон истолкован и применен судом правильно.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, приведенным в ходе судебного разбирательства, ссылок на новые доказательства не содержат, судом проанализированы, потому повлечь отмену судебного решения не могут.