Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ЦЕЛЕВОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
УЧРЕЖДЕНИЕМ НОВОГО ТИПА "ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
"ПАРУС НАДЕЖДЫ" И ОБЛАСТНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
"РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Г. ВОРОНЕЖА "ЛУЧ" И
"РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Г. ВОРОНЕЖА "КРИСТАЛЛ"
ЗА 2008 ГОД И 9 МЕСЯЦЕВ 2009 ГОДА

Контрольно-счетной палатой проведена проверка эффективности и целевого использования государственных средств тремя областными реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями: "Парус надежды", "Луч" и "Кристалл". В ходе проверок выявлен ряд нарушений действующего законодательства.
Так, в собственности Воронежской области находится земельный участок площадью 4290 кв. м по ул. Плехановской, 10а, пользователем которого согласно постановлению администрации г. Воронежа от 08.12.1998 № 753 является ГУНТ "Парус надежды". На этом земельном участке располагалось здание реабилитационного центра. В 2007 году возводится пристройка к зданию общей площадью 6090,2 кв. м. При этом право собственности на пристройку зарегистрировано не на Воронежскую область, а на ГУНТ "Парус надежды" (17% площади) и коммерческое предприятие ЗАО "Воронеж-Дом" (83% площади), которое финансировало строительство пристройки. Факт регистрации нарушает требования ст. ст. 120, 125, 214, 296 ГК РФ, согласно которым право собственности должно быть зарегистрировано на Воронежскую область.
ЗАО "Воронеж-Дом" не приобреталось право на этот земельный участок, предусмотренное ст. 36 Земельного кодекса РФ, согласно которой юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом.
Департаментом имущественных и земельных отношений каких-либо решений в части предоставления данного земельного участка ЗАО "Воронеж-Дом" не принималось.
Площадь земельного участка, занимаемая зданием, находящимся в собственности ЗАО "Воронеж-Дом", и площадь, необходимая для обслуживания этого здания, составляют около 1000 кв. метров. Плата за пользование участком ЗАО "Воронеж-Дом" с 2007 года не производится. Размер базовой ставки арендной платы в 2007 - 2009 годах за данный участок составлял 196,73 рубля/кв. м. Потери областного бюджета за три года составят соответственно не менее 600,0 тыс. рублей даже без применения повышающих коэффициентов с учетом расположения и функционального использования участка. Кроме того, ГУНТ "Парус надежды" уплачивает земельный налог за фактическое пользование земельным участком ЗАО "Воронеж-Дом".
Проверкой выявлены также нарушения трудового законодательства и региональных нормативных актов при использовании бюджетных средств.
В частности, нарушено постановление администрации Воронежской области от 24.01.2005 № 43 "Об утверждении Положения по оплате труда работников областных государственных учреждений социальной защиты населения", согласно которому органом управления должен ежегодно устанавливаться тарифный разряд для руководителя социального учреждения на основании показателей для отнесения этих учреждений к определенным группам по оплате труда руководителей. Проверкой установлено, что Главным управлением социального развития группа по оплате труда центру ежегодно не доводилась; вместе с тем со 2 сентября 2009 года заключен трудовой договор с директором центра с установлением должностного оклада согласно 18-му разряду ЕТС, что соответствует I группе по оплате труда.
Нарушения указанного постановления выявлены и в части оплаты труда. Так, п. 4.6 Устава учреждения гласит, что центр имеет право производить премирование сотрудников по итогам работы за месяц, квартал, полугодие, год, предельный размер премии не ограничен, а также оказывать материальную помощь сотрудникам (предельный размер помощи не ограничен). Данная формулировка противоречит постановлению № 43, согласно которому премирование по результатам работы за квартал производится в размере до 100% месячной тарифной ставки с установленными доплатами и надбавками согласно утвержденному штатному расписанию.
Данным постановлением также предусмотрено, что оказание материальной помощи производится в течение года в размере месячной тарифной ставки (оклада) с установленными доплатами и надбавками к ежегодному оплачиваемому отпуску или по желанию работника в иное время.
Положением же об оплате труда, действующим в учреждении, предусмотрена выплата единовременной материальной помощи в связи с юбилейными датами и в иных особых случаях (несчастный случай, смерть родителей или членов семьи, длительная болезнь, стихийные бедствия и др.).
В результате за 2008 год единовременная материальная помощь незаконно начислена 53 сотрудникам в сумме 1410,5 тыс. рублей - на приобретение медикаментов, в том числе на зубопротезирование, приобретение санаторно-курортных путевок, лечение и обследование, приобретение стройматериалов, в связи с юбилейными датами и др. За 9 месяцев 2009 года такие выплаты составили 233,2 тыс. рублей.
Размер начисленной в нарушение постановления № 43 материальной помощи составлял от 2,0 тыс. рублей (младший воспитатель, инженер) до 28,0 тыс. рублей. Причем 16 сотрудникам аппарата управления (директору, 6 заместителям, 4 бухгалтерам, экономисту и др.) материальная помощь по 7 - 28 тыс. рублей выплачивалась неоднократно в течение года, всего на сумму 1001 тыс. рублей.
Следует отметить, что бывшему директору (главному врачу) учреждения материальная помощь и единовременные премии начислялись по приказам, подписанным заместителем главного врача по экономике учреждения, с формулировкой "по постановлению совета трудового коллектива и администрации ГУНТ ОЦРДП "Парус надежды", тогда как согласно постановлению № 43 премирование руководителей подведомственных учреждений осуществляется на основании приказов Главного управления (департамента) социального развития Воронежской области. За 2008 год - 9 месяцев 2009 год материальная помощь и премия директору (главному врачу) учреждения неправомерно начислены в общей сумме 266,0 тыс. рублей.
В целом по учреждению за проверяемый период незаконно начислены материальная помощь и премия на общую сумму 1748,7 тыс. рублей, в том числе за 2008 год - 1440,5 тыс. рублей, за 9 месяцев 2009 года - 308,2 тыс. рублей.
При этом в ходе повышения оплаты труда на 14% с 01.02.2008 не производилось увеличение заработной платы по совмещаемым ставкам. В результате на момент проверки образовалась задолженность по начислению заработной платы 432,5 тыс. рублей.
Среднемесячная заработная плата 1 работающего за 9 месяцев 2009 года составила 9,7 тыс. рублей, в том числе директора - 66,7 тыс. рублей, заместителей директора - от 41,2 тыс. рублей до 46,2 тыс. рублей, главного бухгалтера - 32,2 тыс. рублей, врачей - 12,5 тыс. рублей, педагогических работников - 8,8 тыс. рублей, младших воспитателей - 6,5 тыс. рублей.
Проверкой установлено значительное завышение штатной численности как аппарата центра, так и специалистов. Норматив штатной численности аппарата центра, утвержденный приказом Главного управления социального развития Воронежской области от 10.10.2008 № 931/ОД, рекомендован в количестве 30 единиц (включая сторожей, уборщиков, слесарей, водителей и др.), в т.ч. 3 единицы заместителей директора. Фактически штатным расписанием центра численность аппарата предусмотрена более чем в 2 раза выше доведенного норматива. Так, на 2008 год штатным расписанием предусмотрено (и согласовано главным управлением) 63,5 единицы, в т.ч. заместителей директора - 7 штатных единиц, на 2009 год - 54,75 и 5 единиц соответственно.
Выборочный анализ нагрузки врачей-неврологов показал, что норматив приема одним специалистом выполняется только на 50%, а следовательно, количество штатных должностей врачей-неврологов (10 единиц) завышено. Фактически оплата 7 врачей-неврологов, замещающих 10 штатных единиц, и заведующего отделением производится из расчета 11 ставок неврологов, что на 1 ставку выше относительно утвержденного штатного расписания.
Норматив приема врача-стоматолога выполняется лишь на 20%. Штатным расписанием стоматологического отделения предусмотрено 8 единиц, фактически работают 2 человека (врач и медсестра). Это позволяет сделать вывод о необходимости сокращения штатной численности стоматологического отделения, в том числе о нецелесообразности введения должности заведующего отделением.
Требует оптимизации и запланированный по организационно-методическому отделу штат в количестве 11,75 единицы при фактической численности 6 человек. Из них 2 сотрудника вручную ведут учет количества детей по территориям и заболеваниям, в то время как в штате учреждения 7 инженеров-программистов.
Таким образом, в учреждении необоснованно завышена штатная численность и соответственно объем бюджетного финансирования на оплату труда (в 2008 году он составил 47,3 млн. рублей, за 9 месяцев 2009 года - 36,9 млн. рублей), следовательно имеются значительные резервы для оптимизации расходов.
Проверкой установлено также несоответствие наименований должностей, утвержденных штатным расписанием, наименованиям должностей Общероссийского классификатора в результате недопустимых сокращений (врач "ФТО", "нач. ТМС", "инстр.-метод. ЛФК" и др.).
Не заключены и трудовые договоры с работниками, что нарушает требования ст. 67 Трудового кодекса РФ, согласно которой трудовой договор составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.
Следствием нарушения требований Трудового кодекса РФ явились также факты несоответствия занимаемой сотрудниками должности фактически выполняемой работе: из 43 младших воспитателей 31 выполняет функциональные обязанности уборщика служебных помещений, 5 - работу сторожей и только 7 - обязанности младшего воспитателя, что снова свидетельствует о завышении количества штатных единиц и по этой должности.
Установлено неэффективное использование медицинского оборудования для реабилитации детей стоимостью 288,4 тыс. рублей. Диагностическое оборудование (компьютерный эхо-энцефалограф и электрокардиограф) не используется в связи с тем, что учреждение не занимается функциональной диагностикой, 13 аппаратов "Монолог" не используются из-за отсутствия заикающихся детей в группах.
Поэтому для эффективного использования оборудования целесообразно рассмотреть вопрос о передаче его в другие реабилитационные центры.
Проверкой эффективности и целевого использования государственных средств областными государственными учреждениями "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Воронежа "Кристалл" и "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Воронежа "Луч" также выявлены нарушения, в т.ч. и аналогичные тем, что имеют место в ГУНТ "Парус надежды".
В частности, указанным реабилитационным центрам также ежегодно не доводилась группа по оплате труда, что нарушает требования постановления администрации Воронежской области от 24.01.2005 № 43 "Об утверждении Положения по оплате труда работников областных государственных учреждений социальной защиты населения".
Данное постановление нарушено также в части выплат премий и материальной помощи сотрудникам центра "Кристалл", поскольку фонд оплаты труда на 2009 год утвержден центру без учета повышения до МРОТ и не был в течение года скорректирован. В результате средств фонда оплаты труда оказалось недостаточно для выплат материальной помощи. В связи с этим работникам центра в 2009 году на момент проверки материальная помощь к отпуску в нарушение постановления № 43 вообще не выплачивалась (потребность около 70 тыс. рублей).
Для сравнения: в ГУНТ "Парус надежды" за 9 месяцев 2009 года, как уже отмечалось, незаконно выплачена материальная помощь и премии в сумме 308,2 тыс. рублей.
В этой связи нельзя не отметить, что заработная плата сотрудников центра "Кристалл", непосредственно занимающихся с детьми, остается очень низкой. Так, по сравнению со средней начисленной заработной платой работников Воронежской области (в 2008 году - 11786 рублей, на 01.09.2009 - 13838 рублей) зарплата специалистов по социальной работе (4949 рублей) и социальных педагогов (5628 рублей) составляет всего 35 - 40%. Необходимо также учесть, что величина прожиточного минимума для трудоспособного населения по данным департамента труда и социального развития за 9 месяцев 2009 года составила 5314 рублей, 31% работников учреждения имеют доход ниже прожиточного минимума, а 13% - лишь немногим выше.
После проверки департаментом труда и социального развития средства на выплату материальной помощи были выделены.
Сравнительный анализ деятельности двух аналогичных реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями в 2009 году показал, что "Луч" оказывает в 6 раз больше реабилитационных услуг (7338), чем "Кристалл" (1210), несмотря на то что детей, числящихся на учете в центре "Луч", на 100 человек меньше. Такая ситуация сложилась прежде всего по причине отсутствия помещений в центре "Кристалл", который занимает площадь в 5 раз меньше, чем центр "Луч" - 132,7 кв. м и 667 кв. м соответственно.
Вместе с тем в оперативном управлении центра "Кристалл" находится еще одно помещение площадью 221,8 кв. м, которое не используется с 2004 года, поскольку требует капитального ремонта. Однако несмотря на то что учреждение ежегодно предусматривает в своей заявке расходы по статье "капитальный ремонт", средства на эти цели (необходимо около 2 млн. рублей) не выделялись.
По этой же причине количество отделений, занимающихся организацией индивидуальных программ, различается более чем в 2 раза ("Луч" - 7, "Кристалл" - 3). Соответственно и штатная численность центра "Луч" в 1,6 раза больше штатной численности центра "Кристалл".
Решение вопроса капитального ремонта помещения в центре "Кристалл" могло бы существенно повлиять не только на увеличение числа посещений детей и подростков с ограниченными возможностями, но и позволило бы более эффективно проводить реабилитационные мероприятия с детьми по индивидуальным программам.
Проверками исполнения договоров установлено невыполнение контрактных обязательств подрядчиком ООО "ВМУ "Горстроймеханизация", с которым заключен государственный контракт по капитальному ремонту реабилитационного центра "Луч" на сумму 3744,7 тыс. рублей со сроком исполнения ремонтных работ до 20.10.2009.
По состоянию на 01.12.2008 акт выполненных работ подписан не был. Департамент труда и социального развития проинформирован письмом центра о неисполнении подрядчиком контрактных обязательств только 26 ноября 2009 года, что свидетельствует о неэффективной работе учреждения с подрядчиком по исполнению государственного контракта и требует применения к должностным лицам центра мер дисциплинарного воздействия со стороны департамента. Соответственно, штрафные санкции департаментом выставлены лишь 03.12.2009 в сумме 730,2 тыс. рублей. По состоянию на 29.12.2009 претензия не удовлетворена.

Первый заместитель председателя
Контрольно-счетной палаты
Воронежской области
Е.С.ЛИТВИНЧУК

Начальник отдела контроля
расходов на социально-культурную
сферу, науку и СМИ
Л.Н.ШИЛЬНИКОВА




Официальная публикация в СМИ:
"Информационный бюллетень Контрольно-счетной палаты Воронежской области", № 1(19), 2010


Информация Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 16.03.2010
"Информация Контрольно-счетной палаты Воронежской области о результатах проверки эффективности и целевого использования государственных средств государственным учреждением нового типа "Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями "Парус надежды" и областными государственными учреждениями "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Воронежа "Луч" и "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Воронежа "Кристалл" за 2008 год и 9 месяцев 2009 года"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru