Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
И ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ,
НАПРАВЛЕННЫХ В 2008 ГОДУ И ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2009 ГОДА
НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЖИТЕЛЕЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
В КОМПЛЕКСНЫХ ЦЕНТРАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ И ЦЕНТРАХ ВРЕМЕННОГО ПРОЖИВАНИЯ ГРАЖДАН
ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ

Основание для проведения проверки: Закон от 05.01.1996 № 39-з "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 90 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2009 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области № 68 от 06.11.2009.
Цель проверки: оценка эффективности и контроль целевого использования государственных средств. Анализ финансово-хозяйственной деятельности объектов проверки.
Предмет проверки: государственные средства, направленные объектам проверки на социальное обслуживание жителей Воронежской области в 2008 году и текущем периоде 2009 года.
Проверяемый период: 2008 год и 9 месяцев 2009 года.
Перечень проверенных объектов: департамент труда и социального развития Воронежской области и 13 учреждений социального обслуживания.

В ходе проверки установлено:

Общие положения

В Воронежской области согласно социальному паспорту области на начало 2009 года из 2270 тыс. человек населения более 30% - лица пенсионного возраста, 451,13 тыс. человек (19,9% общей численности) имели доходы ниже прожиточного минимума. В малоимущих семьях проживали 225 тыс. детей (61,8% всего количества детей в области), 25,5 тыс. детей - в многодетных семьях. Реестр многодетных семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей, в 2008 году состоял из 447 семей, в 2009 году - из 541 семьи.
В области проживает более 248 тыс. инвалидов (11% населения), в том числе 5,2 тыс. детей-инвалидов, свыше 210 тыс. ветеранов ВОВ, боевых действий и труда, граждане других льготных категорий. Ежегодно от 20 до 40 тыс. жителей области устанавливается первичная инвалидность, 74 тыс. инвалидов находятся в трудоспособном возрасте, однако работает один из трех. При этом сократился коэффициент полной реабилитации инвалидов с 5,36% в 2008 году до 3,1% в 2009 году.
Социальную поддержку и социальное обслуживание этих категорий населения области осуществляет департамент труда и социального развития Воронежской области (далее - департамент) с 175 подведомственными учреждениями, среди которых 39 комплексных центров социального обслуживания населения (далее - комплексный центр, КЦСОН) и 9 центров временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов (центр временного проживания, ЦВПГПВИ).
Перечень социальных услуг, оказываемых в сфере социального обслуживания населения, утвержден постановлением администрации Воронежской области от 27.06.2007 № 568 "Об утверждении перечня государственных (бюджетных) услуг".
Социальные услуги, оказываемые населению в учреждениях социального обслуживания, требования к условиям предоставления и качеству услуг стандартизированы как на федеральном уровне, так и на уровне Воронежской области <1>, утверждены административные регламенты по исполнению государственных функций и предоставлению государственных социальных услуг в стационарных условиях, на дому по оказанию адресной помощи гражданам и др.
--------------------------------
<1> Национальные стандарты РФ: ГОСТ Р 52142, Р 52143, Р 52495-2005, Р 52496-2005, Р 52498-2005, Р 52880-2007, Р 52882-2007, Р 52883-2007, Р 52884-2007, Р 53058-2008, Р 53059-2008, Закон Воронежской области от 09.10.2007 № 104-ОЗ "О стандартизации качества государственных услуг Воронежской области", Приказ ГУСР от 21.04.2008 № 247-251/ОД "Об утверждении стандарта качества государственной услуги...".

В 2008 - 2009 годах в области действовало 39 комплексных центров (во всех муниципальных районах области, 6 районах г. Воронежа и в г. Нововоронеже) и 9 центров временного проживания.
Финансирование учреждений социального обслуживания осуществляет департамент, методическое руководство и техническое обеспечение - областное государственное учреждение "Воронежский областной центр учреждений социального обслуживания населения" (далее - ОГУ "ВОЦУСОН").
Центр временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов - стационарное учреждение, осуществляющее стационарное обслуживание населения - предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам благоустроенного жилья на срок до 6 месяцев в условиях круглосуточного пребывания и оказание им социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-экономических, социально-правовых).
На момент проверки из 9 ЦВПГПВИ действуют 8 - ОГУ "Новохоперский центр временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов" ликвидирован в связи с признанием управлением государственного пожарного надзора по Воронежской области здания этого центра опасным для дальнейшего проживания людей.
Комплексный центр социального обслуживания населения - комплексное учреждение, обеспечивающее предоставление социальных услуг гражданам в стационарных, полустационарных условиях и на дому.
В 39 комплексных центрах социального обслуживания населения Воронежской области 17 отделений временного проживания (далее - ОВП) осуществляют стационарное обслуживание граждан, 25 отделений дневного пребывания (далее - ОДП) - полустационарное обслуживание.
Кроме того, в комплексных центрах действуют 194 отделения социального обслуживания на дому (2320 соцработников обслуживают 17290 граждан пожилого возраста и инвалидов), 29 специализированных медико-социальных отделений (289 соцработников и 156 медсестер обслуживают 1760 граждан пожилого возраста и инвалидов). Нестационарные виды социального обслуживания предоставляют 39 отделений срочного социального обслуживания.
В 8 центрах имеются организационно-методические и организационно-консультативные отделения, отделения психолого-педагогической помощи семье и детям, реабилитационные отделения для детей и подростков, в т.ч. с ограниченными возможностями.
В 2008 - 2009 годах в отдельных комплексных центрах проведена реорганизация. В 2008 году открыты отделения временного проживания в Рамонском и Грибановском КЦСОН на 17 и 16 койко-мест, отделение временного проживания в Ольховатском КЦСОН реорганизовано в дом-интернат для престарелых и инвалидов, что повысило доступность социальных услуг.
Однако главной причиной реорганизаций послужил тот факт, что условия оказания социальных услуг в ОВП комплексных центров не отвечают в полной мере требованиям действующих нормативных актов по противопожарной безопасности, по лицензированию, по обеспечению санитарных правил и нормативов в отделениях временного проживания (недостаточность жилой площади на одного человека, отсутствие путей эвакуации и т.д.).
Проверкой установлено, что в 2008 - 2009 годах из 19 отделений временного проживания осталось 17. Закрыты отделения временного проживания в Россошанском и Острогожском КЦСОН в связи с невозможностью обеспечения безопасности проживания граждан. При этом приказ по переводу до 20.11.2009 12 граждан из Острогожского КЦСОН в дома-интернаты не выполнен - на конец 2009 года проживающие из Острогожска переведены не были.
В Коминтерновском комплексном центре закрыто отделение временного пребывания детей, оставшихся без опеки родителей, оно перепрофилировано в отделение психолого-педагогической помощи семье и детям. При этом в центре осталось и не используется оборудование прачечной, столовой, детские кровати на общую сумму 100,6 тыс. рублей.

Имущество учреждений и доступность социальных услуг

Перечень, объемы и качество социальных услуг в значительной степени зависят от обеспеченности учреждений социального обслуживания помещениями и их оснащенности.
Имущество большинства объектов проверки принадлежит Воронежской области и находится в оперативном управлении учреждений. Однако до настоящего времени в нарушение п. 2.1 постановления администрации Воронежской области от 24.08.2005 № 826 "О создании системы социальной защиты населения и социально-трудовых отношениях на территории Воронежской области и регулировании ее деятельности" (о безвозмездной передаче в государственную собственность Воронежской области муниципального имущества), в областную собственность не переданы муниципальные помещения, в которых располагаются ОГУ "Центральный КЦСОН "Воскресенский" (г. Воронеж), ОГУ "Каширский КЦСОН", ОГУ "Новоусманский КЦСОН "Забота", ОГУ "Поворинский КЦСОН".
Эти факты Контрольно-счетная палата отмечала еще в 2006 году, однако на момент проверки указанные комплексные центры либо арендуют помещения в муниципалитетах, либо размещаются по договору безвозмездного пользования. К примеру, передача в областную собственность здания Каширского КЦСОН осложнена тем, что часть земли, занимаемой центром, принадлежит ЧП Матвееву Ю.А. А КЦСОН "Воскресенский" в нарушение статей 120, 296, 650, 689 ГК РФ занимает помещения без оформления документов.
Обращения в течение 3 лет департамента труда и социального развития и департамента имущественных и земельных отношений (далее - ДИЗО) к главе городского округа г. Воронеж по вопросу передачи имущества в областную собственность остались без ответа.
К тому же центр лишился помещения по ул. Комиссаржевской, 21, где размещались два специализированных медико-социальных отделения. В октябре 2008 года в связи с неоплатой коммунальных услуг были отключены свет, вода и тепло. Сотрудники переведены в здание по ул. Орджоникидзе, 3, отделения перепрофилированы в отделения надомного обслуживания.


Вместе с тем число жителей области, получивших адресную помощь в денежной форме, товарами или продуктами питания, существенно снизилось: в 2006 году она оказана 262117 жителям области на сумму 31,4 млн. рублей, в 2008 году - 221725 чел. на сумму 30,3 млн. рублей, за 9 месяцев 2009 года - 183871 чел. на сумму 30,2 млн. рублей. Это обусловлено, с одной стороны, снижением финансирования адресной помощи из всех источников (бюджет, внебюджетные фонды, средства предприятий и хозяйств и др.) и, с другой стороны, ростом цен на потребительские товары.
Оценка качества социальных услуг оказываемых КЦСОН и ЦВПГПВИ, определяется на основании Положения об основных требованиях к результатам работы бюджетных учреждений в соответствии со стандартами качества предоставления государственных услуг и Порядка оценки соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг стандартам качества, утвержденных постановлением администрации Воронежской области.
Так, согласно отчетам о выполнении государственной услуги "Социальное обслуживание в ЦВПГПВИ" три из четырех показателей оценки стандарта качества выполнены на 100% (процент обратившихся граждан, которым оказаны услуги (приоритетность - 10%), занятость койки и процент удовлетворенных качеством и доступностью услуг (приоритетность - по 40%)). Четвертый показатель - процент занимающихся (работающих) из числа тех, кому по заключению врача можно работать (приоритетность - 10%) - выполнен на 50%. В результате суммарная оценка показателей с учетом приоритетности получилась достаточно высокой - 95%, то есть услуга соответствует стандарту качества.
Однако оценка качества услуги, произведенная таким способом, является формальной и требует корректировки в сторону большей объективности. Итоговая оценка соответствия качества государственных услуг не учитывает главные вопросы контроля качества социальных услуг (ГОСТ 52496-2005, ГОСТ Р 52142-2003): соответствие нормативам финансового и натурального обеспечения проживающих жилой площадью, одеждой и обувью, мебелью и т.д. Вызывает вопросы и приоритетность показателей. К примеру, вряд ли проживающие пожилые граждане и инвалиды, особенно лежачие больные, выскажутся отрицательно по поводу предоставленных услуг.

Выводы:

1. Предоставление социальных услуг в 39 комплексных центрах социального обслуживания населения и 8 центрах временного проживания в основном соответствует требованиям государственных стандартов социального обслуживания по формированию перечня услуг и организации их предоставления.
Однако целый ряд проблем, связанных с отсутствием необходимых площадей и обусловленных недостаточным уровнем финансирования объектов проверки, не позволяет оказать социальные услуги в достаточном объеме в соответствии с потребностью населения и стандартами качества государственных услуг. Эти проблемы отмечались Контрольно-счетной палатой и в ходе проверки 2006 года.
Так, до настоящего времени на областной уровень собственности не передано имущество 4 комплексных центров, при этом КЦСОН "Воскресенский" занимает помещения без оформления документов в нарушение ряда статей ГК РФ.
Лишившись помещения пл. 88 кв. м, где ранее располагалась медико-социальная служба, центр является единственным комплексным центром в г. Воронеже, не оказывающим социально-медицинские услуги на дому. Как следствие, центром не используется медоборудование стоимостью 121,5 тыс. рублей, полученное по программе "Социальная поддержка инвалидов", что, в свою очередь, привело к неэффективному использованию бюджетных средств в данной сумме.
Медико-социальные услуги не оказываются еще в 12 муниципальных районах области из-за отсутствия помещений и финансирования на содержание штата медработников.
2. Полустационарное обслуживание населения в отделениях дневного пребывания недоступно в 14 районах области по тем же причинам: отсутствие помещений и финансирования. Вследствие закрытия в Коминтерновском комплексном центре отделения временного пребывания детей, оставшихся без опеки родителей, в центре не используется оборудование прачечной, столовой, детские кровати стоимостью 100,6 тыс. рублей.
3. Нестационарные социальные услуги оказываются во всех 39 комплексных центрах области, однако надомное обслуживание гражданам отдельных поселений (например, в Бутурлиновском районе) недоступно ввиду ограниченного количества социальных работников в комплексных центрах.
4. Стационарная социальная помощь, оказываемая в центрах временного проживания и в отделениях временного проживания комплексных центров социального обслуживания, предоставляется постоянно, а не временно (до 6 месяцев). Фактически отделения и центры являются домами-интернатами малой вместимости. Однако при этом не выполняются требования стандартов обеспечения проживающих одеждой и обувью, хотя 75% пенсии с пожилых граждан и инвалидов исправно взимается.
5. Материально-техническое обеспечение объектов проверки, по оценке департамента, неудовлетворительное. Износ основных фондов достиг 70 - 80%; из-за отсутствия капитального и текущего ремонта здания приходят в ветхое состояние, влекущее их закрытие.
Обеспеченность нормативными 7 кв. м на человека выполняется только в одном из восьми ЦВПГПВИ и в 3 из 15 ОВП, мебель и технологическое оборудование давно требуют замены, в 5 КЦСОН нет автотранспорта.
6. Низкий уровень обеспеченности компьютерной техникой не позволяет автоматизировать бухгалтерский учет в нарушение Приказа МФ РФ от 30.12.2008 № 148н, вести персонифицированный учет обратившихся граждан и предоставленных услуг.
7. Капитальный и текущий ремонт с учетом противопожарных мероприятий проведен на 57% и 63% потребности 2008 и 2009 года, текущий - на 56%. В то же время отмечено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 623,6 тыс. рублей, вложенных в строительство и приобретение оборудования для котельной в Бутурлиновском ЦВПГПВИ, которая не передана в областную собственность и не числится на балансе центра.
8. Анализ реализации ведомственных целевых программ, в рамках которых осуществляется финансирование объектов проверки за счет средств областного бюджета, показал, что целевые индикаторы программ напрямую не связаны с программными мероприятиями. Показатели достигнуты, несмотря на невыполнение мероприятий по укреплению материальной базы учреждений.
Целесообразно в этом плане использовать опыт других регионов России и приблизить целевые индикаторы ведомственных программ к конкретным мероприятиям - капитальному и текущему ремонту, оснащению учреждений оборудованием для приведения учреждений в соответствие эксплуатационным нормативам.
9. Недостаточность средств областного бюджета по оплате труда не позволила выплатить в целом по департаменту гарантированную постановлением администрации Воронежской области № 43 сумму в размере более половины премии ко Дню соцработника - 17,2 млн. рублей.
При этом почти 3,5 тысячи социальных работников (60 - 80% численности комплексных центров) в 2009 году имели заработную плату, лишь на 183 рубля превышающую прожиточный минимум - 5314 рублей, рассчитанный департаментом за III квартал 2009 года. В 17 КЦСОН 231 социальный работник по итогам III квартала 2009 года находился за чертой бедности.
10. Проверкой установлен ряд нарушений и недостатков в использовании государственных средств как департаментом, так и учреждениями.
Так, 13 единиц обслуживающего персонала (водители, уборщицы, сторожа) числятся в комплексных центрах, а работают в других подведомственных департаменту учреждениях - в районных филиалах ОГУ "УСЗН", что искажает как штатные расписания, так и плановые и фактические расходы по оплате труда - выборочной проверкой установлено искажение на 995,6 тыс. рублей.
В нарушение ст. ст. 21, 158, 264 БК РФ в отчете об исполнении областного бюджета за 2008 год средства в сумме 7666,3 тыс. рублей, направленные на оздоровление детей через комплексные центры, отражены по виду расходов 012 ("выполнение функций государственными органами"), тогда как фактически израсходованы по виду расходов 001 ("выполнение функций бюджетными учреждениями").
В результате согласно бюджетной отчетности центров объем их финансирования на 7666,3 тыс. рублей в 2008 году и 18030,7 тыс. рублей в 2009 году выше реального. Фактически же на социальное обслуживание населения конкретного района направлены средства за минусом средств, которые использованы на летний отдых детей, причем проживающих в других районах области.
В нарушение ст. 6 Законов "Об областном бюджете..." на 2008 и на 2009 год 31 и 28 учреждений из 39 не перечисляли средства от платных услуг на единый счет доходов областного бюджета в полном объеме в соответствии с утвержденным порядком осуществления бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности.
В Терновском КЦСОН ревизией ОГУ "УСЗН" выявлено хищение главным бухгалтером средств в сумме 401,4 тыс. рублей, возбуждено уголовное дело.
11. Объем социальных услуг, оказываемых в комплексных центрах, сокращается. Ввиду закрытия двух отделений медико-социального обслуживания в КЦСОН "Воскресенский" количество обслуживаемых сократилось в 2009 году на 157 человек. Снизилось на 66 человек и количество проживающих в отделениях временного проживания в связи с их закрытием в Острогожском и Россошанском КЦСОН.
Уменьшение количества услуг по адресной помощи населению обусловлено снижением финансирования по всем источникам и ростом цен: в 2006 году - 262,1 тыс. человек получили адресную помощь на сумму 31,4 млн. рублей, в 2008 году - 221,7 тыс. человек на 30,3 млн. рублей, за 9 месяцев 2009 года - 181,9 тыс. человек на 30,2 млн. рублей.
12. Качество социальных услуг оценивается на соответствие утвержденным в области стандартам. Однако методика оценки и приоритетность показателей (процент обратившихся в учреждение, которым оказаны услуги, удовлетворенность услугой, занятость койки, участие проживающих в трудотерапии) недостаточно объективны. Они не учитывают требования государственных и региональных стандартов обеспеченности граждан жилой площадью, мягким инвентарем, мебелью и т.д., поэтому достаточно формальны и требуют корректировки.

Предложения:

1. Направить представления в адрес комплексных центров, центров временного проживания, в ОГУ "ВОЦУСОН", в департамент труда и социального развития Воронежской области для устранения нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки.
2. Направить информацию о результатах проверки в Воронежскую областную Думу и первому заместителю председателя правительства Воронежской области.

Первый заместитель председателя
Контрольно-счетной палаты
Воронежской области
Е.С.ЛИТВИНЧУК

Начальник отдела контроля
расходов на социально-культурную
сферу, науку и СМИ
Л.Н.ШИЛЬНИКОВА




Официальная публикация в СМИ:
"Информационный бюллетень Контрольно-счетной палаты Воронежской области", № 1(19), 2010


Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 16.02.2010
"Отчет о результатах тематической проверки эффективности и целевого использования государственных средств, направленных в 2008 году и за 9 месяцев 2009 года на социальное обслуживание жителей Воронежской области в комплексных центрах социального обслуживания населения и центрах временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов"

Основание для проведения проверки
Цель проверки
Предмет проверки
Проверяемый период
Перечень проверенных объектов
В ходе проверки установлено
Общие положения
Имущество учреждений и доступность социальных услуг
Полустационарное обслуживание населения
Нестационарные социальные услуги
Стационарное обслуживание
Материально-техническое обеспечение объектов проверки
Капитальный и текущий ремонт
Обеспеченность жилой площадью и мебелью
Обеспечение учреждений оборудованием и автотранспортом
Обеспечение продуктами питания, медикаментами и изделиями медицинского назначения
Обеспечение пожарной безопасности
Финансирование
Реализация ведомственных целевых программ
Оплата труда
Нарушения при финансировании комплексных центров социального обслуживания
Внебюджетные средства
Внутриведомственный контроль финансово-хозяйственной деятельности
Объемы и качество социальных услуг
Выводы
Предложения

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru