Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 марта 2010 г. по делу № 3-36/10

16 марта 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
в составе председательствующего судьи Самарцевой В.В.
при секретаре судебного заседания А.
с участием заместителя начальника отдела прокуратуры Нижегородской области Королевой Г.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело по заявлению прокурора Нижегородской области
о признании недействующим п. 5 ч. 1 ст. 7 Закона Нижегородской области от 30.12.2005 № 212-З "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в целях реализации их права на образование" (в редакции Закона Нижегородской области от 01.11.2009 № 205-З),

установила:

Прокурор Нижегородской области обратился (далее по тексту - прокурор области) в Нижегородский областной суд с заявлением о признании недействующим п. 5 ч. 1 ст. 7 Закона Нижегородской области от 30.12.2005 № 212-З "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в целях реализации их права на образование" (в редакции Закона Нижегородской области от 01.11.2009 № 205-З) (далее по тексту - Закон области № 212-З).
В обоснование заявления прокурор области указал следующие доводы и мотивы.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 7 Закона Нижегородской области от 30.12.2005 № 212-З "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в целях реализации их права на образование" (в редакции Закона Нижегородской области от 03.11.2009 № 205-З) предусмотрено, что предоставление детям судей, сотрудников милиции, прокуратуры и иных категорий граждан, установленных федеральными законами, мест в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях осуществляется по месту жительства во внеочередном порядке.
Однако абзацем 2 ст. 31 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 "О милиции" (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 08.06.2006 № 80-ФЗ) установлено, что детям сотрудников милиции, детям сотрудников милиции, погибших (умерших) в связи с осуществлением служебной деятельности либо умерших до истечения одного года после увольнения со службы вследствие ранения (контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы, а также детям сотрудников милиции, получивших в связи с осуществлением служебной деятельности телесные повреждения, исключающие для них возможность дальнейшего прохождения службы, по месту жительства их семей в первоочередном порядке предоставляются места в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности в порядке, определяемом субъектом Российской Федерации.
Таким образом, п. 5 ч. 1 ст. 7 Закона Нижегородской области от 30.12.2005 № 212-З "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в целях реализации их права на образование" в части предоставления во внеочередном порядке детям сотрудников милиции мест в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях по месту жительства противоречит федеральному законодательству.
Социальная гарантия детям сотрудников милиции на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях в первоочередном порядке установлена федеральным законодательством.
Согласно абзацу 2 ст. 31 Закона Российской Федерации "О милиции" к полномочиям субъекта Российской Федерации по данному вопросу относится только определение порядка первоочередного предоставления мест в дошкольных образовательных учреждениях.
В соответствии с абзацем 5 ст. 26.3.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Частью 5 ст. 5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" предусмотрено, что в целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.
Таким образом, в данном случае речь идет о дополнительных мерах социальной поддержки и социальной помощи, носящих финансовый (материальный) характер.
Следовательно, предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях не относится к указанным в законе дополнительным мерам, поскольку не является финансовой (материальной) поддержкой или помощью.
Учитывая изложенное, Законодательное Собрание Нижегородской области превысило предоставленные законодательством полномочия, установив на территории области противоречащий федеральному законодательству внеочередной порядок предоставления детям сотрудников милиции мест в дошкольных образовательных учреждениях.
Кроме того, пункт 5 ч. 1 ст. 7 Закона Нижегородской области от 30.12.2005 № 212-З "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в целях реализации их права на образование" дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для детей судей и сотрудников прокуратуры не устанавливает.
Социальная гарантия на предоставление во внеочередном порядке детям судей и сотрудников прокуратуры мест в дошкольных образовательных учреждениях установлена Законом Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", соответственно.
Таким образом, законодательный орган государственной власти Нижегородской области установил социальную гарантию для детей судей и сотрудников прокуратуры, которая уже предусмотрена федеральным законодательством.
Заместитель начальника отдела прокуратуры Нижегородской области Королева Г.А. в судебном заседании полностью поддержала доводы заявления прокурора области и просила судебную коллегию удовлетворить это заявление в полном объеме заявленных требований.
Представитель Законодательного Собрания Нижегородской области по доверенности И. возражала против удовлетворения заявления прокурора области.
Свои возражения она мотивировала следующими доводами.
Пункт 5 части 1 статьи 7 Закона области № 212-З предусматривает предоставление детям судей, сотрудников милиции, прокуратуры и иных категорий граждан, установленных федеральными законами, мест в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях по месту жительства во внеочередном порядке.
Согласно статье 31 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 "О милиции" детям сотрудников милиции, детям сотрудников милиции, погибших (умерших) в связи с осуществлением служебной деятельности либо умерших до истечения одного года после увольнения со службы вследствие ранения (контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы, а также детям сотрудников милиции, получивших в связи с осуществлением служебной деятельности телесные повреждения, исключающие для них возможность дальнейшего прохождения службы, по месту жительства их семей в первоочередном порядке предоставляются места в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности в порядке, определяемом субъектом Российской Федерации.
Однако согласно пункту 5 части 1 статьи 7 Закона области № 212-З указанные меры социальной поддержки предоставляются сотрудникам милиции во внеочередном порядке, что расширяет и усиливает меры социальной поддержки для них.
Указанная норма Закона области № 212-З не противоречит федеральному законодательству, так как согласно статье 26.3.1. Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Раздел VI Закона Российской Федерации "О милиции", в который включена статья 31, предусматривающая меры социальной защиты детям сотрудников милиции, имеет наименование "Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников милиции", то есть федеральный законодатель относит указанную норму к мерам социальной защиты сотрудников милиции, финансируемым за счет федерального бюджета. И отсюда соответственно следует, что дополнительные меры социальной поддержки, установленные пунктом 5 части 1 статьи 7 Закона области № 212-З финансируются из бюджета Нижегородской области.
В этой связи доводы прокурора Нижегородской области о том, что меры социальной поддержки, установленные пунктом 5 части 1 статьи 7 Закона области № 212-З, не носят финансовый (материальный характер) Законодательное Собрание области считает несостоятельными.
Более того, часть 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", на которую ссылается прокурор Нижегородской области в своем заявлении, предусматривает, что в целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования.
Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений. Таким образом, законами субъектов Российской Федерации может определяться не только порядок первоочередного предоставления мест в дошкольных образовательных учреждениях, но может устанавливаться и иной порядок, например, внеочередной, как это и было установлено пунктом 5 части 1 статьи 7 Закона области.
В отношении ссылки прокурора Нижегородской области на то, что законодательный орган государственной власти Нижегородской области установил социальную гарантию для детей судей и сотрудников прокуратуры, которая уже предусмотрена федеральным законодательством, сообщаем, что в указанной части пункт 5 части 1 статьи 7 Закона области № 212-З лишь дублирует нормы федерального законодательства в точном их соответствии и нового правового регулирования не устанавливает.
Представитель Законодательного Собрания области И. просила судебную коллегию отказать в удовлетворении заявления прокурора области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы заявления прокурора области, заслушав заместителя начальника отдела прокуратуры Нижегородской области Королеву Г.А., которая просила удовлетворить заявление в полном объеме заявленных требований, заслушав возражения представителя Законодательного Собрания Нижегородской области И., судебная коллегия находит заявление прокурора области обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим мотивам и основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникшие из публичных правоотношений по заявлению прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.


В соответствии со ст. 251 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ, верховный суд республики, краевой, областной суд... рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
Поэтому данное гражданское дело подлежит рассмотрению Нижегородским областным судом в качестве суда первой инстанции.
Закон Нижегородской области № 212-З является нормативным правовым актом, так как принят в установленном порядке законодательным органом государственной власти Нижегородской области, устанавливает правовые нормы, обязательные для исполнения, рассчитан на неоднократное применение, действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, им предусмотренные.
Первоначальный текст Закона Нижегородской области от 30.12.2005 № 212-З "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в целях реализации их права на образование" опубликован 14.01.2006 в издании "Нижегородские новости" № 5 (3417) и в издании "Правовая среда" № 2 (675).
Закон Нижегородской области от 03.11.2009 № 205-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в целях реализации их права на образование" опубликован 10.11.2009 в издании "Нижегородские новости" № 202 (4334) и в издании "Правовая среда" № 114 (1100).
В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным нормативным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Положениями части 2 ст. 31 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 "О милиции" предусмотрено право на первоочередное предоставление детям сотрудников милиции мест в дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности в порядке, определяемом субъектом Российской Федерации.
Частью 3 ст. 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 "О статусе судей Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), установлено, что во внеочередном порядке предоставляются места в детских дошкольных учреждениях, школах-интернатах, летних оздоровительных учреждениях детям судей.
Частью 5 ст. 44 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) установлено, что во внеочередном порядке предоставляются места в детских дошкольных учреждениях, школах-интернатах, летних оздоровительных учреждениях детям прокуроров и следователей.
Оспариваемый пункт 5 части 1 ст. 7 Закона области № 212-З гласит:
"предоставление детям судей, сотрудников милиции, прокуратуры и иных категорий граждан, установленных федеральными законами, мест в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях по месту жительства во внеочередном порядке".
Сопоставив и проанализировав нормы федерального законодательства и оспариваемую норму Закона области № 212-З, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Законодательное Собрание Нижегородской области установило предоставление детям сотрудников милиции мест в дошкольных образовательных учреждениях во внеочередном порядке. То есть, по сути, пункт 5 части 1 ст. 7 Закон области № 212-З изменил очередность предоставления мест детям сотрудников милиции в дошкольных образовательных учреждениях, установленную Федеральным законом "О милиции".
Законодательное Собрание Нижегородской области данным пунктом улучшило положение детей сотрудников милиции, но при этом изменило положения федерального закона, установив иную очередность предоставления мест детям сотрудников милиции в детских дошкольных образовательных учреждениях, чем это определено в Законе РФ "О милиции".
Иными словами, Законодательное Собрание области изменило положения части 2 ст. 31 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 "О милиции", чем превысило свои полномочия.
Поэтому судебная коллегия считает возможным согласиться с доводами заявления прокурора области, признав их обоснованными.
Пунктом 5 части 1 статьи 7 Закона области № 212-З установлено, что детям судей и прокуроров места в дошкольных учреждениях предоставляются по месту жительства во внеочередном порядке.
В данном случае очередность предоставления мест в дошкольных учреждениях детям судей и прокуроров Законодательным Собранием области не изменена. Но согласиться с доводом представителя Законодательного Собрания области о том, что данная норма продублирована из федерального законодательства, судебная коллегия не может по следующим мотивам.
Федеральными законами: "О статусе судей Российской Федерации" и "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что детям судей, прокуроров и следователей во внеочередном порядке предоставляются места в детских дошкольных учреждениях, школах-интернатах, летних оздоровительных учреждениях.
Пунктом 5 части 1 статьи 7 Закона области № 212-З определено детям судей, сотрудников милиции, прокуратуры и иных категорий граждан, установленных федеральными законами, предоставление мест в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях по месту жительства во внеочередном порядке.
Смысл пункта 5 части 1 статьи 7 Закона области № 212-З имеет несколько иное значение, чем положения федеральных законов, а именно, детям судей и прокуроров предоставляются во внеочередном порядке места в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. То есть, данная норма Закона области № 212-З определяет, в каких конкретных дошкольных образовательных учреждениях предоставляются места детям судей и прокуроров во внеочередном порядке, а именно, в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях по месту жительства. Тем самым ограничивается право детей судей и прокуроров на предоставление им мест во внеочередном порядке в детских дошкольных учреждениях иных форм собственности за счет средств федерального бюджета, как следует из смысла ст. 19 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Поскольку положения приведенных норм федерального законодательства не ограничивают возможность предоставления мест детям судей и прокуроров только в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.
Следовательно, Законодательное Собрание Нижегородской области не воспроизводит, то есть не повторяет полностью текст и смысл норм федеральных законов, а конкретизирует положения этих федеральных законов, определяя пределы их действия на территории Нижегородской области.
Таким образом, Законодательное Собрание области превысило свои полномочия при принятии оспариваемой нормы Закона области № 212-З.
Кроме того, пунктом 5 части 1 статьи 7 Закона области № 212-З установлена социальная гарантия для детей судей и прокуроров, уже определенная федеральным законодательством.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
В соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В данном случае, социальная гарантия установленная федеральными законами для детей судей и прокуроров будет действовать на всей территории Российской Федерации, независимо от того, будет ли она дополнительно установлена и конкретизирована законом субъекта Российской Федерации или нет.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" часть 33 отсутствует.

Проверяя обоснованность возражений представителя Законодательного Собрания области о том, что при принятии оспариваемой нормы Законодательное Собрание области руководствовалось положениями п. п. 3.1, 24 п. 2 ст. 26.3, ч. 33 ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которым к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), а поэтому не превысило своих полномочий, судебная коллегия не может согласиться по следующим мотивам.
Судебная коллегия может согласиться с тем, что по вопросам социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Однако, оспариваемой нормой Закона области № 212-З изменен порядок очередности предоставления мест детям сотрудников милиции в дошкольных образовательных учреждениях, установленный Федеральным законом "О милиции".
Частью 5 ст. 5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" предусмотрено, что в целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.
Таким образом, в данном случае речь идет о дополнительных мерах социальной поддержки и социальной помощи, носящих финансовый (материальный) характер.
Очередность предоставления мест в дошкольных образовательных учреждениях к дополнительным мерам социальной поддержки и социальной помощи не относится к мерам социальной поддержки семей, имеющих детей, носящих финансовый (материальный) характер.
Следовательно, предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях не относится к указанным дополнительным мерам социальной поддержки в том смысле как это указано в ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", поскольку не является финансовой (материальной) поддержкой или помощью.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия признает заявление прокурора области обоснованным, убедительным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если судом будет установлено, что оспариваемый нормативный акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный акт действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного времени.
В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", изложенными в пункте 28, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оспариваемый пункт 5 части 1 статьи 7 Закона области № 212-З и установленные этой нормой права и гарантии были уже реализованы, при этом были непосредственно затронуты права и свободы граждан и организаций. Поэтому судебная коллегия считает целесообразным признать оспариваемую норму недействующей со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда или сообщение о решении суда подлежит опубликованию в печатном издании, в котором был опубликован нормативный правовой акт. Судебная коллегия считает необходимым возложить обязанность по опубликованию сведений о настоящем решении в средстве массовой информации - газете "Нижегородские новости", в которой оспариваемый нормативный правовой акт был опубликован, на Законодательное Собрание Нижегородской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, судебная коллегия,

решила:

Заявление прокурора Нижегородской области о признании недействующим п. 5 ч. 1 ст. 7 Закона Нижегородской области от 30.12.2005 № 212-З "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в целях реализации их права на образование" (в редакции Закона Нижегородской области от 01.11.2009 № 205-З) - удовлетворить.
Признать недействующим п. 5 ч. 1 ст. 7 Закона Нижегородской области от 30.12.2005 № 212-З "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в целях реализации их права на образование" (в редакции Закона Нижегородской области от 01.11.2009 № 205-З) - со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Обязать Законодательное Собрание Нижегородской области опубликовать сведения о настоящем решении в газете "Нижегородские новости" после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий
В.В.САМАРЦЕВА

Решение изготовлено в окончательной форме 19 марта 2010 года.

Судья областного суда
В.В.САМАРЦЕВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ получен по официальной рассылке Нижегородского областного суда.


Решение Нижегородского областного суда от 16.03.2010 по делу № 3-36/10
О признании недействующим пункта 5 части 1 статьи 7 Закона Нижегородской области от 30.12.2005 № 212-З "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в целях реализации их права на образование" (в редакции Закона Нижегородской области от 01.11.2009 № 205-З).

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru