Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 19 февраля 2010 года

Резолютивная часть решения оглашена 16 февраля 2010 г.
Решение в полном объеме изготовлено 19 февраля 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Ельчанинов А.А. - заместитель    руководителя    управления,   председатель
                  Комиссии;
Камнева Н.П.    - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Рисов А.В.      - специалист-эксперт  отдела  контроля органов власти, член
                  Комиссии
в присутствии представителей:
заявитель: Новосибирское областное отделение общероссийской общественной организации "Деловая Россия", <...> - руководитель исполнительного комитета;
ответчик: Совет депутатов города Новосибирска - <...>, по доверенности от 30.12.2009 № 04/3-8-4158, <...>, по доверенности от 16.02.2010 № 04/3-8-708,
рассмотрев дело № 19 от 22.01.2010 по признакам нарушения Советом депутатов города Новосибирска (Красный проспект, д. 34, г. Новосибирск, 630099) части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции",

установила:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение Новосибирского областного отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" (далее НОООО "Деловая Россия") с просьбой проверить на соответствие антимонопольному законодательству городскую целевую программу "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске" на 2008 - 2010 гг., утвержденную решением Совета депутатов города Новосибирска от 09.10.2007 № 753, в частности приложение № 3, утвержденное решением Совета депутатов города Новосибирска от 25.11.2009 № 1463, которым введены коэффициенты, влияющие на размер оказываемой финансовой поддержки в зависимости от вида деятельности, возраста сотрудников и продолжительности работы субъекта малого и среднего предпринимательства.
При проведении проверки городской целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске" на 2008 - 2010 гг. на соответствие антимонопольному законодательству установлено следующее.
Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 09.10.2007 № 753 в целях создания условий развития малого и среднего предпринимательства на территории города Новосибирска, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" утверждена городская целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске" на 2008 - 2010 годы (далее Программа).
Реализация Программы предусматривает поэтапное финансирование в течение 2008 - 2010 гг. из бюджета города Новосибирска. Целью Программы является в том числе обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджета города осуществляется на конкурсной основе. Порядком оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства определены условия, порядок организации и проведения конкурса по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске. В соответствии с пунктом 3.1 Порядка критериями для отбора победителей конкурса является соблюдение участником конкурса условий предоставления финансовой поддержки, установленных приложением 2 к Программе. Победителями конкурса признаются участники конкурса, выполнившие условия предоставления финансовой поддержки. Конкурсы являются открытыми и основываются на принципах равенства и объективности.
При соблюдении условий и порядка предоставления финансовой поддержки, установленных в городской целевой программе, не происходит предоставления преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, поскольку порядок предусматривает равный доступ хозяйствующих субъектов к участию в программе. Однако приложением 3 к Программе, утвержденным решением Совета депутатов г. Новосибирска от 25.11.2009 № 1463, в Программу внесены изменения.
В соответствии с данным приложением предельная сумма финансовой поддержки зависит в том числе от вида деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, возраста индивидуальных предпринимателей, возраста руководителя юридического лица и штатных сотрудников, продолжительности работы субъектов малого и среднего предпринимательства.
Индивидуальным предпринимателям в возрасте до 30 лет, юридическим лицам, в которых средний возраст штатных сотрудников и возраст руководителя не превышает 30 лет, юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых (если он предусмотрен организационно-правовой формой) доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75%, установлен повышающий коэффициент 0,25 для расчета размера суммы финансовой поддержки относительно других индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
При осуществлении субъектами малого и среднего предпринимательства деятельности в течение не более двух лет с даты государственной регистрации до даты подачи заявки на получение финансовой поддержкой также установлен повышающий коэффициент 0,25.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135 федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Установление в Программе коэффициентов, влияющих на размер финансовой поддержки в зависимости от возраста индивидуальных предпринимателей, возраста штатных сотрудников и руководителя юридических лиц, продолжительности осуществления деятельности, может поставить хозяйствующие субъекты, работающие на одном товарном рынке, в неравные условия и может привести к ограничению конкуренции между ними.
По существу дела Совет депутатов города Новосибирска представил следующее объяснение.
Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных учреждений), индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Приложение № 3 городской целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске" на 2008 - 2010 годы содержит порядок предоставления финансовой поддержки (субсидирования) субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 1 статьи 15 органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В данном случае одним из таких исключений Федерального закона "О защите конкуренции", по мнению Совета депутатов города Новосибирска является предоставление на основании правовых актов органа местного самоуправления субсидий в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, установление в приложении № 3 к городской целевой программе "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске" на 2008 - 2010 годы, принятой решением Совета депутатов г. Новосибирска от 09.10.2007 № 753, порядка предоставления финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, формулы расчета размера финансовой поддержки, а также коэффициентов, необходимых для составления расчетов по данной формуле, предусмотрено Бюджетным кодексом РФ и соответствует Федеральному закону "О защите конкуренции".
Совет депутатов города Новосибирска не согласен с доводом о том, что установление таблицами 3 и 4 приложения № 3 значений дополнительных коэффициентов, характеризующих возраст индивидуальных предпринимателей и сотрудников субъектов малого и среднего предпринимательства и продолжительность работы хозяйствующих субъектов, влияющих на расчет суммы финансовой поддержки, может привести к дискриминационным условиям деятельности хозяйствующих субъектов и, как следствие, к ограничению конкуренции между ними, поскольку, по его мнению, под дискриминационными условиями, в силу пункта 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 "О защите конкуренции", следует понимать такие условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Согласно городской целевой программе "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске" на 2008 - 2010 годы финансовая поддержка осуществляется на конкурсной основе, при этом не устанавливается какого-либо ограничения на участие в конкурсе для отдельной категории субъектов малого и среднего предпринимательства, конкурс носит открытый характер, является равнодоступным для всех хозяйствующих субъектов.
При этом финансовую поддержку получает только победитель данного конкурса, выполнивший условия предоставления такой поддержки.
После чего рассчитывается сумма финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, исходя из величины данных коэффициентов и в зависимости от того, какой категории хозяйствующий субъект победил в конкурсе.
При этом различная величина суммы финансовой поддержки, рассчитанной с учетом коэффициентов, не ухудшает положения других субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих на одном товарном рынке, а лишь способствует поддержанию деятельности победителя конкурса, получившего такую субсидию.
Совет депутатов города Новосибирска считает, что все хозяйствующие субъекты, работающие на одном товарном рынке, изначально имеют различные финансовые ресурсы, но при этом имеют равные права и условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара.
Следовательно, в данном случае не имеет место создание дискриминационных условий деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, работающих на одном товарном рынке, поскольку размер суммы финансовой поддержки, выделяемой победителю конкурса, не ограничивает возможности иных субъектов предпринимательской деятельности осуществлять свои права по свободному производству, обмену, потреблению, приобретению, продажи, иной передачи товара, финансовых средств в пределах единого экономического пространства и тем более не ограничивает доступ на товарный рынок.
Установление коэффициентов, характеризующих возраст индивидуальных предпринимателей и сотрудников субъектов малого и среднего предпринимательства, влияющих на расчет суммы финансовой поддержки данных субъектов, осуществлялось с целью реализации Указа Президента Российской Федерации от 16.10.1992 № 1075 "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики", в частности обеспечения соблюдения прав молодых граждан, установления для них гарантий в сфере труда и занятости, содействия их предпринимательской деятельности, распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 № 1760-р "О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации".
Совет депутатов города Новосибирска считает, что установление приложением № 3 к городской целевой программе "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске" на 2008 - 2010 годы дополнительных коэффициентов, характеризующих возраст индивидуальных предпринимателей и сотрудников субъектов малого и среднего предпринимательства, продолжительность работы вышеуказанных субъектов, не приводит к дискриминационным условиям деятельности хозяйствующих субъектов и, как следствие, к ограничению конкуренции между ними.
На заседании Комиссии представитель Совета депутатов города Новосибирска сообщила следующее.


Совет депутатов города Новосибирска сделал запрос в мэрию города Новосибирска о необходимости внесения изменений в приложение № 3 городской целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске" на 2008 - 2010 годы. Ответ мэрии города Новосибирска приобщен к материалам дела.
Согласно ответу мэрии города Новосибирска приложение № 3 к городской целевой программе "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске" на 2008 - 2010 годы не нарушает требований законодательства РФ и необходимость внесения изменений отсутствует, поскольку установление категорий и критериев отбора для оказания финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрено Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
По мнению представителя Совета депутатов города Новосибирска установление коэффициентов в зависимости от вида деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства не влияет на конкуренцию между хозяйствующими субъектами, поскольку они работают на разных товарных рынках.
Совет депутатов города Новосибирска является представительным органом местного самоуправления, обладающим полномочиями по принятию муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также установлению условий и порядка оказания поддержки данным субъектам; данные полномочия Совету депутатов предоставлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Изучив представленные материалы и объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
Приложением № 3 к городской целевой программе "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске" на 2008 - 2010 годы, принятой решением Совета депутатов г. Новосибирска от 09.10.2007 № 753, установлен Порядок расчета суммы финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Сумма финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства рассчитывается по следующей формуле:

S = S1 x (К1 + К2 + К3);

где S - сумма финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
S1 - расчетная величина финансовой поддержки;
К1 - коэффициент, характеризующий вид деятельности;
К2 - дополнительный коэффициент, характеризующий возраст индивидуальных предпринимателей и сотрудников;
К3 - дополнительный коэффициент, характеризующий продолжительность работы субъекта малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 "О защите конкуренции" конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Установление коэффициентов, влияющих на размер финансовой поддержки, в зависимости от вида деятельности субъекта малого и (или) среднего предпринимательства, не влияет на конкуренцию, поскольку хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность на разных товарных рынках.
Установление дополнительных коэффициентов, характеризующих возраст индивидуальных предпринимателей и сотрудников субъектов малого и (или) среднего предпринимательства и продолжительность работы хозяйствующих субъектов, приводит к тому, что хозяйствующие субъекты, победившие в конкурсе на право получения финансовой поддержки, при прочих равных условиях получают разную конечную сумму финансовой поддержки, таким образом, они будут поставлены в неравные условия, что приведет к ограничению конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Статья 11 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" наделяет органы местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства полномочиями по формированию и осуществлению муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей, однако данные программы должны соответствовать действующему законодательству РФ, в том числе Федеральному закону "О защите конкуренции", поскольку действие данного Закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе на отношения, в которых участвуют органы местного самоуправления, российские и иностранные юридические лица, организации, в том числе индивидуальные предприниматели.
На основании изложенного Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что установление приложением № 3 к городской целевой программе "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске" на 2008 - 2010 годы коэффициентов влияющих на размер финансовой поддержки в зависимости от возраста индивидуальных предпринимателей, возраста штатных сотрудников и руководителя юридических лиц, продолжительности осуществления деятельности может привести к ограничению конкуренции между хозяйствующими субъектами, победившими в конкурсе на право получения финансовой поддержки, работающими на одном товарном рынке.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать Совет депутатов города Новосибирска нарушившим часть 1 статьи 15 ФЗ № 135 "О защите конкуренции", который своим решением от 25.11.2009 № 1463 утвердил приложение № 3 к городской целевой программе "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске" на 2008 - 2010 годы, устанавливающее коэффициенты, характеризующие возраст индивидуальных предпринимателей и сотрудников субъектов малого и среднего предпринимательства, продолжительность работы вышеуказанных субъектов, которые влияют на конечную сумму финансовой поддержки, что может привести к ограничению конкуренции между хозяйствующими субъектами, победившими в конкурсе на право получения финансовой поддержки, работающими на одном товарном рынке.
2. Признать имеющиеся материалы дела № 19 достаточными для выдачи Совету депутатов города Новосибирска предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. С целью устранения нарушения Совету депутатов города Новосибирска совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно внести изменения в городскую целевую программу "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске" на 2008 - 2010 годы, утвержденную решением Совета депутатов города Новосибирска от 09.10.2007 № 753, с изменениями, внесенными решением Совета депутатов города Новосибирска от 25.11.2009 № 1463, в части коэффициентов влияющих на размер финансовой поддержки в зависимости от возраста индивидуальных предпринимателей, возраста штатных сотрудников и руководителя юридических лиц, продолжительности осуществления деятельности.
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии
А.А.ЕЛЬЧАНИНОВ

Члены Комиссии
Н.П.КАМНЕВА
А.В.РИСОВ

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.





ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 19 февраля 2010 г. № 6

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Ельчанинов А.А. - заместитель    руководителя    управления,   председатель
                  Комиссии;
Камнева Н.П.    - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Рисов А.В.      - специалист-эксперт  отдела  контроля органов власти, член
                  Комиссии,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 19.02.2010 по делу № 19 от 22.01.2010 о нарушении Советом депутатов города Новосибирска (Красный проспект, д. 34, г. Новосибирск, 630099) части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции",

предписывает:

1. Совету депутатов города Новосибирска в срок до 31.05.2010 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", выразившееся в утверждении решением от 25.11.2009 № 1463 приложения № 3 к городской целевой программе "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске" на 2008 - 2010 годы, которым установлены коэффициенты, характеризующие возраст индивидуальных предпринимателей и сотрудников субъектов малого и среднего предпринимательства, продолжительность работы вышеуказанных субъектов, влияющие на конечную сумму финансовой поддержки, оказываемую хозяйствующим субъектам, победившим в конкурсе на право получения финансовой поддержки. Для этого совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно внести изменения в городскую целевую программу "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске" на 2008 - 2010 годы, утвержденную решением Совета депутатов города Новосибирска от 09.10.2007 № 753, с изменениями, внесенными решением Совета депутатов города Новосибирска от 25.11.2009 № 1463, в части коэффициентов, влияющих на размер финансовой поддержки, в зависимости от возраста индивидуальных предпринимателей, возраста штатных сотрудников и руководителя юридических лиц, продолжительности осуществления деятельности.
2. Совету депутатов города Новосибирска в срок до 31.05.2010 привести в соответствие с требованиями части 1 статьи 15 ФЗ № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" приложение № 3 к городской целевой программе "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске" на 2008 - 2010 годы, утвержденное решением Совета депутатов города Новосибирска от 25.11.2009 № 1463.
3. Об исполнении настоящего предписания Совету депутатов города Новосибирска сообщить в срок до 10.06.2010 с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
А.А.ЕЛЬЧАНИНОВ

Члены Комиссии
Н.П.КАМНЕВА
А.В.РИСОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Новосибирского УФАС РФ от 19.02.2010
<О принятии органом местного самоуправления правовых актов, ограничивающих конкуренцию>
(вместе с предписанием Новосибирского УФАС РФ от 19.02.2010 № 6)

Решение
Предписание

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru