Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


Направлено письмом от 25 августа 2010 г. № 02-14/8282

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 24 августа 2010 г. № 1278н

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 10 ДЕКАБРЯ 2008 Г. № 1693 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О КОМИТЕТЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ
ОТ 5 ИЮНЯ 2009 Г. № 616, ОТ 16 НОЯБРЯ 2009 Г. № 1374,
ОТ 2 АПРЕЛЯ 2010 Г. № 442)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена повторная юридическая экспертиза постановления Главы Администрации Волгоградской области от 10 декабря 2008 г. № 1693 "Об утверждении Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области" (в редакции от 5 июня 2009 г. № 616, от 16 ноября 2009 г. № 1374, от 2 апреля 2010 г. № 442) (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения повторной юридической экспертизы является изменение федерального законодательства.
Повторной юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утверждено Положение о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области (далее - Положение).
Предметом правового регулирования исследуемого Постановления являются общественные отношения, возникающие в связи с организацией системы исполнительных органов государственной власти Волгоградской области в сфере управления природопользованием и охраны окружающей природной среды.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими нормативными правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Водным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (в редакции от 27.12.2009 № 374-ФЗ);
- Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции от 27.12.2009 № 379-ФЗ);
- Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" (в редакции от 24.07.2009 № 209-ФЗ);
- Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в редакции от 17.12.2009 № 314-ФЗ);
- Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (в редакции от 27.12.2009 № 374-ФЗ);
- Федеральным законом от 09.01.1996 № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (в редакции от 23.07.2008 № 160-ФЗ);
- Федеральным законом от 19.07.1997 № 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (в редакции от 30.12.2008 № 313-ФЗ);
- Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (в редакции от 27.07.2010 № 226-ФЗ);
- Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции от 30.12.2008 № 309-ФЗ);
- Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (в редакции от 27.12.2009 № 374-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 27.07.2010 № 191-ФЗ);
- Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции от 27.12.2009 № 374-ФЗ);
- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 30.07.2010 № 242-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.1997 № 1298 "Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов" (в редакции от 22.04.2009 № 351);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 № 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе и о проведении аукциона" (в редакции от 22.04.2009 № 351);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 689 "Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю";
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 10.11.2008 № 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 19.04.2010 № 2025-ОД).
В соответствии с пунктами "д" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; установление общих принципов организации системы органов государственной власти находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О животном мире" законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов об охране окружающей природной среды и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О радиационной безопасности населения" определено, что правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют и проводят государственный контроль (государственный экологический контроль) за охраной атмосферного воздуха, за исключением контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Статьей 2 Федерального закона "Об экологической экспертизе" установлено, что законодательство об экологической экспертизе основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об охране окружающей среды" и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона "Об охране окружающей среды" органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.
Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 34 Устава (Основного закона) Волгоградской области определено, что в систему исполнительной власти Волгоградской области входят глава администрации Волгоградской области, администрация Волгоградской области и иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу в соответствии с законом Волгоградской области.
Частью 1 статьи 2 Закона Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" установлено, что глава администрации возглавляет администрацию Волгоградской области, определяет структуру органов исполнительной власти Волгоградской области.
В соответствии с приложением к указанному выше Закону Волгоградской области комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Согласно подпункту "е" пункта 2 статьи 39 Устава (Основного закона) Волгоградской области к полномочиям главы администрации области в сфере осуществления исполнительной власти отнесено утверждение структуры и штатного расписание территориальных и отраслевых подразделений администрации области, положений о них.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Таким образом, Глава Администрации Волгоградской области как высшее должностное лицо Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем издания нормативного правового акта в форме постановления.
На момент проведения юридической экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
Однако в тексте анализируемого Постановления выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Согласно абзацу 4 пункта 2.1.3 раздела 2 Положения, утвержденного рассматриваемым Постановлением, Комитет осуществляет полномочия по установлению в пределах своей компетенции лимитов размещения отходов в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду.
Вместе с тем в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Абзац 8 статьи 5 указанного выше Федерального закона к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относит установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами.
Согласно абзацу 13 статьи 5 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
В соответствии с абзацем 9 статьи 6 указанного выше Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне.
Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона "Об охране окружающей среды" лимиты на размещение отходов к нормативам качества окружающей среды не отнесены.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается во вторжении субъекта Российской Федерации в компетенцию Российской Федерации в части установления лимитов на размещение отходов.
Содержание и форма анализируемого Постановления соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 17 декабря 2008 г. № 237.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Главы Администрации Волгоградской обл. от 02.04.2010 № 442 опубликовано в газете "Волгоградская правда" № 61, а не № 71.

Постановления от 5 июня 2009 г. № 616, от 16 ноября 2009 г. № 1374, от 2 апреля 2010 г. № 442, которыми внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 10 июня 2009 г. № 104, от 25 ноября 2009 г. № 221, от 7 апреля 2010 г. № 71.
Вывод: Повторная юридическая экспертиза пришла к выводу, что постановление Главы Администрации Волгоградской области от 10 декабря 2008 г. № 1693 "Об утверждении Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области" (в редакции от 5 июня 2009 г. № 616, от 16 ноября 2009 г. № 1374, от 2 апреля 2010 г. № 442) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем учесть замечания Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Временно исполняющий
обязанности
начальника Управления
О.А.ИСАМОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.

Экспертное заключение Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 24.08.2010 № 1278н
"На постановление Главы Администрации Волгоградской области от 10 декабря 2008 г. № 1693 "Об утверждении Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области" (в редакции от 5 июня 2009 г. № 616, от 16 ноября 2009 г. № 1374, от 2 апреля 2010 г. № 442)"
(направлено письмом от 25.08.2010 № 02-14/8282)

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru