Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2010 по делу № А23-6348/2009А-13-289 данное решение решение отменено. Заявленные требования удовлетворены.




АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 января 2010 г. по делу № А23-6348/09А-13-289

Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 15 января 2010 года.
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Ипатова А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "ВымпелКом", г. Москва, в лице Калужского филиала открытого акционерного общества "ВымпелКом", г. Калуга,
к судебному приставу-исполнителю Мещовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Калужской области
о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа от 14.12.2009,
при участии в заседании:
от заявителя - представителя Колпаковой И.В. по доверенности от 16.12.2009 № 1316,
паспорт;
от ответчика - начальника отдела правового обеспечения Муратовой Л.И. по доверенности от 11.01.2010 № 7, удостоверение,

установил:

Открытое акционерное общество "ВымпелКом", г. Москва в лице Калужского филиала открытого акционерного общества "ВымпелКом", г. Калуга, (далее - заявитель, ОАО "ВымпелКом", общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к судебному приставу-исполнителю Мещовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Калужской области (далее - ответчик) о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа от 14.12.2009.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении, считая, что оспариваемое постановление вынесено по факту неисполнения запроса судебного пристава-исполнителя от 02.10.2009 о предоставлении информации о наличии у должника-гражданина договора на оказание услуг сотовой связи, номере мобильного телефона и размере денежных средств, затраченных на оплату услуг связи.
Заявитель указал, что согласно п. 1 ст. 53 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" (далее - ФЗ "О связи") информация об абонентском номере является конфиденциальной и в силу ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - ФЗ "О персональных данных") относится к персональным данным физического лица.
Исходя из понятия конфиденциальности, содержащегося в п. 7 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", конфиденциальная информация не может быть предоставлена третьим лицам без согласия ее обладателя. Аналогичное правило установлено ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных". В перечень случаев, в которых персональные данные могут обрабатываться и в том числе передаваться третьим лицам без согласия субъекта персональных данных, установленный п. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных", запрос судебного пристава-исполнителя не входит.
Ни Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - ФЗ "О судебных приставах"), ни Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - ФЗ "Об исполнительном производстве") не предоставляют судебным приставам-исполнителям право получать персональные данные без согласия их субъектов, не устанавливают условия получения персональных данных, не определяют круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также полномочия судебного пристава-исполнителя по обработке полученных персональных данных.
В исключительных случаях информация об абонентах может быть предоставлена государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации (ст. 64 ФЗ "О связи"), к числу которых судебные приставы-исполнители не относятся.
В обоснование своих требований заявитель также сослался на разъяснения Минкомсвязи России, изложенные в письмах от 06.08.2009 № П15-1-18-3269 и от 29.09.2009 № НМ П12-5342.
Кроме того, общество считает, что не обладает никакой информацией, которая может потребоваться судебному приставу-исполнителю в целях исполнения им своих задач.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против заявленных требований, пояснив, что судебный пристав-исполнитель имеет право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию в соответствии с п. 2 ст. 12, п. 2 ст. 14 ФЗ "Об исполнительном производстве".
Статьей 53 ФЗ "О связи" предусмотрено, что сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются конфиденциальной информацией, предоставление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только с согласия в письменной форме абонентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Такие случаи предусмотрены ст. 64 ФЗ "Об исполнительном производстве" и ст. ст. 12, 14 ФЗ "О судебных приставах".
Пункт 2 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" в данном случае не применим, так как не регламентирует порядок предоставления запрашиваемой информации. Кроме того, ст. 9 данного закона устанавливает, что указанным федеральным законом и другими федеральными законами предусматриваются случаи предоставления субъектом персональных данных своих персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Информация об абонентском номере должника запрошена с целью реализации задач службы судебных приставов, которая может позволить установить и имущественное положение должника.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ВымпелКом" зарегистрировано в качестве юридического лица и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027700166636.
02.10.2009 судебный пристав-исполнитель Мещовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Калужской области в рамках исполнительного производства № 29/35/1736/3/2009, возбужденного на основании исполнительного листа мирового судьи судебного участка № 39 Мещовского района Калужской области от 29.09.2009 № 2-378/2009 о взыскании задолженности с Петухова Алексея Алексеевича, направил в адрес руководителя Калужского филиала ОАО "ВымпелКом" запрос, в котором просил предоставить в течение семи дней со дня получения запроса информацию о наличии у должника договора на оказание услуг сотовой связи, номере мобильного телефона, размере денежных средств, затраченных на оплату услуг связи.
В ответ на указанный запрос из Калужского филиала ОАО "ВымпелКом" поступило письмо от 22.10.2009 № 4769/09 за подписью директора Калужского филиала общества, которым отказано в предоставлении сведений об абонентах и оказываемых им услугах связи, указав, что запрошенные судебным приставом-исполнителем сведения являются конфиденциальными.
В связи с отказом в предоставлении запрошенной информации судебный пристав-исполнитель направил в адрес ОАО "ВымпелКом" уведомление от 25.11.2009 № 7243, в котором сообщил, что 14.12.2009 в 14.00 в каб. 23 в Мещовском районном отделе судебных приставов УФССП по Калужской области будет рассматриваться вопрос о привлечении ОАО "ВымпелКом" к административной ответственности.
14.12.2009 судебный пристав-исполнитель вынес постановление о наложении штрафа за неисполнение третьим лицом требований судебного пристава-исполнителя, которым привлек ОАО "ВымпелКом" к административной ответственности по ч. 3 ст. 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 113 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, иного нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ч. 3 ст. 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как установлено выше, оспариваемое постановление от 14.12.2009 вынесено судебным приставом-исполнителем по факту непредоставления обществом информации о наличии договора на оказание услуг сотовой связи, номере мобильного телефона, размере денежных средств, затраченных на оплату услуг связи у должника-гражданина в рамках возбужденного судебным приставом-исполнителем исполнительного производства.
Как установлено ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Как отметил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем Определении от 28.08.2009 № ВАС-8888/09 по делу № А75-5548/2008, неисполнение судебного акта противоречит основам исполнительного производства, задачам судопроизводства в арбитражных судах Российской Федерации и нарушает право каждого на справедливое судебное разбирательство (учитывая, что стадия исполнительного производства является составной частью права на суд), гарантированные ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 30.03.1998 № 54-ФЗ.
Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, на который Федеральными законами от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах" и 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" возложена задача по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
В силу ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
При этом в соответствии с названной статьей, а также ст. 14 данного закона, судебный пристав-исполнитель имеет право, в том числе, получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки.
Информация в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, предоставляется по требованию судебного пристава в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок.
Законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.
Невыполнение законных требований судебного пристава, в том числе непредоставление информации, предусмотренной п. 2 настоящей статьи, или предоставление недостоверной информации, а также действия, препятствующие исполнению служебных обязанностей судебным приставом, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в постановлении от 14.05.2003 № 8-П "По делу о проверке конституционности п. 2 ст. 14 Федерального закона "О судебных приставах" в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа", предписание п. 2 ст. 14 о том, что информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами-исполнителями своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок, в нормативном единстве с абз. 2 п. 2 ст. 12, закрепляющим право судебного пристава-исполнителя получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки, имеет под собой объективные и не противоречащие Конституции Российской Федерации основания и распространяется на все органы, организации, должностных лиц и граждан.
Таким образом, истребование судебным приставом-исполнителем сведений у общества при совершении им мер по правильному и своевременному исполнению судебных актов не может быть признано незаконным.
Суд не принимает во внимание довод заявителя о том, что информация об абонентском номере является конфиденциальной и в силу ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" относится к персональным данным физического лица и не может быть передана судебному приставу-исполнителю, как основанный на неверном толковании норм права.
В соответствии с ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются конфиденциальной информацией и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации. К сведениям об абонентах относятся, в том числе, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование. Запрошенная судебным приставом-исполнителем информация также относится к персональным данным в силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных", согласно которому под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ п. 2 ст. 14 "О персональных данных" конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания. В силу п. 1 ст. 6 названного закона обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 названной статьи. В пп. 1 ч. 2 ст. 6 Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" в числе исключений названы случаи, при которых обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора.
Анализ ч. 1 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", п. 2 ст. 12, ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах" свидетельствует о том, что Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах" относятся к числу предусмотренных пп. 1 ч. 2 ст. 6 Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" федеральных законов, предусматривающих возможность получения судебным приставом-исполнителем персональных данных без согласия их субъектов.
Информация о телефонном номере, размере денежных средств, затраченных на оплату услуг связи должником, запрошена судебным приставом-исполнителем в рамках возбужденного исполнительного производства с целью реализации задач службы судебных приставов, предусмотренных ст. 1 Федерального закона "О судебных приставах", ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Возможность использования данной информации в рамках исполнительного производства оговорена в ст. 24 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", предусматривающей возможность извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве, об исполнительных действиях и мерах принудительного исполнения посредством телефонограмм. Условием получения информации является запрос судебного пристава-исполнителя, содержащий требование о предоставлении информации о субъекте персональных данных, указанном в ч. 4 ст. 49 Закона № 229-ФЗ, в отношении которого в соответствии со ст. 30 Закона № 229-ФЗ возбуждено исполнительное производство.
Полномочия судебного пристава-исполнителя на обработку персональных данных определены абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона "О судебных приставах", п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", которыми закреплено право судебного пристава-исполнителя на получение необходимой информации при совершении исполнительных действий.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах" обязывает судебного пристава-исполнителя использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (ст. 13), что предполагает недопустимость разглашения ставших ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей сведений о персональных данных лица.
Таким образом, взаимосвязанные положения, закрепленные ст. ст. 6, 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. ст. 12, 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах" свидетельствуют, что судебный пристав-исполнитель, действуя в рамках публичной функции по принудительному исполнению, вправе требовать предоставления персональных данных физического лица, а оператор персональных данных обязан предоставить такие сведения.
Также суд отклоняет ссылку общества на положения ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", так как положения данной нормы, регулирующей особенности взаимодействия судебного пристава-исполнителя с отдельными организациями, не ограничивают закрепленные ст. ст. 6, 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. ст. 12, 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах" полномочия судебного пристава-исполнителя на запрос необходимых сведений у всех иных органов, организаций, должностных лиц и граждан.
Кроме того, суд не может согласиться с толкованием заявителем положений п. 1 ст. 64 Федерального закона "О связи", так как наличие у государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, права на получение информации о пользователях услугами связи не исключает права на получение соответствующей информации у иных органов, в случаях предусмотренных положениями ч. 2 ст. 6 Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Довод заявителя о том, что запрошенная судебным приставом-исполнителем информация не является необходимой для целей исполнительного производства, несостоятелен, так как запрос судебного пристава-исполнителя о предоставлении информации подлежит безукоснительному исполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами и не подлежит оценке ими на предмет необходимости информации для нужд исполнительного производства.
Ссылка заявителя на позицию Минкомсвязи России, изложенную в письме от 06.08.2009 № П15-1-18/3269, признается судом необоснованной, так как Положением о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 418, Минкосвязи России не предоставлено полномочий по разъяснению законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что постановление о наложении штрафа от 14.12.2009 вынесено законно и обоснованно и соответствует действующему законодательству.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом "ВымпелКом", г. Москва, в лице Калужского филиала открытого акционерного общества "ВымпелКом", г. Калуга, требований о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа от 14.12.2009 отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья
А.Н.Ипатов




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Центрального округа от 28.06.2010 по делу № А23-6348/2009А-13-289 постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2010 по данному делу оставлено без изменения.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2010 по делу № А23-6348/2009А-13-289 данное решение решение отменено. Заявленные требования удовлетворены.

Решение Арбитражного суда Калужской области от 15.01.2010 по делу № А23-6348/09А-13-289
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по части 3 статьи 17.14 КоАП РФ оказано, поскольку взаимосвязанные положения, закрепленные Федеральными законами "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах", свидетельствуют, что судебный пристав-исполнитель, действуя в рамках публичной функции по принудительному исполнению, вправе требовать предоставления персональных данных физического лица, а оператор персональных данных обязан предоставить такие сведения.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru