Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новгородская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 17 сентября 2010 г. № 3850/02

Резолютивная часть решения оглашена 14 сентября 2010 года
В полном объеме решение изготовлено 17 сентября 2010 года
Зарегистрировано 17.09.2010
Комиссия Новгородского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
<...> - председатель комиссии, руководитель Управления,
<...> - член комиссии, главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления.
<...> - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления,
при участии представителей:
от ООО "Межмуниципальная управляющая компания "Окуловкасервис" (далее - ООО "МУК "Окуловкасервис") по доверенности от 23 августа 2010 года № <...> <...>,
от ООО "Управляющая компания "Мастер плюс" по доверенности от 30 августа 2010 года № <...> <...>,
рассмотрев дело № 18 по признакам нарушения ООО "МУК "Окуловкасервис" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции),

установила:

в Управление поступило заявление от прокуратуры Окуловского района Новгородской области по факту необоснованного установления ООО "МУК "Окуловкасервис", занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по вывозу твердых бытовых отходов (далее - ТБО), различных цен (тарифов) на один и тот же товар.
Из указанного заявления и приложенных к нему документов следует, что ООО "Управляющая компания "Мастер плюс" и ООО "Управляющая компания "Мастер" осуществляют аналогичные виды деятельности, а именно: управление многоквартирными жилыми домами. Директором ООО "Управляющая компания "Мастер" и генеральным директором ООО "МУК "Окуловкасервис" является <...>.
Между ООО "МУК "Окуловкасервис" и ООО "Управляющая компания "Мастер плюс" заключен договор на уборку, вывоз и размещение твердых бытовых и иных отходов от 01.07.2009 № 146, при этом расчетной единицей является квадратный метр обслуживаемой жилой площади. Между ООО "МУК "Окуловкасервис" и ООО "Управляющая компания "Мастер" заключен договор на уборку, вывоз и размещение твердых бытовых и иных отходов от 01.09.2009 № 152, при этом расчетной единицей принят кубический метр вывезенных отходов.
Вследствие данных действий ООО "Управляющая компания "Мастер плюс" платило значительно больше по сравнению с ООО "Управляющая компания "Мастер". Заявитель полагает, что в указанных действиях содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о конкуренции.
Представитель ООО "Управляющая компания "Мастер плюс" также подтвердила, что предприятие платило больше, чем ООО "Управляющая компания "Мастер". Если бы платили по тарифу для ООО "Управляющая компания "Мастер", то могли бы использовать высвободившиеся денежные средства на благоустройство территории и на другие нужды, связанные с содержанием и ремонтом обслуживаемых многоквартирных жилых домов.
Представитель ООО "МУК "Окуловкасервис" признал тот факт, что ООО "МУК "Окуловкасервис" занимает доминирующее положение на рынке услуг по вывозу ТБО, но не согласен с тем, что ООО "МУК "Окуловкасервис" инкриминируется злоупотребление доминирующим положением (нарушение ст. 10 Закона о конкуренции), поскольку ущерб потерпело само ООО "МУК "Окуловкасервис", так как <...> действовал в своих личных интересах, пользуясь служебным положением. <...> намеренно предъявлял ООО "Управляющая компания "Мастер" к оплате счета за услуги по вывозу ТБО по ненадлежащим тарифам, хотя ООО "Управляющая компания "Мастер" также должно было оплачивать указанные услуги из расчета за кв. метр.
Заслушав пояснения сторон, изучив имеющиеся в деле документы, комиссия установила следующее:
По результатам проведенного анализа конкурентной среды на рынке услуг по вывозу твердых бытовых отходов на территории г. Окуловка Новгородской области доля ООО "Межмуниципальная управляющая компания "Окуловкасервис" на рассматриваемом товарном рынке за 2009 год составила 99,4 %. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Таким образом, ООО "МУК "Окуловкасервис" занимает доминирующее положение на рынке услуг по вывозу ТБО на территории г. Окуловка Новгородской области.
ООО "Управляющая компания "Мастер плюс" обслуживает жилые многоквартирные дома общей площадью 6493,7 кв. м. ООО "Управляющая компания "Мастер" обслуживает жилые многоквартирные дома общей площадью 7701,7 кв. м.
В 2009 году цены без НДС на услуги ООО "МУК "Окуловкасервис" по сбору и вывозу твердых отходов составляли:
бюджетным и прочим потребителям 353,80 руб. за 1 куб. м в соответствии с приказом генерального директора ООО "МУК "Окуловкасервис" от 11.01.2009 № 7,
для населения (управляющих компаний, ТСЖ и т.п.) 2,02 руб. за 1 кв. м общей площади в соответствии с заключением ООО "Эксперт".
В 2010 году цены без НДС на услуги ООО "МУК "Окуловкасервис" по сбору и вывозу твердых отходов в соответствии с приказом генерального директора ООО "МУК "Окуловкасервис" от 11.01.2010 № 2 составляли:
бюджетным и прочим потребителям 435,71 руб. за 1 куб. м,
для населения (управляющих компаний, ТСЖ и т.п.) 2,87 руб. за 1 кв. м общей площади.
Следовательно, цены для бюджетных и прочих потребителей были повышены на 23,2 процента, а для населения (управляющих компаний, ТСЖ и т.п.) - на 42,1 % процента.
В соответствии с п. 5.1 договоров на уборку, вывоз и размещение твердых бытовых и иных отходов цена на указанные услуги договорная. Стоимость уборки, вывоза и размещения твердых бытовых отходов может быть пересмотрена в зависимости от изменения цен и тарифов на материалы, топливо, другие виды затрат, изменения условий затрат и инфляционных процессов. Изменение цены на уборку, вывоз и размещение твердых бытовых отходов между Исполнителем и Заказчиком оформляется письменно.
С 01.09.2009 ООО "Управляющая компания "Мастер" в соответствии с Договором от 01.09.2009 № 152 выставлялись счета за уборку и вывоз ТБО от жилых домов по тарифу 383,80 руб. (без НДС) за куб. м, а с 01.01.2010 - по тарифу 435,71 руб. (без НДС) за куб. м.
Тогда как ООО "Управляющая компания "Мастер плюс" в соответствии с Договором от 01.07.2009 № 146 выставлялись счета за уборку и вывоз ТБО от жилых домов в 2009 году по тарифу 2,38 руб. (с НДС) за кв. м, а с 01.01.2010 - по тарифу 2,87 руб. (без НДС) за кв. м, что подтверждается представленными по запросам Управления копиями счетов-фактур.
Из вышеизложенного следует, что ООО "МУК "Окуловкасервис" для ООО "Управляющая компания "Мастер плюс" и ООО "Управляющая компания "Мастер" за одну и ту же услугу - уборку, вывоз и размещение твердых бытовых и иных отходов, установлены различные цены.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, в том числе пунктом 6 части 1 статьи 10 указанного Закона запрещено экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом, и пунктом 8 части 1 указанной статьи запрещены такие действия, как создание дискриминационных условий.
В соответствии с п. 8 ст. 4 Закона о конкуренции: "Дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами".
В рассматриваемом случае ООО "МУК "Окуловкасервис" создало дискриминационные условия, а именно условия приобретения услуги по уборке, вывозу и размещению твердых бытовых и иных отходов, при которых ООО "Управляющая компания "Мастер плюс" поставлено в неравное положение по сравнению с ООО "Управляющая компания "Мастер" по условиям приобретения данных услуг.
Кроме того, из справки по начислению и оплате счетов-фактур ООО "Управляющая компания "Мастер" и письма ООО "МУК "Окуловкасервис" от 07.09.2010 исх. № 1684 усматривается, что долг ООО "Управляющая компания "Мастер" с февраля 2009 года по май 2010 года составляет <...> руб., а из-за применения заниженных тарифов ООО "МУК "Окуловкасервис" причинен ущерб на сумму <...> руб. Таким образом, в результате применения заниженных тарифов и невзимания платы ООО "Управляющая компания "Мастер" получило преимущество при приобретении услуг ООО "МУК "Окуловкасервис" в размере <...> руб.
Ущемление интересов других лиц в результате действий занимающим доминирующее положение ООО "МУК "Окуловкасервис" заключается в следующем.
Стоимость оказанных ООО "МУК "Окуловкасервис" услуг для ООО "Управляющая компания "Мастер плюс" превышала почти в 9 раз сумму, выставленную ООО "Управляющая компания "Мастер" за эти же услуги. При этом ущемлены и интересы граждан, проживающих в обслуживаемом ООО "Управляющая компания "Мастер плюс" жилом фонде, поскольку именно их денежные средства шли на оплату услуг ООО "МУК "Окуловкасервис" в большем по сравнению с другими жителями размере.
Из письма ООО "Управляющая компания "Мастер плюс" от 07.09.2010 исх. № 31 следует, что ООО "МУК "Окуловкасервис" в результате выставления счетов ООО "Управляющая компания "Мастер" по заниженным тарифам недополучило доходы, вследствие чего с 01.01.2010 был повышен тариф с 2,02 за кв. м до 2,87 за кв. м. В случае получения ООО "МУК "Окуловкасервис" доходов по одинаковым тарифам повышение тарифа для населения могло бы быть значительно меньшим, что непосредственно затрагивает интересы ООО "Управляющая компания "Мастер плюс" в части экономного использования денежных средств на содержание жилья.
Комиссия считает, что рассмотрение вопроса о нарушении установленного правовыми актами порядка ценообразования и установление, поддержание монопольно высокой цены на оказываемые ООО "МУК "Окуловкасервис" услуги выходит за рамки данного дела.
Материалы дела подтверждают, что ООО "МУК "Окуловкасервис" создало дискриминационные условия, а именно условия приобретения управляющими компаниями, ТСЖ, а также иными хозяйствующими субъектами, обслуживающими жилой фонд, т.е. конкурирующими на одном и том же товарном рынке, услуги по вывозу ТБО.
Изучив имеющиеся в деле материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, на основании вышеизложенного комиссия пришла к выводу, что ООО "МУК "Окуловкасервис" своими действиями нарушило часть 1 статьи 10 Закона о конкуренции, в том числе пункты 6 и 8 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции.
На момент вынесения решения по рассматриваемому делу ООО "МУК "Окуловкасервис" в добровольном порядке прекратило нарушение антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать в действиях ООО "МУК "Окуловкасервис" нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в совершении действий занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которых явилось ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение пунктов 6 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившееся в установлении и создании дискриминационных условий, а именно условий приобретения услуги по уборке, вывозу и размещению твердых бытовых и иных отходов, при которых ООО "Управляющая компания "Мастер плюс" поставлено в неравное положение по сравнению с ООО "Управляющая компания "Мастер".

2. Выдать ООО "МУК "Окуловкасервис" предписание о совершении действий по обеспечению конкуренции, направленных на предупреждение создания дискриминационных условий, и с этой целью, в случае изменения тарифов на услуги ООО "МУК "Окуловкасервис" по вывозу ТБО, представить в Новгородское УФАС России надлежащим образом заверенные копии документов, предусмотренных п. 5.1 договоров на уборку, вывоз и размещение твердых бытовых и иных отходов с управляющими компаниями, ТСЖ, а также иными хозяйствующими субъектами, обслуживающими жилой фонд.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении должностного лица - генерального директора ООО "МУК "Окуловкасервис" <...>.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель комиссии
<...>

Члены комиссии
<...>
<...>




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Новгородского УФАС РФ от 17.09.2010 № 3850/02
<О нарушении законодательства о конкуренции, выразившемся в необоснованном установлении лицом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по вывозу твердых бытовых отходов, различных цен (тарифов) на один и тот же товар>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru