Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 мая 2009 г. № 3-40/2009

(извлечение)

Приморский краевой суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.Л. о признании недействующими в части постановления Губернатора Приморского края от 16.07.2008 № 63-пг и утвержденного им "Порядка и условий предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края",

установил:

С.Л. обратилась в суд с заявлением об оспаривании в части постановления Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 г. № 63-пг и утвержденного им "Порядка и условий предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края" (далее - Порядка) в части, ссылаясь на то, что указанные нормативные правовые акты нарушают ее права и законные интересы как ветерана труда на получение установленной пунктом 4 части 1 статьи 4 Закона Приморского края "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" льготы в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, электроснабжению и отоплению.
В обоснование заявления указала, что пункт 2 указанного постановления и утвержденный им Порядок изданы Губернатором Приморского края с превышением компетенции, в подтверждение чего сослалась на положения статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции РФ, статью 160 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем просила признать их недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, отдельные пункты Порядка просила признать недействующими в части со дня его принятия, уточнив до начала судебного разбирательства объем и основания заявления в данной части.
Так, пункт 3 раздела 2 Порядка просила признать недействующим в части, начиная со слов "Денежная выплата..." и заканчивая словами "- о способе доставки выплаты", ссылаясь на то, что оспариваемая в части норма не соответствует статье 28 Федерального закона "О ветеранах", т.к. требует от граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в качестве ветеранов труда, предоставить иные документы, кроме удостоверения ветерана, - письменное заявление с указанием определенной информации, а также статье 6 Федерального закона "О персональных данных", запрещающей обработку персональных данных без согласия самого гражданина.
Пункт 6 раздела 2 Порядка, устанавливающий обязанность граждан, ранее не получавших меры социальной поддержки, обращаться в уполномоченный орган с заявлением, и установление им срока начала выплат, начиная с месяца, следующего за обращением, противоречит статье 28 Федерального закона "О ветеранах", т.к. ею такая обязанность не предусмотрена и в силу данной нормы Федерального закона меры социальной поддержки должны быть предоставлены со дня предъявления соответствующего удостоверения, а не со следующего месяца.
Норма пункта 9 раздела 2 Порядка, начиная со слов "Граждане, получающие денежную выплату..." и заканчивая словами "...в течение одного месяца после наступления этих событий" в действующем механизме правового регулирования мер социальной поддержки не соответствует Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В частности, ею не определен исчерпывающим образом перечень обстоятельств, о которых получатель денежной выплаты должен информировать уполномоченный орган, а также конкретных документов, которые необходимо представить, что влечет неоднозначное понимание и истолкование данной нормы, отсутствие ее правовой определенности. Кроме того, пункт 9 в указанной выше части ставит возможность получения денежной выплаты заявителем в установленном размере в зависимость от предоставления дополнительных документов, не предусмотренных статьей 28 Федерального закона "О ветеранах".
Пункт 10 раздела 2 Порядка в части, начиная со слов "...заявления получателя..." и заканчивая словами "...пунктом 9 настоящего раздела..." также противоречит статье 28 Федерального закона "О ветеранах", т.к. обязывает заявителя подавать заявление о перерасчете размера выплаты.
В судебное заседание С.Л. не явилась, будучи надлежаще извещенной о месте и времени судебного разбирательства, обратилась с письменным заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие, но с участием ее представителя С.А.
В суде представитель С.Л. С.А. заявление поддержал с учетом вынесенного судьей определения от 27 апреля 2009 г. об отказе в принятии заявления в части и внесенных в заявление уточнений.
Представитель Губернатора Приморского края М.Н. с заявлением С.Л. не согласилась, просила в его удовлетворении отказать по следующим доводам.
Вопрос о компетенции Губернатора Приморского края при принятии оспариваемого акта являлся предметом рассмотрения Приморского краевого суда по делу по заявлению прокурора Приморского края. Решением Приморского краевого суда от 18 декабря 2008 г. и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 марта 2009 г. установлено, что порядок принятия оспариваемого нормативного акта соблюден, акт принят в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации и компетенции Губернатора края.
Оспариваемый акт принят в целях определения порядка предоставления мер социальной поддержки, в том числе ветеранам труда, к которым относится и заявительница. Определение такого порядка в отношении ветеранов труда соответствует статьям 10, 22 Федерального закона № 5-ФЗ "О ветеранах", Закону Приморского от 29 декабря 2004 г. № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", статье 26.1, пункту 3 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Заявитель С.Л. как ветеран труда с 1998 г. на момент принятия оспариваемого акта уже являлась получателем мер социальной поддержки, в соответствии с пунктом 5 раздела 2 Порядка выплата такой категории граждан производится без подачи заявления, в связи с этим утверждение С.Л. о том, что пунктом 3 раздела 2 Порядка на нее незаконно возлагается обязанность по предоставлению письменного заявления, является необоснованным.
Утверждение С.Л. о нарушении пунктом 3 раздела 2 Порядка статьи 6 Федерального закона "О персональных данных" закону не соответствует. На нее не возлагается обязанность по предоставлению персональных данных в понимании статьи 3 указанного Федерального закона.
Утверждение заявителя о противоречии пункта 6 раздела 2 Порядка статье 28 Федерального закона "О ветеранах" безосновательно, т.к. указанной нормой Федерального закона не определен период начисления мер социальной поддержки.
Заявитель не указала, каким образом нарушены ее права и законные интересы пунктами 6, 9, 10 раздела 2 Порядка.
Пункты 9 и 10 раздела 2 Порядка не устанавливают дополнительных обязанностей, обусловливающих возможность получения мер социальной поддержки.
Выслушав представителя заявителя, представителя Губернатора Приморского края, заключение прокурора, полагавшего, что заявление подлежит частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление С.Л. подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
Суд установил, что С.Л. является ветераном труда с 1998 г., до 1 августа 2008 г. получала меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в натуральном виде - ей предоставлялась скидка в оплате коммунальных услуг в размере 50%. С 1 августа 2008 г., когда оспариваемыми нормативными правовыми актами установлено, что указанные меры социальной поддержки предоставляются в денежной форме и ими определены порядок и условия их предоставления, С.Л. вплоть до ее обращения в суд с настоящим заявлением такая социальная поддержка не оказывалась.
Суд считает, что С.Л. принадлежит право обратиться в суд с настоящим заявлением, т.к. оспариваемыми актами затрагиваются ее права.
Заявитель оспаривает пункт 2 постановления Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 г. № 63-пг "О форме, порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края" и утвержденный им "Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края" в части по мотиву превышения при их издании Губернатором Приморского края своей компетенции.
Между тем, вопрос о превышении полномочий Губернатора Приморского края при издании оспариваемых нормативных правовых актов уже являлся предметом проверки в порядке нормоконтроля.
Вступившим в законную силу решением Приморского краевого суда по делу № 3-133/2008, в рамках которого прокурором Приморского края оспаривались указанное постановление и утвержденный им Порядок в части, установлено, что порядок принятия указанного постановления Губернатора соблюден, оно принято в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации, а довод прокурора о превышении полномочий при издании постановления Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 г. № 63-пг несостоятелен. Этим же решением суда установлено соответствие формы и соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта.
В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ и с учетом особенностей рассмотрения дел о признании недействующими нормативных правовых актов (глава 24 ГПК РФ) данные выводы суда по делу № 3-133/2008 имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела. Повторной проверке указанные обстоятельства не подлежат.
В то же время, применительно к такой льготной категории граждан как ветеран труда, к которой относится заявитель С.Л., компетенция Губернатора Приморского края при издании оспариваемых нормативных правовых актов указанным выше решением суда не проверялась.
Суд полагает, что при издании оспариваемых нормативных правовых актов и в отношении данной категории граждан Губернатор Приморского края действовал в пределах своих полномочий.
Это следует из положений статей 10, 22 Федерального закона "О ветеранах", в силу которых меры социальной поддержки ветеранов труда являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации и определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 4 Закона Приморского края от 29.12.2004 № 206-КЗ (в редакции от 30.04.2009) Губернатор Приморского края наделен полномочиями по установлению формы, порядка и условий предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг ветеранам труда.
В связи с изложенным суд не находит оснований для удовлетворения заявления С.Л. о признании недействующими пункта 2 постановления Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 г. № 63-пг и утвержденного им Порядка в части по мотиву издания данных нормативных правовых актов Губернатором края с превышением компетенции.
Вместе с тем, суд полагает, что заявление С.Л. об оспаривании в части пунктов 3, 6, 9, 10 раздела 2 Порядка подлежит частичному удовлетворению.
Данные пункты Порядка регулируют вопросы предоставления льгот, в том числе ветеранам труда, поэтому суд проверяет их законность в оспариваемой С.Л. части в полном объеме по всем имеющим значение основаниям.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству (части 2 и 3 статьи 76 Конституции РФ).
Согласно статье 28 Федерального закона "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 г. либо Правительством РФ.
Данная норма Федерального закона распространяется и на ветеранов труда.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ указанное выше решение Приморского краевого суда от 18 декабря 2008 г. по делу № 3-133/2008 частично отменено и в отмененной части вынесено новое решение об удовлетворении заявления прокурора относительно пункта 3 раздела 2 Порядка в оспариваемой прокурором части. Верховный Суд РФ в своем определении указал, что предусмотренное указанным пунктом требование о предоставлении получателем льгот иных, помимо соответствующего удостоверения (справки) документов, противоречит установленному федеральным законодательством (ст. 15 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991, ст. 28 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995, ст. 14 Федерального закона № 175-ФЗ от 26.11.1998, ст. 5 Федерального закона № 2-ФЗ от 10.01.2002, ст. 3 Указа Президента РФ № 1235 от 15.10.1992, п. 3 постановления Правительства РФ № 901 от 27.07.1996, № 763 от 19.12.2003), что соответствующие удостоверения (справки) дают их обладателям право на меры социальной поддержки с момента их предъявления.
Данный вывод Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, сделанный в отношении части пункта 3 раздела 2 Порядка, также имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
Пункт 3 раздела 2 Порядка в оспариваемой С.Л. части, определяющий условия для назначения денежной выплаты, возлагает на получателя льгот обязанность указать в заявлении о предоставлении денежной выплаты сведения о составе семьи и социальном статусе членов семьи (работающий, студент, учащийся, пенсионер, безработный и др.), наличии льготных статусов, родственных отношений к заявителю, об условиях проживания (характеристика жилья, наличие видов услуг).
Между тем, возложение такой обязанности на получателя льгот противоречит указанному выше федеральному законодательству, которое не обусловливает реализацию льгот предоставлением их получателем указанных выше дополнительных сведений, обозначенных в пункте 3 раздела 2 Порядка.
В то же время суд не находит оснований к признанию противоречащим федеральному законодательству оспариваемой С.Л. части пункта 3 раздела 2 Порядка в целом.
Так, суд считает необоснованными доводы С.Л. о противоречии федеральному законодательству положения данного пункта о том, что денежная выплата назначается на основании письменного заявления гражданина.
Обращение льготных категорий граждан за предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг носит заявительный характер: гражданин, выражая свою волю на реализацию права, обращается в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. Иное противоречило бы принципу диспозитивности, предполагающему, что граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (пункт 1 статьи 9 Гражданского кодекса РФ). Требование оспариваемого пункта Порядка о письменной форме такого обращения обеспечивает правовую определенность в отношениях по предоставлению мер социальной поддержки, поскольку позволяет зафиксировать его.
Также суд не находит оснований к признанию противоречащим федеральному законодательству оспариваемого заявителем положения пункта 3 раздела 2 Порядка об указании в письменном заявлении о назначении денежной выплаты сведений о способе ее доставки.
Пунктом 1 постановления Губернатора края от 16 июля 2008 г. № 63-пг установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края, предоставляются в форме денежной выплаты.
Пунктом 3 раздела 3 Порядка предусмотрена возможность перечисления денежной выплаты в кредитные организации на счета получателей денежной выплаты на основании их заявлений либо путем выплаты (доставки) через почтамты управления Федеральной почтовой связи Приморского края.
Противоречий данных положений оспариваемых постановления и Порядка федеральному законодательству не установлено. Иными нормативными правовыми актами, имеющими большую по отношению к ним юридическую силу, данный вопрос не урегулирован.
Следовательно, выражение получателем денежной выплаты в письменном заявлении о ее назначении своего волеизъявления в отношении способа ее доставки закону также не противоречит.
Пункт 6 раздела 2 Порядка в оспариваемой части устанавливает, что гражданам, впервые обращающимся в территориальный отдел с заявлением на денежную выплату, ранее не получавшим меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в денежной или натуральной форме, меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются с месяца, следующего за месяцем обращения.
Суд полагает, что пункт 6 раздела 2 Порядка в оспариваемой части противоречит статье 28 Федерального закона "О ветеранах", т.к. устанавливает иной, чем это определено указанной нормой Федерального закона, момент, с которого подлежат предоставлению меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг - с месяца, следующего за месяцем обращения, а не по предъявлении ветераном удостоверения.
По мотивам, изложенным в настоящем решении в отношении пункта 3 раздела 2 Порядка, суд также находит противоречащими федеральному законодательству положения пунктов 9 и 10 раздела 2 Порядка в оспариваемой части, т.к. ими на получателей денежной выплаты возложены дополнительные по сравнению с законом обязанности при получении мер социальной поддержки.
Так, пунктом 9 раздела 2 Порядка на получателя денежной выплаты неправомерно возлагается обязанность подавать в территориальный отдел заявления об обстоятельствах, влияющих на изменение размера денежной выплаты (изменение состава семьи, площади занимаемого помещения, перечня услуг, места регистрации, льготного статуса и др.), а также обстоятельствах, влекущих прекращение денежной выплаты, и предоставлять документы, подтверждающие изменения, в течение одного месяца после наступления этих событий. Пункт 10 раздела 2 Порядка корреспондирует пункту 9, так как предусматривает в оспариваемой части, что размер денежной выплаты пересчитывается на основании заявления получателя денежной выплаты, поданного в соответствии с пунктом 9 настоящего раздела.
Суд не может согласиться с доводами представителя Губернатора Приморского края о том, что указанные нормы не возлагают на получателей денежной выплаты обязанностей, а предоставляют им право обратиться с соответствующим заявлением.
Данные доводы опровергаются предписывающим характером положений оспариваемой части пунктов 9 и 10 раздела 2 Порядка.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку в настоящем случае признанные судом противоречащими федеральному законодательству положения пунктов 3, 6, 9, 10 раздела 2 Порядка применялись до вынесения решения и на их основании были реализованы права граждан, суд полагает, что их надлежит признать недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 253 ГПК РФ суд возлагает на Губернатора Приморского края обязанность опубликовать сообщение о решении после вступления его в законную силу в официальном печатном издании - "Приморская газета".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197, 198, 252, 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление С.Л. удовлетворить частично.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу утвержденный постановлением Губернатора Приморского края от 16.07.2008 № 63-пг "Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края" в следующей части: пункт 3 раздела 2 в части, начиная со слов "...- о составе семьи..." и заканчивая словами "...(характеристика жилья, наличие видов услуг)"; пункт 6 раздела 2 в части, начиная со слов "Гражданам, впервые обращающимся..." и заканчивая словами "...следующего за месяцем обращения"; пункт 9 раздела 2 в части, начиная со слов "Граждане, получающие денежную выплату..." и заканчивая словами "...в течение одного месяца после наступления этих событий"; пункт 10 раздела 2 в части, начиная со слов "...заявления получателя..." и заканчивая словами "...пунктом 9 настоящего раздела, или...".
В остальной части в удовлетворении заявления С.Л. отказать.
Обязать Губернатора Приморского края опубликовать сообщение о решении суда после вступления его в законную силу в издании "Приморская газета".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления через Приморский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья
Т.П.НУЖДЕНКО




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Приморского краевого суда от 19.05.2009 № 3-40/2009
<О признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Порядка и условий предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края, утвержденного постановлением Губернатора Приморского края от 16.07.2008 № 63-пг>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru