Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 июля 2008 г. по делу № А33-6084/2008

Судья Арбитражного суда Красноярского края Ярош Г.В.
рассмотрел в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Сибирский Экспресс" (г. Красноярск)
к федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" (г. Красноярск)
о признании недействительным открытого конкурса.
В судебном заседании участвовали:
от истца: Тимофеев Д.Ю. - представитель по договоренности от 01.05.2008,
от ответчика: Панченко В.Ю. - проректор по правовой работе и государственному заказу (доверенность от 14.04.2008 № 315/л).
Протокол настоящего судебного заседания велся судьей Ярош Г.В.
Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании 27 июня 2008 года. В полном объеме решение изготовлено 4 июля 2008 года.

Общество с ограниченной ответственностью "Сибирский Экспресс" обратилось в арбитражный суд к федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" с иском о признании недействительным открытого конкурса.
Исковое заявление принято к производству Арбитражного суда Красноярского края. Определением от 20.05.2008 возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание. Определением от 09.06.2008 подготовка дела к судебному разбирательству признана оконченной, дело назначено к судебному разбирательству.
Ответчик иск не признал, сославшись на то, что конкурсная документация открытого конкурса № 28-08 соответствует требованиям Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд № 94-ФЗ.
При этом ответчик ссылается на следующее:
- федеральному государственному образовательному учреждению "Сибирский Экспресс" не поступало запросов о разъяснении положений конкурсной документации по открытому конкурсу № 28-08, разъяснения не публиковались. Размещение на официальном сайте для размещения заказов информации о разъяснении положений конкурсной документации от 23.04.2008 вызвано технической ошибкой специалистов при работе с официальным сайтом при размещении информации об изменении положений конкурсной документации по открытому конкурсу 28-08, которая была опубликована 28.04.2008.
- обязательными требованиями при установлении порядка оценки заявок являются критерии оценки, их содержание и значимость, иных каких-либо требований к установлению в конкурсной документации порядка оценки и сопоставления заявок ни Законом, ни какими-то ни было нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Лучшие условия исполнения контракта определяются исходя из следующей значимости критериев: качество услуг - значимость критерия 20%, сроки оказания услуг - значимость критерия - 30%, объем предоставления гарантии качества услуг - значимость критерия 30%, цена контракта - значимость критерия 20%. Таким образом, в конкурсной документации открытого конкурса № 28-08 заказчиком установлены критерии оценки и сопоставления заявок, их содержание и значимость, то есть порядок оценки и сопоставления заявок.
Истец нормативно не обосновал довод о необходимости указания в конкурсной документации порядка определения суммы процентов по каждому критерию, формул определения суммы процентов.
- в соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" № 94-ФЗ перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается.
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 236-р от 27.02.2008 утвержден Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона. Размещение заказов на услуги гостиниц и ресторанов (код деятельности 5500000), кроме кодов 5520101 - 5520209, 5520302, 5520303, 5520304, 5520306, 5520308, 5520309, должно производиться путем проведения аукциона.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг в услуги гостиниц и ресторанов (вид деятельности 5500000) включен вид деятельности 5510010 Услуги гостиниц (виды деятельности 5510100 - 5510500), в том числе и деятельность по бронированию мест в гостиницах (5510100).
Предметом открытого конкурса № 28-08 является не услуга "бронирование гостиниц", а "оказание услуг по организации поездок преподавателей, молодых преподавателей аспирантов и докторантов, инженерно-технических, административно-управленческих кадров Сибирского федерального университета для участия в научных и образовательных конференциях, съездах и иных мероприятиях, повышения квалификации, стажировок, переподготовки и обучения в Российской Федерации и за рубежом, услуг по организации привлечения ведущих российских и зарубежных ученых, высококвалифицированных специалистов, в том числе визит-профессоров, специалистов из бизнеса для участия в учебном процессе и научно-исследовательской деятельности".
Весь комплекс услуг, составляющих предмет открытого конкурса № 28-08, не подпадает под требования, установленные частью 4 статьи 10 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" № 94-ФЗ, так как комплекс услуг оказывается по конкретным заявкам заказчика, для него нет функционирующего рынка, сравнивать услуги только по их ценам невозможно.
- положение пункта 3.2.19. конкурсной документации, согласно которому "в исключительных случаях Заказчик вправе требовать от Исполнителя оплату услуг, аналогичных услугам, предусмотренным настоящей конкурсной документацией, предоставляемых Заказчику третьими лицами" предусматривает возможность заказчика в исключительных, имеющих место в практике случаях, указать конкретную организацию (предприятие, учреждение), осуществляющую организацию научных и образовательных конференций, съездов и иных мероприятий, повышения квалификации, стажировок, переподготовки и обучения, привлечения ведущих российских и зарубежных специалистов, в том числе визит-профессоров, специалистов из бизнеса, когда российские и зарубежные образовательные и научные учреждения организуют и проводят указанные мероприятия только через конкретную организацию (предприятие, учреждение) и отказываются от взаимодействия с исполнителем, определенным по результатам открытого конкурса.
- согласно тексту извещения о проведении открытого конкурса предмет конкурса сформулирован как "оказание услуг по организации поездок преподавателей, молодых преподавателей, аспирантов и докторантов, инженерно-технических, административно-управленческих кадров Сибирского федерального университета для участия в научных и образовательных конференциях, переподготовки и обучения в Российской Федерации и за рубежом, услуг по организации привлечения ведущих российских и зарубежных ученых, высококвалифицированных специалистов, в том числе визит-профессоров, специалистов из бизнеса для участия в учебном процессе и научно-исследовательской деятельности".
Определение объема оказываемых услуг на этапе подготовки конкурсной документации объективно невозможно, поскольку зависит от множества разнообразных, не поддающихся регистрации факторов, таких как: время проведения научных и образовательных конференций, съездов, повышения квалификации, стажировок, переподготовки и обучения в Российской Федерации и за рубежом; возможности применения графиков учебного процесса в университете в связи с выбытием преподавателей, возможности самих сотрудников университета выехать на указанные мероприятия; переговоры с принимающими сторонами; обстоятельств, связанных с возможностями конкретных ведущих российских и зарубежных ученых, в то числе высококвалифицированных специалистов, из бизнеса приехать в университет для участия в учебном процессе и научно-исследовательской деятельности и др.
В связи с тем, что объем услуг на момент подготовки конкурсной документации четко определен быть не может, ссылка заказчика в конкурсной документации на оказание услуг по конкретным заявкам заказчика, исходя из общего объема услуг на сумму, не превышающую начальную (максимальную) цену контракта, является достаточным (и единственно возможным) указанием объема требуемых услуг.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено.
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" 29 марта 2008 объявило о проведении открытого конкурса № 28-08 "По выбору Исполнителя для оказания услуг по организации поездок преподавателей, молодых преподавателей аспирантов и докторантов, инженерно-технических, административно-управленческих кадров Сибирского федерального университета для участия в научных и образовательных конференциях, съездах и иных мероприятиях, повышения квалификации, стажировок, переподготовки и обучения в Российской Федерации и за рубежом, услуг по организации привлечения ведущих российских и зарубежных ученых, высококвалифицированных специалистов, в том числе визит-профессоров, специалистов из бизнеса для участия в учебном процессе и научно-исследовательской деятельности".
Согласно извещению о проведении открытого конкурса начальная (максимальная) цена контракта 66 400 тыс. руб., вскрытие конвертов - 29.04.2008 в 14 часов 00 минут по адресу г. Красноярск, пр. Свободный, 79, 4 корпус, конференц-зал, рассмотрение заявок и подведение итогов - 19.05.2008 по адресу г. Красноярск, пр. Свободный, 79, 4 корпус, конференц-зал.
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирский Экспресс" обратилось к ответчику с просьбой о предоставлении конкурсной документации. 15 апреля 2008 года конкурсная документация была представлена ответчиком в электронном виде.
Ссылаясь на то, что в ходе ознакомления с условиями открытого конкурса обществом с ограниченной ответственностью "Сибирский Экспресс" были установлены нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, истец просит признать недействительным открытый конкурс № 28-08 "По выбору Исполнителя для оказания услуг по организации поездок преподавателей, молодых преподавателей аспирантов и докторантов, инженерно-технических, административно-управленческих кадров Сибирского федерального университета для участия в научных и образовательных конференциях, съездах и иных мероприятиях, повышения квалификации, стажировок, переподготовки и обучения в Российской Федерации и за рубежом, услуг по организации привлечения ведущих российских и зарубежных ученых, высококвалифицированных специалистов, в том числе визит-профессоров, специалистов из бизнеса для участия в учебном процессе и научно-исследовательской деятельности", проводимый федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет".
В обоснование исковых требований истец ссылается на следующее:
1) При ознакомлении с условиями открытого конкурса № 28-08в соответствующем разделе на сайте www.zakupki.gov.ru общество с ограниченной ответственностью "Сибирский Экспресс" установило, что 23 апреля 2008 года ответчиком были осуществлены разъяснения положений конкурсной документации (номер извещения 3, номер выпуска 5(2008). В нарушение требований статьи 24 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" № 94-ФЗ такое разъяснение не было размещено заказчиком на официальном сайте с указанием предмета запроса.
2) Федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" в конкурсной документации установлены следующие критерии и их значимость:
качество услуг - 20%;
сроки выполнения услуг - 30%;
объем представления гарантии качестве услуг - 30%;
цена контракта - 20%.
Конкурсной документацией не установлен порядок определения размера процентов по каждому критерию, отсутствует формула определения суммы процентов.
В проекте государственного контракта отсутствует раздел, которым предусматривается определение размера вознаграждения исполнителя.
3) В условиях открытого конкурса № 28-08 одним из видов оказания услуг определено бронирование гостиниц.

Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" № 94-ФЗ перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается.
4) В нарушение требований пункта 5 статьи 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" № 94-ФЗ Пунктом 3.2.21. Конкурсной документации открытого конкурса № 28-08 определено условие, по которому заказчик вправе в любое время приостановить или прекратить подачу заявок исполнителю при прекращении потребности заказчика в услугах исполнителя или по иным обстоятельствам без объяснения причин приостановления или прекращения подачи заявок.
5) Пунктом 3.2.19 конкурсной документации открытого конкурса № 28-08 установлено требование, по которому в исключительных случаях заказчик вправе требовать от исполнителя оплату услуг, аналогичных услугам, предусмотренным настоящей конкурсной документацией, предоставляемых Заказчиком третьими лицами.
Указанное положение противоречит бюджетному законодательству и законодательству по размещению государственного заказа.
6) В нарушение требований пункта 4 части 4 статьи 21 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" № 94-ФЗ в извещении и в конкурсной документации не указаны сведения об объеме (количестве) оказываемых услуг.
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирский Экспресс" подало заявку на участие в открытом конкурсе № 28-08 23 мая 2008 года.
30 мая 2008 года был составлен протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе № 28-08 по выбору исполнителя на право заключения контракта для оказания услуг по организации поездок преподавателей, молодых преподавателей аспирантов и докторантов, инженерно-технических, административно-управленческих кадров Сибирского федерального университета для участия в научных и образовательных конференциях, съездах и иных мероприятиях, повышения квалификации, стажировок, переподготовки и обучения в Российской Федерации и за рубежом, услуг по организации привлечения ведущих российских и зарубежных ученых, высококвалифицированных специалистов, в том числе визит-профессоров, специалистов из бизнеса для участия в учебном процессе и научно-исследовательской деятельности.
Согласно протоколу от 03.06.2008 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе № 28-08 по выбору исполнителя на право заключения контракта для оказания услуг по организации поездок преподавателей, молодых преподавателей аспирантов и докторантов, инженерно-технических, административно-управленческих кадров Сибирского федерального университета для участия в научных и образовательных конференциях, съездах и иных мероприятиях, повышения квалификации, стажировок, переподготовки и обучения в Российской Федерации и за рубежом, услуг по организации привлечения ведущих российских и зарубежных ученых, высококвалифицированных специалистов, в том числе визит-профессоров, специалистов из бизнеса для участия в учебном процессе и научно-исследовательской деятельности конкурс признан несостоявшимся, поскольку только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, признан участников конкурса.
В протоколе от 03.06.2008 указано на то, что обществу с ограниченной ответственностью "Сибирский Экспресс" отказано в допуске к участию в конкурсе из-за непредставления документов, определенных частью 3 статьи 25 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд": не представлена полученная не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенная копия такой выписки, не представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду часть 5 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

В соответствии с частью *** статьи 10 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" нарушение предусмотренных указанным Законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
На день обращения истца с иском открытый конкурс № 28-08 не был проведен, на указанную дату были размещены извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация открытого конкурса № 28-08 по выбору исполнителя на право заключения контракта для оказания услуг по организации поездок преподавателей, молодых преподавателей аспирантов и докторантов, инженерно-технических, административно-управленческих кадров Сибирского федерального университета для участия в научных и образовательных конференциях, съездах и иных мероприятиях, повышения квалификации, стажировок, переподготовки и обучения в Российской Федерации и за рубежом, услуг по организации привлечения ведущих российских и зарубежных ученых, высококвалифицированных специалистов, в том числе визит-профессоров, специалистов из бизнеса для участия в учебном процессе и научно-исследовательской деятельности.
Исходя из заявленных требований, в предмет доказывания по данному делу входят нарушение положений действующего законодательства при размещении ответчиком конкурсной документации и нарушение прав и законных интересов лица, их оспаривающего.
Правила и порядок организации проведения конкурсов на размещение государственных заказов регламентируются Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Истец ссылается на то, что при ознакомлении с условиями открытого конкурса № 28-08в соответствующем разделе на сайте www.zakupki.gov.ru было установлено, что 23 апреля 2008 года ответчиком были осуществлены разъяснения положений конкурсной документации (номер извещения 3, номер выпуска 5(2008)). В нарушение требований статьи 24 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" № 94-ФЗ такое разъяснение не было размещено заказчиком на официальном сайте с указанием предмета запроса.
Ответчик пояснил, что запросов о разъяснении положений конкурсной документации по открытому конкурсу № 28-08 в его адрес не поступало, разъяснения не публиковались. Появление на официальном сайте для размещения заказов информации о разъяснении положений конкурсной документации от 23.04.2008 вызвано технической ошибкой специалистов при работе с официальным сайтом при размещении информации об изменении положений конкурсной документации по открытому конкурсу № 28-08, которая была опубликована 28.04.2008.
Истец не представил документы, подтверждающие то обстоятельство, что ответчиком осуществлялось разъяснение положений конкурсной документации.
В подпункте 14 части 4 статьи 22 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частями 4 - 6 статьи 28 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
На основании части 7 статьи 28 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в части 4 статьи 28, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
До настоящего времени такой порядок не установлен.
Согласно части 7 статьи 65 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" до установления Правительством Российской Федерации порядка оценки заявок на участие в конкурсе при размещении заказа на поставку определенных видов товаров, выполнение определенных видов работ, оказание определенных видов услуг для государственных или муниципальных нужд порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается заказчиком в соответствии с Законом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в части, не противоречащей Федеральному закону "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а при отсутствии таких нормативных правовых актов - самостоятельно в соответствии Законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". При этом заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса, приглашении принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации должны устанавливаться критерии, предусмотренные Законом, и их значения.
Пункт 23 конкурсной документации открытого конкурса № 28-08 содержит раздел "Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе", в котором предусмотрено следующее: "Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.
Лучшие условия исполнения контракта определяются исходя из следующей значимости критериев:
качество услуг (лучшие условия по данному критерию определяются исходя из минимальных требований к оказанию услуг, указанных в пункте 3 конкурсной документации) - значимость критерия 20%,
сроки оказания услуг (лучшие условия по данному критерию определяются исходя из наименьших временных затрат, в соответствии с максимально допустимыми требованиями по срокам к оказанию услуг, указанными в пункте 3 конкурсной документации, минимизации промежуточных сроков оказания объема услуг по каждой заявке и пр.) - значимость критерия 30%,
объем предоставления гарантии качества услуг (лучшие условия предоставления гарантии качества услуг) - значимость критерия 30%,
цена контракта (определяется по минимальному показателю в сравнении с показателем, указанным в пп. 3.2.5. конкурсной документации) - значимость критерия 20%.
Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе присвоен первый номер".
Таким образом, в конкурсной документации открытого конкурса № 28-08 установлены критерии оценки и сопоставления заявок, их содержание, значимость.
Довод истца о том, что в конкурсной документации должен содержаться порядок определения суммы процентов по каждому критерию, формулы определения сумм процентов, не обоснован ссылками на нормативные акты.
Необоснованной является ссылка истца на отсутствие в проекте государственного контракта раздела, которым предусматривается определение размера вознаграждения исполнителя.
В пункте 3.2.5. 2 конкурсной документации указано на то, что максимальный размер вознаграждения исполнителя не должен превышать 5% от стоимости предоставляемой услуги, размер вознаграждения является критерием оценки и сопоставления заявок по цене контракта.
Необоснованным является ссылка истца на нарушение в конкурсной документации открытого конкурса № 28-08 требований пункта 4 статьи 10 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Предметом открытого конкурса № 28-08 является не услуга "бронирование гостиниц", а "Оказание услуг по организации поездок преподавателей, молодых преподавателей, аспирантов и докторантов, инженерно-технических, административно-управленческих кадров Сибирского федерального университета для участия в научных и образовательных конференциях, съездах и иных мероприятиях, повышения квалификации, стажировок, переподготовки и обучения в Российской Федерации и за рубежом, услуг по организации привлечения ведущих российских и зарубежных ученых, высококвалифицированных специалистов, в том числе визит-профессоров, специалистов из бизнеса для участия в учебном процессе и научно-исследовательской деятельности. Таким образом, весь комплекс услуг, составляющий предмет открытого конкурса № 28-08, не подпадает под требования, установленные частью 4 статьи 10 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в связи с чем ответчиком правомерно способ размещения заказа определен в форме открытого конкурса, а не аукциона.
Предусмотренное пунктом 3.2.21 конкурсной документации открытого конкурса № 28-08 условие, по которому заказчик вправе в любое время приостановить или прекратить подачу заявок исполнителю при прекращении потребности заказчика в услугах исполнителя или по иным обстоятельствам без объяснения причин приостановления или прекращения подачи заявок, не противоречит пункту 5 статьи 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Пункт 3.2.19 конкурсной документации предусматривает право заказчика в исключительных случаях требовать от исполнителя оплату услуг, аналогичных услугам, предусмотренным конкурсной документацией, предоставляемых заказчику третьими лицами. Указанный пункт не противоречит требованиям бюджетного законодательства и законодательства о размещении заказов, поскольку при реализации данного положения конкурсной документации не происходит перемены поставщика (исполнителя, подрядчика).
Необоснованным является довод истца о том, что конкурсная документация открытого конкурса № 28-08 не соответствует требованиям пункта 4 части 4 статьи 21 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"; в извещении и в конкурсной документации не указаны сведения об объеме (количестве) оказываемых услуг.
Истец не обосновал необходимость указания в извещении о проведении конкурса конкретных единиц измерения услуг по организации поездок преподавателей, молодых преподавателей, аспирантов и докторантов, инженерно-технических, административно-управленческих кадров Сибирского федерального университета для участия в научных и образовательных конференциях, съездах и иных мероприятиях, повышения квалификации, стажировок, переподготовки и обучения в Российской Федерации и за рубежом, услуг по организации привлечения ведущих российских и зарубежных ученых, высококвалифицированных специалистов, в том числе визит-профессоров, специалистов из бизнеса для участия в учебном процессе и научно-исследовательской деятельности.
Пунктом 4 части 4 статьи 21 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что в извещении о проведении открытого конкурса должен быть указан предмет государственного или муниципального контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Поскольку объем оказываемых услуг зависит от таких факторов, как время проведения научных и образовательных конференций, съездов, повышения квалификации, стажировок, переподготовки и обучения в Российской Федерации и за рубежом, от возможности изменения графиков учебного процесса в университете в связи с выбытием преподавателей, возможности самих сотрудников университета выехать на указанные мероприятия. В связи с данным обстоятельством на момент подготовки конкурсной документации объем оказываемых услуг в числовом выражении не может быть определен. Закон о размещении заказов на требует указания объема оказываемых услуг в числовом выражении.
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирский Экспресс" подало заявку на участие в открытом конкурсе № 28-08 23 мая 2008 года. С иском о признании открытого конкурса № 28-08 недействительным общество с ограниченной ответственностью "Сибирский Экспресс" обратилось с иском в арбитражный суд 19 мая 2008 года, то есть до подачи заявки на участие в открытом конкурсе № 28-08.
Таким образом, на момент обращения истца с иском общество с ограниченной ответственностью "Сибирский Экспресс" не являлось заинтересованным лицом, чье нарушенное право будет восстановлено в результате признания открытого конкурса недействительным.
Из материалов дела усматривается, что согласно протоколу от 03.06.2008 истец не был допущен к участию в конкурсе № 28-08 в связи с тем, что в представленном им пакете документов отсутствовали полученная не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенная копия такой выписки, а также документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.
Отказ в допуске к участию в конкурсе истцом не обжаловался.
Поскольку истец не был допущен к участию в конкурсе № 28-08, им не доказано, что он является лицом, имеющим юридически значимую заинтересованность в оспаривании размещения муниципального заказа, а именно что его права были нарушены в результате проведения торгов с нарушением закона и эти права будут восстановлены в результате признания торгов недействительными.
На основании изложенного исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Сибирский экспресс" не подлежат удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

В иске отказать.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.

Судья
Г.В.ЯРОШ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.10.2008 № А33-6084/08-Ф02-4846/08 данное решение оставлено без изменения.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.08.2008 № А33-6084/2008-03АП-2188/2008 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 04.07.2008 № А33-6084/2008
<Поскольку истец на основании норм закона не был допущен к участию в конкурсе, а следовательно, его права не были нарушены в результате проведения торгов с нарушением закона, юридическая заинтересованность в оспаривании размещения муниципального заказа у него отсутствует>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru