Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 16 сентября 2010 г. № А54-3982/2010-С3

(извлечение)

В Арбитражный суд Рязанской области обратилось Управление внутренних дел по городу Рязани (далее по тексту - административный орган, заявитель, Управление, УВД по г. Рязани) с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Дартс" (далее по тексту - ООО "Дартс", общество, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения в помещении, расположенном по адресу: г. Рязань.
Представители административного органа и ответчика в судебное заседание не явились.
Копию определения суда от 13.08.2010 о принятии заявления к производству, подготовке и назначении к судебному разбирательству дела об административном правонарушении представитель заявителя получил 18.08.2010, что подтверждается уведомлением Почты России.
Общество извещалось судом по юридическому адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (г. Рязань), а также определение было направлено в адрес директора общества. Однако, определения суда, направленные по юридическому адресу и в адрес места жительства директора, возвращены отделением почтовой связи в связи с отсутствием адресатов по указанным адресам.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле, считается надлежаще извещенным, если копия судебного акта, направленная Арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал Арбитражный суд.
Основываясь на данной норме закона, суд считает, что ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем, в силу ч. 3 ст. 156, ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя и ответчика в судебном заседании.
Из материалов настоящего дела следует: 21.06.2010 инспектором ОБППРиИАЗ МОБ УВД по г. Рязани проведена проверка соблюдения ООО "Дартс" требований федерального законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность по организации и проведению азартных игр.
В ходе проверки осуществлен осмотр клуба, принадлежащего ООО "Дартс", расположенного по адресу: г. Рязань (договор аренды нежилого помещения от 27.02.2010).
При осмотре установлено, что в данном помещении располагаются 18 электронных автоматов. Все они находятся во включенном состоянии и имеют свободный доступ для посетителей (протокол осмотра помещений, территорий от 21.06.2010).
Посетитель клуба Б.П.С. пояснил, что целью посещения им клуба является игра на игровых автоматах, для чего оператору клуба переданы денежные средства в сумме 100 рублей, которые были выставлены на электронном автомате (100 баллов). При этом при определенном совпадении различных картинок на мониторе автомата сумма кредита увеличивается (баллы начисляются), при отсутствии таких совпадений сумма кредита уменьшается (баллы снимаются). О проведении какой-либо лотереи Б.П.С. известно не было (объяснение от 21.06.2010).
Оператор клуба ООО "Дартс" Р.Ю.А. (трудовой договор № 2 от 15.06.2010) от дачи объяснений отказалась в соответствии со статьей 51 Конституции РФ (объяснения от 21.06.2010).
В соответствии с протоколом от 21.06.2010, у ООО "Дартс" были арестованы электронные автоматы в количестве 18 штук.
Посчитав, что указанные действия Общества фактически являются заключением пари между участником и организатором азартной игры, Управление 23.07.2010 составило протокол № 62 ЮЛ 09 001317 об административном правонарушении, в котором сделан вывод о наличии в действиях ООО "Дартс" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно - осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием электронного оборудования без специального разрешения в игорной зоне.
Протокол составлен в отсутствие законного представителя общества. О времени и месте рассмотрения материалов проверки и составлении протокола об административном правонарушении представитель общества извещался путем направления телеграмм по месту регистрации юридического лица, а также по месту жительства директора общества - Б.В.В.
С целью привлечения ООО "Дартс" к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявитель обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявленное Управлением требование не подлежит удовлетворению. При этом Арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом.
Статьей 1 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" определено, что данный Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 данного Закона.
Согласно статье 3 Федерального закона № 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем: выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Согласно статье 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" под деятельностью по организации и проведению азартных игр понимается деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры. Игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр. Игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляются исключительно в игорных заведениях, которые, в свою очередь, могут быть открыты исключительно в игорных зонах. Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений (статья 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").
В статье 9 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлено, что на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ с 01.07.2009 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" деятельность по организации и проведению азартных игр вне игровых зон не подлежит лицензированию и является запрещенной (кроме деятельности по проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах). Следовательно, нарушение прямого запрета на осуществление такой деятельности не может быть квалифицировано как осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). С 01.07.2009 положения пунктов 76 и 77 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании определенных видов деятельности" по организации и проведению азартных игр, утратили силу.
Частью 4 статьи 5 Закона № 244-ФЗ установлено, что игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Открытие новых игорных заведений вне игорных зон с 01.01.2007 запрещено, и не подлежит лицензированию либо открытию на основании специального разрешения вне игорных зон. Согласно части 2 статьи 20 Закона № 128-ФЗ, подпункт 77 пункта 1 статьи 17 утрачивает силу с 30 июня 2009 года, а Законом № 244-ФЗ предусмотрен прямой запрет на осуществление деятельности игорных заведений вне игорных зон.
Поэтому проведение прямо запрещенной деятельности, на которую в силу закона не может быть выдано специальное разрешение (лицензия) не подлежит квалификации как осуществление такой деятельности без лицензии. Указанный вывод соответствует правовой позиции суда Двадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлениях от 17.12.2009 по делу № А54-5362/2009, от 22.12.2009 по делу № А54-5078/2009, а также позиции Федерального Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлениях от 13.05.2010 по делу № А54-633/2010, от 13.05.2010 по делу № А54-634/2010.
Исходя из вышеуказанных положений законодательства, деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорной зоны в смысле, который придается Федеральным законом № 244-ФЗ, не может быть квалифицирована по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как установлено судом и следует из объяснений Б.П.С. (посетителя игрового клуба) от 21.06.2010 в игровом клубе Общества осуществлялась азартная игра с применением электронных игровых автоматов. Б.П.С. показал, что он передал оператору клуба 100 руб., после чего оператор установил на электронном автомате 100 баллов. Он начал игру. В ходе игры в зависимости от совпадений игровых комбинаций его кредит то возрастал то уменьшался. Сегодня в игре ему не повезло и он проиграл все деньги. Перед началом игры его никто не предупреждал о проведении лотереи. Кроме того, каких-либо чеков, квитанций, товаров, лотерейных билетов сотрудник клуба ему не давал.
Таким образом, материалами проверки подтверждено, что ООО "Дартс" осуществляло деятельность по проведению азартной игры с использованием электронных игровых автоматов вне игорных зон.
Проведение Обществом прямо запрещенной деятельности, на которую не может быть в силу закона выдано специальное разрешение (лицензия), не подлежит квалификации как осуществление такой деятельности без лицензии.
Таким образом, в действиях ООО "Дартс" отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Учитывая изложенное, в удовлетворении требований Управления о привлечении ООО "Дартс" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует отказать.
В силу положений части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу.
Учитывая изложенное, 18 электронных автоматов, арестованных в соответствии с протоколом от 21.06.2010 ареста товаров, транспортных средств и иных вещей, подлежат освобождению из-под ареста.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявления Управления внутренних дел по городу Рязани о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Дартс" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения в помещении, расположенном по адресу: г. Рязань, отказать.
2. Управлению внутренних дел по городу Рязани снять арест, наложенный согласно протоколу ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 21.06.2010 на оборудование (электронные автоматы) в количестве 18 штук, находящихся на ответственном хранении по адресу: г. Рязань.
3. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.09.2010 № А54-3982/2010-С3
<В удовлетворении исковых требований отказано, поскольку проведение ответчиком прямо запрещенной деятельности, на которую не может быть выдано специальное разрешение (лицензия), не подлежит квалификации как осуществление такой деятельности без лицензии>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru